Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личность как социальный объект и субъект управления



 

С точки зрения психологии управления в качестве управляемой системы (объекта управления) – выступает че­ловек, индивид, личность. Но человек, как известно, сам управляет своим поведением в соответствии со своими по­требностями, мыслями, мировоззрением и т. д. На возникаю­щий вопрос – можно ли управлять человеком, имеется утвер­дительный ответ.

Так, если общество – самоуправляемая система, а чело­век – элемент этой системы, то управлять обществом означает управлять и человеком, причем воздействовать на него таким образом, чтобы его поведение было полезно и обществу, и ему самому.

Но человек – сложное понятие, рассматривается в пси­хологии, педагогике, социологии. В психологии управления личность – это каждый человек во всем разнообразии свойств, присущих ему, отличающих его от других, но и объ­единяющих его с другими людьми [20, c. 92–95].

Существует несколько теорий личности. Остановимся на следующем: "Личность обозначает единство социальных образований, черт, качеств, получаемых человеком при взаимодействии с другими людьми". Это особое, целостное социальное качество человека, которое формируется в процессе всей его жизни.

Для того чтобы понять поведение человека в производ­ственной организации, видеть перспективу работы и уметь управлять им, необходимо, знать, что представляет собой структураего личности, та как изменения личности, ее раз­витие отражается в структуре.

Она содержит следующие подструктуры:

– биологически обусловленная подструктура, куда входят темперамент, способности, половозрастные свойства личности.

Всякая личность – это организм, тело, и организму свой­ственны определенные черты и свойства, которые получили название – органические свойства.

– индивидуальная подструктура – это особенности психических процессов человека (воля, память, эмоции, ощущения, восприятие, мышление); это уровень индивида характеризуется, так называемыми, психическими свойства­ми.

– социально обусловленная подструктура, куда входят такие элементы как направленность, мотивы, установки, цен­ностные ориентации; опыт (знания, умения, привычки. Это так называемые, социальные свойства личности.

Таким образом, каждой подструктуре соответствуют определенные свойства личности. Уровень организма – орга­нические свойства, уровень индивида – психические, уровень личности – социальные свойства.

Систему можно рассматривать как управляемую только в том случае, если она обладает рядом свойств: детерминиро­ванностью, динамичностью, наличием управляемых парамет­ров и обратной связью. Эти требования обязательны для лю­бой управляемой системой (и биологической, и технической, и социальной). Чтобы применить эти требования к человеку, как управляемой системе, необходимо понять – каково их психологическое содержание.

Детерминированность системы означает, что внешнее воздействие на нее должно вызывать в ней соответствующие изменения. Применительно к человеку значение этого требо­вания доказано психологами: "В жизни человека детермини­ровано все, проявляется это в том, что внешнее воздействие находится в определенных причинно-следственных связях с его поступками". Детерминация на макроуровне заключается в том, что на человека оказывает воздействие вся система производственных отношений, а на микроуровне - его бли­жайшее окружение [18, c. 67–70].

Динамичность человека как системы проявляется в том, что при определенных условиях он под влиянием воз­действий способен переходить из одного состояния в другое. Управление преследует именно эту цель: переход объекта в такое состояние, которое соответствует поставленной цели. В психологической науке феномен "состояние системы" трак­туется как психологическое состояние личности. Под этим состоянием понимается относительно устойчивая организа­ция всех компонентов психики, которые выполняют функ­цию регулирования взаимодействия человека с внешней сре­дой. Психологическое состояние имеет различные структур­ные компоненты: эмоциональные (настроения, аффекты), ин­теллектуальные (воображение, память, речь) и волевые (во­ля). Динамичность человека проявляется не только в смене психических состояний, но и во взаимосвязи этих состояний с устойчивыми свойствами личности.

Следующее требование – наличие управляемых парамет­ров. Управляемые параметры человеком носят многоуровне­вый характер. Во-первых, ближайший, подвижный уровень. Его образует идеальная модель предстоящей деятельности, которая формируется в сознании человека на фоне того или иного психического состояния. Отсюда управляющими пара­метрами выступают психические феномены: образ предмета деятельности, цель (ожидаемый результат), мотив (побужде­ние к активности) и способ действий. Во-вторых, более отда­ленный уровень, который составляют относительно устойчи­вые психические образования: свойства и качества личности, убеждения, знания, умения, навыки. Влияние на личность осуществляется через первый уровень, и закрепляется на вто­ром.

