Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Оцените, пожалуйста, насколько справедливым, на Ваш взгляд, было решение о сокращении конкретных сотрудников?



Отметьте Вашуоценку, зачеркнув соответствующую цифру на 7-балльной шкале.

полностью 12 3 4 5 6 7 полностью

несправедливо справедливо

14. Какие личностные качества Вашего руководителя про­явились наиболее ярко в процессе сокращения сотрудников?

Отметьте, пожалуйста, Вашу оценку, зачеркнув соответст­вующую цифру на каждой представленной шкале

нетерпимость лояльность
конфликтность умение идти на компромисс
скрытность S открытость по отношению к людям
непорядочность порядочность
жесткость человечность

15. Менялось ли Ваше отношение к работе в период со­кращения?

-да -нет

Если «да», то оцените, пожалуйста, каким стало отношение к работе1

оченышохое 12 3 4 5 6 7 очень хорошее

16. Менялось ли Ваше отношение к сотрудникамв пери­од сокращения?

- да - нет

Если «да», тооцените, пожалуйста, какимстало отношение к со­трудникам:

оченышохое 12 3 4 5 6 7 очень хорошее

17. Менялось ли Ваше отношение к руководству в пери­од сокращения?

-да - нет

Если ода», то оцените, пожалуйста, каким стало отношение к ру­ководству:

оченышохое 12 3 4 5 6 7 очень хорошее

18. Хотели бы Вы в настоящий момент поменять свое ме­сто работы?

- да - нет - затрудняюсь ответить

Раздел h

психология совместной жизнедеятельности

организации

Мотивы профессиональной деятельности персонала в периоды роста и спада организации с

Г.И. Марасанов

;*

Введение ,

Постановка проблемы.Известно, что организации не суще- ствуют бесконечно долго. Продолжительность их функционирова­ния ограничена многими внутренними и внешними причинами. , Наиболее очевидными и далеко не исчерпывающими иллюстра- ' циями внутренних причин являются, во-первых, долгосрочные це­ли, адекватность которых меняющимся с течением времени воз­можностям развития, может ослабевать, во-вторых, уровень реше­ния управленческих задач и др.

К внешним факторам, влияющим на жизнеспособность орга­низации, по-видимому, относятся, прежде всего, особенности раз- | вития социально-экономической ситуации, в которую включено то или иное предприятие или фирма.

Неизбежность изменений внутренних и внешних условий функционирования организации рано или поздно порождает про­блемы дальнейшего организационного развития, которые могут приводить к распаду организации, либо к ее преобразованию и новому росту.

Тема жизненного цикла организации в последние годы осве­щается преимущественно с помощью стадиальных и циклических моделей [1, 7]. Общим в этих моделях является постулирование нескольких основных этапов (стадий) существования организации, а также обязательное наличие кризисных моментов организацион­ного развития, которые приводят к распаду либо принципиально­му перерождению организации. При этом внимание большинства

авторов, так или иначе соприкасающихся в своих работах с темами этапности, стадиальности, цикличности функционирования орга­низаций, оказывается, превде всего, привлеченным к проблемам эффективности руководства на разных стадиях организационного развития. Так, для каждого этапа жизненного цикла организации описаны соответствующие лидерские роли [14]. Проанализирована деятельность руководителя производственного коллектива в усло­виях нововведений [9]. Изучены личностные особенности профес­сионального развития руководителей среднего звена (5]. Выявлены психологические факторы устойчивости профессиональной дея­тельности работников сферы управления [23] Исследованы психо­логические основы формирования руководителем управленческой команды [22]. Обнаружены и обоснованы закономерности развития психологической культуры руководителей [20] Здесь, как и во мно­гих других работах, в фокусе исследовательского интереса неиз­менно оказывается руководитель. Ближайшее окружение руководи­теля, управленческая «команда», основной коллектив, организаци­онная нормозадающая группа [4] в их взаимосвязи со стадиями раз­вития организации сравнительно редко становятся предметом изу­чения. Здесь уместно вспомнить реплику Л. Якокки на эту тему: «... люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. ... из ос­тальных факторов мало что удастся сделать» [26, с.25].

