Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация - система социальных групп



В качестве объекта управления рассматривать можно социальную организацию и социаль­ную группу. С точки зрения системного подхода, организа­цию можно представить как систему. Система – это сочетание элементов, дающих в совокупности новое качество, которым по отдельности ни один из ее элементов не обладает. Так, общество – это нечто большее и иное, чем составляющие ее организации, а группы – это иное, чем сумма составляющих ее индивидов.

Под социальной организацией обычно понимается объ­единение некоторого множества индивидов для достижения определенных целей. По содержанию организация представ­ляет собой систему отношений между ее членами, которая обеспечивает направленность действий всех членов для до­стижения целей. Основная функция организации в обществе – повышать упорядоченность действий людей [27, c. 124–126].

Социальная организация – это функциональный объект, который основывается на системе типовых норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Суще­ственными характеристиками организации являются: устой­чивость, иерархичность, специализация и сверхаддитивность, (т. е. прирост дополнительной энергии, так называемый, синергетический или организационный эффект).

Основными элементами организации являются:

а) функции – цели, пред­писания, обязанности;

б) регуляторы – нормы поведения, средства контроля, стимулы;

в) связи (отношения) – иерархи­ческая система должностных и функциональных зависимо­стей;

г) люди – связанные между собой социальными ролями и позициями (статусами).

Организация всегда опирается на необходимые для до­стижения целей материальные ресурсы и определенную си­стему отношений. Эта система отношений обеспечивает устойчивость и направленность действий всех членов орга­низации. Выделяется два вида отношений: формальные и не­формальные.

Формальные отношения обусловлены функционально-технологическим разделением труда в данной организации. Они устанавливаются в виде правил, норм поведения и фик­сируются в положениях, инструкциях. Они отражают слу­жебные взаимоотношения в организации, ибо работник, вы­полняя определенные функции, должен взаимодействовать с другими членами организации. Эти отношения: а) безличны – правами и обязанностями наделяется не человек, а должност­ная позиция; б) однозначны – рассчитаны на конкретные за­дачи; в) постоянны– медленно изменяются во времени. Наиболее тщательно в организации регламентированы отно­шения власти (субординации). Данного вида отношения об­разуют формальную структуру организации [29, c. 72–75].

Неформальные отношения – это дружеские связи, кото­рые возникают на основе действительных функций, выполня­емых каждым работником, и представляют собой фактически сложившиеся взаимоотношения в организации. Они склады­ваются из-за взаимных личных симпатий, общих взглядов и интересов, а также на основе распределений по престижу и лидерству. Эти отношения спонтанны (не запланированы), динамичны, противоречивы, имеют личностный характер, так как окрашены психологическими особенностями взаимо­действующих между собой людей. Работник вступает в не­формальные отношения для удовлетворения потребности в общении, привязанности, дружбе и получения информации. Формальные и неформальные отношения образуют соответ­ствующую структуру организации как постоянный образец взаимосвязей ее членов.

В своих решениях руководитель должен считаться с не­формальной структурой коллектива, которая сложно вплете­на в формальные отношения. Чем больше расходятся эти две структуры, тем напряженнее взаимоотношения в коллективе. Идеальным состоянием коллектива считается такое, когда формальные и неформальные структуры группы максималь­но совпадают. Руководитель должен стремиться к тому, что­бы приблизить формальную структуру подчиненных к не­формальной, это позволит обеспечить работоспособность группы, организации.

Отношения между работниками организации образуют социальную подсистему (кроме нее существует техническая подсистема). Социальная подсистема состоит из социальных групп. Социологический подход, определяя понятие соци­альной группы, задает объективные критерии различных со­циальных групп и изучает их свойства; а также, определяя место группы в социуме, соотносит место личности в той или иной группе. Можно назвать следующие реальные группы, функционирующие в обществе: производственные, этниче­ские, партийные, творческие, религиозные и т. д.

Социально-психологический подход отвечает на вопрос, что значит группа для индивида, (так как один человек явля­ется членом различных групп), какие характеристики группы значимы для личности, каковы закономерности поведения и деятельности людей в той или иной реальной группе, каков механизм воздействия группы на человека.

Американский социолог Р. Мертон предложил следующее определение социальной группы – "это совокуп­ность индивидов, определенным образом взаимодействую­щих друг с другом, осознающих свою принадлежность к дан­ной социальной группе и признающихся ее членами с точки зрения других". Мертон выделял в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство (иден­тичность) [31, c. 140–142].

Группа является звеном, которое связывает человека со всей организацией, а через нее с другими социальными структурами и обществом в целом. Именно через группу от социума идет поток ценностей и норм к человеку; от инди­вида – встречный поток к организации: установки, ценност­ные ориентации, образцы поведения получают групповую окраску и характер групповых интересов. На стыке этих по­токов в качестве результата возникают групповые правила, дающие основание рассматривать группу, с одной стороны, как объект управления, а с другой – как реальный субъект со­циального поведения.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.