Требование "обратной связи" как средства получения информации о последствиях своих поступков применительно к человеку обнаруживает специфические особенности. Они проявляются через усложнение ситуации тем, что подчинен­ный реализует не собственный замысел, а замысел другого человека. Поэтому в процессе деятельности личность должна соотносить результаты не только с собственными представ­лениями, а и с исходным замыслом руководителя. Эти пред­ставления не могут быть абсолютно идентичными [17, c. 83–85].

Таким образом, человек обладает основными парамет­рами управляемой системы и может рассматриваться как объект управления. Особенностью управления личностью является то, что, ее поведение связано с деятельностью руко­водителя (субъекта управления) не жестко, не однозначно. Личность – это активная управляемая система, наделенная волей и сознанием, а значит, живет и действует не только по инструкции другого человека (руководителя), но и в соответ­ствии с собственными интересами и целями.

Социально-психологический подход требует рас­смотрение личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит. Индивид, являясь членом группы, зани­мает определенное положение (позицию) и в системе управ­ленческих отношений, и в системе – производственно-функциональных. Эта позиция обусловлена, прежде всего, профессионально квалификационными характеристиками ра­ботника (образование, профессия и т. д.). В производственной группе четко различаются позиции директора, бухгалтера, технолога, рабочего и т. д., каждая из позиций имеет соответ­ствующие права и обязанности. Между позициями существу­ет взаимодействие, оно существует и между людьми, которые их занимают. Например, позиция руководителя подразумева­ет существование позиции подчиненного, а также и опреде­ленных отношений между ними.

В рамках возникающих отношений руководитель и под­чиненный выполняют соответствующие "социальные роли". Под "социальной ролью" понимается нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его соци­альной позицией. Индивид в организации проигрывает массу ролей. В проигрывании той или иной роли проявляются раз­ные качества личности (руководитель должен быть настой­чивым, профорг – отзывчивым и т.д.). Существует два необ­ходимых условия соответствия роли требованиям организа­ции и запросам человека. "Ясность" роли, предполагающая, что человек, исполняющий ее, понимает содержание работы и способы ее осуществления. И "приемлемость" роли, озна­чающая готовность человека к сознательному ее выполне­нию. То есть, цели деятельности организации могут быть до­стигнуты тогда, когда участники хорошо выполняют свои ро­ли.

Образцы поведения, ожидаемого от личности в органи­зации, обусловливаются организационно-технической и со­циальной системами, которые, в свою очередь, предъявляют человеку различные требования. Организационно-технические требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружаю­щих людей, групповых норм, ценностей и традиций. В пре­делах одной организационной среды индивид может выпол­нять множество функциональных ролей: бригадир, рациона­лизатор, токарь, директор и т. д. Функциональная роль опре­деляется инструкциями и правилами, где указываются обя­занности, права и официальные контакты (связи). Четкие должностные инструкции обеспечивают основу понимания роли [19, c. 120–122].

Любая инструкция определяет степень ответственности работника. Она служит средством внутреннего контроля (са­моконтроля) и внутренней регуляции деятельности личности. Ответственность является ориентацией на выполнение опре­деленных требований, норм, образцов.

Работник в организации выполняет не только функцио­нальные роли, но и определенные роли в системе неформаль­ных отношений, например, роль «ученика», «судьи», «аут­сайдера». Они являются следствием индивидуальных осо­бенностей личности. Выполнение человеком формальных и неформальных ролей зависит от того, насколько он понимает специфику данной роли и усваивает ее.

Таким образом, управление личностью может склады­ваться из:

1) правильного определения социальной роли каж­дого работника и его места в организации;

2) усвоения каж­дым индивидом предназначенной ему роли;

3) обеспечения выполнения каждым работником своей роли.

