Финансовое право охватывает своим воздействием определенный специфический круг общественных отношений, которые обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет финансы и в связи с этим осуществляет финансовую деятельность.
Финансы(фр. finances, от лат. finantia — доход) — денежный доход, т. е. финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.
Деньги — строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями, особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Финансы — определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.
Как в экономической, так и в юридической литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах.По материальному содержаниюфинансы представляют собой денежные формы государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций.
Как экономическая категорияфинансы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фондов денежных средств в целях выполнения задач и функций государства.Различают финансы государственные (публичные) и частные.Роль финансов заключается в том, что с их помощью осуществляется денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, а также контроль за рациональным и целевым распределением и использованием средств этих фондов.
Совокупность денежных фондов образует финансовые ресурсы.
Выделяют две основные функции финансов: распределительнуюи контрольную.
Распределительная функциясвязана с распределением валового внутреннего продукта и его основной части — национального дохода.
Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т. е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. В результате первичного распределения национального дохода формируются фонды государства и местных бюджетов, внебюджетные фонды, денежные фонды предприятий (среди участников материального производства образуются следующие виды доходов: заработная плата рабочих, служащих, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства, а также доходы предприятий сферы материального производства).
Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития отдельных приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. В связи с этим необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (образование, здравоохранение и др.), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, многодетных семей и др.). Распределение и перераспределение происходит на основании воли государства выраженной в нормативных правовых актах.
Контрольная функциязаключается в контроле над законным и своевременным формированием и расходованием средств по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, где доходы не создаются. Целью финансового контроля является рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Контрольная функция финансов осуществляется через многогранную деятельность финансовых органов и реализуется:в процессе производства, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода; при взимании налогов и неналоговых доходов государства; при расходовании централизованных и децентрализованных государственных денежных фондов, которые должны расходоваться объективно и строго по целевому назначению.