Глубокое дыхание + "Велосипед". Брыкание — имитация действий маленького ребенка с выкриками "нет" или "я не буду!" Проявление негативных реакций,
Работа с полотенцем.
1. Пять или шесть глубоких вдохов и выдохов.
2. Широко, как в испуге, раскрыть глаза.
3. Как можно шире раздвинуть пальцы рук (2— З мин).
4. Взять полотенце и засунуть его как можно глубже в рот.
5. Зажать полотенце зубами.
6. Тащить его изо всех сил, издавая при этом звуки мычания и т.п.
7. Через 4—5 мин вынуть полотенце изо рта.
8. Взять его двумя руками и агрессивно, как можно сильнее, выкручивать.
9. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабиться.
Терапевтическая ценность упражнения: снижает напряжение в челюстях, руках, способствует высвобождению и отреагированию подавленных негативных эмоций.
Мандала(проводится в группе).
Участники группы ложатся на пол, на спину, так, чтобы их ноги соприкасались в середине, а тела располагались наподобие спиц в колесе; затем начинают одновременно дышать — свободно и глубоко.
Затем можно перевернуть мандалу — таким образом, чтобы участники оказались лежащими головами к центру и ногами к периферии.
Конфигурация мандалы (отсанскр. — колесо) способна генерировать огромную энергию в группе и в значительной степени усиливать энергетический резонанс.
МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙСА
Моше Фельденкрайс, по образованию физик, интересовался также различными вопросами психофизической регуляции организма. Он изучал психоанализ, невралогию, йогу, учение Гурджиева. Заинтересовавшись дзю-до, он основал первую в Европе школу дзю-до.
Однако признание ему принесла его собственная система, основанная на анализе тесных взаимоотношений тела и психики.
Фельденкрайс подчеркивал, что любой акт деятельности, такой даже, как слушание, включает мышечную деятельность. Отсюда следует, что всякое психоэмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и приводит к изменению последней. Ясно, что отрицательные эмоции, стрессовые стереотипы приводят к определенной деформации той или иной группы мышц, которые, в свою очередь становясь хроническими блоками, оказывают обратное отрицательное влияние на психическую сферу и таким образом замыкают порочный круг.
Деформированные паттерны мышечных движений усиливают условия для деформации образа "Я", делают его аморфным, неструктурированным, что может привести к серьезным психологическим проблемам. Метод Фельденкрайса как раз и является одним из подходов телесной терапии, который направлен на утверждение и структурирование образа "Я", расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей.
Цель метода состоит в том, чтобы посредством кинетических манипуляций восстановить способность тела двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, а также избавиться от хронических блоков, мешающих свободному протеканию психоэмоциональной энергии.
Для этого используется комплекс упражнений, усложняющихся по мере продвижения от занятия к занятию.
Данное упражнение показывает, как движение глаза, а затем и движение мысли помогает организовать движение тела.
Упражнение: Поворачивание головы.(Цит. из Fadi-man J. Frager R. Personality and Personal Growth. New York, London, 1976).
1. Сидя на полу или на стуле, медленно поверните голову направо, без напряжения. Заметьте, насколько голова поворачивается, насколько вы можете видеть что-то сзади. Повернитесь обратно, вперед.
2. Снова поверните голову направо. Оставляя голову в покое, поверните глаза направо. Посмотрите, может ли голова больше повернуться направо. Повторите три-четыре раза.
3. Поверните голову направо. Теперь повернитесь плечами направо и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще больше назад. Повторите три-четыре раза.
4. Поверните голову направо. Теперь сдвиньтесь бедрами вправо, и посмотрите, можете ли вы повернуть голову еще дальше назад. Повторите три-четыре раза.
5. Наконец, поверните голову направо и, не меняя больше ее положения, сдвиньте глаза, плечи и бедра направо. Насколько далеко вы можете повернуть голову?
6. Теперь поверните голову налево. Посмотрите, насколько далеко вы можете ее повернуть. Повторите каждый шаг упражнения, которое вы проделали в правую сторону, но только в уме. Представьте себе движение головы и движение глаз налево, и т.д., каждый шаг по три-четыре раза. Теперь поверните голову налево и сдвиньте глаза, плечи и бедра налево. Как далеко вы можете теперь повернуться?
ГИПНОТЕРАПИЯ
Применяя в лечебной практике в ряде случаев классический гипноз, основной акцент я делаю на том варианте, который разработал американский психотерапевт Милтон Эриксон,который впоследствии получил название Эриксонианского гипноза.
Его принципиальное отличие от традиционного состоит в том, что данный гипноз отказывается от авторитарности и императивности и позволяет личности пациента не испытывать ощущения "подавляющего воздействия". Эту позицию очень точно охарактеризовал Джон Гриндер, ученик М. Эриксона, гипнотерапевт и один из создателей нейро-лингвистического программирования (НЛП): "Если вы будете представлять гипноз как состояние, в котором вы управляете другим человеком, или что-нибудь внушаете ему, то вы проиграете. Вы ограничите этим число людей, на которых вы воздействуете эффективно. Вы проиграете также в вашей личной жизни, потому что начнете беспокоиться о том, кто управляет вами... Гипноз сам по себе — это просто использование самого себя в качестве механизма обратной связи".
