Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методы и приемы работы.



1. Тематические беседы.

2. Аутогенная тренировка.

3. Телесно-ориентированная терапия.

4. Арттерапия (рисование, пение, танец).

5. Ролевые игры.

6. Визуализации.

7. Статическая гимнастика с элементами массажа, палсинга.

8. Гопнотомия (поглаживания, легкие постукивания живота), голосовые упражнения, приемы дыхательной гимнастики.

9. Аромотерапия (используется на протяжении всех занятий).

10. Спокойная медленная музыка (используется на протяже­нии всех занятий).

Материалы и оборудование:видеомагнитофон, магнитофон, муляжи, плакаты, ароматница (масло апельсина, лимона, мяты, можжевельника, лаванды), коврики для занятий гимнастикой, на­боры для арттерапии (альбомные листы, акварели, гуашь, каран­даши, цветные мелки).

На протяжении всех занятий будущая мама ведет дневник на­блюдений за ребенком. Туда записываются особенности реакций ребенка на те или иные стимулы, настроение мамы, пики суточ­ной активности. Эта работа направлена на формирование у мамы высокой степени включенности в жизнь ребенка и выстраивание коммуникативного взаимодействия с ним.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. «Вхождение в группу»(2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лимона, ватман для на­писания правил, магнитофон, наборы для рисования.

№ п/п Ход работы Время работы
Рассказ руководителя о себе, целях и основных направ­лениях работы. 10 мин
Знакомство участников группы. Рассказ о себе (на­пример, имя, возраст, род занятия, что любит она и ее ребенок, свои качества, что ждет от занятий, чего хочет достичь в результате работы и т. п.) 50 мин
Выработка правил работы в группе 15 мин
Упражнение на сплочение группы «Песчаная россыпь» 5 мин
Спонтанный рисунок (включается спокойная музыка) в среднем 30-40 мин
Обсуждение рисунков (что изображено, мысли и чув­ства по ходу рисования) 15-20 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 10 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 2. «Я беременна!»(2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом мяты, плакаты, магнито­фон. Желательно участие акушера-гинеколога

№ п/п Ход работы Время ра­боты
Ритуал приветствия (рассказ о своем настроении, о про­шедших днях, ожидания от работы) 5-10 мин
Упражнение на сплочение группы «Паровозик» 5 мин
Лекция-беседа на тему «Беременность - физиологиче­ские и психологические аспекты. Мотивы беременности» 40 мин  
Сеанс релаксации 10 мин  
Обсуждение в группе и выработка принципов здорового образа жизни (самовосстановление, режим питания и отдыха и т. п.) 40 мин  
Разучивание дыхательных и голосовых упражнений 25-35 мин  
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин  
8. Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин  
           

Занятие 3. «Мой малыш!»(2,5 - 3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лаванды, плакаты, слай­ды, наборы для рисования, магнитофон.

№ п/п Ход работы Время ра­боты
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Пчелиный рой» 5 мин
Лекция с элементами демонстрации на тему «Внутри­утробное развитие ребенка. Перинатальные матрицы. Эмоциональный комфорт женщины» 50 - 60 мин
Сеанс визуализации 10 мин
Рисунок ребенка (каким я его себе представляю) 30 - 40 мин
Обсуждение рисунков (что изображено, мысли и чув­ства по ходу рисования) 15-20 мин
Голосовые и дыхательные упражнения 15 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 10 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 4. «Развиваем ребенка»(2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лимона, магнитофон, коврики для занятий гимнастикой.

№ п/п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Цепочка: как я ласко­во называю своего ребенка» 10 мин
Лекция-беседа на тему «Перинатальная психология. Пси­хологический настрой на контакт с ребенком» 30-40 мин
Сеанс визуализации с элементами гипнотомии 10 мин
Распевание колыбельных песен с элементами гипното­мии 20 мин
Дыхательные упражнения 10 мин
Статическая гимнастика 40 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 5. «Мои страхи»(2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом можжевельника, набор для рисования, магнитофон, коврики для занятий гимнастикой.

№ п/п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Комплимент» 5-10 мин
Рассказ «Чего я боюсь» (каждая женщина рассказыва­ет об актуальных для нее тревогах и страхах) 10-15 мин
Лекция на тему «Страхи беременных женщин и их пре­одоление» 25-30 мин
Рисование страхов 30-40 мин
Групповое обсуждение рисунков 20 мин
Дыхательные упражнения 10 мин
Статистическая гимнастика с элементами палсинга 30 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие6. «Роды»(3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом мяты, магнитофон, виде­омагнитофон, муляж рождающегося ребенка.

