Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Финансовая система Республика Беларусь



Финансовая система представляет собой совокупность звеньев взаимосвязанных между собой и выполняющих общие для них задачи, определяемые финансовой политикой.

Финансовая политика — совокупность мероприятий, вырабатываемых и осуществляемых органами государственной власти и управления.

Она проводится в жизнь через звенья и элементы финансовой системы.

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

  • как совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках страны (экономический аспект);
  • как совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность (институциональный аспект).

Органы, осуществляющие финансовую деятельность, подразделяют на две группы:

1. государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач (министерства, государственные комитеты, иные государственные организации подчиненные правительству Республики Беларусь);

2. государственные органы, для которых финансовая деятельность является основной, они специально созданы для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля (Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь).

Изначально финансовая система подразделяется на два основных звена:централизованные (общегосударственные финансы) и децентрализованные (финансы предприятий, организаций и учреждений). Финансово-кредитная система Республики Беларусь состоит из бюджетной системы, банковской системы, а также финансовых средств внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений:

1. бюджетную систему, состоящую из государственного, илиреспубликанского(его средства расходуются на мероприятия, имеющие обще государственное значение, а его доходная часть формируется главным образом за счет налогов), и местныхбюджетов (совокупность областных городских, районных бюджетов и бюджетов сельских поселковых советов, все они самостоятельны);

2. государственные целевые бюджетные фонды, государственный внебюджетные фонды (Фонд социальной защиты населения, Фонд поддержки предпринимателей), целевые бюджетные и внебюджетные фонды местных Советов депутатов Республики Беларусь;

3. бюджет свободных экономических зон;

4. бюджет союза Республики Беларусь и Российской Федерации;

5. финансы субъектов хозяйствования и отраслей (денежные фонды, создаваемые в целях обеспечения непрерывного производства и удовлетворения некоторых социальных потребностей работников, составляющие основу финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов);

6. имущественное и личное страхование, страхование ответственности (финансовое право изучает обязательное страхование);

7. государственный кредит (кредитные отношения, при которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — организации и физические лица Республики Беларусь, иностранные физические и юридические лица, международные организации, другие государства) и банковский кредит (Национальный банк Республики Беларусь и иные банки, небанковские кредитно-финансовые организации).

 

3. Финансовую деятельность государства можно определить как особый вид государственной деятельности, направленной на создание, распределение и использование фондов денежных средств, как централизованных, так и децентрализованных, необходимых для финансового обеспечения деятельности органов государства, безопасности и обороны страны, социаль­но-экономического развития общества.

Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовую деятельность государства осуществляет и судебная власть в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений и жалоб).Таким образом, финансовая деятельность осуществляется органами государства всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной – в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного управления и самоуправления осуществляется органами местного управления и самоуправления в пределах их компетенции.

Осуществляя финансовую деятельность, государство решает две взаимосвязанные цели — статистическую и динамическую.

Статистическая цель подразумевает определенную «консерва­цию» финансового состояния государства, сохранение уже дос­тигнутого уровня стабильности и равновесия в доходах и расходах централизованных денежных средств, межбюджетных отно­шениях, валютном регулировании и т. п.

Динамическая цель направлена на непрерывный процесс правового совершенство­вания, реформирования и развития финансовых отношений.

Основной же целью социального государства является финансовое покрытие затрат на осуществ­ление социально заказанных программ. Эта цель предполагает реализацию бли­жайших (промежуточных) целей этой деятельности: сбор госу­дарством запланированных денежных средств в свои бюджет­ные фонды и запланированное использование денежных средств для решения государственных задач.

В процессе финансовой деятельности государствами решаются следующие задачи:

1) мобилизации денежных средств:учет возможности получения средств;увеличение денежных средств, поступающих в бюджет;учет и возможности налогоплательщиков;установление особого порядка взимания налогов и сборов;изыскание иных средств мобилизации денег;

2) распределение и использование денежных средствучет объектов использования денежных средств и их нужд;определение размера каждой потребности;определение размеров и сроков использования денежных средств;определение правового положения распределителей бюджетных средств;

строгий учет и отчетность в использовании денежных средств;обеспечение сохранности денежных средств;выявление резервов расходования денежных средств.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов. Их различие определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств.

