В качестве объекта управления рассматривать можно социальную организацию и социальную группу. С точки зрения системного подхода, организацию можно представить как систему. Система – это сочетание элементов, дающих в совокупности новое качество, которым по отдельности ни один из ее элементов не обладает. Так, общество – это нечто большее и иное, чем составляющие ее организации, а группы – это иное, чем сумма составляющих ее индивидов.
Под социальной организацией обычно понимается объединение некоторого множества индивидов для достижения определенных целей. По содержанию организация представляет собой систему отношений между ее членами, которая обеспечивает направленность действий всех членов для достижения целей. Основная функция организации в обществе – повышать упорядоченность действий людей [27, c. 124–126].
Социальная организация – это функциональный объект, который основывается на системе типовых норм. Эти нормы задаются организации как стандарт деятельности. Существенными характеристиками организации являются: устойчивость, иерархичность, специализация и сверхаддитивность, (т. е. прирост дополнительной энергии, так называемый, синергетический или организационный эффект).
Основными элементами организации являются:
а) функции – цели, предписания, обязанности;
б) регуляторы – нормы поведения, средства контроля, стимулы;
в) связи (отношения) – иерархическая система должностных и функциональных зависимостей;
г) люди – связанные между собой социальными ролями и позициями (статусами).
Организация всегда опирается на необходимые для достижения целей материальные ресурсы и определенную систему отношений. Эта система отношений обеспечивает устойчивость и направленность действий всех членов организации. Выделяется два вида отношений: формальные и неформальные.
Формальные отношения обусловлены функционально-технологическим разделением труда в данной организации. Они устанавливаются в виде правил, норм поведения и фиксируются в положениях, инструкциях. Они отражают служебные взаимоотношения в организации, ибо работник, выполняя определенные функции, должен взаимодействовать с другими членами организации. Эти отношения: а) безличны – правами и обязанностями наделяется не человек, а должностная позиция; б) однозначны – рассчитаны на конкретные задачи; в) постоянны– медленно изменяются во времени. Наиболее тщательно в организации регламентированы отношения власти (субординации). Данного вида отношения образуют формальную структуру организации [29, c. 72–75].
Неформальные отношения – это дружеские связи, которые возникают на основе действительных функций, выполняемых каждым работником, и представляют собой фактически сложившиеся взаимоотношения в организации. Они складываются из-за взаимных личных симпатий, общих взглядов и интересов, а также на основе распределений по престижу и лидерству. Эти отношения спонтанны (не запланированы), динамичны, противоречивы, имеют личностный характер, так как окрашены психологическими особенностями взаимодействующих между собой людей. Работник вступает в неформальные отношения для удовлетворения потребности в общении, привязанности, дружбе и получения информации. Формальные и неформальные отношения образуют соответствующую структуру организации как постоянный образец взаимосвязей ее членов.
В своих решениях руководитель должен считаться с неформальной структурой коллектива, которая сложно вплетена в формальные отношения. Чем больше расходятся эти две структуры, тем напряженнее взаимоотношения в коллективе. Идеальным состоянием коллектива считается такое, когда формальные и неформальные структуры группы максимально совпадают. Руководитель должен стремиться к тому, чтобы приблизить формальную структуру подчиненных к неформальной, это позволит обеспечить работоспособность группы, организации.
Отношения между работниками организации образуют социальную подсистему (кроме нее существует техническая подсистема). Социальная подсистема состоит из социальных групп. Социологический подход, определяя понятие социальной группы, задает объективные критерии различных социальных групп и изучает их свойства; а также, определяя место группы в социуме, соотносит место личности в той или иной группе. Можно назвать следующие реальные группы, функционирующие в обществе: производственные, этнические, партийные, творческие, религиозные и т. д.
Социально-психологический подход отвечает на вопрос, что значит группа для индивида, (так как один человек является членом различных групп), какие характеристики группы значимы для личности, каковы закономерности поведения и деятельности людей в той или иной реальной группе, каков механизм воздействия группы на человека.
Американский социолог Р. Мертон предложил следующее определение социальной группы – "это совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной социальной группе и признающихся ее членами с точки зрения других". Мертон выделял в социальной группе три основные черты: взаимодействие, членство и единство (идентичность) [31, c. 140–142].
Группа является звеном, которое связывает человека со всей организацией, а через нее с другими социальными структурами и обществом в целом. Именно через группу от социума идет поток ценностей и норм к человеку; от индивида – встречный поток к организации: установки, ценностные ориентации, образцы поведения получают групповую окраску и характер групповых интересов. На стыке этих потоков в качестве результата возникают групповые правила, дающие основание рассматривать группу, с одной стороны, как объект управления, а с другой – как реальный субъект социального поведения.