Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источник: «Красная звезда», 27.08.2008



 

Война в Южной Осетии, развязанная Грузией, вывела на поверхность многие проблемы и противоречия в отношениях России и НАТО, Дмитрий Олегович, какие конкретно шаги были предприняты в штаб‑квартире НАТО после того, как начались боевые действия в Южной Осетии? И что эти действия означали для России?

– Вообще, исходя из того, что я наблюдал, находясь в Брюсселе, картина вырисовывается достаточно сложная в отношениях России с НАТО. 8 августа, сразу после того как стало известно о нападении грузинских вооруженных формирований на Цхинвал и села Южной Осетии, мы вышли на контакт с руководством альянса. Август в Брюсселе – мертвый месяц, и многие оказались в отпусках, однако военное руководство НАТО было на месте, и мы практически в ежедневном режиме информировали их о том, что мы предпринимаем для спасения наших соотечественников и вообще мирного населения в Южной Осетии.

В целом в той сложной, критической ситуации, которая сложилась в зоне конфликта, мы ожидали от НАТО проявлений политики партнерства (ведь наше взаимодействие с альянсом было принято называть «стратегическим партнерством»), но мы этого не увидели. А увидели, наоборот, узкоблоковый подход альянса, как будто НАТО замерло в каменном веке «холодной войны». Такое впечатление, что для них поддержка в общем‑то опозорившегося политика и того режима, который он сформировал, – все это было важнее, чем сохранение мира, безопасности, стабильности, которые невозможны в Европе без участия Российской Федерации.

19 августа Совет министров иностранных дел стран – членов НАТО собрался в Брюсселе в штаб‑квартире и принял известное заявление по событиям на Кавказе. Причем, я обращаю ваше внимание, текст самого заявления и слова, которые были сказаны генеральным секретарем НАТО, серьезнейшим образом расходятся по смыслу и по содержанию. В самом документе нет никаких намеков на санкции против России, а есть только высказывание «по busyness as usual» – то есть взаимодействие теперь не такое, как раньше. Но Россия тоже, в свою очередь, считает, что она теперь не сможет вести с НАТО дела, как раньше.

А вот в заявлениях генерального секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера уже прозвучали те самые оценки, которые в России расценили как неприемлемые. Речь шла о непропорциональном применении силы, а также о необходимости соблюдения территориальной целостности Грузии. Такие оценки со стороны НАТО прозвучали тогда, когда сам Саакашвили своими действиями поставил крест на территориальной целостности Грузии. А что касается пропорциональности применения силы, то НАТО, на наш взгляд, не та организация в моральном отношении, которая может делать России замечания на сей счет.

Поэтому, безусловно, мы не могли не отреагировать на это заявление наших коллег в альянсе. Сразу скажу, что от нас никто не дождется политики битья посуды или горшков – мы прагматики, и особенно в это сложное время мы будем до конца бороться за мир и безопасность на нашем континенте.

В чем конкретно состоят принятые Российской Федерацией решения, касающиеся модификации отношений нашей страны с Североатлантическим альянсом?

– Сама система партнерства между Россией и НАТО строится, как известно, по трем основным направлениям: политический диалог, собственно военное сотрудничество и так называемое «третье измерение» – то есть вопросы гуманитарные, научные, образовательные, вопросы публичной дипломатии. Вы знаете, что Министерство обороны Российской Федерации ранее заявило о том, что оно приостанавливает военное сотрудничество с НАТО. Хотел бы пояснить, о чем конкретно идет речь. Первое. Будут отложены визиты высокого уровня представителей военного руководства НАТО в Российскую Федерацию. Второе. Приостанавливается практика проведения в порты России визитов кораблей постоянных военно‑морских соединений НАТО и государств – членов НАТО.

Третье. Приостанавливается участие в совместных учениях с привлечением войск (сил) Российской Федерации. Четвертое. Российская Федерация воздерживается на время от ведения переговоров и консультаций по выработке нормативно‑правовой базы отношений России и НАТО по военной линии. Пятое. Российская Федерация воздерживается от направления групп представителей Министерства обороны РФ на различные обучающие курсы по линии НАТО в 2008 году. Шестое. Приостанавливается прием натовских специалистов в военных учебных заведениях Российской Федерации в 2008 году. Седьмое. Ограничивается количество мероприятий, проводимых в рамках повышения уровня оперативной совместимости сил России и НАТО. Восьмое. Будет понижено участие российских военных представителей в заседаниях военного комитета Евроатлантического партнерства. Девятое. Приостанавливается сотрудничество России и НАТО в области тылового обеспечения. Десятое. Приостанавливается сотрудничество в области контактов и обменов между учеными и экспертами в сфере военных и смежных исследований.

В то же время Россия не прекращает своего участия в деятельности рабочих органов Совета Россия – НАТО. В рамках Совета Россия – НАТО существует множество рабочих групп, где идут дискуссии, ведется поиск решений по важным для нас вопросам. Будут продолжены и деятельность военного комитета Евроатлантического партнерства, а также участие российских представителей в конференции национальных директоров по вооружениям.

