Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Описание консультативных случаев



 

1. В консультацию обратилась мать 10-летней девочки с жалобой на страхи и тревожность ребенка. 10 месяцев назад во время поездки на автомобиле мама с дочерью попали в аварию (машина перевернулась), но никто не пострадал. В течение 3 месяцев у девочки наблюдались ночные кошмары и тик, но потом все прошло. В настоящее время девочка испытывает страх, что с мамой что-то случится, беспокоится, когда ее нет рядом, испытывает чувство тревоги. Родители в разводе. Мать много работает, занимается предпринимательством. Девочка хорошо учится в школе, отметки — 4 и 5.

Ваши гипотезы о причинах страхов ? Составьте программу диагностического обследования, предложите программу коррекционной работы.

1. К школьному психологу обратился директор школы с запросом оценить возможности подростка 13 лет обучаться в общеобразовательной школе. Мальчик плохо учится, не успевает по ряду предметов, грубит учителям, на уроке постоянно нарушает дисциплину. Состоит на учете у психоневролога с 6 лет в связи с жалобой родителей на постоянное беспокойство, повышенную двигательную активность, неспособность концентрации и сосредоточения. Мать умерла в родах. До 6 лет воспитывался у бабушки в другом городе. В настоящее время проживает совместно с отцом и мачехой (школьная учительница). Отцу предлагают забрать ребенка из школы на домашнее обучение.

Предложите программу диагностического обследования. Определите стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы в отношении подростка, его семьи, администрации и педагогов школы.

3. Родители девочки 5 лет обратились к психологу с запросом порекомендовать, как подготовить девочку к появлению нового ребенка в семье — рождению братика или сестрички. Родители жалуются на то, что девочка — «диктатор», постоянно требует к себе внимания, капризна, неуступчива. Родители считают, что появление маленького брата или сестры сделает ее менее эгоистичной и внимательной к другим.

Ваши рекомендации родителям ?

4. В консультацию обратилась мать подростка 15 лет с жалобой на то, что он отказывается общаться с ней: прекратил разговаривать, повесил на дверь комнаты замок, питается отдельно (устроился работать на почту). Семья полная. Отношения сына с родителями всегда были дистантными, но в рамках принятых приличий. Сын, по словам матери, уже давно ничем не делится и ничего не рассказывает о себе. Подросток хорошо учится в школе, самостоятелен, сам записался на подготовительные курсы в институт и посещает их. Запрос: помочь восстановить с сыном нормальные отношения.

Ваши предположения о возможных причинах поведения подростка? Составьте программу психологического обследования. Что можно рекомендовать родителям ?

5. К психологу в детском саду обратилась мать девочки 6 лет с жалобой на необщительность дочери: избегает сверстников, предпочитает играть одна. Мать опасается, что в школе дочь будет испытывать трудности в общении со сверстниками. Запрос: как сделать ребенка более общительным?

Определите программу психологического обследования и основные направления и методы коррекционной работы.

6. К психологу обратилась мать младшего школьника — мальчику 9 лет — с жалобой на плохую успеваемость, нежелание ходить в школу. В семье есть еще старшая сестра (12 лет), учится в той же школе хорошо (на 4 и 5). Мальчик в первом классе посещал группу продленного дня, так как мать работала. Учителя жаловались на его несобранность, неаккуратность, расхлябанность. В настоящее время мать не работает, много времени уделяет сыну: пытается делать с ним уроки, но это обычно заканчивается конфликтами и скандалом. Запрос — порекомендовать упражнения для развития памяти и мышления.

Определите программу психологического обследования и психологические рекомендации.

7. В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с жалобой на агрессивность. Мальчик не дает никому проходу в школе, очень вспыльчив, все конфликты пытается разрешить силой. Бывает очень жестоким, часто старается исподтишка навредить противнику. Ребята в классе его не любят, но есть два одноклассника, с которыми он общается и играет во дворе. Учитель потребовал от матери, чтобы «она сходила к психологу и принесла справку, что ребенок здоров». Единственный ребенок в полной семье, оба родителя работают, за мальчиком иногда присматривает старая прабабушка. Запрос матери: как изменить поведение сына? Не придираются ли учителя в школе — как можно повлиять на них?