Обязательно присутствие акушера-гинеколога.

№ п\п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Ассоциация» 10 мин
Лекция на тему «Процесс родов, родовая боль, пове­дение женщины в процессе родов» (показ видеофиль­ма). 40-50 (+15) мин
Упражнение с использованием муляжа 15-20 мин
Обучение способам преодоления родовой боли без помощи медикаментов (воздействие на биологически активные точки с использованием позитивных мысле-форм). Практические упражнения по использованию перечисленных способов 40 мин
Обучение правильному дыханию во время родов. Прак­тическое упражнение. 30 мин
Сеанс релаксации с элементами гипнотомии 10 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 7. «В ожидании ребенка»(2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лаванды, магнитофон, коврики для занятий гимнастикой.

№ п/п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Свеча» 10 мин
Рассказ «Ваши ожидания от ребенка» 20 мин
Лекция-беседа на тему «Родительское программиро­вание: проецирование образа и несовпадение его с реальностью. Его последствия» 25-30 мин
Работа с семейным пространством. Обсуждение в группе (Что оно из себя представляет; оно одно общее или два отдельных личностных пространства, есть ли в нем место для ребенка) 30 мин
Статистическая гимнастика с элементами массажа 30 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 8. «Знакомство с ребенком»(3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лимона, листы бумаги, магнитофон.

№ п/п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Зеркало» 5 мин
Лекция на тему «Традиции и ритуалы знакомства родителей и ребенка и введение его в семью. Общение матери и ребенка» 30-40 мин
Разыгрывание каких-либо ритуалов в виде ролевых игр 30 мин
Сеанс релаксации 10 мин
Написание письма ребенку (рассказ о себе, что хорошего и ценного она может дать как мать, какие испытывает чувства по отношению к нему, его место в семье и ее жизни) 30-40 мин
Обсуждение в группе 15-20 мин
Распевание колыбельных песен 10 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие9. «Я как родитель»(2,5 — 3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом мяты, магнитофон, ли­сты бумаги.

№ п\п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Упражнение на сплочение группы «Снежный ком» (перечисление качеств хорошей мамы) 5 мин
Рассказ «Как меня воспитывали» 15-20 мин
Лекция-беседа на тему «Стили воспитания. Ошибки воспитания и их последствия» 30 мин
Дыхательные упражнения 10 мин
Составление списка: что нельзя позволять ребенку, что нужно от него требовать. Пометить, что было характерно в их родительской семье 15 мин
Групповое обсуждение 20 мин
Движение под музыку 10 мин
Составление ранжированного списка жизненных ценностей и осознание того, какие из них они хотят передать ребенку и как это реализуемо. 20 мин
Групповое обсуждение 20 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 10. «Первые дни дома»(2,5 - 3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом можжевельника, магни­тофон, муляжи, плакаты, коврики для занятий гимнастикой.

№ п/п Ход работы Время работы
Ритуал приветствия 10 мин
Лекция на тему «Первое знакомство с миром. Психология и физиология новорожденного и грудного ребенка. Уход за ребенком 50 мин
Практические упражнения 20 мин
Сеанс релаксации 10 мин
Дыхательные упражнения 10 мин
Статистическая гимнастика 30 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение дневников 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 11. «Послеродовая депрессия»(2,5 — 3 ч)

Оборудование: ароматница с маслом лаванды, магнитофон, наборы для рисования.

№ п/п Ход работы Время рабо­ты
Ритуал приветствия 10 мин
Лекция на тему «Послеродовая депрессия» 30 мин
Сеанс визуализации 10 мин
Рисунок ребенка 30 - 40 мин
Обсуждение рисунков, изменений 30 мин
Дыхательные и голосовые упражнения 15 мин
Движение под музыку 10 мин
Рефлексия занятия, самоотчет, заполнение днев­ников 20 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Занятие 12. «Итоги работы»(2 — 2,5 ч)

Оборудование: ароматница с маслом апельсина, магнитофон, ватман с рисунками, конверты с листками бумаги, сертификаты.

№ п/п Ход работы Время ра­боты
Ритуал приветствия 10 мин
Выставка рисунков. Обсуждение итогов работы (чего до­стигли, что изменилось и т.д.). Обмен впечатлениями. 50-60 мин
Написание пожеланий друг другу. 30 мин
Получение сертификатов «Счастливая мама» 15 мин
Ритуал прощания: коллективные аплодисменты 0,5 мин

Проверка эффективности работы предлагает:

1) усиление конструктивных факторов:

• принятие на себя ответственности за семью, ребенка, про­цесс родов;

• самоанализ и самосовершенствование;

• повышение родительской компетенции;

• уважение к ребенку и взаимодействие с ним;

2) усиление позитивныхчувств:

• радости, уверенности, спокойствия, любви.