Касаясь проблем политического диалога с НАТО, отмечу, что Российская Федерация в целом от него не отказывается. Контакты на уровне послов, встречи на уровне министров – обороны, иностранных дел – в том или ином виде будут продолжены. Равно как Россия не отрицает и необходимость формирования программы работы Совета Россия – НАТО на следующий год, которая, однако, будет принята, видимо, в урезанном виде – с учетом тех сокращений, которые предложили натовские коллеги, и предложений, которые выдвигает Россия по модификации партнерства.

Российская Федерация также не видит возможности и необходимости направления в Брюссель главного военного представителя Российской Федерации в НАТО. 10 августа Брюссель покинул вице‑адмирал Валентин Сергеевич Кузнецов, который работал в этой должности. Планировалось, что эту должность займет бывший главнокомандующий Сухопутными войсками генерал армии Алексей Федорович Маслов, однако пока, как считает руководство страны, нет необходимости направлять столь высокопоставленного военного в Брюссель. В Брюсселе останутся сотрудники аппарата главного военного представительства, которые будут поддерживать контакты с НАТО в том новом формате, в котором мы будем работать.

В сфере миротворчества с учетом игнорирования руководством альянса важной миротворческой роли России на Кавказе и в свете последних событий в Южной Осетии, когда наши натовские коллеги не высказали даже слов соболезнования в связи с гибелью российских миротворцев в Цхинвале, Москва полагает целесообразным по крайней мере на полгода заморозить это направление в отношениях с Североатлантическим альянсом. Россия также отказывается от участия в контртеррористических операциях «Активные усилия» в Средиземном море. Наша страна не видит в настоящее время возможности и для сохранения проекта «Партнерство ради мира».

В отношении бухарестской договоренности между Россией и НАТО о наземном транзите в Афганистан Москва исходит из того, что борьба с террористической угрозой в Афганистане – это проблема общая для всего международного сообщества. Талибы сегодня демонстрируют максимальную активность, сообщается об огромных потерях, которые понес недавно французский контингент в Афганистане, в том числе среди военнослужащих элитных подразделений. Поэтому в условиях, когда силы НАТО продолжают проводить операцию в Афганистане, проект наземного транзита в Афганистан мы не будем затрагивать и приостанавливать. В дальнейшем мы будем исходить из того, как будут развиваться наши отношения с НАТО, но сейчас исключать данный проект из общего перечня взаимодействия с альянсом Россия считает преждевременным.

Не считаете ли вы, что Россия своими действиями может ускорить вступление Украины и Грузии в НАТО? Например, уже канцлер ФРГ Ангела Меркель стала заявлять о необходимости скорейшего принятия этих стран в альянс

– Тот вопрос, который вы задаете, это уже не наш вопрос. Потому что мы сделали все для того, чтобы предупредить альянс о возможных последствиях тех решений, которые он собирается принять. Если они и раньше давали возможность – я имею в виду в апреле этого года на Бухарестском саммите – режиму Саакашвили стать кандидатом на вступление в НАТО, то сейчас всем должно быть очевидно, какое это было безумие и необдуманный шаг. Представьте, что бы было, если бы НАТО тогда уже интегрировало Грузию в свой состав… В итоге НАТО могло бы быть втянуто в войну, которую организовал один конкретный человек. Я не знаю, какую информацию имели американцы о подготовке военной операции грузинским генштабом, но европейцы ровным счетом ничего не знали, для них это был шок. Никто не мог себе представить, что Саакашвили изберет такой варварский способ проведения военной операции.

В лице Саакашвили мы имеем дело с международным провокатором, который сделал все необходимое, чтобы интернационализировать грузино‑осетинский и грузиноабхазский конфликты. Но если в НАТО считают возможным такого человека и такой режим включать в свой состав, это говорит уже не о Саакашвили, а о самом альянсе. Вот в чем проблема. Для России важно одно: нам Грузия не оставила ни единого шанса действовать иным образом, мы должны были защитить мирное население, защитить своих соотечественников.

Как вы можете прокомментировать последние решения НАТО о помощи Грузии в восстановлении военной инфраструктуры, включая систему ПВО, и наращивании группировки военно‑морских сил НАТО в грузинских территориальных водах?

– С морально‑политической точки зрения эти решения – ошибка, потому что речь идет о наращивании военной мощи режима, который продемонстрировал агрессию. То есть это грубое нарушение принятых норм, которые касаются поведения государств в подобного рода ситуациях. Напомню, существуют соответствующие ограничения, принятые в ОБСЕ, которые не позволяют государствам – членам этой организации направлять оружие в страны, имеющие на своей территории локальные конфликты. Такое же ограничение существует и в рамках Европейского Союза – оно зафиксировано в кодексе поведения государств ЕС, ограничивающем в том числе поставки вооружений отдельным странам. Сейчас, на мой взгляд, нужно эмбарго наложить на поставки вооружений в Грузию, а не наоборот – способствовать тому, чтобы у Саакашвили появились мысли о возможности военного реванша. А ведь именно этому могут способствовать нынешние действия НАТО в Грузии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.