Исследуя и анализируя причины, способствующие или пре­пятствующие развитию организации, ряд авторов опираются на понятие эффективности. При этом одни авторы под эффективно­стью понимают «результат труда всей организации» [10, с.41] Другие выделяют группы критериев эффективности, в которые объединяют психологические (удовлетворенность членством в ор­ганизации, мотивация профессиональной деятельности, авторитет руководителя, самооценка персонала) и непсихологические (ре­зультативность деятельности) факторы [12, с. 12].

Наиболее значимым, по мнению многих авторов [3, 6, 18, 19, 22, 23, 24 и др.], всесторонне исследованным и, в сущности сво­ей, интегральным фактором, влияющим на эффективность орга­низации, оказывается уровень различных составляющих управ­ления. Сюда, как правило, относят управленческий анализ произ­водственных и организационных процессов, принятые в данной организации процедуры стратегического и оперативного плани­рования, качество принятия решений, способы распределения и

координации работы, принципы делегирования ответственности, оптимальность соотношения текущего и итогового контроля, способы оценки результатов, обоснованность системы стимули­рования персонала и т.д.

Сопоставляя стадии развития организации и преобладающие мотивы деятельности сотрудников, многие авторы предпочитают сосредоточивать свое внимание на том, какие мотивы работы пер­сонала являются предпочтительными для оптимального функцио­нирования организации на соответствующей стадии своего разви­тия Так, анализируя итоги различных исследований мотивации персонала к работе в крупных японских, английских и американ­ских финансово-промышленных корпорациях, Р Л. Кричевскнй [12, с 308-309] сосредоточивает свое внимание, прежде всего, на признаках полезности тех или иных особенностей служащих с ючки зрения их руководителей и нанимателей. При этом экспери­ментальные данные, приводимые автором, позволяют проанализи­ровать реальные мотивы деятельности сотрудников этих фирм, самозарождающиеся и преобладающие на разных стадиях жизни предприятия.

Т.Ю. Базаров [24, с.79] отмечает, что для организации, нахо­дящейся на стадии спада, когда ближайшей и наиболее очевидной перспективой является ее ликвидация, наиболее приемлемыми и полезными для фирмы будут «работники, не приверженные фир­ме, готовые работать короткое время, узко ориентированные.. >>. На стадии интенсивного роста, с точки зрения того же автора, должны быть востребованы сотрудники, которых отличает «орга­низационная закрепленность, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация» [24, с.78] Мо­жет быть, это и так, но возникает правомерный вопрос о том, ка­кие реально работники преимущественно составляют коллектив растущей организации? Как соотносятся желаемое руководством и реальность в отношении персонала распадающейся организации? В известных нам работах не только нет ответов на эти вопросы, но отсутствует сама их постановка

Таким образом, анализ работ, посвященных различным аспек­там функционирования организации, выполненных в контексте социально-психологического знания, в русле управленческой, ор­ганизационной, экономической психологии, показывает, что взаи­мопроникающие влияния факторов, вызывающих кризис роста-

или распада организации, с одной стороны, и мотивов профессио­нальной деятельности персонала - с другой, в настоящее время не стали предметом специального изучения

Мотивы профессиональной деятельности, их структура, дина­мика, содержание и другие характеристики неоднократно станови­лись предметом исследований. Один из последних и наиболее ис­черпывающих обзоров таких исследований принадлежит А.К. Марковой [16]. Понимая под профессиональной мотивацией «то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные спо­собности» рб, C.67, А.К. Маркова определяет мотив профессио­нальной деятельности как «внутреннее побуждение, определяю­щее направленность активности человека на разные стороны про­фессиональной деятельности» [16, с.69]. Здесь же отмечается, что осознанные человеком мотивы выражаются в мотивировках. Мо-тивационную «палитру» профессионального труда, по мнению А.К. Марковой, составляют мотивы предназначения профессии (польза обществу), процессуальные и результативные мотивы (профессиональный рост, самостоятельность профессиональных решений, новационность, надежность, безопасность, принадлеж­ность профессиональному сообществу, карьера и др.). Здесь же выделяются мотивы профессионального общения (социальный престиж профессии) и мотивы «профессиональной личности» (са­мопроектирование, самореализация, принятие роли профессионала и др.), [16, с, 80-81]. Стимул как внешнее побуждение может «вы­звать разные мотивы», если этот стимул будет «принят лично­стью» [16, C.69. Следует заметить, что среди факторов, приводя­щих к изменению преобладающих мотивов профессиональной деятельности персонала, автор не рассматривает уровни или ста­дии развития организации.

