2. Сядь на стул. Сядь на диван. Ляг на кровать. Иди к шкафу. Иди к столу. Иди к зеркалу.
3. Возьми из шкафа мяч. Возьми из шкафа куклу. Положи мяч на стол. Положи куклу на стул.
Закреплением этой темы может служить игра в лото. Она проводится так же, как и игра в лото по теме «Игрушки».
В этой теме целесообразно провести сравнение мебели по картинкам по следующим заданиям:
1. Возьми ту мебель (на картинках), которая стоит у нас в комнате.
2. Дай мне (логопеду, воспитателю) картинку с мебелью, которая стоит дома, в комнате.
3. Найди на картинке и покажи, какая нарисована мебель.
4. Логопед дает картинки: а) стол, стул, буфет, шкаф; б) кровать, диван, кресло — и просит назвать все это одним словом.
При рассматривании сюжетных картинок уточняется, где стоит мебель (в доме, в комнате), затем назначение мебели (стул нужен, чтобы сидеть) и т. д.
Можно задать детям вопросы:
На чем еще можно сидеть? (На кресле, на диване, на табуретке.) На чем спят? (На кровати.)
При отработке этой темы целесообразно упомянуть, что мебель сделана из дерева, а затем провести сравнение по величине.
В доме есть стол большой и стол маленький, стул большой и стул маленький; по назначению: шкаф для одежды, для книг.
Логические упражнения.
Реши задачу: Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?
Мама выгладила всю одежду, белье и хочет убрать. Куда она уберет одежду?
Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Задания для родителей и воспитателей.
1. Дома еще раз закрепить, где какая мебель, ее назначение.
2. Сходить в мебельный магазин, посмотреть, где покупают мебель, отметить, что в магазине много мебели.
3. Провести сравнение (стул большой — маленький), найти сходство и различие (сходство: у всех столов много ножек, одна крышка; различия: крышки разной формы) и т. д.
3 (проводится в форме игры). Возьми куклу Лялю, Тату, Тому. Дай кукле Ляле булку. Дай кукле Тате сыр. Дай кукле Томе воды.
С понятием пища целесообразно знакомить детей перед едой или во время еды, давая названия тех продуктов, которые дети едят, но не требуя от них повторения названий (это можно провести после еды). Вначале логопед знакомит детей с названиями пищи: каша, хлеб, чай и т. д., а затем с глаголами есть, пить. Логопед говорит детям, что пищу еще и варят, жарят — ее готовят.
В этой же теме можно отработать логико-грамматические отношения и грамматические конструкции.
Вопросы логопеда
Ответы детей
1. Что ты (он, она) будешь
(будет) делать?
1. Я буду есть.
Он будет есть.
2. Где ты будешь есть?
2. За столом.
3. Что ты ел (ела)?
3. Кашу, суп и т. д. (в зависимости от того, что ел).
4. Что Вова (Саша) ел?
И т. д.
4. Суп, кашу, мясо, сыр и т. д.
Рекомендуемые для отработки конструкции предложений:
I. Я ем суп, кашу и т. д.
Я пью чай, кофе, кефир, молоко и т. д.
II. Вова (он) ест суп, кашу, мясо.
Оля (она) ест суп, кашу, мясо.
Вова (он) пьет чай, кофе, кефир, молоко.
Оля (она) пьет чай, кофе, кефир, молоко.
III. Мы едим суп.....
Вова и Оля едят суп.
Они едят.....
IV. Мы пьем чай.....
Они пьют чай.
Заучивание коротких рассказов по картинкам:
I.1) На столе каша. Валя ест кашу.
2) На столе молоко. Вова пьет молоко.
3) Мама дала сок. Таня пьет сок.
II. Вот кастрюля, плита. Валя варит суп. Вова держит мишку. Таня кормит мишку.
Рассказы должны состоять не более чем из двух-трех предложений.
Работе над картинкой предшествует разбор сюжета. Предлагается назвать посуду, вспомнить действия, которые производятся с посудой. Ответить на вопросы логопеда по данной картинке. (Ответы могут быть односложные, а логопед оформляет их в короткие фразы и предлагает для заучивания.)
2. Положи яблоко на стол. Положи сливу на стол. Положи грушу на стол. Положи мандарин на стол. Возьми яблоко. Покушай яблоко. Возьми мандарин. Покушай мандарин.
Для последующего введения в словарь можно рекомендовать существительные яблоко, апельсин, груша, слива, мандарин, абрикос (в зависимости от сезона). Глаголы покупать, мыть, есть.
При знакомстве с понятием фрукты проводятся беседы о том, где растут фрукты — в саду (дается понятие сада), на дереве. Рекомендуется подобрать несколько картинок, дающих представление о последовательном появлении фруктов: 1. Посадили дерево. 2. Поливали дерево, ухаживали за ним. 3. Сбор урожая.