Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тесретические основания ситуационной модели деятельности руководителя



Основные понятия.Авторы большинства современных ра­бот, выполненных в рамках ситуационного подхода, широко ис­пользуют допущение, согласно которому эффективность работы руководителя зависит от его личностных качеств, но в несоизме­римо большей мере она подвержена влиянию ситуационных, внешних по отношению к нему факторов. Именно последним не­обходимо уделять особое внимание при изучении деятельности работников управления, разработке соответствующих схем диаг­ностики и, при необходимости, корректирующего воздействия Этому же теоретическому положению соответствует описываемая ниже модель.

Ключевое понятие дальнейших рассуждений - стиль руково­дства, который можно определить как типичный набор индивиду­альных стереотипов служебного поведения руководителя, выра­жающийся в применении им различных методов руководства в их взаимном и устойчивом сочетании и обеспечивающий «вписыва­ние»' руководителя в социальный контекст организации.

Понятие эффективности употребляется как синоним общей успешности руководства {работы руководителя). Аналогичный смысл вкладывается и в понятие эффективности стиля руково­дства, то есть можно считать, что эффективный стиль максималь­но соответствует сложившейся в конкретных условиях производ­ственной ситуации.

В представляемой ниже модели использована типология сти­лей руководства А.Л. Журавлева [4, с. 115-118].

Стиль руководства, в дальнейшем, будет рассматриваться в контексте производственной ситуации и ситуации руководства.

Под производственной ситуацией понимается совокуп-

ность объективно существующих условий, в которых осуществ­ляется деятельность руководителя. Ее составляют следующие элементы: тип решаемой группой (коллективом) производствен­ной задачи1, форма организации ее совместной деятельности, уровень социально-психологического развития группы объеди­ненных производством людей, организационно и технологически обусловленный временной период осуществления руководства, место осуществления руководства. Все это - внешние по отно- шению к руководителю факторы.

Если же совместно с производственной ситуацией рассмат­ривать внутренне присущие руководителю характеристики, то в этом случае можно говорить о ситуации руководства. Послед­няя определяется как совокупность внешних, объективно суще­ствующих условий деятельности руководителя, а также качеств и характеристик его служебного поведения, обусловливающих особенности и эффективность исполнения им своих должност­ных обязанностей (см. рис. 1).

По длительности ситуации руководства возможно различение следующих ее состояний: микроситуационных (продолжающихся от нескольких минут до одного рабочего дня), вызванных «сию­минутно» возникающими корректирующими воздействиями; мак-роситуационных (длительностью в несколько дней, неделю, месяц, квартал), связанных преимущественно с циклами технологической и финансово-экономической деятельности предприятия (произ­водственного подразделения); и генерализованных, обусловлен­ных этнокультурными и социально-политическими отношениями людей в обществе.

1 В шкрйпрошводственных ситуациях он определяется характером произ­водственных процессов, в которых задействована группа: основных или вспомо­гательных; в махропроизводственных и генерализованных - факторами, связан­ными с культурной и хозяйственно-экономической ситуацией в обществе или же отдельном регионе.

СИТУАЦИЯ РУКОВОДСТВА

VO

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ

СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РУКОВОДСТВА

       
Тип задачи, решае­мой коллективом подчиненных   Форма организации деятельности подчиненных   Уровень социально-психологического развития группы   Пространственно-временные факторы руководства

Индивидуальный стиль ру­ководства, характерный для руководителя

 

Ё.

*

 

о

 

S

Осуществление руко­водства во время реа­лизации основных тех­нологических процессов

Осуществление руководства во время реализации вспо­могательных технологиче­ских процессов

Г

Осуществление pcoBOflCTBa в рабочей зоне группы

Осуществление руководства за пределами рабочей зоны группы

Осуществление руководства в рабочей зоне группы

Осуществление руково­дства за пределами рабочей зоны группы

Рис. 1. Основные элементы ситуации руководства

Первый из элементов производственной ситуации - «тип ре­шаемой группой работников производственной задачи» (далее -«тип решаемой задачи»). Принимая в качестве основания класси­фикации таких задач степень привычности для руководителя и подчиненных выполняемой работы, можно считать, что на практи­ке возникают задачи стандартные (стереотипные), выполняемые по наработанному, привычному алгоритму, и нестандартные, не имеющие такого алгоритма.

Так, выполнение любых технологических операций в обычных для конкретного коллектива условиях может считаться решением стандартной задачи. Если же коллектив выполняет работы в ава­рийной обстановке, в так называемых «авральных» условиях, на новом, еще не освоенном оборудовании или в новом составе (при­водится по работе [2]), то эти условия признаются непривычными, выходящими за рамки обычных для данного коллектива. Произ­водственные задачи, решаемые в таких условиях, относятся к чис­лу нестандартных.

