а) Вопросные конструкции; б) нацеливающие варианты ответов.
Проводятся упражнения по работе над сюжетной картинкой. Составляется короткий рассказ: Вова несет зайку. Оля несет мишку. Таня несет куклу. Дети играют.
На одном из таких занятий логопед может познакомить ребенка с частями тела вначале на кукле, а затем на самом ребенке. Показывает голову, глаза, нос, рот и т. д. Вопросы к теме «Части тела».
Покажи у куклы нос, рот, голову, глаза и т. д.
Словарь
Вопросы
Варианты ответов
зайка
ЧТО? КТО?
машина, кукла и т. д.
мишка
где?
вот, там, тут
машина
что делает?
я ищу, нашел, несу и т. д.
кукла
что делает?
кубик
что делают?
кто купил?
я, мама, папа и т. д.
пирамида
что ищешь?
мишку, зайку, куклу и т. д.
идти
что нашел?
нести
кого нашел?
искать
что несешь?
находить
кого несешь?
покупать
что ты будешь делать?
я буду играть
купить
что это?
зайчик, мишка, кукла
играть
для чего, зачем нужно?
играть
играю
играет
что ты будешь делать?
что ты делаешь?
что делает Коля, Валя?
и т. д.
Где волосы, руки, ноги, спина, голова?
Что делаешь носом, ртом, руками, ногами и т. д.?
Ребенок должен уметь показать и назвать (как сможет) указанные части тела, а также назвать действия (глаза видят, ноги ходят, руки играют, работают и т. д.).
Здесь можно предложить следующие игры по активизации: речи неговорящего ребенка:
1. Отгадай, кто ушел. Первоначально на столе логопед выставляет две-три (потом до пяти — семи) игрушки. Предложив детям закрыть глаза (отвернуться), логопед в это время прячет одну из игрушек. Дети, открыв глаза (повернувшись), должны назвать, какой игрушки нет, кто ушел.
2. Логопед раздает игрушки, предлагает запомнить, у кого какая игрушка, затем все ставят игрушки на стол; подобно тому, как в первой игре логопед прячет 1—2 игрушки, дети должны отгадать, чьи игрушки ушли и найти их.
3. Игрушки расставляют по комнате, дети должны отыскать, принести логопеду игрушки и назвать, какую игрушку принес, уметь назвать и показать действие (как можно играть с этой игрушкой: машину возить, куклу кормить, мяч бросать, катать). Все эти действия нужно уметь показать с игрушками.
Задания для родителей.
1. Сходить в магазин, посмотреть, где покупают игрушки. Поупражняться в назывании игрушек и глаголов в форме 1-го и 3-го лица, ед. числа: я ищу, несу, покупаю и т. д.
2. Рассматривание картинок в книге (нахождение игрушек по картинкам).
3. Аленкины игрушки. М., 1976. Книжка-картинка.
4. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Н. Елисеева, М., 1972,с. 23, 139.
5. Солнышко. Киев, 1971, с. 45, урок 22, 23; с. 50—51, урок 25.
ОДЕЖДА
Оборудование: 1) одежда ребенка, логопеда, куклы; 2) набор картинок «Одежда».
Задание. Возьми шубу. Возьми шапку. Возьми фартук. Возьми колготки. Возьми варежки. Возьми платье. Возьми шарф. Надень на себя шапку. Надень на себя варежки.
В зависимости от сезона берется первоначально следующая одежда (не более 3—4 названий для запоминания исамостоятельного называния).