Ваши гипотезы о возможных причинах агрессивного поведения мальчика? Предложите программу психологического обследования, выделив основные направления коррекционной работы.

8. В консультацию обратилась мать девочки 12 лет, которая испытывает отвержение со стороны сверстников — ее преследуют, подбрасывают письма с требованием «уйти из класса». Девочка — новенькая, пришла в этот класс три месяца назад. Сначала отношения складывались хорошо, у нее появились друзья, в том числе лидер класса. Однако через некоторое время девочка стала дружить с другой одноклассницей. Отношение в классе к ней резко изменилось: ее стали дразнить, открыто игнорировать. Запрос матери: что делать, может быть, девочке лучше уйти из этого класса?

Предложите программу психологического обследования и задачи коррекционно-профилактической работы с девочкой, родителями, классом, педагогами школы.

9. В консультацию обратились родители девочки 7 лет с запросом, отдавать ли девочку в первый класс или предпочесть форму «домашнего обучения». В прошлом году (когда ей было 6 лет) психолог не рекомендовал отдавать ее в школу — по причине низкой мотивационной готовности и низкого уровня произвольности. Девочка детский сад не посещала. Родители по рекомендации психолога отдали девочку в детский сад. Девочка стала много болеть и практически детский сад не посещала. Ваши рекомендации ?

10. В консультацию обратились родители мальчика 9 лет с жалобой на отказ посещать школу. В первом классе ребенок посещал частную школу с небольшими классами и специальной «развивающей программой». Во втором классе родители развелись, и мама с сыном переехали, что и стало причиной перевода ребенка в обычную общеобразовательную школу. Мама не хотела этого, но ребенок очень уставал от дороги. Ребенок раньше учился хорошо, но в последнее время в школу ходит 1—2 раза в неделю, отказывается делать уроки. Возникла реальная угроза, что мальчик будет не аттестован за учебный год. Когда ребенок отказывается идти в школу — говорит, что он устал, хочет спать, ему не хочется, не интересно, — мать, хотя и уговаривает его, но идти в школу силовыми методами не принуждает. Запрос: что делать, как уговорить ребенка ходить в школу — либо, может быть, выбрать форму «экстерната»?

Ваши предположения о причинах отказа мальчика ходить в школу? План психологического обследования и рекомендации по коррекции поведения ребенка?

11. В консультацию обратились родители мальчика 8 лет, страдающего ночным энурезом. Мать сообщает, что энурез иногда наблюдался в 6 лет после смерти бабушки, после чего прекратился и возобновился б месяцев назад. Ребенок ночью спит крепко, не просыпается. Утром очень переживает, плачет, боится, что узнают одноклассники и будут его дразнить. Ребенок учится хорошо, старательный, тем не менее учителя считают, что мальчик учится ниже своих возможностей.

Определите программу психологического обследования ребенка. Сформулируйте рекомендации для родителей и определите основные направления коррекционной работы.

12. В консультацию обратилась мать двух братьев 6 и 9 лет с жалобой на их постоянные драки, конфликты, неумение «нормально» общаться между собой. С точки зрения мамы, младший сын провоцирует старшего своими капризами и неуступчивостью, но и старший тоже не желает уступать и часто не соизмеряет силу, бывает груб и агрессивен. Мать испробовала все способы: уговаривала старшего уступать младшему, как маленькому, упрекала и наказывала младшего и, наконец, пыталась не обращать внимания на ссоры, но ничего не помогало. Запрос: как вести себя в ситуациях конфликтов братьев и обеспечить условия, чтобы они росли любящими друг друга и заботящимися друг о друге братьями?

Сформулируйте рекомендации, основываясь на составленной вами программе психологического обследования.