Указанный принцип предполагает кроме своего методологического подхода и разработанную систему приемов, которые также отличаются от приемов гипноза классического. В первую очередь — это "подстройка", или "присоединение" — приспособление поведения психотерапевта к поведению пациента. Подобный прием позволяет усилить доверие последнего, используя механизм воздействия именно на бессознательный уровень. Присоединение позволяет создать единый ритмический резонанс и ситуацию конгруэнтности, что в значительной мере повышает эффективность взаимодействия за счет усиления тонких механизмов обратной связи.
Для того, чтобы осуществить присоединение, методика эриксонианского гипноза рекомендует терапевту занять позу, похожую на позу пациента, изменить свое дыхание так, чтобы оно совпадало с дыханием пациента и только после этого начинать "вербальную подстройку".
Вербальная подстройка — прием, который проявляется в достоверном описании того, что происходит с субъектом. Описывая реальность, которая не вызывает сомнений, мы создаем раппорт,понимаемый в эриксо-нианском гипнозе как непрерывное поддержание обратной связи. С другой стороны — это путь, позволяющий понизить естественное сопротивление пациента.
Только после осуществления этих этапов делается следующий шаг в наведении транса — переход.Переход — система вербальных средств, представляющая способ переведения человека из его, данного состояния в состояние транса — начиная с описания данного состояния и кончая описанием того состояния, в которое мы хотим его перевести. Этот процесс осуществляется с помощью переходных слов: "если", "когда", "если... то", "и" и т.п.
Затем следует ведение— описание той реакции, которую стремится вызвать гипнотерапевт, с переключением вектора внимания гипнотизируемого в его внутреннюю реальность.
По сути дела, ведение представляет собой перевод пациента в состояние транса — минуя прямые и категоричные внушения.
Весь описанный процесс может быть выражен следующей схемой:
подстройка
переход
ведение
достоверное и проверяемое описание того, что происходит
союзы
Непроверяемое описание того состояния, которого добивается гипнотерапевт.
Пример
"Вы сидите в кресле,
и вы слышите меня,
и вы смотрите на меня,
и вы можете ощутить, что начинаете расслабляться."
Эта схема также может быть продемонстрирована формулой, которая известна как формула: X и X и X и X и У, где
X — утверждение присоединения,
У — утверждение ведения.
Вы сидите в этом кресле X
и вы смотрите на меня, X
и дыхание ваше свободно, X
и вы слышите мой голос, X
и вы можете расслабиться У.
Следующий прием, который позволяет более гибко манипулировать ситуацией гипнотического взаимодействия, называется поглощением неопределенности иописывается формулой Х или Х или Х или Х или У, где Х — утверждение о действиях, которые пациент может начать, прекратить, продолжить или изменить; У — определенное утверждение о желаемом действии.
Пример
Я не знаю, будете ли вы продолжать смотреть на пол, X
или вы посмотрите на меня, X
или, возможно, измените свою позу на более удобную, X
или начнете дышать еще более расслабленно, X
но я знаю, что ваше подсознание может начать погружение в транс, и это хорошо для вас. У
Надо сказать, что не только понятие, но и само слово подсознание (являясь менее строгим, точным и правильным по сравнению с термином Бессознательноев научном смысле, оно несомненно является более удобным в плане практического применения) имеет в эриксонианском гипнозе огромную роль. Зачастую оно несет в себе скрытую суггестивную нагрузку, так как, используя его, мы даем понять пациенту о возможности более широкого спектра воздействия и более глубокого проникновения этого воздействия в структуру личности. Подсознание рассматривается как наиболее продуктивная и творческая часть личности, обладающая огромным целебным потенциалом, в то время как ригидная и косная система сознательных установок препятствует реализации этого потенциала и способствует его подавлению.
Для того, чтобы снять сопротивление и обойти жесткую схему блокирующих механизмов, эриксонианский гипноз использует технику диссоциации сознания и бессознательного,которая моделируется следующим образом: .
ВАШЕ СОЗНАНИЕ
ПЕРЕХОД
ВАШЕ ПОДСОЗНАНИЕ
(Предложения присоединения)
(Предложения ведения)
Пример
Ваше сознание
прислушивается к тому, что я говорю
и
ваше подсознание
может начать погружение на любую глубину.
Ваше сознание
может сомневаться,
но
ваше подсознание
свободно и спонтанно
создает те или иные образы,
которые могут вам
показаться
не совсем обычными.
Использование противопоставленийпозволяет также нейтрализовать возможное внутреннее напряжение путем предлагающего, но не приказывающего воздействия: "Чем сильнее напряжены ваши мысли в начале сеанса, тем более расслаблены они будут к его окончанию".
Утверждение дополнительностиутилизирует данное состояние пациента и переводит его из негативного контекста в позитивный.
Прием описывается формулой X + XI и У, где
X — описание того, что пациент осознает в данный момент.
XI — описание переживания, противоположного тому, которое испытывает пациент в данный момент.
У — ведущее утверждение в этом случае: "И ваше подсознание может использовать оба этих переживания".