ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПОДЧИНЕННЫХ
Выполнила
студентка 6-го курса
специальности «социальная работа» __________________ О. А. Рыжкова
Научный руководитель
кандидат биологических наук, доцент ___________________ В. И. Дунай
Рецензент
канд. мед. наук, доцент ________________ Д. А. Александров
Ответственный за нормоконтроль
преподаватель ________________ Т. А. Шалупенко
Минск 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….………4
Глава 1 Теоретические основы психологии управления 6
1.1 Управление как социальный феномен. 6
1.2 Личность как социальный объект и субъект управления. 11
1.3 Организация - система социальных групп. .19
1.4 Механизмы взаимоотношений между руководителем и подчиненными. .21
Глава 2 Психологические детерминанты взаимоотношений руководителя и подчинённых на примере ГЛХУ «Пуховичский лесхоз». 28
2.1 Характеристика деятельности ГЛХУ «Пуховичский лесхоз». 28
2.2 Психологические детерминанты взаимоотношений руководителя иподчинённых на примере ГЛХУ «Пуховичский лесхоз»…………………..…. 30
Заключение………………………………………………………….….…….46
Список использованных источников…………………..……...48
ПРИЛОЖЕНИЕ АМетодика диагностики межличностных отношений Т. Лири……….……………………………………………………………….……..51
ПРИЛОЖЕНИЕ БМногофакторный личностный опросник FPI(модифицированная форма В)………………………………………………... 55
результаты методики…………………………………………………...61
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день в связи с социально- экономическими изменениями возрастает необходимость изучения теоретических и прикладных аспектов управления обществом, его сферами, организациями, учреждениями и т. д. Без компетентного постоянно совершенствующегося управления невозможно преодолеть трансформации, которые происходят в нашем обществе. Современная ситуация требует уделять все большее внимание социально- психологическим проблемам управления.
Нет области человеческой деятельности, которая не осуществлялась бы совместными усилиями людей. Эти усилия необходимо упорядочивать, организовывать, т.е. управлять ими. Управление образует особую специфическую деятельность и выступает как самостоятельная социальная функция. Из-за сложности, противоречивости, динамичности социальной системы возникает множество проблем управленческой деятельности. Решением этих проблем не может заниматься одна какая-нибудь наука. Разные научные дисциплины рассматривают, выявляют различные проблемы управления. Эти дисциплины условно можно объединить в группы.
В управлении организацией, персоналом основной компонентой выступают люди (либо целые подразделения). Индивиды представлены в сложной системе управленческих взаимодействий, с точки зрения менеджмента они могут быть представлены как субъектили объект управления.
Одна из закономерностей, выявленных кибернетикой в процессе изучения систем, в том числе и управления, заключается в том, что система делится на управляемую (объект управления) и управляющую (субъект управления) подсистемы. Если нет такого деления, нет и управления. Управляющей подсистемой в живом организме является нервная система, в обществе - административно-управленческая система, аппарат управления, куда входят люди и наконец, в организации - руководитель. Таким образом, под субъектом управления – понимается носитель управленческого действия, воздействия, направленного на определенный объект управления, т. е. индивида, группу. В качестве субъекта управления может выступать как отдельный человек (руководитель), так и группа (директорат).
Цель дипломной работы: выявить психологические детерминанты взаимоотношений руководителя и подчиненных.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Охарактеризовать теоретические основы психологии управления
2. Исследовать взаимоотношения между руководителем и подчиненными
3. Изучить психологические детерминанты взаимоотношений руководителя и подчиненных
Гипотеза исследования: психологические детерминанты взаимоотношений руководителя и подчиненных могут возникать в небольшом отделе
Объект исследования: взаимоотношения руководителя и подчинённых
Предмет исследования: психологические детерминанты взаимоотношений руководителя и подчиненных
Методы исследования:системный подход для обобщения и систематизации информации по данной проблематике, сравнение, структурно-функциональный анализ.