13. В консультацию обратилась мама мальчика 11 лет с жалобой на то, что сын ворует дома деньги: вытаскивает из кошелька и тратит на жвачку, пепси-колу, игрушки. Мать в разводе с отцом ребенка, много работает, обеспечить семью ей очень не просто. Сын нередко берет деньги на экскурсии, на праздники в школе и не отдает их учителю. Свои поступки скрывает от матери. Когда мать устраивает «расследование», говорит, что просто потерял и побоялся признаться, плачет. Мать пыталась наказывать, убеждать, брала с сына «честное слово» — ничего не помогает и через некоторое время сын. снова берет у нее без спроса деньги. Это продолжается уже более года.

Ваши гипотезы о возможных причинах девиантного поведения ребенка ? Составьте программу диагностического обследования, предложите программу коррекционной работы.

14. К психологу обратились родители девочки 4 лет с жалобами на упрямство, вспышки ярости, стремление делать все по-своему. Родители молодые, еще учатся, часто во время сессии отправляют девочку к бабушке на три-четыре недели. Внучка очень любит бабушку, возвращаясь домой, часто говорит родителям, что хочет остаться и жить у нее. В семье уже возникли и супружеские конфликты: муж упрекает жену в том, что ее мать «балует» и «распускает» девочку, «настраивает» ее против отца.

Ваши предположения о причинах поведения девочки ? Определите программу психологического обследования и задачи коррекционно-профилактической работы.

15. К психологу обратились родители мальчика 5 лет с просьбой протестировать его и выяснить его способности: мальчик уже хорошо читает, считает, увлекается чтением детской энциклопедии, любит компьютерные игры. Родители считают, что у него есть математические способности и хотят, чтобы он пошел в школу, а «не терял время в детском саду».

Ваша программа диагностического обследования и рекомендации родителям ?

16. В консультацию обратились родители мальчика 7 лет с жалобой на «повышенную нервность», плаксивость, «немужское поведение»; мальчик предпочитает общество девочек, любит играть в куклы. Ребенок в этом году пошел в первый класс, робкий, застенчивый. Предпочитает уроки переменам, учится неплохо, но очень много времени проводит за приготовлением домашних заданий. Запрос: порекомендовать, как сделать его более мужественным и умеющим постоять за себя?

Определите программу психологического обследования и основные направления коррекционно-профилактической работы.

17. В консультацию обратилась мать мальчика 8 лет с жалобой на непослушание, своеволие, конфликтность, невыполнение требований родителей и режимных моментов. Мальчик учится во втором классе, успеваемость средняя, предпочитает прогулки во дворе с приятелями урокам. Может уйти на весь вечер, не предупредив родителей. Часто забывает сделать домашние задания, а если родители спрашивают об этом, может солгать. Маму беспокоит, что у сына нет заинтересованности в учебе, он не любит читать, ленится. Запрос: как сделать сына более ответственным, приучить соблюдать порядок, добиться самостоятельного выполнения уроков.

Определите программу психологического обследования и рекомендации родителям.

18. К психологу обратились родители девочки 11 лет — ученицы престижной музыкальной школы — с жалобами на ее эмоциональную неуравновешенность и тревожность. Девочка была на хорошем счету у преподавателей школы, высоко оценивающих ее музыкальные способности. В последние 6 месяцев дочь стала жаловаться на усталость и трудности в учебе в общеобразовательной школе. После неудачного выступления на концерте в музыкальной школе долго плакала и стала просить родителей разрешить ей прекратить свои занятия в музыкальной школе. Родители уделяют дочери много внимания, приложили немало усилий для того, чтобы она поступила в эту школу, и очень хотят, чтобы дочь продолжила занятия. С другой стороны, они боятся повредить здоровью девочки. Запрос к психологу: нужно ли настаивать на том, чтобы дочь продолжила занятия в музыкальной школе или лучше уступить ее просьбе?

Определите программу психологического обследования и сформулируйте рекомендации родителям. Какие формы психологической помощи могут быть эффективны в этом случае?

