Вариабельностьиспользуетвозможности косвенных, "скрытых" внушений. Этот прием реализуется по следующему алгоритму.
Общее утверждение (трюизм). .
Конкретизация этого утверждения по отношению к данному пациенту в данный момент времени.
Первое специфическое проявление утверждения.
Второе специфическое проявление утверждения.
Третье специфическое проявление утверждения.
Общее определенное утверждение, что у пациента проявится нужная реакция.
Пример
Каждый человек способен испытывать ощущение,
и вы можете испытывать ощущения в различных частях своего тела,
вы можете осознать свои ощущения в левой руке,
или же отдать себе отчет в ощущениях в области лба,
или же ощутить свои ноги,
но я знаю, что возникающие у вас ощущения, приятны вам.
Данные приемы позволяют очень естественным образом вызвать состояние транса.
В эриксонианском гипнозе понятие транса определяется как состояние с внутренним фокусом внимания. И в данном случае его глубина не имеет большого значения для эффективности терапевтического воздействия.
"В некоторых измененных состояниях определенные гипнотические явления возможны, а другие нет... Гипнотические явления сами по себе не так уж ценны" (Д. Гриндер, Р. Бэндлер).
В любом случае даже состояние легкого транса, которое соответствует стадии сомноленции по шкале, предложенной Августом Форелем, способно вызвать у пациента активные переживания, через которые может произойти бессознательное отреагирование.
Содержание каждого сеанса обязательно обсуждается с пациентом, и это обсуждение играет не менее важную роль, чем сама процедура гипноза. В конечном итоге лечебная процедура переходит в процедуру обучения, и пациенты овладевают навыками самогипноза, причем гораздо успешней и эффективней, чем это случается при вариантах классического гипноза или аутогенной тренировки.
Принципы эриксонианского самогипноза идентичны принципам гетерогипноза — недирективность, прием прямого обращения к подсознанию, отсутствие категоричности во внушениях, осмысленное понимание транса как состояния, с которым можно творчески работать.
ГЕШТАПЬТТЕРАПИЯ
Основатель гештальтгерапии Фриц Перлз начинал свою врачебную карьеру как ортодоксальный психоаналитик, но затем, пережив увлечение экзистенциальной философией, сконцентрированной на идее свободы человека и его ответственности за формирование своего внутреннего мира, отошел от психоанализа и занялся поисками новых путей, отражающих нетрадиционный подход к проблемам душевной жизни.
В отличие от аналитического предложенный метод ориентируется не на прошлое, а на настоящее, на текущий момент в жизни индивида.
Перлз прежде всего обращал внимание на поведение пациента, на то, как он вступает во взаимодействие с терапевтом и проявляет себя в этом взаимодействии.
Интерес к непосредственному переживанию спонтанного опыта побудил исследователя обратиться к гештальтпсихологии, которая как раз пыталась ответить на вопрос, как люди воспринимают свое существование. В целом же стремление Перлза построить новую модель отношений между людьми ассимилировало в себе достижения различных областей — и психодраму, и биоэнергетику, и райхианскую терапию. Очевидно также сходство гештальттерапии с даосизмом, психотехникой дзен, разработками Гурджиева.
Однако подобная эклектичность отнюдь не мешала творцу создавать новое направление в психотерапии.
Заимствовав упражнения и методики из психодрамы, биоэнергетики, телесно ориентированных дисциплин, Перлз видоизменил их в соответствии с разработанной им собственной системой.
Терапевтический подход Перлза основывается на 5 ключевых понятиях.
1. Отношение фигуры и фона.
2. Осознание и сосредоточенность на настоящем.
3. Противоположности.
4. Функции защиты.
5. Зрелость и ответственность.
Фигура и фон.
Люди организуют информацию таким образом, что наиболее значимые и актуальные аспекты ее занимают центральное место (как бы становятся фигурой), а менее важная информация отступает на задний план (служит словно фоном). В качестве фигуры периодически может выступать какая-нибудь потребность.
Подобная деятельность организма феноменологически представляет собой непрерывный процесс саморегуляции. Этот процесс и приводит к формированию фигуры, или гештальта.
Само понятие "гештальт" можно определить как некое целое, которое нельзя изменить без его разрушения. Слово "гештальт", немецкое по происхождению, означает форму, организацию или конфигурацию.
По мнению Келера, автора гештальтпсихологии, окружающий нас мир состоит из организованных форм и само восприятие этого мира также организовано. Важно осознать, что мы воспринимаем организованное целое, а не сумму его частей.Если взять, к примеру, мелодию, то в нашем восприятии она представляется нам как некое единое целое, музыкальный текст, который есть нечто большее, чем простая последовательность звуков.
Механизм психической деятельности устроен так, что каждый из нас непременно выбирает из фона наиболее значимые, важные или интересные структуры информации, и последние становятся гештальта-ми. (Вспомним знаменитые гештальт диаграммы "ваза и два профиля", "безобразная старуха — миловидная девушка").
В эмоциональной жизни субьекта фигурой является то чувство, которое преобладает над всеми остальными — это может быть чувство разочарования, гнева, страха, радости, сексуального желания.
Как только та или иная потребность удовлетворяется, гештальт становится завершенным, он теряет-свою значимость и отступает на задний план, смешиваясь с фоном и освобождая пространство для формирования нового гештальта.
В том случае, если потребность неудовлетворена, гештальт остается незавершенным. Незавершенный гештальт в свою очередь становится причиной многих проблем, которые кажутся неразрешимыми, так как продолжают содержать в себе неотреагированное и невыраженное чувство.
Тактика гештальттерапии заключается в данном случае в том, чтобы фигуру сделать более четкой и таким образом дать возможность отреагирования, которое в конечном итоге приводит к завершению травмирующего гештальта.