3) ослабление деструктивных факторов:

• эмоциональное безразличие;

• отношение кребенку как к объекту;

• ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрес­сии, уныния.

7.4.Тренинг личностной зрелости родителей

Необходимость создания технологии формирования личностной зрелости родителей обусловлена противоречием между безуслов­ным влиянием личности родителя на личность ребенка и отсут­ствием в большинстве программ для работы с родителями задачи личностного развития участников. Основные концептуальные по­ложения технологии:

— личностно-ориентированная гуманистическая парадигма развития личности (Г. А. Берулава, 2003);

— положение А. А. Реана (2004) о том, что саморазвитие — условие достижения личностной зрелости и в связи с этим, модель саморазвития М. Р. Битяновой (1995);

— концепция реориентации Е. В.Сидоренко (2002);

— положения философии экзистенциализма (Ж. П. Сартр, 1989) о свободе, выборе и ответственности;

— идея Т. Гордона (1975) о развитии навыков общения у ро­дителей, адаптированная для российской культуры Ю. Б. Гиппен-рейтер (2001) и И. М. Марковской (2002);

— идея К. Юнга, Э. Берна о необходимости восстановления контакта со своим «внутренним ребенком» для активизации твор­чества, стремления к самореализации и возвращения умения чув­ствовать радость жизни;

— мысль А. А. Реана о единстве самоактуализации, самотранс-ценденции и о действии в их отношении принципа долполнитель-ности, т. е. одновременно собственное совершенство и счастье окружающих;

— наша идея о необходимости развития личностной зрелости родителей с целью содействовать становлению ответственных и свободных личностей (их детей), способных сделать свою жизнь счастливой.

Формой реализации технологииявляется личностно-ориенти-рованный психологический тренинг как метод преднамеренных из­менений человека через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимо­действия (О. В. Евтихов, 2003).

Работа группы в рамках предлагаемой нами технологии стро­ится в соответствии с общими принципами групповой работы (Л. А. Петровская, 1982; К. Рудестам, 1993; С. И. Макшанов, 1997; А. С. Прутченков, 2001 и др.).

Специфическими принципами для данного тренинга являют­ся:

- принцип постоянного состава группы: после начала занятий новые люди не принимаются, если кто-то из участников захочет уйти, он должен рассказать о своем решении группе, обосновать его, получить обратную связь от каждого участника; пропустив­шие два занятия включаются в дальнейшую работу только с согла­сия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать обо всем, что произошло в группе во время их отсутствия.

— принцип комплектования группы: в группу принимаются мужчины и женщины, уже являющиеся родителями, а так же те, кто планируют стать родителями в ближайшее время и особенно те, кто уже осознал, что личные проблемы родителей влияют на выбор стиля воспитания, взаимоотношения с детьми, а в некото­рых случаях определяют проблематику ребенка, его неуспешность в тех или иных сферах жизни. Количество участников составляет от 6 до 12 человек, желательно, чтобы это было четное число, так как многие упражнения выполняются в парах.

В тренинге нами использованы идеи и упражнения А. С. Прутченкова (2001), И.М. Марковской (2002), К.Рудестама (1993), Е.В.Сидоренко (2002), Р. Кочюнаса (2000), О. В. Ев-тихова (2003), И. В. Шевцовой (2003), С. В. Петрушина (2002), А. М. Прихожан (2000), упражнения, заимствованные из тренин­гов И. А. Мехниной, В. В. Старцева, С.С.Фридрик, В. Г. Ромека, а так же авторские разработки и модификации.

П РОГРАМ МА ТРЕН И Н ГА «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ РОДИТЕЛЕЙ»

Цель: поддержка развития субъектности родителя и обучение основным приемам сотрудничества с детьми. Задачи:

1) проработка проблем, вынесенных из родительской семьи (коррекция опыта первичной семьи);

2) формирование мотивации на личностные изменения и стремления к саморазвитию;

3) прояснение ценностно-мотивационной сферы личности и ее развитие;

4) принятие «авторства собственной жизни» (Р. Кочюнас, 2000);

5) формирование позитивной «Я-концепции»;

6) развитие рефлексии и самопознание;

7) повышение компетентности в решении трудных ситуаций межличностного общения;

8) расширение осознанности мотивов воспитания и формиро­вание навыков сотрудничества с ребенком;

9) осознание своих внутренних запретов и формирование ощу­щения внутренней свободы и уверенности;

10) активизация творческого потенциала;

11) осознание жизненного сценария;

12) принятие активной жизненной позиции. Организация тренинга. Весь цикл разработанной нами

технологии включает 36 ч: 12 занятий по 3 ч. Данные временные интервалы обоснованы множественными опытами отечественных и зарубежных психологов (А. Я. Варга, А. Г. Лидере, А. С. Прутчен-ков, К. Рудестам, Р. Кочюнас и др.).