Поведение личности как объекта управления строится на основе соответствующих социальных норм. Нормы можно определить как "исторически сложившиеся стандарты пове­дения и деятельности, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием включения в социальную систему". Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора, обеспечивают социальный контроль ее поведения, а также упорядочивают характер взаимодействий в рамках ор­ганизации, группы.

Те или иные социальные нормы присущи всякой группе: и большой, и малой. В производственной организации, наря­ду с общепринятыми в данном обществе социальными нор­мами, существуют специфические нормы, характерные толь­ко для данной организации (вступление в должность, прово­ды ветеранов и т. д.). Социальные нормы возникают как в ре­зультате целенаправленной деятельности, так и стихийным образом, особенно отчетливо это проявляется на уровне ма­лой группы. Сформировавшиеся неофициальные нормы мо­гут служить целям организации, а могут противодействовать им. Нормы производственной организации регулируют не только формальные отношения, но и межличностные взаимо­действия. Нормы, в качестве неписаных правил выполнения работы, подразумевают, что должно быть сделано, и, чего де­лать не следует; какое поведение приемлемо, а какое нет [24, c. 91–94].

Сплав официальных и неофициальных норм в конкрет­ной группе называют "групповыми нормами". Определяют их в качестве "правил регуляции поведения членов группы на основе представления о должном и желательном ". Выраба­тываются они в результате совместной групповой деятельно­сти и связаны с групповыми ценностями.

Нормы можно представить в виде требований организа­ции к ее работникам: совершенствование профессионального мастерства, повышение уровня культуры, качественное и своевременное выполнение производственных заданий, про­явление инициативы и творчества и т. д. Система норм выра­батывается одновременно с формированием структуры груп­пы.

Социально-психологические исследования показывают, что каждый член группы может быть подвержен эффектам воздействия групповых норм. Самое значительное влияние наблюдается в случаях, когда группа, в состав которой вхо­дит индивид, является для него референтной (т. е. группой, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степе­ни). Социальные нормы и ценности референтной группы вы­ступают для индивида в качестве эталона деятельности. Та­ким образом, для объяснения поведения человека необходи­мо обращаться к рассмотрению норм и ценностей его рефе­рентной группы. Обычно человек имеет несколько таких групп и, в зависимости от ряда обстоятельств, ориентируется то на одну, то на другую социальную группу. Задача руково­дителя, обладая различными управленческими средствами, " делать" производственную группу одной из референтных групп подчиненного.

Личность, ее свойства и основные характеристики играют немаловажную роль в управленческой деятельности, ибо, как показывает практика, ни каждый человек может со­гласовывать и упорядочивать деятельность индивидов, т. е. управлять ими. Да и ни каждый руководитель успешно справляется с функцией организации и мотивации людей для достижения поставленных целей. Одной из задач психологии управления является установление оптимальной структуры качеств, которой должен обладать руководитель.

Исследователи пытаются сформировать перечень наибо­лее существенных качеств личности руководителя. Очевидно, что нельзя говорить о качествах руководителя вообще в от­рыве от конкретного содержания его деятельности. Так, в производственной сфере важны одни качества, в социо­культурной – другие. Но можно сформулировать общие тре­бования к личности руководителя.

Прежде всего, личность руководителя включает в себя три составляющие. Биографические характеристики – воз­раст, пол, социально-экономический статус, образование. Ес­ли пол и возраст не имеют четкую корреляцию с эффектив­ностью управленческой деятельности, то статус и образова­ние существенно на нее влияют. Вторым элементом являются способности: нужно различать общие интеллектуальные – как совокупность всех познавательных возможностей человека [17, c. 82–85]. И специфические способности – знания и умения, компетент­ность и информированность. Руководитель должен владеть тремя группами умений и навыков: технологическими, име­ющими отношение к предмету и содержанию труда. Психо­логическими навыками, позволяющими успешно взаимодей­ствовать с группой, завоевывать доверие и авторитет. И кон­цептуальными, дающими руководителю возможность видеть организацию в целом. Но существуют факторы, которые мо­гут снижать влияние тех или иных способностей. Это моти­вация руководителя, его опыт и отношения с персоналом.

