Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник «Диагностика межличностных отношений (ДМО).



Методика «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) представляет собой адаптированный и модифицированный вариант оригинальной методики, созданной Тимоти Лири. Автор модификации – Л. Н. Собчик. Предназначена для диагностики представления личности о своём реальном и идеальном «Я». Также тест активно используется для диагностики взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к людям в самооценке и взаимооценке

Опросник состоит из 128 оценочных суждений в Приложение А, которые при обработке объединяются в 8 октантов (по 16 пунктов в каждом):

1. Авторитарный (властный-лидирующий)

2. Эгоистичный (независимый-доминирующий)

3. Агрессивный (прямолинейный-агрессивный)

4. Подозрительный (недоверчивый-скептический)

5. Подчиняемый (покорно-застенчивый)

6. Зависимый (зависимый-послушный)

7. Дружелюбный (сотрудничающий-конвенциальный)

8. Альтруистический (ответственно-великодушный)

Испытуемому предлагается оценить, соответствуют ли ему данные суждения (реальное Я испытуемого, его идеальное Я). В результате производится подсчет баллов по каждому октанту с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0–4 балла – низкое – адаптивное поведение

5–8 баллов – умеренная – адаптивное поведение

9–12 баллов – высокое – экстремальное до патологии поведение

13–16 баллов – экстремальное

Таблица 2.1 – Определение уровня межличностных отношений в коллективе

Уровень межличностных отношений в коллективе Количество Процент
Низкий 50%
Умеренный 30%
Высокий 20%

Рисунок 2.1Уровень межличностных отношений в коллективе

«Многофакторный личностный опросник FPI».

Опросник разработан сотрудниками ЛГУ в соавторстве с учеными Гамбургского университета. Модифицированная форма опросника В была разработана А. А. Крыловым и Т. Н. Ронгинской. Опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. Методика FPI была создана с учетом опыта построения и применения таких известных опросников, как 16PF Кеттела, MMPI, ЕРI Айзенка. Общее количество вопросов в опроснике – 114 (Приложение Б).

Опросник содержит 12 шкал:

Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа с психосоматическими нарушениями.

Шкала II (спонтанная агрессивность) позволяет выявить и оценить психопатизацию интротенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Шкала III (депрессивность) дает возможность диагностировать признаки, характерные для психопатологического депрессивного синдрома. Высокие оценки по шкале соответствуют наличию этих признаков в эмоциональном состоянии, в поведении, в отношениях к себе и к социальной среде.

Шкала IV (раздражительность) позволяет судить об эмоциональной устойчивости. Высокие оценки свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию.

Шкала V (общительность) характеризует как потенциальные возможности, так и реальные проявления социальной активности. Высокие оценки позволяют говорить о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Шкала VI (уравновешенность) отражает устойчивость к стрессу. Высокие оценки свидетельствуют о хорошей защищенности к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.

Шкала VII (реактивная агрессивность) имеет целью выявить наличие признаков психопатизации экстратенсивного типа. Высокие оценки свидетельствуют о высоком уровне психопатизации, характеризующемся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию.

Шкала VIII (застенчивость) отражает предрасположенность к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, протекающему по пассивно-оборонительному типу. Высокие оценки по шкале отражают наличие тревожности, скованности, неуверенности, следствием чего являются трудности в социальных контактах.

Шкала IX (открытость) позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности. Оценки по данной шкале могут в той или иной мере способствовать анализу искренности ответов обследуемого при работе с данным опросником, что соответствует шкалам лжи других опросников.

Шкала Х (экстраверсия – интроверсия). Высокие оценки по шкале соответствуют выраженной экстравертированности личности, низкие – выраженной интровертированности.

Шкала XI (эмоциональная лабильность). Высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Шкала XII (маскулинизм – феминизм). Высокие оценки свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по мужскому типу, низкие – по женскому.