19. В психологическую консультацию обратился отец девочки 10 лет, ученицы 5 класса. После начальной школы классы расформировали и сделали один гимназический и два обычных класса. По настоянию родителей девочка пошла в гимназический класс, но вскоре выяснилось, что ей трудно учиться. В первой четверти девочка была аттестована только на «З». Завуч предложила родителям перевести дочь в обычный класс или забрать ее из школы совсем. Родители категорически отказались это делать. Запрос отца к психологу: получить заключение о том, что девочка может обучаться в гимназическом классе.

Ваша программа поведения в данном случае? Есть ли необходимость переформулирования запроса родителей? Определите программу психологического обследования и рекомендации родителям.

20. Родители девочки 6 лет обратились к психологу с жалобой на страх темноты, нежелание одной оставаться в комнате, плохой сон. Девочка засыпает только при свете и долго не хочет отпускать маму, требуя, чтобы с ней посидели. Ночью нередко просыпается и прибегает к родителям в кровать. Девочка посещает детский сад с 4 лет, жалоб у воспитателей нет. Запрос родителей: как научить девочку самостоятельно засыпать в темноте?

Определите основные задачи и направления коррекционной работы.

21. К психологу обратилась мать мальчика 10 лет с жалобой на его неуверенность, безынициативность, лень, безволие, неспособность прилагать какие-либо усилия для достижения цели. Учится в школе плохо, хотя обладает, по словам учителей, хорошими способностями. Свободное время предпочитает проводить, ничего не делая, увлекается только компьютерными играми. Друзей нет. На все предложения матери — заниматься в какой-либо секции, читать книги, посещать театры, выставки — отвечает отказом — «не хочется». В ответ на любое новое предложение сначала загорается, а потом при первой неудаче отказывается продолжать что-либо делать.

Составьте программу психологического обследования, определите задачи и направления коррекционно-профилактической работы.

22. Мать ребенка — мальчика 12 лет — выражает обеспокоенность тем, что у сына трудно складываются отношения с друзьями. Он прекрасно учится, много читает, многое знает, однако излишне самоуверен, часто относится к сверстникам свысока, стремится всех поучать — как сверстников, так и взрослых. Если считает, что прав, непременно будет добиваться признания его правоты. В отношениях с одноклассниками претендует на роль лидера, считает, что они к нему часто несправедливы, завидуют его успехам. Мать воспитывает ребенка одна (с самого раннего детства сына родители в разводе), всегда уделяла ему много времени и сил. Мальчик рано научился читать, писать, считать. В школе всегда был отличником.

Определите задачи и основные направления коррекционной работы.

23. В консультацию обратились родители подростка 15 лет с подозрениями, что сын ведет себя «странно», в последнее время стал очень нервным, возбудимым, скрытным, часто куда-то уходит, не говоря, с кем и куда, у него нередко «странно блестят глаза». Жалуются на трудности взаимопонимания, ухудшение успеваемости, невыдержанность и грубость сына. Выражают тревогу, что сын связался с дурной компанией. Запрос: как вернуть хорошие отношения и взаимопонимание с сыном?

Ваши гипотезы о причинах «странного» поведения подростка? Составьте план психологического обследования, определите задачи и направления психологической помощи.

24. Родители мальчика 3 лет жалуются на «неуправляемость», капризы, непослушание сына. Мальчик плохо ест, постоянно капризничает, требует, чтобы ему купили любую игрушку, которую он видит, или шоколадку. Требует внимания, не терпит, когда родители беседуют или смотрят телевизор, бросается к ним, лезет на колени, пытается выключить телевизор. В транспорте или в магазине может броситься на пол, кричать и требовать, пока не добьется своего. Запрос: что делать в конфликтных ситуациях, как добиться от ребенка выполнения своих требований?

Ваши рекомендации родителям ? Определите задачи и тактику беседы с родителями.

25. Мать обратилась в консультацию по требованию воспитателя. Ребенок 5 лет ведет себя агрессивно с товарищами: в песочнице может насыпать песок в глаза сверстнику, стукнуть его палкой, толкнуть. На замечания воспитателя либо обижается, отворачивается, либо продолжает свои действия, не обращая внимания. Вместе с тем может подойти к сверстнику, пожалеть его, если тот заплачет, поделиться игрушками.