Второй из ситуационных элементов - форма организации со­вместной деятельности подчиненных. При его выделении за ос­нову была принята широкоизвестная типология Л.И. У майского [21], который различал совместно-индивидуальную, совместно-последо-агельную и совместно-взаимодействующую формы, организации со­вместной деятельности группы. Согласно традиционной точке зре­ния, они могут рассматриваться как крайние случаи разных форм ор­ганизации совместной деятельности контактной группы.

В нашем случае, из-за специфики трудовой деятельности гор­няцких коллективов, руководители которых служили объектом изучения, возникла необходимость в модификации положений этого автора с учетом отраслевых особенностей. Поскольку в под­земных условиях деятельность исполнителей, связанная с ремон­том, проведением выработок и угледобычи в одиночку запрещена (значит, не является типичной), деятельность коллектива, в зави­симости от конкретного набора работ, выполняемых им в течение рабочей смены, может быть организована как «совместная» и «по отдельным группам».

При совместной работе членов группы все исполнители в один и тот же период времени воздействуют на какой-либо лока­лизованный в пространстве объект или занимаются совместно-опосредованной деятельностью. Такая деятельность отмечается в

те периоды, когда все выполняемые участниками производствен­ной группы работы связаны технологией осуществления единого процесса, результат которого прямо зависит от качества и свое­временности выполнения этих, зачастую разрозненных, работ (по своему смыслу она близка к деятельности коактивной, но не тож­дественна ей)

При организации деятельности коллектива подчиненных по группам его участники, разделившись на относительно обособ­ленные малые группы, заняты такими работами, исход которых непосредственно не влияет на результаты работы окружающих, а просто формально включается в общий итоговый объем выпол­ненных за смену заданий. В качестве примера можно привести выполнение коллективом сменного звена «сквозной» суточной бригады ремонтных работ во время остановки технологического оборудования.

Наконец, третий элемент производственной ситуации - уро­вень социально-психологическаго развития группы объединен­ных производством людей. К сожалению, рассмотрение комплек­са соответствующих характеристик выходит за-рамки темы на­стоящей работы, поскольку инструментально не учитывалось при проведении предварительной экспериментальной проверки моде­ли. Этот показатель был включен в число элементов производст­венной ситуации как оказывающий важное влияние на эффектив­ность и особенности деятельности руководителя, однако, в силу ряда процедурных ограничений, при проведении полевой части исследования была реализована лишь возможность его принципи­ального учета и приблизительной качественной оценки.

Важнейшим показателем состояния этой социально-психо­логической характеристики группы, на нага взгляд, является ее способность к самостоятельной производительной работе при не­ухудшении взаимоотношений ее членов Достигнутый уровень со­циально-психологического развития может характеризоваться по­казателями сплоченности, проявляющейся на разных уровнях групповой активности [12]. В дальнейшем нами будут выделяться только два уровня развития коллектива: высокий и низкий. Крите­рием различения, в общем случае, могут служить характерные для конкретных групп значения показателя ценностно-ориентацинного единства (ЦОЕ), традиционно определяемые с помощью коэффи­циента конкордации, характеризующего степень совпаения мне-

ний членов группы относительно значимости тех или иных груп­повых ценностей (подробнее об этом см. [12]).

Кроме перечисленных, представляется уместным включение в состав элементов производственной ситуации ее хронотопологи-ческих составляющих, влияющих на служебное поведение руково­дителя, т е. связанных с пространственно-временной организацией его деятельности. На формирование социально-психологических особенностей руководства оказывают влияние пространство и время, причем во вполне конкретных их проявлениях

Пространство - это материальное окружение. Оно может быть либо связано с макросредой, либо сопряжено с микросредой осуществления деятельности руководителя В последнем случае уместно говорить об окружающих человека помещениях, о распо­ложении в них оборудования и рабочих мест (обладающих также пространственной организацией).

Кроме того, пространство, совместно с прочими обстоятельств вами, определяет напряженность и сложность производственной деятельности, поскольку может порождать факторы, нарушающие установившийся режим работы Оно влияет на стиль выполнения конкретных видов работ исполнителями, характер складывающих­ся в группе взаимоотношений (то, что можно обозначить как уклад жизни коллектива, производственной организации или же элемент материальной основы сложившейся организационной культуры) Очевидно, что все названные обстоятельства служат теми канала­ми, через которые осуществляется влияние пространства, в том числе, и на стиль руководства конкретных управленцев

Говоря о пространстве применительно к ситуационной моде­ли, имеется в виду, что руководство в реальности осуществляется как в рабочей зоне группы, так и за ее пределами (в помещении для выдачи сменных заданий, в бытовых помещениях н т.п.).

