Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коррекция психологических особенностей личности подростков из неблагополучных семей социально-педагогическими технологиями



 

В рамках коррекционной работы с неблагополучными семьями и подростками, воспитывающимися в них, нами был разработан социально-педагогический проект «Благополучные семьи = счастливые дети».

Целью данного социального проекта является оказание помощи неблагополучным семьям в преодолении трудной жизненной ситуации, коррекция психологических особенностей личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Задачи:

1. организация совместной работы всех заинтересованных структур;

2. социализация детей из неблагополучных семей в современное общество путем организации тренинговой работы;

3. раскрытие воспитывающего потенциала семьи через организацию школы родителей «Прежде всего, мы родители»;

4. оказание помощи подросткам в профессиональном выборе;

5. организация цикла занятий "Твой выбор твое будущее" (профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ, СПИДа);

6. профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Целевая группа: неблагополучные семьи, подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семья (группа «Б»)

Основными направлениями работы являются:

- информационно-просветительская (выпуск информационного бюллетеня по особенностям работы с данной категорией, распространение прогрессивного опыта путем проведения семинаров и лекториев);

- научно-исследовательская работа (изучение психологических особенностей личности подростков, воспитывающихся в неблагополучных семьях);

- организация культурного досуга, отдыха (проведение спортивных, культурно-массовых мероприятий);

- обучение родителей основам семейного воспитания.

- психологическая помощь (оказание содействия в преодолении трудных жизненных ситуаций, активизация собственных усилий граждан и семей, создание условий для самостоятельного решения ими возникающих проблем.

План реализации проекта приведен в Приложении Л, пошаговый план реализации проекта – Приложение М.

Перспективные результаты проекта:

1. повышение квалификации специалистов;

2. оказание социальных услуг для целевой группы;

3. информационная поддержка потребителей социальных услуг;

4. консультации, тренинги и т. д.;

5. издание бюллетеня,

6. внедрение проекта

Реализация данного проекта позволит проанализировать причины семейного неблагополучия и обозначить основные направления в решении данной проблемы, оптимизировать детско-родительские отношения, оказать содействие в профессиональном выборе, провести коррекцию нарушений эмоциональной сферы, обеспечить социализацию детей в общество.

В рамках реализации проекта нами также были разработаны практические рекомендации специалистам социально-педагогических служб по работе с неблагополучными семьями

Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

¾ воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;

¾ вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;

¾ являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;

¾ пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;

¾ оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Нами разработаны рекомендации специалистам социальных служб, исходя из указанных критериев неблагополучности.

Оба родителя злоупотребляют алкоголем:

¾ наблюдение и консультации психолога образовательного учреждения (для подростков)

¾ оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным ее членам

¾ дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе

¾ вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т. д.)

¾ консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов

¾ приглашение на родительские собрания специалистов (психиатра, нарколога и т. д.)

¾ организация родительских собраний «на дому» (для отдаленных от школы населенных пунктов)

¾ консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения

¾ перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, вечернюю школу, ПТУ и т. д.

¾ работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи (по необходимости)

¾ возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)

Полная семья: один из родителей злоупотребляет спиртными напитками:

¾ наблюдение и консультация психолога

¾ беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем

¾ вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования

¾ дополнительная помощь в учебе со стороны учителей

¾ привлечение здорового члена семьи и ребенка к занятиям детско-родительской группы

¾ работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем по необходимости лечения от алкогольной зависимости

¾ индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье

¾ при асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальные попытки и т. п.) обследование подростка у детского психиатра

¾ при хроническомнеусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения

Неполная семья, родитель злоупотребляет спиртными напитками

¾ беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости

¾ наблюдение и консультации школьного психолога для ребенка

¾ вовлечение ребенка в работу кружков, секций, библиотеку (социальный педагог, классный руководитель)

¾ информирование органов опеки и попечительства о таких семьях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав

¾ направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

Опекунская семья: престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогические несостоятельные опекуны:

¾ вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы

¾ консультации психолога образовательного учреждения для опекунов

¾ индивидуальная работа психолога с ребенком

¾ помощь педагогов школы ребенку в учебе

¾ консультация психиатра

¾ возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т. д.)

¾ направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

Случаи выявления детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством или нахождение брошенных детей

¾ 102 – информирование милиции

¾ приют, отдел по охране и защите прав ребенка, больница для помещения ребенка на обследование

Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей

¾ наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога

¾ помощь психотерапевта семье и ребенку

¾ проведение семинаров, бесед, тематических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов

¾ вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции

Жесткое обращение с ребенком

¾ наблюдение учителя, психолога, социального педагога, социального работника

¾ консультация психолога, социального педагога, врача для родителей

¾ психотерапевтическая помощь родителям и детям

¾ привлечение к занятиям детско-родительской группы

¾ постановка семьи на учет в ИДН, консультации юристов

¾ привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье

Родители лишены родительских прав, дети находятся в государственных учреждениях:

¾ наблюдение и патронаж семьи социальным педагогом

¾ сбор информации о семье и о родственниках социальным педагогом, воспитателем

¾ восстановление отношений ребенка и семьи с помощью социального педагога

¾ организация руководителями учреждения встреч родителей и детей

¾ беседы, переписка, подготовка родителей к встрече с детьми администрацией государственного учреждения

¾ помощь со стороны окружения семьи

¾ привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях

Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

¾ социальный патронаж семьи социальным педагогом (социальным работником)

¾ консультации психолога учреждения для родителей и детей

¾ оказание материальной помощи детям организациями социальной защиты

¾ вовлечение педагогами ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т. д.

¾ оказание помощи ребенку в учебе со стороны педагогов

¾ направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения

¾ организация социальным педагогом посещения другой семьи с положительным психологическим климатом, совместный труд и досуг в ней

¾ восстановление родственных связей ребенка

¾ консультация юриста по вопросу получения отдельного жилья для ребенка по достижению совершеннолетия

¾ организация опекунства со стороны ближайших родственников

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.