Ваши предположения о возможных причинах агрессивности ребенка. Составьте план коррекционно-профилактической работы.

26. Родители первоклассника жалуются на необъективное отношение учительницы к их сыну: мальчику часто делают замечания на уроках, ругают на родительских собраниях и, как считают родители, оценивают успехи сына более строго и пристрастно, а часто и несправедливо, по сравнению с другими. Это привело к тому, что сын, который охотно пошел в школу 1 сентября, уже после Нового года стал использовать любой повод, чтобы не ходить в школу, — то у него кашель, то голова болит и пр. В классе у мальчика друзей нет, хотя с одноклассниками он в ровных спокойных отношениях. Родители стоят перед выбором — с одной стороны, им кажется, что сын не заслуживает такого отношения, и они склоняются к тому, чтобы перевести его в другой класс, с другой стороны, учительница считается в школе очень сильной и все родители стремятся, чтобы дети учились именно в ее классе.

Определите план психологического обследования. Ваши рекомендации родителям ?

27. Мать ученицы 6-го класса обратилась в консультацию с жалобой на излишнюю невнимательность дочери при выполнении контрольных и письменных работ в классе.

При хорошем усвоении и знании материала девочка делает много ошибок в контрольных работах и всегда получает низкие оценки, не соответствующие ее реальным знаниям. Маму беспокоит, что дочь уже приняла роль «неудачницы» и не делает попыток как-то изменить существующее положение.

Определите программу диагностического обследования, возможные направления, задачи и методы коррекционной работы.

28. Разработайте схему диагностического обследования младшего школьника (3-й класс), родители которого обратились с жалобой на плохую успеваемость сына.

Определите возможные направления, задачи и методы коррекционной работы.

29. К школьному психологу обратилась администрация школы с просьбой «разобраться и сделать что-нибудь» с седьмым классом. Жалоба — класс неуправляем, на уроках постоянно срывают дисциплину, массовые прогулы, учителя отказываются работать с этим классом.

Определите программу диагностического обследования и коррекционных мероприятий.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Назовите основные методики для диагностики родительско-детских отношений глазами родителей.

2. Назовите основные методики для диагностики родительско-детских отношений глазами детей.

3. Какие характеристики традиционно привлекаются при описании особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия?

4. Какие особенности эмоционального взаимодействия родителя с ребенком могут создавать неблагоприятные условия для его развития.

5. Дайте классификацию методов диагностики межличностных отношений в семье.

6. В чем особенности методики Бене—Антони, диагностирующей эмоциональные отношения в семье?

7. Каковы цели использования методики «Родительское сочинение» в практике возрастно-психологического консультирования?

8. В чем преимущества и ограничения использования методики «Родительское сочинение»?

9. Что можно узнать об особенностях родительской позиции и семейного воспитания, опираясь на родительское сочинение?

10. Какие предположения о характере родительско-детских отношений можно сформулировать, если в родительском сочинении нет информации ни о возрасте ребенка, ни о его имени, ни о характере его интересов и увлечений?

11. Назовите особенности родительского сочинения, свидетельствующие о повышенной ориентации родителя на социальные нормы и требования и его высокой социальной тревожности.

12. Перечислите характеристики когнитивно-деловой стороны родительско-детского взаимодействия и его эмоциональной стороны.

13. Каковы условия эффективности регуляции родителем деятельности ребенка?

14. Каковы свидетельства эмоционального принятия ребенка родителем?

15. Какие эмоциональные проявления ребенка свидетельствуют о дисгармоничности детско-родительских отношений?

16. Как могут соотноситься две стороны родительско-детского взаимодействия (деловое сотрудничество и межличностные отношения)?

17. В чем суть методики терапии детско-родительских отношений?

18. Каковы показания и противопоказания к терапии детско-родительских отношений?

19. Назовите основные этапы разработки методики группового тренинга личностного роста с подростками.

