Понятие овощи отрабатывается аналогично понятию фрукты. Из логико-грамматических категорий вводится форма родительного падежа с предлогом у (у кого) —у Вали, у Саши.
Вариант заданий по теме «Овощи».
Знакомство с названиями предметов, входящих в понятие овощи.
У логопеда на столе разложены овощи: морковь, лук, капуста, картофель, свекла, огурец, помидор.
Дети должны:
1) уметь по просьбе логопеда взять названный овощ;
2) уметь вслед за логопедом повторить название взятого овоща;
3) сложив все корнеплоды, уметь назвать их обобщающим понятием овощи;
4) выделить овощи только круглой формы;
5) уметь по просьбе логопеда показать, у кого какой овощ, и т. д.
Вариант заданий к самостоятельному повторению предметов из темы «Овощи».
Разобрать сюжетную картинку с изображением «Овощи».
По просьбе логопеда назвать те овощи, которые видят (можно И те, которые знают). Отработать вопросы: где растут овощи? (В огороде на грядке.) Где мы их берем? (Покупаем в магазине.) Что с овощами делают? (Едят, варят.)
Рекомендуемые грамматические конструкции для введения в понимание в самостоятельную речь
Рекомендуемые вопросные формы
Предполагаемые и рекомендуемые варианты ответов
Что это?
Что я держу?
Что я показываю?
Что можно делать?
Для чего нужна (нужен)? Кому я дала морковь? лук?
У кого морковь?
У кого лук?
У кого капуста?
Морковь, капуста
Лук, огурец и т. д.
» »
Есть, варить.
» »
Оле, Вове, Андрею и т. д.
У меня морковь.
У меня лук.
У Вали капуста.
Игры-задания
1. Каждому из детей логопед дает задание отобрать из массы картинок одним овощи, другим — фрукты.
2. На картинку, где нарисовано дерево, положить (посадить) фрукты. На картинку, где грядка, положить (посадить) овощи.
Вариант 1.
В предлагаемых картинках найти лишнюю.
1) Ложка, чашка, тарелка, яблоко.
2) Шапка, шуба, шарф, кукла.
3) Кукла, машина, мишка.
4) Яблоко, груша, слива, нож.
5) Мыло, полотенце, расческа, майка.
Уметь назвать обобщающим понятием перечисленные предметы (3—4 из одной категории).
Закрепление обобщающих понятий. Вариант 2.
1) Картинки разложены квадратиками или рядами, в каждом по 4—8. Логопед предлагает показать, что нужно для еды, для одевания, для игры, сопровождая это обобщающим понятием: покажи, дай, где? (Посуда, одежда, игрушки, фрукты и т.д.)