Административно-Правовое Регулирование в сфере недропользования в российской федерации
ЮУрГУ – 030900.68.2015.368 Ю
Руководитель магистерской
диссертации
Повный Дмитрий Александрович,
доцент, кандидат
юридических наук
______________ 2015 г.
Автор магистерской
диссертации
магистрант группы Ю-368
Милославская Кристина Сергеевна
______________ 2015 г.
Нормоконтролер
Сощенко Д.Д.
_____________ 2015 г.
Челябинск 2015
АННОТАЦИЯ
Милославская К.С. магистерская диссертация «Административно-правовое регулирование в сфере недропользования в Российской Федерации»: ЮУрГУ, Ю-386, 116 с., библиогр. список – 77 наим.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере административно-правового регулирования в сфере недропользования в Российской Федерации.
Цель исследования является изучение административно-правовых проблем связанных с недропользованием в Российской Федерации.
Реализация данной цели исследования непосредственно связана с решением следующих задач:
1) изучить нормативно-правовую базу, касающуюся административно-правового регулирования в сфере недропользования,
2) проанализировать, историческое развитие административно-правовых основ режима недропользования;
3) рассмотреть стадии пользования недрами, а так же понятие, содержание и особенности механизма административно-правового регулирования недропользования;
4) определить основные органы исполнительной власти как субъекты административно-правового регулирования;
5) исследовать отношения, связанные с государственным контролем, надзором в сфере недропользования;
6) исследовать административную ответственность и наказания, применяемые за правонарушения в сфере недропользования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….……….4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ…………..9
1.1.Историческое развитие административно-правовых основ режима недропользования………………………………………………………………..……..9
1.2.Стадийность пользования недрами как важнейший элемент системы правового обеспечения рационального использования недр…………….……………….……16
1.3.Понятие, содержание и особенности механизма административно-правового регулирования недропользования……………………………………………………29
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ……………………….....41
2.1.Органы исполнительной власти как субъекты административно-правового регулирования в сфере недропользования…………………..………………………41
2.2.Государственный контроль и надзор недропользования…………...….………60
2.3.Административная ответственность и наказания, применяемые за правонарушения в сфере недропользования……………………………………….77
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере регулирования недропользования…………………………………………...113
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной экономической и политической ситуации в России важнейшей государственной задачей является обеспечение рационального использования недр как общенационального богатства. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля процесса недропользования, а так же действий регламентированных законодательством. Российская Федерация продолжает оставаться богатейшей страной в мире за счет значительных запасов лесных, биологических, водных ресурсов, многообразных полезных ископаемых в недрах. Однако, следует отметить, что в области правового регулирования отношений природопользования существует недоработанное Российское законодательство, отсутствие эффективной системы контроля за рациональным использованием и охраной природных ресурсов государственными уполномоченными органами. Главной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение устойчивого, безопасного и рационального использования ресурсов недр. Значение недропользования обусловливает сохранение публичного характера регулирования общественных отношений данной сферы, осуществляемого в основном административно-правовыми средствами, и требует высокой эффективности государственного управления. Между тем в сравнительно молодом, развивающемся механизме такого регулирования уже накопилось немало проблем, затрудняющих дальнейшее развитие минерально-сырьевого комплекса страны и ставящих под сомнение намечаемые государством перспективы.
Для нормального функционирования недропользования необходимо создание государством благоприятной правовой среды и обеспечение публичных интересов. Обладая властными полномочиями, государство должно применять их с учетом специфики недропользования, которое нуждается, в том числе и в административно-правовом регулировании. Такое регулирование представляется рассматривать через определенный механизм реализации функций органов исполнительной власти, деятельность которых в настоящее время реформируется. В этих условиях требуется дальнейшее концептуальное осмысление системы органов исполнительной власти, осуществляющих управление недропользованием. Механизм административно-правового регулирования недропользования в Российской Федерации и его элементы в современной научной литературе не получили еще необходимого освещения и требуют фундаментальной теоретической разработки.
Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что «проблемы механизма административно-правового регулирования не получили дальнейшего развития в юридической литературе. Отечественная правовая доктрина представлена преимущественно исследованиями отдельных элементов рассматриваемого механизма (административно-правовых норм, административных правоотношений и другого».
В этом контексте исследование административно-правового регулирования недропользования приобретает особую актуальность и, несомненно, представляет большой научный и практический интерес.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ механизма административно-правового регулирования недропользования и его отдельных элементов, выявление проблем нормативно-правового регулирования, разработка и теоретическое обоснование административно-правового регулирования недропользования как управленческого процесса, выявление специфики и причин публично-правовых конфликтов в области недропользования, а также разработка рекомендаций по их разрешению и предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с поставленной целью исследования выдвигаются следующие задачи:
¾ выявить специфику процесса недропользования как объекта административно-правового регулирования;
¾ раскрыть механизм административно-правового регулирования недропользования, внести предложения по совершенствованию его отдельных элементов;
¾ проанализировать нормативно-правовые основы государственного регулирования недропользования, особенности их становления и проблемы современного развития;
¾ определить правовой статус органов исполнительной власти как субъектов административно-правового регулирования недропользования, выявить проблемы их взаимодействия; сформулировать предложения, направленные на эффективную реализацию органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ своих полномочий и функций в области недропользования;
¾ выявить специфику конфликтов, связанных с нарушением административного законодательства в области недропользования, и исследовать их виды;
¾ исследовать государственного контроля и государственного надзора в сфере недропользования;
¾ исследовать отношения, связанные с государственным контролем, надзором в сфере недропользования;
¾ исследовать административную ответственность и наказания, применяемые за правонарушения в сфере недропользования.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе административно-правового регулирования в сфере недропользования.
Предметом исследования являются административно-правовые нормы, регулирующие недропользование в Российской Федерации и практика их реализации.
Методология и методика исследования.
Методологическую основу исследования составила совокупность общих, особенных и частных научных методов познания. Были использованы исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, логико-юридический, статистический, системно-структурный методы. Приоритет использования каждого из них определялся в зависимости от поставленных задач.
В работе использовались как общенаучные методы и приемы (анализ, синтез, системно-структурный и функциональный подходы), так и специальные, применяемые в правоведении: исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический и иные методы научного познания.
Теоретическая и эмпирическая основы исследования. Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется актуальностью и новизной поставленных и решенных в исследовании правовых проблем. Диссертационное исследование направлено на решение приоритетных задач в сфере административно-правового регулирования недропользования как управленческого процесса. Материалы диссертации направлены на решение вопросов, актуальных для административно-правовой науки и практики управления недропользованием, и имеют методологическое значение для исследуемой проблематики.
Выводы и предложения исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию российского законодательства, регулирующего организационные основы деятельности органов исполнительной власти, при разработке нормативных правовых актов, повышении эффективности государственного управления и правоприменительной деятельности в области использования и охраны недр.
Основные положения исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебном процессе по дисциплинам: «Административное право» и «Правовые основы недропользования».
Научная новизна исследования. В работе обоснован вывод о целесообразности сохранения и развития преимущественно административно-правового механизма регулирования недропользования в современных условиях развития Российской Федерации. Осуществлен комплексный анализ элементов механизма административно-правового регулирования недропользования в Российской Федерации, выявлены особенности их содержания и определены направления его совершенствования.
На основе анализа государственных функций органов исполнительной власти, установленных административными регламентами, обоснована целесообразность разграничения государственного контроля от государственного надзора в сфере недропользования, в зависимости от их субъектов и объектов.
Выявлены особенности административно-правовых конфликтов, возникающих в процессе управления недропользованием, выражающихся в форме административных правонарушений и административно-правовых споров в данной области.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Проведенное диссертационное исследование базируется на опубликованных действующих нормативных правовых актах, других источниках, посвященных их анализу и изучению проблематики данного исследования, в том числе опубликованных материалах научных конференций, круглых столов, отчетах федеральных органов и другом.
Структура исследования обусловлена изложенными целями и поставленными задачами настоящего исследования. Работа, выполненная с использованием Справочной правовой системы Консультант Плюс, Гарант состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