1. Познакомить ребенка, где дома хранится посуда (в шкафу, серванте, столе, в буфете и т. д.).
2. Какая есть посуда? — В которой готовят еду, и та, из которой едят.
3. Рассмотреть в сравнении (ложки большие и маленькие, тарелки большие и маленькие, чайники).
4. Обратить внимание на то, что посуда может биться (бьется).
5. Показать другие действия (моют, вытирают и т. д.).
6. Сходить в магазин «Посуда». Посмотреть, где покупают посуду.
7. На сюжетной картинке найти предметы посуды.
8. Чтение литературы и рассматривание картинок.
Рекомендуемая для чтения детям литература
1. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева. М., 1975, с. 64, «Кто скорее допьет»; с. 117, «К Маше пришли гости девочки»; с. 141, «Маша обедает».
2. Русский язык в картинках. Ч. I. M., 1973, с. 18—19, 83.
Задание (проводится в форме игры). Вымой кукле лицо, руки, уши. Возьми полотенце. Вытри кукле лицо, руки, уши.
Первоначально знакомство с предметами туалета проводится в ванной комнате (дома или в детском учреждении, в кабинете логопеда в поликлинике — около раковины). Лучше всего эту тему дать для отработки и закрепления родителям в домашних условиях и воспитателям при проведении соответствующих режимно-гигиенических моментов.
Приблизительные конструкции вопросов, рекомендуемых для отработки.
Аналогично разбирается утренний и вечерний туалет, причесывание волос.
Закрепление материала можно провести в игровой форме. Логопед задает вопрос детям: «Что мы делаем утром в ванной комнате?» На этом занятии вводится понятие «чистим зубы». Когда дети ответят на вопрос, можно предложить им показать утренний туалет на кукле (показать на кукле последовательность утреннего туалета).
Следующий этап: помоги мыть руки малышу (друг другу).
Вопросы (логопеда, воспитателей, позднее и детей друг к другу)
Ответы детей с помощью логопеда
I. Куда мы вошли, что это?
2. Что мы будем делать?
3. Что ты (Лена, Оля и т. д.) будешь мыть?
4. Что нужно тебе для мытья?
5. Покажи, как будешь мыть руки, лицо, нос и т. д.
Что ты делаешь?
В ванную. Ванна.
Умываться, мыться.
Руки, лицо, нос, уши (перечисляется то, что в данный момент будет мыться).
Вода, мыло.
Вызванные дети показывают, как они выполняют последовательные действия: засучивают рукава, открывают кран, берут мыло, моют руки:
1. Я открываю кран. Он (она) открывает кран.
2. Я беру мыло. Он (она) берет мыло.
3. Я мылю руки. Он (она) мылит руки.
4. Мы моем руки.
5. Я беру полотенце (он, она).
6. Я вытираю руки (лицо). Он, (она) вытирает руки, лицо.
Они вытирают.
Мы вымыли.
Логические упражнения. 1. Мы пришли в ванную, открыли 'Воду. Сумеем мы вымыть руки? Что нам еще нужно? (Мыло.)
2. Мы пришли в ванную, взяли мыло, приготовили полотенце. Что нам нужно, чтобы вымыться? (Вода.)
3. Мы вымыли руки. Чем мы должны их вытирать? Что нам Нужно? (Полотенце.)
4. Детям раздают картинки, на которых изображены: кран, врыло. Нужно узнать, что еще нужно: а) полотенце; б) мыло, полотенце. Что еще нужно? (Вода.); в) открытый кран, полотенце. Что еще нужно? (Мыло.)