В настоящее время белорусская семья сталкивается с целым рядом острых проблем, затрагивающих различные стороны ее жизнедеятельности и основные функции: репродуктивную, экономическую, социализирующую, рекреативную, воспитательную.
Являясь социальным институтом, семья испытывает те же социально-экономические потрясения, что и все наше общество. Уже давно ведутся разговоры о дисгармоничности неблагополучной семьи, отмечается ее несостоятельность в функциональном значении. Часты случаи в практике профессиональной деятельности психосоциальн
ых работников, когда неблагополучная семья не только не является психологическим убежищем для личности, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. Сегодня основная задача всех специалистов семьи и детства – найти оптимальные способы гармонизации отношений между детьми из неблагополучных семей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.
Научные исследования, посвященные вопросам жизнедеятельности современной семьи (работы Антонова А. И., Бойко В. В., Буянова М. Н., Вершловского С. Г., Волкова А. Г., Голода С. И., Демидова А.М., Ершовой Н. М., Еникеевой Д., Кона И. С, Копытенковой О. И., Оганяна K. M., Петряевской Л. Г., Торохтия B. C., Харчева A. M. и др.), свидетельствуют о том, что в развитии семьи, как фактора, обуславливающего формирование личности ребенка, в последние годы выявлены многие негативные тенденции:
- семья в значительной мере теряет свою стабильность, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов;
- следствием высокой разводимости супружеских пар является рост неполных семей, преимущественно материнских, воспитательный потенциал которых частично ослаблен из-за дефицита взаимодействия ребенка с одним из родителей, чаще всего с отцом;
- рост внебрачной рождаемости детей несовершеннолетними социально незрелыми матерями;
- увеличение количества неполных материнских семей вследствие гибели значительного числа молодых мужчин порой в результате асоциального образа жизни (алкоголизм, наркомания, длительные сроки пребывания в исправительно-трудовых учреждениях и т.п.).
И как следствие всему выше сказанному, стабильность в количестве неблагополучных семей.
Теоретическая неразработанность путей разрешения названных нами негативных тенденций и потребности практики в повышении эффективности взаимодействия специалиста социальной работы с родителями и детьми из неблагополучной семьи обусловили актуальность исследования данной проблемы.
Цель исследования – рассмотреть современные формы профилактики семейного неблагополучия в условиях отделения дневного пребывания Жодинского социально-педагогического центра
Объект исследования – семейное неблагополучие как социально-педагогическая проблема
Предмет исследования – организационно-педагогические условия оказания социально-педагогической помощи неблагополучной семье.
Гипотеза исследования. Деятельность социального работника по оказанию помощи неблагополучной семье может быть эффективной при следующих условиях:
- если будет осуществлен системный подход к изучению неблагополучной семьи как социального института и малой группы;
- изучены и приняты во внимание особенности происхождения разных видов неблагополучной семьи;
- осуществлен интегральный подход к построению теоретической модели оказания помощи неблагополучной семье;
- практически реализовано взаимодействие различных типов социальных и образовательных учреждений, оказывающих социально-педагогическую и психологическую помощь семьям.
- если специалист социальной работы, наряду с функциями социального педагога и практического психолога, в работе с родителями и детьми будет выступать как педагог и консультант по социально-правовой защите семьи;
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть неблагополучную семью, как объект социально-педагогической деятельности.
2. Проанализировать деятельность организаций, оказывающих социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям
3. Рассмотреть социально-педагогическую модель работы с неблагополучными семьями
4. Разработать социальный проект «Благополучные семьи = счастливые дети»
5. Составить практические рекомендации специалистам социальных служб по работе с неблагополучными семьями
Методы работы:
- диагностические: «Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности», «Методика изучения самооценки качеств личности» Т. Дембо – С. Рубинштейна, «Шкала тревоги и тревожности Ч. Д. Спилберга» (адаптация Ю. Л. Ханина).
- методы математической статистики: t-критерий Стьюдента, Т-критерий Вилкоксона.