В гештальттерапии понятие зрелости сходно с тем, которое вложил Фрейд в определение "зрелой личности", главными критериями которой являются стремление работать и способность любить другого человека ради него самого, а не просто из-за того что этот человек соответствует подсознательным установкам.
Эти два критерия зрелости Фрейд выразил фор-. мулой "arbeiten und liben" (работать и любить).
Иными словами, зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявляющийся в способности к конструктивному поведению, хорошей адаптивностью и умением принимать ответственность за самого себя.
Зрелая личность аутентична, т.е. равна себе, спонтанна .и внутренне свободна.
Для достижения своих целей такой человек опирается прежде всего на самого себя, актуализирует свой опыт и использует свои силы, а не манипулирует окружающими. Он не вовлекает себя в стереотипы ролевых игр, манипулятивных по своей сути.
Эверетг Шостром предлагает свою модель, описывающую 8 манипулятивных типов.
" 1. Диктатор — преувеличивает свою силу, пытается доминировать, приказывать, демонстрировать свою власть.
2. Тряпка — обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Она преувеличивает свою чувствительность. Ее основные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать.
3. Калькулятор — преувеличивает необходимость всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается с одной стороны перехитрить, с другой — перепроверить других.
Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.
4. Прилипала — изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него работу.
8. Защитник — чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Выражает сочувствие, сверх всякой меры. Слишком заботится о нуждах других, вместо того, чтобы заниматься своими делами.
Разумеется, как и всякая классификация, данная не может быть исчерпывающей в отношении проникновения в душевные глубины человеческого мира. Но, как и любой другой классификации, ценность этой заключается в том, что она представляет собой некую систему опознавательных знаков, по которой мы можем успешно ориентироваться в психологическом пространстве окружающих нас людей.
Как бы то ни было, но нам представляется возможность производить относительную оценку личности для того, чтобы психотерапевтически взаимодействовать с ней.
Однако для достижения зрелости человеку необходимо не только проработать свои непродуктивные защиты, чтобы отказаться от них, но также последовательно пройти все свои невротические уровни и ликвидировать их, словно снимая кожуру луковицы.
Перлз выделяет 4 таких уровня.
1. Уровень "клише".На этом уровне наши действия стереотипны и неаутентичны.
2. "Искуственный" уровень.Доминируют роли и различные игры. Манипулятивная деятельность.
3. Уровень "Тупика".Неадекватность самоподдержки и отсутствие поддержки со стороны окружения. В ситуации "тупика" люди чувствуют себя потерянными и подавленными.
4. Уровень "внутреннего взрыва" или "смерти".Взаимодействие с этим уровнем приводит к "внешнему взрыву" — проявлению истинного "Я".
УПРАЖНЕНИЯ
Расширение осознания.
Ориентированность данного упражнения направлена на расширение осознания материала внутренней и внешней зон.
Этапы.
1. Клиента просят закрыть глаза и сконцентрироваться на внутренней зоне. Свое сообщение он начинает словами "Сейчас я осознаю..." — и продолжает рассказом о своих телесных ощущениях.
2. Затем клиент открывает глаза и направляет свое внимание на внешнюю зону: "Сейчас я осознаю..." — далее следует сообщение о воспринимаемых сигналах внешнего мира (звуки, запахи, образы и т.д.).
Примечания. Выполняя это упражнение, следует воздерживаться от интерпретаций и оценок.
Например, предложение: "Я осознаю, что ты сердишься на меня" не отражает процесс осознава-ния, так как оно затрагивает среднюю зону. Данное сообщение следует разделить подобным образом: "Я осознаю, что вижу твои нахмуренные брови.. И я представляю, что они свидетельствуют о твоей рассерженности по отношению ко мне".
Вместо "Сейчас я осознаю твою теплую улыбку" следует сказать: "Сейчас я осознаю, что вижу твою улыбку и представляю, что она говорит о теплом отношении ко мне."
В любом случае, если мы даже и угадываем что-то, следует разделять наблюдение и воображение. Цель упражнения.
I. Терапевтическая:
1. Ориентирует субъекта на ситуацию "здесь и теперь".
2. Снимает психоэнергетические блоки, которые возникают за счет избыточной фиксации на средней зоне.
3. Способствует внутренней трансформации, так как высвободившаяся энергия расходуется не на поддержание невротического равновесия, а на активизацию личностных ресурсов.
II.Тренировочная:
1. Обостряет реакцию и восприимчивость.
2. Развивает интуитивное мышление и способность к ясновидению.