Мотивы работы персонала в организации, по нашему мнению, не жестко зависят от уровня и качества управления. Система сти­мулирования, скорее всего, может лишь в большей или меньшей степени отвечать актуальным потребностям сотрудников, вопло­щающимся в мотивах их профессиональной деятельности. Зарож­дение новых мотивов, как известно, возможно лишь в процессе самой деятельности [13], однако, их жестко направленное форми­рование за счет управленческих воздействий на персонал пред­ставляется нам весьма проблематичным.

Е.П. Ильин [8], говоря о мотивах трудовой деятельности, рас-

сматривает их в более упрощенном виде, по сравнению с подхо­дом А.К. Марковой. Он, в частности, подразделяет все возможные мотивы профессиональной деятельности на три группы: принесе­ние пользы обществу тесно связанное со стремлением избежать социального осуждения, получение материальных благ и самореа­лизация [8, С.270]. Аналитический обзор проблемы мотива я моти­вации, сделанный автором, является, вероятно, наиболее всеобъем­лющим, и, одновременно, чрезвычайно насыщенным категоричной критикой буквально всех известных концепций мотива. Формули­руя свою позицию, Е.П. Ильин утверждает, что «мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотива­ции, которые могут быть и внешними и внутренними» [8, с 114. Однако и в данной работе нет обсуждения взаимовлияния преобла­дающей иерархии мотивов трудовой деятельности персонала, с од­ной стороны, и динамики развития организации - с другой.

Какими бы ни были причины и сюжеты снижения или нара­щивания эффективности организации, именно они, на наш взгляд, выступая в роли стимулов, влияют на содержание и иерархию мо­тивов производственной, служебной, профессиональной деятель­ности персонала. Следует заметить, что смена преобладающих мо­тивов деятельности, вероятно, может происходить не только благо­даря изменениям, возникающим на личностном уровне работающих в данной организации людей, но и в не меньшей степени за счет те­кучести кадрового состава. Ведь переход организации на другую стадию своего развития, а особенно, переживание организационно­го кризиса часто сопровождается существенным обновлением пер­сонала [1], и в организацию приходят люди, движимые мотивами, несколько отличающимися от мотивов их предшественников.

Исследование причин, по которым сотрудники организации, переживающей кризис роста или распада, продолжают работать именно в ней, или стремятся поступить работать в эту организа­цию, имеет, как нам представляется, важное теоретическое и прак­тическое значение.

Теоретическая значимость такого исследования заключается в том, что выявленные зависимости позволят рассматривать то или иное изменение мотивации персонала как один из показателей, от­ражающих соответствующую стадию развития (роста, стабилиза­ции, застоя, распада или возрождения) организации.

Прикладной аспект разработки данной темы связан, прежде все-

го, с появлением дополнительных прогностических возможностей в |(

управленческом консультировании. Знание зависимостей между мо- l

тивами профессиональной деятельности персонала и состоянием ор- ,

ганизации позволит консультанту выявлять преобладающие тенден-

ции в ее развитии. Это актуально для консультативной практики, по-

скольку клиенту-руководителю, как правило, больше интересен обоснованный прогноз развития управляемого им объекта, а не ана­лиз и диагноз наличного состояния его организации

Практическая востребованность исследования сводится к рас­ширению возможностей руководства в повышении избирательно­сти системы стимулирования сотрудников. Например, знание мо­тивов профессиональной деятельности персонала, преобладающих на той или иной стадии функционирования организации, позволит более адекватно, обоснованно и адресно выстраивать систему сти­мулирования.

Цельюнашего исследования стало выявление преобладающих мотивов профессиональной деятельности, побуждающих персонал работать в организации, находящейся в состоянии роста или распада.

В качестве рабочей гипотезымы использовали предположе­ние о том, что в зависимости от функционального состояния орга­низации преобладающими будут различные мотивы профессио­нальной деятельности сотрудников, составляющих эту организа­цию. Так, в период роста и становления организации среди про­чих, вероятно, будут преобладать мотивы профессиональной са­мореализации, профессионального и карьерного роста, а также мо­тивы, основанные на чувстве причастности, принадлежности к ор­ганизации. Поскольку мотивы подобного рода связаны, как прави­ло, с долгосрочными целями, и основаны на «вере в надежное бу­дущее» организации, образно их можно обозначить как долго­срочные мотивы.

