Звукоподражательные и речедвигательные упражнения предполагают начало работы по развитию фонематического слуха. Первый этап в этой многообразной работе — упражнения по вслушиванию в речь, ответные двигательные или звуковые реакции ребенка. Одновременно эти упражнения преследуют цель формирования подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни детей и в быту.
Слова, предлагаемые детям для повторения, просты по своей структуре.
Примерные упражнения:
Упражнение 1.Дети становятся в круг или друг за другом.
Логопед. Большие ноги шли по дороге.
Дети (низким голосом вместе с логопедом). Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Логопед. Маленькие ножки шли по дорожке. Дети (вместе с логопедом). Топ, топ, топ, Топ,топ, топ.
Упражнение 2
Дети (вместе с логопедом хлопают в ладоши).
Люли-люли, люли-люли,
Логопед. Прилетели гули.
Упражнение3. Слова логопеда дети сопровождают соответствующим движением.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ, (Дети повторяют: «Топ-топ» и притопывают ножками.)
Глазками хлоп-хлоп. (Дети, поднимая руки на уровне глаз, сжимают и разжимают кулачки,повторяют конец фразы.)
Логопед. Кто каши не ест,
Кто молока не пьет —
(Дети делают соответствующие движения.) Забодает, Забодает, забодает!
(Слова логопеда дети сопровождают соответствующими движениями.)
Упражнение 4. Дети стоят в кругу. (Логопед вначале заучивает с детьми последовательность текста, а затем распределяет его между ними.)
Логопед. Наши уточки с утра —
Дети. Кря-кря! Кря-кря!
Логопед. Наши гуси у пруда —
Дети. Га-га! Га-га!
Логопед. А индюк среди двора -—
Дети. Бал-бал! Балда-балда!
Логопед. Наши гуленьки вверху —
Дети. Грру-грру, грру-у-грру!
Логопед. Наши курочки в окно —
Дети. Ко-ко-ко!
Логопед. А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет —
Дети. Ку-ка-ре-ку!
Упражнение 5. Логопед берет игрушку бибабо «Курочка» и ведет с ней диалог, затем включаются в диалог дети.
Логопед. Курочка-рябушка, за чем ты пошла?
Дети. За водичкой.
Логопед. Курочка-рябушка, зачем тебе водичка?
Дети. Цыпляток поить.
Логопед. Курочка-рябушка, как цыплятки просят пить?
Дети. Пи-пи-пи-пи!
Упражнение 6. Логопед раздает детям маленьких куколок и показывает, как надо укачивать куклу, когда ее укладывают спать.
Логопед и дети. Баю-бай, баю-бай!
Логопед. Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Дети. Баю-бай, баю-бай!
Упражнение 7. Логопед раздает детям напальчиковых куколок (театр животных) и проводит игру «Кто как кричит».
Дети (хором). Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.
(Тот, у кого петух, поднимает его.)
Логопед. Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
(Дети поднимают курочку.)
Логопед. Пить, пить, пить! Воды попить!
(Дети показывают цыплят.)
Логопед. Мур-мур. Пугаю кур.
(Дети показывают кошку.)
Логопед. Кра, кра, кра!
Завтра дождь с утра.
(Дети показывают ворону.)
Логопед. Му-у, му-у!
Молока кому?
(Дети показывают корову.)
Мчится поезд. Дети становятся друг за другом, изображают «паровоз», сгибая руки в локтях, делают движения вперед-назад, разгибая и сгибая руки.
Логопед. Мчится поезд
Во весь дух!
Дети. Чух-чух, Чух-чух.
Логопед. Загудел паровоз
и вагончики повез.
Дети. Ду-ду, ду-ду.
Логопед, Я далеко укачу!
Кошка. Игра проводится с бибабо.
Логопед. Кошка, как тебя зовут?
Дети. Мяу!
Логопед. Стережешь ты мышку тут?
Дети. Мяу!
Логопед. Мяу, хочешь молока?
Дети. Мяу!
Логопед. А товарища — щенка?
Дети. Фрр!
Подобно описанным играм и упражнениям могут быть обыграны любые маленькие четверостишия.
Пчелки. По сигналу логопеда «Пчелки полетели» (или «Пчелка полетела») ребенок, имитируя полет пчелы, одновременно произносит звук з.
По сигналу логопеда «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук ж.
Можно для разнообразия и одновременно расширения понятий давать сигналы «Муха полетела», «Комар полетел».
По сигналу логопеда «Прилетели» ребенок останавливается.
Поезд. По сигналу логопеда «Поехали» или «Поезд отправляется» ребенок, изображая движение паровоза, произносит звук у.
Лошадки. Ребенок, погоняя лошадку (другого ребенка), произносит но, но, но.
Пильщики. Двое детей становятся друг против друга, подают руки и, имитируя пилку дров, произносят звук з.
Мишка. Изобразить, как тяжелой походкой, согнувшись, ходит медведь, одновременно произнося топ, топ, топ...
Зайка. Поскакать на носочках, подставив указательные пальчики над головой, и произносить скок, скок, скок...
Козочка. Ребенок семенит ножками и произносит тупы, тупы, тупы...
РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
При развитии моторики артикуляционного аппарата надо работать над развитием губ, языка.
Упражнение для губ. Вытягивание губ вперед трубочкой. Крепкое сжатие губ. Растягивание губ в улыбку. Вытягивание губ трубочкой и дутье на бумажку. Образование смычки и взрыва.
Открывание и закрывание губ. Губы вытягиваются вперед, и проделываются сосательные движения.
Всасывание верхней губы под нижнюю, чмоканье вытянутыми губами.
Вибрация губ (подражание фырканью лошади).
Упражнения для языка. Движение языком вперед и назад при умеренно открытом рте (как кошка лакает молоко).
Высунутый язык двигать вправо-влево (как маятник у часов), вниз-вверх.
Высунутым языком захватить сначала верхнюю губу, а потом нижнюю, попеременно.
Язык лежит плашмя и находится в спокойном состоянии, рот в это время открывается и закрывается.
Язык лопатой, иголкой, чашечкой.
Присасывание языка к нёбу (подражание цоканью копыт лошади).
Присасывание языка к нёбу с последующим задуванием воздуха на кончик языка, издавая шепотный звук трр.