20. Каковы основные принципы группового тренинга личностного роста с подростками?

21. Назовите основные типы упражнений для тренинга с подростками.

22. В чем состоят цели сюжетно-ролевых игр в тренинге с подростками?

Литература

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. — М., 1982. — Т. I. — Гл. 1; Т.II.-Гл. 16.

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

Бурлачук Л. Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989.

Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1987.

Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е.М.Борисовой. - М., 1997.-Гл. 1-4.

Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978. — Гл. 1,2.

Волкова Е.И. Трудные дети или трудные родители? — М., 1992.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства//Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.—Т. 5.—С. 257—321.

Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? — М., 1995.

Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. — М., 1982. — С. 64—75.

Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.

Лебедева Н.Н. Введение в игровую психотерапию. — М., 1997.

Лидерc А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

Лидерc А. Г. Психологическое обследование семьи. — М., 2002.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994. Методические рекомендации по тесту «Диагностика эмоциональных отношений в семье» / Под ред. А.Г.Лидерса, И.В.Анисимовой. — Обнинск, 1993.

Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. - М., 1991. - С. 4-6.

Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С.Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М., 1983. — С. 62—89.

Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисловие В.Я.Пилиповского. — М., 1992.

Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1997.-С. 50-116.

Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. — М., 1990.

Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987. — Гл. 1—5.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.- Гл. 1-4.

Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 1981.

Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. — 1994. — № 6.

Спиваковская А. С. Как быть родителем. — М., 1986. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.,

Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающим. — М., 1993.

Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. — М., 1993.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 62—64.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — СПб., 1999.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. — М., 1989.


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Азаров В. Н. Индивидуальные различия по импульсивности в соотношении с типологическими свойствами нервной системы человека: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1988.

2. Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? // Иностр. психол. — 1993. — Т. 1. — № 2.

3. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992.

4. Акслайн В. Игровая терапия. — М., 2000.

5. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994.

6. Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1.

7. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. — М., 1982.

8. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства у детей. — М., 2000.

9. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М., 1990.

10. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, 1998.

11. Березовин Н.А., Коломинский Я. Л. Учитель и детский коллектив. — Минск, 1975.

12. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.

13. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982.

14. Бодалев А. А., Сталин В. В. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. —М., 1989.

15. Богданович Н.Г. Взаимосвязь проявлений межполушарной асимметрии с особенностями эмоциональных состояний у младших школьников разных уровней обучаемости: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Иркутск, 1998.

16. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

17. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М.; Воронеж, 1997.

18. Борисова Е. М. Предисловие // Лаак Я. Тер. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. — М.; Воронеж, 1996.

19. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1991.

20. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: Теория, практика применения к исследованию личности ребенка. — М., 2001.

21. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И. Современная американская психология развития. — М., 1986.

22. Бурменская Г. В. К вопросу о дифференциальной психологии развития // Индивидуальность в современном мире. Материалы III Международной научно-практической конференции по проблемам исследования и развития индивидуальности. — Смоленск, 1999. — Т. III.

23. Бурменская Г. В. Типологический подход в возрастной психологии развития // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 2000. — № 4.

24. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

25. Вайзе К., Воловиков М.В. Функциональный диагноз // Клинические и организационные основы реабилитации психически больных / Под ред. А. Н. Кабанова. — М., 1980.

26. Валлерштейн Дж., Келли Дж. Последствия развода родителей: Переживания ребенка в период поздней латентности // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. — М., 1989.

27. Варга А.Я., Смехов В.А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 1986. - № 4.

28. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1987.

29. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997.

30. Венгер А. Л. Структура психологического синдрома // Вопр. психол. — 1994. - № 4.

31. Венгер А. Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н., Сушкова Е.Ю. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. — М., 1989.

32. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — М., 1993.

33. Венгер Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978.

34. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой. — М., 1967.

35. Волкова Е. И.Трудные дети или трудные родители? — М., 1992.

36. Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5.

37. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. — 1966. — № 6.

38. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. - Т. 4.

39. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1987.

40. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопр. психол. — 1996. — № 3.

41. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. — М.; Воронеж, 1998.

42. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978.

43. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — М., 1993.

44. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. — М., 1993.

45. Гордон Т. Повышение родительской эффективности // Популярная педагогика. — Екатеринбург, 1997.

46. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.

47. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

48. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. - М., 1987.

49. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка / Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. — М., 1981.

50. Досмаева Г. Н., Лидере А. Г. Об одном способе адаптации теста способностей к обучению в школе // Вопр. психол. — 1985. — № 1.

51. Дрейкурс Р., Золи, В. Счастье вашего ребенка / Под ред. А.В.Толстых. - М., 1986.

52. Дубровина И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. — М., 1975.

53. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба. — М., 1991.

54. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. — М., 1997.

55. Забегайлова И. В. Типология становления произвольной регуляции в младшем школьном возрасте // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 14. — Психология. — 2000. — № 4.

56. Зак А. 3. Развитие теоретического мышления у младших школьников: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1998.

57. Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И.Анцыферовой. — М., 1978.

58. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 8.

59. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1.

60. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М. 1982.

61. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.

62. Захаров А. И. Детские неврозы. — СПб., 1995.

63. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб., 1998.

64. Земска М. и др. Семья и личность. — М., 1986.

65. Зимбардо Ф. Застенчивость. — М., 1991.

66. Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. — М., 1982.

67. Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб., 1996.

68. Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. — СПб., 2000.

69. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М., 1986.

70. Каган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопр. психол. — 1984. — № 4.

71. Каневская М.Е. Основные типы и психологические особенности направленности личности (у детей младшего школьного возраста): Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1985.

72. Кауненко И. И. Личностные особенности детей старшего дошкольного возраста с трудностями в развитии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1993.

73. Кле М. Психология подростка. — М., 1992.

74. Кнебель М. О. Поэтика психологии. —М., 1972.

75. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987.

76. Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2000.

77. Копытин А. И. Практикум по арттерапии. — СПб., 2000.

78. Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети:

Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников.М., 1997.

79. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

80. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии // Психологическое самообразование: Читая зарубежные учебники / Под ред. А.М. Матюшкина. — М., 1992.

81. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. — М., 1997.

82. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. — М., 1992.

83. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

84. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

85. Леонгард К. Акцентуированные личности. — М., 1981.

86. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.

87. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М., 1993.

88. Либин А. В. Дифференциальная психология. — М., 1999.

89. Лидере А. Г. Коррекция произвольности речевого общения у детей младшего школьного возраста // Психолог в начальной школе / Под ред. Т. Ю. Андрущенко. — Волгоград, 1994.

90. Лидере А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2002.

91. Лидере А. Г., Колесников В. Г. Тест школьной зрелости: Методика П.Кеэса. — Обнинск, 1994.

92. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис.... докт. психол. наук. — М., 1974.

93. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

94. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.

95. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.

96. Маркова А. К. Диагностика развития школьников в процессе обучения // Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / Под ред. А.К.Марковой, А. Г.Лидерса, Е.Л.Яковлевой. — Петрозаводск, 1992.

97. Материалы Конгресса по детской психиатрии. — М., 2001.

98. Методика адаптированного нейропсихологического исследования для детских невропатологов / Сост. Э.Г.Симерницкая. И.А. Скворцов и др. - М., 1988.

99. Методические рекомендации по тесту «Диагностика эмоциональных отношений в семье» / Под ред. А. Г.Лидерса, И.В.Анисимовой. — Обнинск, 1993.

100. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. — М., 1975.

101. Мясоед П. А. Проблема «ненормативного» психического развития // Вопр. психол. — 1994. — № 6.

102. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика психологического консультирования. — СПб., 2001.

103. Обухова Л. Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. — М., 1995.

104. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В. В. Столина. - М., 1987.

105. Общение и формирование личности школьника. — М., 1988.

106. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990.

107. Огурцов А. П. Типологии // Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

108. Одаренные дети / Под ред. Г.В.Бурменской, В.В.Слуцкого. — М., 1991.