В период распада организации, вероятно, станут более выра­женными различные по содержанию краткосрочные мотивы. Здесь «вере в надежное будущее» уступает место стремлению противо­стоять «неуверенности в завтрашнем дне». В содержательном пла­не это может быть, например, поведение, характеризующееся осознанным или неосознанным уходом от реальности. Реальность, при этом, как бы требует от индивида принятия, в общем-то, неот­ложного решения о дальнейшем личностно-профессиональном пу­ти. Человек тогда почти буквально живет одним днем, стараясь не

задумываться о выборе между увольнением и активной преобра­зующей деятельностью по выведению организации яз кризиса Однако он не делает ни того, ни другого В качестве осознаваемых причин, удерживающих такого работника в распадающейся орга­низации, скорее всего, выступают какие-либо цели краткосрочного характера Сюда, например, можно отнести желание получать га­рантированный заработок весь оставшийся период работы или же намерение успеть за это время овладеть теми или иными конкрет­ными профессиональными навыками Естественно, мы не исклю­чаем существование самых разных мотивов деятельности у от­дельных сотрудников организации, переживающей спад или рост Но в настоящей работе нас интересует изучение мотивов, преоб­ладающих у большинства При этом мы не предполагаем, что преобладающими у большей части персонала будут мотивы, по­рождающие решимость преобразовать кризисную ситуацию, что, не взирая на риск потери профессиональной репутации в случае неудачи, большинство сотрудников все же начнут прилагать уси­лия, направленные на кардинальную перестройку всей деятель­ности своей фирмы (хотя бы в качестве активных участников преобразований)

Для проверки нашей гипотезы необходимо было решить ряд организационных и исследовательских задач

Прежде, чем проводить сопоставление преобладающих моти­вов деятельности, важно было выявить общую палитру типичных, наиболее часто встречающихся, распространенных мотивов, по­буждающих к работе персонал современных организаций

Затем следовало определить непротиворечивые критерии, по которым организация могла быть отнесена к той или иной стадии своего функционирования В контексте данного исследования мы решили сосредоточиться лишь на двух крайних стадиях функцио­нирования организации. Это стадия роста и стадия спада Бесспор­ными критериями наступления данных стадий являются, соответ­ственно, рост и падение финансово-экономических показателей, как правило, соответствующих росту и сокращению зарплаты и численности персонала

Далее, становился возможным сравнительный анализ преобла­дающих мотивов профессиональной деятельности работников органи­заций, находящихся на каждой из этих стадий, что позволяло обнару­жить имеющиеся различия в содержании соответствующих мотивов

Объектомисследования для нас являлся персонал распадаю­щихся и растущих организаций, а предметом исследования - со­держание преобладающих мотивов профессиональной деятельности сотрудников организаций, находящихся на стадиях роста и спада

Поскольку понятие мотива является всесторонне и глубоко разработанным, можно было взять за основу какой-либо подход к его изучению, и в русле этого подхода провести основную часть исследования. Однако тогда следовало бы вести анализ и обсуж­дение результатов лишь в пространстве избранного подхода, неиз­бежно теряя некоторые аспекты живой реальности, которая всегда богаче любого научного конструкта. Таким образом, выбирая движение от реальности к ее отражению, а не наоборот, мы пошли по пути построения исследовательского инструмента силами са­мих участников исследования. В конечном итоге, этим инструмен­том стала анкета, предполагающая ранжирование заданной «па­литры» мотивов. При этом мотив понимался участниками дискус­сий как личная причина, побуждающая сотрудника работать именно в данной организации в настоящее время. Можно сказать, что, формулируя тематику групповых дискуссий подобным обра­зом, мы в каком-то смысле ушли от неоднозначной проблемы вы­бора подхода к пониманию мотива как внутреннего побудителя [2] либо как внешнего предмета [13], имеющей богатую историю сво­его существования и до настоящего времени, по существу, являю­щейся открытой (см., например: 25).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.