Большую роль играет и фактор времени. В данном случае время осуществления руководства целесообразно характеризо­вать через фазу процесса выполнения производственной (хозяйст­венной) задачи, которая определяет темп поступления, приоритет­ность и важность информации, а также варианты и характер кон­тактов руководителя с подчиненными и подчиненных между со­бой. В рамках фактора времени на осуществление руководства оказывает влияние,, и достигнутый уровень научно-технического прогресса Оно проявляется в возможности заимствовать ранее на-

работанные в обществе стереотипы и способы взаимодействия с окружающими, а также уже имеющиеся технические достижения. ,

Например, для сбора информации и оказания управляющих воз­действий руководитель в настоящее время может использовать компьютерную и прочую оргтехнику, что экономит рабочее время руководителя, способствует его перераспределению.

Исходные теоретические положения. Некоторые результаты проведенных ранее исследований [8, 9] позволяют предположить, что стиль руководства представляет собой сложноструктуриро­ванное, иерархически организованное образование, которое может проявляться 1) в форме некоторой усредненной характеристики служебного поведения руководителя и 2) как иерархически орга­низованное психологическое образование, обеспечивающее адап­тацию руководителя, рассматриваемого в качестве биосоциальной системы, к условиям организационной среды. В первом случае его структура неочевидна и не определяет явно его специфические особенности. Однако, кроме этого, ИСР может проявляться и во второй форме (возможно, это происходит благодаря стечению не­которых ситуационных обстоятельств). Тогда его структурные особенности актуализируются и начинают определять его свойства (в том числе и динамические характеристики).

Соответственно, стиль руководства может быть охарактеризо­ван в зависимости от того-

1) когда осуществляется руководство: во время основных для группы или вспомогательных технологических процессов, при изу­чении ИСР руководителей крупных производственных подразделе­ний (например, предприятий) надо рассматривать, прежде всего, не технологические, а хозяйственные или же экономические процессы;

2) где происходит руководство в конкретный момент; в рабо­чей зоне группы или за ее пределами,

3) работает руководитель в данный момент времени или со всей группой подчиненных, или с составляющими ее подгруппами (2-4 человека), или же с отдельными работниками, действующими в рамках общей групповой задачи.

Таким образом, можно определить, как минимум, три пара­метра формирования и реализации ИСР'

1. Временной, связанный с тем, что руководство может осуще­ствляться в период как основных хозяйственных, производствен­ных (технологических), так и вспомогательных (второстепенных)

процессов. К основным могут быть причислены такие процессы, ради осуществления которых создана конкретная производствен­ная группа (организация). К вспомогательным относятся все ос­тальные, как связанные, так п не связанные непосредственно с производственной деятельностью коллектив Примером последних является ремонт оборудования, выдача наряда исполнителям, лик­видация неполадок и аварий, перерывы на обед и другие

2. Территориальный, обусловленный тем, что руководство производственной деятельностью подчиненных может осуществ­ляться в рабочей зоне группы и за ее пределами; в этом случае на­до иметь в виду, что за пределами рабочей зоны группы руководи­тель может взаимодействовать с подчиненными и оказывать на них воздействия как в производственных помещениях, так и в ад­министративных или бытовых.

3. Связанный с формой организации деятельности подчинен­ных Необходимость выделения этого параметра обусловлена тем, что реакция людей на обращенное к ним руководящее воздействие и сам характер такого воздействия могут существенно различаться в зависимости от того, адресовано оно одному подчиненному, од­новременно малой или же большой их группе.

Сам стиль руководства правомерно рассматривать также в разных аспектах, то есть •

- в содержательном плане (это «. .индивидуально-типические особенности целостно относительно устойчивой системы мето­дов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций» [4, с 115] - характеристика должностного поведения руководителя);

- в функциональном плане (это «периферийное» образование человека как биосоциальной системы, необходимое для обеспече­ния его социально-организационной адаптации - функциональное качество, позволяющее судить о том, для чего нужен стиль руко­водства в глобальном психологическом смысле);

- в структурном плане (это многоуровневое, сложнострукту­рированное образование, о котором говорилось выше - предстает в «разрезе» его внутренней организации, внутренней структуры)

Исходя из подобного понимания ИСР, представляется воз­можным обобщение в рамках одной концепции множества, зачас­тую разрозненных эмпирических фактов, наработанных в процессе изучения этого феномена различными школами и отдельными ис-

следователями. Соответствующий подход к изучению руководства было предложено назвать хронотопологическим [9]. Он предпола­гает анализ элементов ситуации руководства, исходя нз постули­рования обусловленности вида их связи единством времент и мес­та его осуществления.

Приведенные рассуждения носят гипотетический характер, однако наводят на мысль о том, что изучению ситуационного кон­текста руководства необходимо уделять значительно большее внимание, нежели это обычно делается, а также об актуальности развития теоретической базы социально-психологического иссле­дования феномена стиля руководства. При этом приобретает зна­чимость предположение о той роли, которую выполняет ИСР как «периферийное» образование биосоциальной системы (именуемой человеком-руководителем) в адаптации ее к широкому спектру ус­ловий внешней социальной среды, «вписыванию» ее в ситуацион­ный контекст организации.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.