Обработка результатов осуществляется путем подсчета первичных оценок, а затем перевода их в стандартные оценки 9-балльной шкалы с помощью таблицы и построения графического изображения профиля личности.

 

Таблица 2.2 – Определение уровня состояний и свойств личности

Уровни Высокий Чел. Процент Средний Чел. Процент Низкий Чел. Процент
Уровень невротизации личности 60% 30% 10%
Уровень агрессивности 65% 20% 20%
Уровень депрессивности 70% 15% 15%
Уровень эмоциональной устойчивости 60% 30% 10%
Уровень общительности 20% 30% 50%
Уровень уравновешенности 20% 30% 50%
Уровень реактивной агрессивности 65% 20% 20%
Уровень застенчивости 50% 35% 15%
Уровень открытости 50% 35% 15%
Экстраверсия-интроверсия 20% 70% 10%
Уровень эмоциональной лабильности 65% 20% 20%
Маскулинизм-феминизм 20% 70% 10%

Рисунок 2.2Определение уровня состояний и свойств личности

 

Анкетирование

Исследование состояло из 10 вопросов, которое оценивалось от 1 до 3 баллов.

Методы проведения: наблюдение, анализ, анкетирование

Цель проведения: диагностика уровня взаимоотношений между руководителем и подчиненными

Вопросы

1. Ваш руководитель – пример для подражания?

2. Вы хотели что-нибудь поменять в своем руководителе

3. Прислушивается ли к вам ваш руководитель

4. Вы считаете своего руководителя строгим?

5. Идет ли ваш руководитель на компромисс?

6. Ведете ли вы переговоры со своим руководителем

7. У вас возникают конфликтные ситуации с вашим руководителем

8. Вы – конфликтный человек?

9. Вы уважаете своего руководителя

10. Вы хотите, чтобы у вас был другой руководитель?

 

Таблица 2.3. – Диагностика уровня взаимоотношений между руководителем и подчиненными

ФИО Должность Вопросы    
Итого Уровень
Агришко О.Л. замдиректор высокий
Асошко А.В. замдиректор низкий
Продолжение таблицы 2.3
Артамонова С.В. начальник отдела кадров низкий
Борисик В.Н. главный инженер низкий
Бурдейно С.Н. ведущий инженер средний
Вавилов П.В. главный бухгалтер средний
Власенко О.Н. бухгалтер средний
Гришко И.Л. бухгалтер низкий
Гуско Р.П. инспектор по кадрам высокий
Денко М.Т. инспектор по кадрам высокий
Достанко К.В. лесничий высокий
Думаник Е.С. лесничий высокий
Егоров Ю.М. лесничий низкий
Естушко О.В. лесничий низкий
Ильюшик В.Р. лесничий низкий
Исаева Т.Н. лесничий низкий
Лунинец В.Р. лесничий средний
Костик С.С. лесничий средний
Костикова В.В. лесничий средний
Костинчик Л.В. лесничий средний
Костюкова И.Л. лесничий средний
Кристалик О.В. лесничий средний
Круталевич О.В. лесничий низкий
Круглик Г.Г. лесничий низкий
Круглова С.В. лесничий высокий
Крылова О.П. лесничий высокий
Крылов Г.В. лесничий высокий
Крупчик С.В. лесничий высокий
Лузник С.В. лесничий высокий
Лузничик С.П. лесничий низкий
Лузников А.А. лесничий низкий
Ламиров А.В. лесничий низкий
Лумник С.С. лесничий низкий
Гуско Р.П. лесничий низкий
Денко М.Т. лесничий средний
Достанко К.В. лесничий средний
Думаник Е.С. лесничий средний
Егоров Ю.М. лесничий средний
Естушко О.В. лесничий средний
Окончание таблицы 2.3
Мазаев С.С. лесничий средний
Музник М.М. лесничий средний
Музоев С.А. лесничий низкий
Млынов А.А. лесничий низкий
Млынчик С.И. лесничий низкий
Мойтик С.С. лесничий низкий
Мерешко А.А. лесничий низкий
Мелешко И.И. лесничий низкий
Минишко С.С. лесничий средний
Осилов А.А. лесничий средний
ослова А.А. лесничий средний
Пузник А.Д. лесничий средний
Пузов Г.В. лесничий низкий
Пузилова А.А. лесничий низкий
Пусточ А.В. лесничий низкий
Пустоковлов И.И. лесничий низкий
Самусик А.А. лесничий низкий
Самуслов И.В. лесничий средний
Лумник С.С. лесничий средний
Гуско Р.П. лесничий средний
Денко М.Т. лесничий средний
Достанко К.В. лесничий средний
Думаник Е.С. лесничий средний
Пазник А.А. лесничий средний
Трофимов И.В. инженер средний
Трофимова И.С. оператор ЭВМ низкий
Тумчик И.Н. инженер-програмист низкий
Миниш С.С. юрисконсульт высокий
Пузоев Г.В. менеджер по закупкам высокий
Пукортов А.В. специалист по продажам высокий