Третий элемент – это непосредственно черты личности руководителя; традиционно их делятся на три группы: пси­хофизические, деловые, профессионально-организаторские. К первой группе относятся: интенсивность внимания, воле­вые усилия, объемная память, эмоциональные реакции (урав­новешенность и стрессоустойчивость), общительность, до­минантность и т. д. К группе деловых качеств относят – пред­приимчивость, независимость, стремление к достижению, умение видеть перспективу, идти на риск и т. д. К профессио­нально-организаторским качествам относятся: целеустрем­ленность, оперативность, распорядительность, требователь­ность, умение справедливо оценивать работу других и т. д.

Перечисленные качества личности не исчерпывают всех характеристик руководителя, ведь он, как правило, обладает индивидуальными особенностями.

Социально-психологические проблемы субъекта управления как управляющей системы связаны с одной сто­роны, с ее построением, а с другой - с ее функционировани­ем. В теории управления структура и функции субъекта управления рассматриваются в соответствии с этапами управленческого цикла. Под функциями понимается «сово­купность однородных повторяющихся задач, которые необ­ходимо решать для достижения целей». К числу этих функ­ций относятся – планирование, прогнозирование, организа­ция, сбор и преобразование информации, принятие решений, контроль и оценка эффективности управления. Такое разде­ление относительно, ибо в реальной практике управления все функции взаимосвязаны между собой.

В отличие от специалистов по управлению, психологи и социологи, рассматривая функции руководителя, берут за ос­нову не управленческий цикл, а всю структуру деятельности руководителя, в которой, в зависимости от направления, вы­деляют четыре типа деятельности [19, c. 155–157]. Деятельность, направлен­ная на производство; – на внешнюю среду; – на других людей и на самого себя.

Социально-психологический подход рассматривает ру­ководителя не только в рамках одной социальной роли – ад­министративной, а с учетом всего множества его ролей. По всем направлениям руководитель может исполнять до сорока видов ролей, которые условно можно объединить в три груп­пы. Это группа межличностных ролей: лидер, мотиватор, учитель, буфер, арбитр. Группа информационных ролей: сборщик и передатчик информации, оратор. И группа про­фессиональных ролей: распорядитель, охотник за прибылью, хозяин, стратег, координатор, инициатор, консультант. Роли могут проявляться позитивно и негативно, сильно или слабо, зависит это от управленческой ситуации. Но именно пози­тивное проявление многих ролей обеспечивает успешность деятельности руководителя.

Разные авторы выделяют в структуре деятельности руко­водителя различное количество функций, при этом разбивая их на две группы: основные (производственные) и социально-психологические. В производственную группу входят следу­ющие функции:

· административно-организационная – включает предпи­сание работ, формирование управленческих органов, кон­троль за исполнением;

· стратегическая – определяет цели и методы управле­ния;

· информационная – отвечает за сбор и переработку ин­формации;

· принятия решения – позволяет решать проблемы и вы­рабатывает программы действий подчиненных;

· экспертно-консультативная – отвечает за консультиро­вание подчиненных.

Выполняя производственные функции, руководитель выступает, прежде всего, как специалист данного производ­ства.

К социально-психологическим функциям относятся:

– коммуникативная, устанавливающая гори­зонтальные и вертикальные связи внутри организации;

– дисциплинарно-стимулирующая, оцени­вающая качество работы подчиненных, побуждающая их к исполнению задач;

– представительская, позволяющая взаимо­действовать с внешней средой;

– социализирующая (воспитательная), осу­ществляющая развитие способностей и инициативы персона­ла;

– психотерапевтическая, отвечающая за со­здание благоприятного социально-психологического клима­та.

Средством повышения эффективности управления явля­ется знание руководителем своих функций, а также каче­ственное их выполнение.

Таким образом, учет сложившихся норм, знание их спе­цифики, направленности и силы воздействия на работника является одним из условий эффективного управления лично­стью в организации. Не учитывая влияние норм на работу группы, руководитель может предпринять неадекватные дей­ствия. Например, если он игнорирует факт существования личных интересов у членов группы, то с их стороны может возникать мощное противостояние, конфликт.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.