Все упражнения построены по схеме: исследование жизнен­ного стиля личности — «инсайт» в постижении этого жизненного стиля — реориентация как раскрытие целого веера возможностей, поиск новых ориентиров, а иногда как преобразование, измене­ние принятой личностью концепции жизни и усвоенных способов поведения.

Тренинг включает четыре блока. Три блока построены, исходя из нашего представления о структуре личностной зрелости роди­телей, четвертый блок — это блок домашних заданий.

Первый блок «Все мы родом из детства...» направлен на про­работку эмоционального компонента личностной зрелости роди­телей. Построен как центрация на взаимоотношениях с собствен­ными родителями, отреагирование своих негативных детских пе­реживаний, расшифровка жизненного сценария.

Мы считаем, что для эффективного родительства необходимо отреагировать негативные детские переживания, связанные с ро­дителями, проанализировать, какие их действия привели к этим переживаниям, для того, чтобы бессознательно не переносить данные паттерны поведения в систему отношений с собственным ребенком. Нашу идею подтверждают обследования женщин, от­казавшихся от своих новорожденных детей. Авторы утверждают, что стиль общения с ребенком репродуктивен и во многом обу­словлен семейной моделью воспитания (В. И. Брутман и др., 1994; Г. Г. Филлипова, 2001).

Кроме того, этот блок направлен на становление позитивной «Я-концепции». Здесь мы ориентируемся на мнение Ю. Б. Гиппен-рейтер: «Многие родители не заботятся о том, что накапливается в душевной копилке ребенка, в его «сокровищнице» самооценки: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения — или тяжкие камни окриков, критики, наказаний». На занятиях бывшие дети, которые уже сами заполняют копилки своих детей, открывают свои собственные «душевные копилки», исследуют их содержание, убирают ненужное и добаляютто, чего не хватает. На собственном опыте им предстоит прочувствовать то, что Ю. Б. Гиппенрейтер выразила так: «Каждым обращением к ребенку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто — в основном о нем».

Большое внимание уделяется задачи восстановления контак­та со своим «внутренним ребенком». По мнению Э. Берна, зна­чительная часть людей еще с детства содержат в себе в основном приспособившегося «Ребенка», несущего запрет на открытость и спонтанность проявлений. Это состояние формируется как жела-

ние порадовать родителей и боязнь отвержения, поэтому ребенок не позволяет себе поведения, несоответствующего ожиданиям, что проявляется в повышенной конформности, неуверенности, в результате приводит к лишению возможности чувствовать радость жизни. К. Юнг придавал большое значение архетипу ребенка. По его мнению, ребенок прокладывает путь будущему преобра­жению личности, воплощает жизненные силы, находящиеся вне ограниченных пределов нашего сознательного разума, выража­ет стремление к самореализации. Именно ребенок синтезирует противоположности (качества характера) и высвобождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет видеть сердцем, способствует активизации творчества и продуктивности. Второй блок «Принятие авторства собственной жизни» направ­лен на проработку когнитивного компонента личностной зрелости родителей. Построен как исследование своего жизненного стиля и становления личности субъектом собственной жизни. В этом бло­ке занятий основной акцент делается на развитии ответственно­сти участников по отношению к своей жизни, воспитанию детей, супружеским и семейным отношениям. Ответственность — одна из важнейших характеристик личностной зрелости. Большинство людей воспринимают ответственность как нечто тягостное, свя­занное со словом «должен», с отсутствием выбора и свободы. На наш взгляд больше возможностей дает понимание этого качества в философии экзистенциализма и экзистенциальной психотера­пии (Ж. П. Сартр, И. Ялом, Р. Кочюнас): человек ответственен, а значит, свободен, т. е. он обладает свободой выбора, так как имен­но он несет ответственность за все выборы в своей жизни (не об­стоятельства, не судьба, не другие люди). Нести ответственность — это значит не испытывать чувства вины, стыда, злости, обиды (не на кого обижаться, я сам это выбрал). Ответственность за свои чувства, проекции, действия помогает избежать и предупредить многие ошибки в воспитании. А умение найти компромисс между свободой и ответственностью, свободой и вседозволенностью в процессе воспитания детей и в своей собственной жизни поможет становлению здоровых, ответственных и свободных личностей.

