Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личностные особенности подростков из неблагополучных семей



 

Исследовательская работа была организована на базе ГУ «Жодинский социально-педагогический центр» и УО СШ № 1 г. Жодино.

Целью проведения опытно-экспериментальной работы стало выявление психологических особенностей личности подростков из неблагополучных семей и возможности их коррекции социально-педагогическими технологиями.На первом этапе исследования нам предстояло выявить психологические особенности личности подростков из неблагополучных семей.

Всего в исследовании приняло участие 60 подростков, 30 из которых воспитываются в благополучных семьях (группа «А»), 30 – в неблагополучных семьях, состоящих на учете ГУ «Жодинский социально-педагогический центр» (группа «Б»). Средний возраст детей – 14,6 лет.

Для достижения поставленной цели был использован следующий диагностический инструментарий:

- Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности (Ладанов И. Д.). Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Позволяет выявить различные степени конфликтности личности, очень высокую степень, высокую; выраженную конфликтность, склонности избегать конфликтных ситуаций.

- Методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо– С. Рубинштейна. Целью методики изучение самооценки личности Т. Дембо–С. Рубинштейна является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

- «Шкала тревоги и тревожности Ч. Д. Спилберга» (адаптация Ю. Л. Ханина).

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч. Д. Спилбергером и адаптирован Ю. Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Результаты диагностики уровня конфликтности представлены в сводных таблицах. Для группы «А» – таблица П.А..1, для группы «Б» – таблица П.Б.1.

Для большей наглядности отобразим полученные данные в виде диаграмм.

Рисунок 2.1–Уровень конфликтности испытуемых группы «А»

 

Анализируя рисунок 2.1, можно отметить, что для большинства испытуемых группы «А» (44%) характерен умеренный уровень конфликтности, для 23% – склонностью избегать конфликт, и только для 33% характерен уровень конфликтности от выраженного до очень высокого.

На рисунке 2.2 отображены результаты исследования уровня конфликтности испытуемых группы «Б»

 

Рисунок 2.2– Уровень конфликтности испытуемых группы «Б»

Глядя на рисунок 2.2, можно отметить, что для большинства испытуемых группы «Б» характерен повышенный уровень конфликтности: для 40% очень высокий, для 20% – высокий. Только для 40% испытуемых уровень конфликтности колеблется от выраженного до склонности избегать конфликт.

Сравним данные, полученные в ходе диагностики уровня конфликтности, испытуемых обеих групп.

 

Рисунок 2.3–Сравнительный анализ уровня конфликтности испытуемых исследуемых групп

 

Изучив данных, отображенные на рисунке 2.3, можно отметить, что для испытуемых группы «А» характерна умеренная конфликтность, для испытуемых группы «Б» – очень высокая.Для определения наличий различий в исследуемых группах по уровню конфликтности, выполним матстатистический анализ данных. Для этого воспользуемся t-критерием Стьюдента. Произведенные расчеты приведены в таблице П.В.1. Выполненные матстатистические расчеты показали, что в исследуемых группах существуют различия в уровне конфликтности.

Анализ самооценки испытуемых проводился с помощью методики изучения самооценки качеств личности Т. Дембо–С. Рубинштейна.Результаты диагностики самооценки испытуемых приведены в сводных таблицах: для испытуемых группы «А» –таблица П.Г.1, для испытуемых группы «Б» – таблица П.Д.1.

Отобразим полученные результаты в виде диаграмм.

 

Рисунок 2.4– Уровень самооценки испытуемых группы «А»

 

На рисунке 2.4 видно, что для 50% испытуемых группы «А» характерен высокий уровень самооценки, для 43%– средний, и только для 75 – низкий.

Рисунок 2.5–Уровень самооценки испытуемых группы «Б»

 

Глядя на рисунке 2.5, можно отметить, что для 47% испытуемых группы «Б» характерен средний уровень самооценки, для 40% – низкий, и только для13% – высокий.

Сопоставим данные, полученные в ходе диагностики самооценки.

Рисунок 2.6– Сравнительный анализ уровня самооценки испытуемых исследуемых групп

 

Анализируя рисунок 2.6, можно отметить, что уровень самооценки у испытуемых исследуемых групп существенно различается. Так, для испытуемых группы «А» характер высокий уровень самооценки, для испытуемых группы «Б» – низкий.Для проверки выявленных различий выполним матстатистический анализ данных. Расчеты выполним с помощью t-критерия Стьюдента в Приложение Е.Проведенный матстатистический анализ подтвердил тот факт, что выявленные различия в уроне самооценки достоверны.

Следующим этапом диагностической части исследовательской работы стало выявление у испытуемых уровня тревожности. В качестве диагностического инструментария мы воспользовались методикой «Шкала тревоги и тревожности Ч. Д. Спилберга» (адаптация Ю. Л. Ханина). Данные, полученные в ходе диагностики подростков группы «А», приведены в таблице П.Ж.1.

Для наглядности эти данные отображены схематически на рисунках 2.7 и 2.8.

 

.8 - Уровень лично

стной тревожности испытуемых группы «Б»


Рисунок 2.7 - Уровень ситуативной тревожности испытуемых группы «А»

Рисунок 2.8 – Уровень личностной тревожности испытуемых группы «Б»

 

На основании данных, приведенных на рисунках 2.7 и 2.8, можно говорить о том, что для испытуемых группы «А» характерно следующее:

- ситуативная тревожность:

- 57% (17 человек) – низкий уровень;

- 33% (10 человек) – средний уровень;

- 10 % (3 человека) – высокий уровень.

- личностная тревожность:

- 63% (19 человек) – средний уровень;

- 27% (8 человек) – высокий уровень;

- 10 % (3 человека) – низкий уровень.

Данные, полученные в ходе диагностики подростков группы «Б», приведены в таблице 2.8 З. Для наглядности эти данные отображены схематически на рисунках 2.9 и 2.10



Рисунок 2.9–Уровень ситуативной тревожности испытуемых группы «Б»

 

Рисунок 2.10– Уровень личностной тревожности испытуемых группы А

 

На основании данных, приведенных на рисунках 2.9 и 2.10, можно говорить о том, что для испытуемых группы «Б» характерно следующее:

- ситуативная тревожность:

- 54% (16 человек) – высокий уровень;

- 43% (13 человек) – средний уровень;

- 3 % (1 человека) – низкий уровень.

- личностная тревожность:

- 57% (23 человека) – высокий уровень;

- 43% (7 человек) – средний уровень.

Таким образом, можно констатировать, для испытуемых группы «А» характерен низкий уровень ситуативной тревожности и средний уровень личностной, а для испытуемых группы «Б» – высокий уровень ситуативной и личностной тревожности.Результаты матстатистической проверки выявленных различий, выполненный с помощью t-критерия Стьюдента, приведен в таблице П.И.1 и таблице П.К.1. Матстатистический анализ показал, что у испытуемых существуют различия в ситуативной тревожности, а различия в личностной тревожности отнесены к зоне неопределенности.

Таким образом, после изучения психологических особенностей подростков из неблагополучных семей, можно говорить о том, что для них характерен очень высокий уровень конфликтности, высокий уровень ситуативной и личностной тревожности и низкий уровень самооценки.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.