Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-экономическое развитие СССР 1945—1953 гг.



Послевоенные годы некоторые историки считают апогеем советского тоталитаризма. Между тем обстановка в обществе требовала от правительства некоторых уступок в сторону демократии. В сентябре 1945 г. прекращено чрезвычайное положение и упразднен неконституционный орган власти — ГКО. Прошли перевыборы Советов всех уровней. К началу 50-х возросла коллегиальность в их работе за счет большей регулярности созыва сессий, уве­личения постоянных комиссий. В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей. Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР. В 1946 СНК был преобразован в Совет Министров, а наркоматы — в министерства.

Определенные изменения произошли и в социальной структуре общества. Во время войны места у станков заняли женщины, многие и после войны продолжали работать. Тем не менее наблю­дается резкая нехватка рабочей силы, и в связи с этим — высокая текучесть кадров. По-прежнему ряды рабочих пополняются за счет выходцев из деревень (до 60%). Это приводит к дезорганизации производства и низкой производительности труда. Прослойка некооперированных кустарей и единоличников практически исчезает. Тяжелое положение в сельском хозяйстве и ряд правительственных распоряжений 1947—1948 гг., 19)ужесточавших контроль за крестьянством, приводят к новой волне миграции — около 8 млн. сельских жителей покинули деревню в 1946—1953 гг.

Обновление рабочего класса за счет притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн. человек получили высшее и среднее специальное образование.

Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показатели. Собственно восстановление разрушенных заводов и фабрик началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Демилитаризация экономики закончилась в основном к 1947 г., сопровождаясь одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в нач. 50-х годов около 25% бюджета государства.

Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

В целом за годы 4-й пятилетки (1946—1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%). Этот рост основывался на:

— высоких мобилизационных способностях директивной эко­номики, сохранявшихся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т.д.);

— репарациях с Германии (4,3 млрд. долларов);

— в бесплатном труде заключенных ГУЛАГа (8—9 млн. чел.) и военнопленных (1,5 млн. немцев и 0,5 млн. японцев);

— перераспределении средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;

— перекачке средств из аграрного сектора экономики в промышленный.

Сельское хозяйство вышло из войны очень ослабленным. В 1945 г. его валовая продукция составляла 60% от довоенной. После засухи 1946 г. государство начинает сокращать приусадебные участки и вводит в действие ряд указов, карающих за «посягательство на государственную или колхозную собственность». В 1947 г. был подтвержден обязательный минимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка. В 1948 г. колхозникам было рекомендовано продавать государству мелкий домашний скот — в результате было забито более 2 млн. голов скота. Повышены налоги с продаж на свободном рынке. Ухудшение положения в сельском хозяйстве побуждает правительство укрупнить колхозы и ужесточить политический контроль за ними. Это сопровождалось новым и значительным сокращением индивидуальных наделов крестьян. Уменьшилась натуральная оплата колхозникам. Тем не менее, реформа не улучшила положения в сельском хозяйстве, которое, в начале 50-х гг. с трудом поднявшись на довоенный уровень, вступило в полосу стагнации. Чтобы обеспечить продовольственное снабжение городов и армии, пришлось использовать госрезервы.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.