 

Обработка результатов:

Да -3 балла

Иногда – 2 балла

Затрудняюсь ответить -1

Нет -0

Итоги: Низкий уровень – от 0-10

Средний уровень – от 10-20

Высокий уровень – от 20 и выше

Таким образом, проведя 3 методики по диагностике взаимоотношений между руководителем и подчиненными, были сделаны следующие выводы:

 

Таблица 2.4 – «Уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными

Уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными Количество %
Высокий 13 чел. 15%
Средний 27 чел. 40%
Низкий 30 чел. 45%

Рисунок 2.3Уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными

 

В целом можно сказать о том, что отношения в данном отделе между руководителем и подчиненными находятся на удовлетворительном этапе, который нуждается в улучшении психологического климата в коллективе.

Программа оказания взаимодействия между руководителем и подчиненными в данном отделе:

1. Проведение психологических тренингов

2. Проведение круглых столов между подчиненными данного отдела на тему «Бесконфликтное общение в нашем коллективе», «Мы и руководитель»

3. Выезд на природу

После проведенной социально-психологической программы уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными улучшился.

Была проведена повторно диагностика уровня взаимоотношений в коллективе между руководителем и подчиненными по трем методикам:опросник «Диагностика межличностных отношений (ДМО) (адаптация Собчик Л. Н.), «Многофакторный личностный опросник FPI» (модифицированная форма В), анкетирование

 

Таблица 2.4 – Уровень взаимоотношений после проведенной социально-психологической программы

Уровень взаимоотношений в коллективе после социально-психологической программы Количество %
Высокий 45 чел. 70%
Средний 20 чел. 25%
Низкий 5 чел. 5%

Рисунок 2.4Уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными в коллективе после социально-психологической программы

Автоматический расчет t-критерия Стьюдента
Выборки Отклонения от среднего Квадраты отклонений
В.1 В.2 В.1 В.2 В.1 В.2
-10.33 21.67 106.7089 469.5889
3.67 -3.33 13.4689 11.0889
6.67 -18.33 44.4889 335.9889
Суммы: 0.01 0.01 164.6667 816.6667
Среднее: 23.33 23.33        


Результат: tЭмп = 0

Критические значения

tКр
p≤0.05 p≤0.01
2.78 4.6

 

После проведенной социально-психологической программы уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными улучшился. Так высокий уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными составлял: -10,3, после программы изменился к лучшему и стал: 21,67, средний уровень составлял до программы: 3,67, после социально-психологической работы с коллективом составил: -3,33, низкий уровень взаимоотношений снизился: до программы был: 6,67, после стал -18,33. что говорит об эффективности проведенных мероприятий

Таким образом, в последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Руководители в разных сферах и на разных уровнях управления подвергаются все возрастающему воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью принятия решений в ситуации жесткой временной ограниченности и информационной неопределенности. А также необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, в ситуации неопределенности, нехватки времени и других ресурсов. Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда – явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. В свою очередь, это является причиной того, что современный руководитель находится в состоянии постоянного стресса, хронической усталости, и как следствие - возникновение различных психологических и соматических заболеваний.