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы обязательных и добровольных платежей. Метод обязательных платежейявляется доминирующим, реализуется через механизмы налогообложения, отчисления во внебюджетные фонды, обязательное страхование и т. д. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. п. Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: финансовой политики, экономических отношений, потребности государства в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода: метод финансирования и метод кредитования.Финансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Кредитование означает выделение денежных средств на условиях платности и возвратности.

 

4. Конституция Республики Беларусь (далее - конституция) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.В соответствии с Конст РеспБеларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. На основе Конст определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды. Конституция устанавливает основу банковской системы Респ Бел, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Нацо банка Респ Бела является его конституционное исключительное право эмиссии денег. Всем этим проблемам посвящен раздел VII Конституции Республики Беларусь. Однако этим разделом не ограничиваются конституционные основы финансовой деятельности Республики Беларусь.Многие статьи других разделов Конституции Республики Беларусь являются основополагающими началами той или иной сферы финансовой деятельности. Так, ч. 3 ст. 7 обязывает своевременно доводить до сведения нормативно-правовые акты государственных органов, в том числе и в отношении налогового законодательства. Статья 56 Конституции Республики Беларусь возлагает на граждан обязанность участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.

Системный анализ норм Конституции Республики Беларусь дает основания полагать, что и ряд других ее статей прямо или косвенно регулирую общественные отношения, связанные с финансовой деятельностью.

5. Финансовая деятельность государства – это особый вид государственной деятельности, которая включает в себя и законодательную деятельность представительных органов государства в области финансов (установление и введение налогов и сборов), и управленческую деятельность органов исполнительной власти, направленную на практическую реализацию нормативных правовых актов в сфере финансовых отношений.

Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с определенными принципами. Основными из них являются:

1. Принцип законности, который заключается в том, что весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

2. Принцип гласности, проявляющийся в процедуре доведения до граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.3. Принцип плановости, означающий, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах.

4. Самостоятельность финансовой деятельности органов местного управления и самоуправления, основанная на ст. 121 Конституции Республики Беларусь[1], согласно которой местные Советы депутатов, в частности, утверждают программы экономического и социального развития, местные бюджеты и отчеты об их исполнении; устанавливают в соответствии с законом местные налоги и сборы.

Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. Неправовые – это формы, имеющие локальный характер, т. е. обеспечивающие реализацию отдельных процедур(например, инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства и т. д). Неправовые формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в финансовой сфере

 

6. Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области образования, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за выполнением финансовых обязательств перед государством.

Субъекты финансовой деятельности освещаются главным образом как государственные органы и органы местного самоуправления[2]. Естественно, что основная задача по мобилизации и расходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственные органы всех ветвей власти.

Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью.

Субъекты, принимающие участие в мобилизации денежных средств в доход государства:

1. Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти. Они руководят бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют государственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).

2. Органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами в соответствующей административно-территориальных образованиях, устанавливает местные налоги и сборы и др. Поскольку финансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своей территории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией. Так, помимо того, что они утверждают местные бюджеты, они обеспечивают на своей территории поступление доходов в вышестоящие бюджеты, образование кредитных ресурсов банков, государственных страховых фондов.

3. Государственные органы специальной компетенции занимают особое место в мобилизации денежных средств. Такими органами являются: а) Министерство финансов; б) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь; в) Национальный банк Республики Беларусь.

4. Все организации, занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступают плательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они также могут быть заемщиками по государственному кредиту.

5. Граждане как налогоплательщики также могут быть кредиторами государства путем хранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.

Следовательно, есть субъекты финансовой деятельности, которые являются только участники расходования (использования) денежных средств. Как правило, такими субъектами выступают государственные учреждения образования (школы, лицеи, гимназии, университеты), здравоохранения (поликлиники, больницы) и многие другие так называемые бюджетные организации и учреждения. Они могут быть участниками мобилизации только в том случае, если им будет разрешено заниматься определенным видом предпринимательской деятельности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.