Третий блок «Навыки взаимодействия» включает формиро­вание навыков эффективного межличностного взаимодействия: умение говорить о своих чувствах, навык активного слушания, умение решать конфликты по типу «выиграть-выиграть», говорить на «языке принятия». Включает поиск ответа на вопрос: Как пока­зать ребенку, что я его ЛЮБЛЮ? Мы считаем, что поиск соответ­ствующих поведенческих приемов, выражающих данное чувство важен, так как многие психологи, консультирующие родителей, говорят о том, что у многих просто отсутствуют действенные фор­мы выражения любви, некоторые не считают это важным, потому что «Зачем выражать и так ясно: раз родитель - значит люблю», некоторые выражают свою любовь неадекватными способами по типу «Душит - значит любит» и т. д. С помощью специальных упражнений участники в парах «родитель-ребенок» отыгрывают привычные формы взаимодействия, а затем выбирают прием­лемые, все это сопровождается рефлексией и обратной связью. В упражнениях «Трудный случай» (по типу баллинтовских групп) участники получают возможность повысить свою компетентность в разрешении трудных ситуаций межличностного общения.

Четвертый блок «Разработка личного жизненного плана» — этот блок полностью состоит из домашних заданий. Они были выде­лены в отдельный блок в связи с задачей стимулирования само­развития участников. Необходимость постановки данной задачи обосновывается утверждением Г. А. Цукермана: «Хотя процесс саморазвития и начинается вместе с жизнью, человек - нередко всю жизнь - не становится его субъектом». Это же подтверждает С. Л. Рубинштейн, считая, что одна из основных проблем челове­ка состоит в том, сможет или не сможет личность стать субъектом собственной жизни. По мнению М. Р. Битяновой, саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.

Домашние задания строятся в соответствии с моделью само­развития М. Р. Битяновой и включают четыре процесса, выделен­ные ею.

1. Самопознание - для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои силь-

ные и слабые стороны. Самопознание включает такие приемы, как самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку. Этот процесс реализуется с помощью специально по­добранных домашних упражнений и на тренинге.

2. Самопобуждение предполагает умение использовать при­емы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию. Основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение).

Выявляется и развивается в необходимости выполнения до­машних заданий в принципе. На последнем занятии обсуждаются приемы, которые использовали участники для побуждения к вы­полнению домашних заданий.

3. Программирование професионального и личностного ро­ста — переход от потребности к реальной деятельности по самосо­вершенствованию. Предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности.

В соответствии с задачами нашего тренинга основной акцент делается на личностном росте и развитии своей родительской эф­фективности. В домашних заданиях данный процесс реализуется в упражнениях по планированию и целеполаганию.

4. Самореализация — при реализации программы самосовер­шенствования в повседневной жизни возникают трудности. Не­которые ставят цели, но реально осуществить их удается редко. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций, поэтому важнейшим средством является са­моупражнение.

О результатах данного процесса можно судить по тому, как участники в процессе тренинга достигают поставленных целей в группе, применяют ли они навыки, полученные на тренинге, ре­ализуют ли решения, принятые в группе, и личный жизненный план, составленный при выполнении домашних заданий в своей повседневной жизни.

Место проведения тренинга. Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Оно должно быть достаточно просторным, чтобы участники могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений. Многие упражнения выполняются в па-

рах — места должно быть достаточно, чтобы пары не мешали друг другу. Желательно наличие коврового покрытия (если нет, то по­надобятся коврики) так как некоторые упражнения выполняются лежа на полу.

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА

Предложенный нами сценарий не является окончатель­ным, поскольку в ходе тренинга могут возникать различные не­предвиденные ситуации. Отведенного нами времени может не хватить на проработку упражнения, тогда следует отказаться от другого упражнения в пользу качественного анализа и рефлек­сии. Бывают ситуации, когда группа отказывается выполнять ка­кое-то упражнение, предложенное ведущим, причины могут быть разными: сопротивление, фаза конфронтации с ведущим, группа «переросла» данное упражнение, и оно не является актуальным, группа не дошла в своем развитии до необходимости пережить все, что связано с конкретным заданием и т. д. В этом случае важно обсудить, отрефлексировать создавшуюся ситуацию. Выбрать не­обходимую стратегию поведения ведущему поможет умение быть с группой, чувствовать не только каждого участника, но и преоб­ладающее состояние группы в целом.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.