 


 

Заключение

 

Содержание управления составляет регулирование си­стемы (организации, общества) посредством приложения к объекту управления целенаправленных воздействий. В про­цессе регулирования достигается соответствие системы опре­деленным целям. Суть регулирования состоит, во-первых, в поддержании объекта в определенном состоянии; во-вторых, в направленном изменении объекта в соответствии с опреде­ленными целями.

Под управленческими отношениями понимается взаимо­действие людей участвующих в процессе целенаправленного воздействия, т. е. в процессе управления. Эти отношения воз­никают между управляющей и управляемой подсистемами (между субъектом и объектом управления). Они являются разновидностью общественных отношений, то есть, включе­ны в структуру связей, формирующихся в соответствии с ви­дами деятельности. Управленческие отношения проявляются в управленческой деятельности

Человек обладает основными парамет­рами управляемой системы и может рассматриваться как объект управления. Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руко­водителя (субъекта управления) не жестко, не однозначно. Личность – это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует не только по инструкции другого человека (руководителя), но и в соответ­ствии с собственными интересами и целями.

Управление личностью может склады­ваться из:

1) правильного определения социальной роли каж­дого работника и его места в организации;

2) усвоения каж­дым индивидом предназначенной ему роли;

3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли.

Социальная организация – это функциональный объект, который основывается на системе типовых норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Суще­ственными характеристиками организации являются: устой­чивость, иерархичность, специализация и сверхаддитивность, (т. е. прирост дополнительной энергии, так называемый, синергетический или организационный эффект). Основными элементами организации являются: а) функции – цели, пред­писания, обязанности; б) регуляторы – нормы поведения, средства контроля, стимулы; в) связи (отношения) – иерархи­ческая система должностных и функциональных зависимо­стей; г) люди – связанные между собой социальными ролями и позициями (статусами).

Исследование проводилось в ГЛХУ “Пуховичский лесхоз» среди работников учреждения. Для выявления взаимоотношений между руководителем и подчиненными проводились следующие методики: опросник «Диагностика межличностных отношений (ДМО) (адаптация Собчик Л. Н.), «Многофакторный личностный опросник FPI» (модифицированная форма В), анкетирование. В исследовании приняло участие 70 человек, начиная от заместителя директора до оператора ЭВМ.

После проведенной социально-психологической программы уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными улучшился. Так высокий уровень взаимоотношений между руководителем и подчиненными составлял: -10,3, после программы изменился к лучшему и стал: 21,67, средний уровень составлял до программы: 3,67, после социально-психологической работы с коллективом составил: -3,33, низкий уровень взаимоотношений снизился: до программы был: 6,67, после стал -18,33. что говорит об эффективности проведенных мероприятий

Таким образом, в последнее время способность большинства компаний выжить и преуспеть в современном деловом мире во многом зависит от того, насколько эффективны отношения руководства и коллектива. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, востребует определённые личностные качества и ресурсы. Для руководителей способность к созданию положительного психологического климата в коллективе с целью оптимизации деятельности организации является одной из составляющих профессиональной компетентности.

Руководители в разных сферах и на разных уровнях управления подвергаются все возрастающему воздействию информационных, социальных, психологических и иных факторов, которые создают нагрузки и перегрузки когнитивного, эмоционального, коммуникативного и интерактивного характера. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью принятия решений в ситуации жесткой временной ограниченности и информационной неопределенности. А также необходимостью одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, в ситуации неопределенности, нехватки времени и других ресурсов. Постоянный дефицит времени при возрастающей интенсивности труда – явление, характерное для большинства руководителей во всем мире. В свою очередь, это является причиной того, что современный руководитель находится в состоянии постоянного стресса, хронической усталости, и как следствие – возникновение различных психологических и соматических заболеваний.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.