109. О диагностике психического развития личности / Под ред. В. И.Лубовского, В.В.Давыдова и др. — Таллин, 1974.

110. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А. Г.Лидерса.-М., 1991.

111. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера. — М., 1988.

112. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М., 1983.

113. Павленко Г. Л. Психологические причины конфликтных отношений с ровесниками у старших дошкольников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 2000.

114. Певзнер М. С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е.М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности. — М., 1982.

115. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1969.

116. Поливанова К. Н. Типология индивидуальных вариантов психического развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 1988. - № 2 (39).

117. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2001.

118. Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В. Я. Пилиповского. — М., 1992.

119. Попцова Е. В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.

120. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1997.

121. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И. В.Дубровиной. —М., 1990.

122. Прихожан А. М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис.... д-ра психол. наук. — М., 1995.

123. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и динамика. — М.; Воронеж, 2000.

124. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без родителей. — М., 1990.

125. Пряжников Н. Н. Профессиональное и личностное самоопределение. — М., 1995.

126. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г. Н.Сердюковской. — М., 1985.

127. Психологическая служба в СССР: ее задачи и организация // Вопр.психол. - 1979. - № 2, 3.

128. Психологическая служба в школе (материалы круглого стола) // Вопр. психол. — 1983. — № 4.

129. Психологическая служба в школе / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1984.

130. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. —М., 1996.

131. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.

132. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. — М., 1986.

133. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.З.Неверович. — М., 1986.

134. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.

135. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. — М., 1994.

136. Родари Д. Грамматика фантазии. — М., 1978.

137. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. — М., 1988.

138. Рубин 3. Дети без друзей // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е.Покровского. — М., 1989.

139. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — М., 1970.

140. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.

141. Семенович А. В., Цыганок А.А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза // Нейропсихология сегодня. — М., 1996.

142. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В.Столина. — М., 1989.

143. Сенько Т. В., Куренкова В. Г. Статусная психотерапия как метод коррекции положения ребенка в группе: Методические рекомендации. — Минск, 1987.

144. Симерницкая Э. Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.М., 1985.

145. Славина Л. С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. — М., 1976.

146. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением // Л. С. Славина Трудные дети. —М., 1998.

147. Славина С. Л. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам //Л.С.Славина. Трудные дети. — М., 1958/1998.

148. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопр. психол. — 1985. — № 4.

149. Смирнова Е. О. Условия и предпосылки развития произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. — М., 1992.

150. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. — 1994. — № 6.

151. Смирнова Е. О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопр. психол. — 1996. — № 3.

152. Спиваковская А. С. Как быть родителем. — М., 1986.

153. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988.

154. Степанов С. Комплекс неполноценности // Семья и школа. — 1994. - № 5.

155. Сталин В. В. Принципы семейного консультирования // Семья и личность / Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1993.

156. Теплое Б.М. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1985.

157. Тер Лаак Я. Психодиагностика: Проблемы содержания и методов. — М.; Воронеж, 1996.

158. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. — М., 1987.

159. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.

160. Утробина В. Г. Возрастные и индивидуальные особенности отношения дошкольников к сверстнику: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1995.

161. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.

162. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающим. — М., 1993.

163. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. — М., 1991.

164. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.

165. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

166. Хараш А. У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопр. психол. — 1980. — № 3.

167. Хасан Б. И. Половозрастная идентификация в подростковом возрасте // Журнал практического психолога. — 1999. — № 2.

168. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. — М., 1989.

169. Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.

170. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М., 1995.

171. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997.

172. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993.

173. Черников А. В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики: Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия». — М., 1997.

174. Чернышева Н. С. Психологическое содержание трудностей в учении младших школьников с выраженными характерологическими особенностями: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М., 1997.

175. Чуприков А. П. Леворукие дети и их проблемы // Материалы Конгресса по детской психиатрии. — М., 2001.

176. Шашкова И.А. Возрастная динамика психического здоровья дошкольников и факторы, ее определяющие: Автореф. дис.... канд. психол. наук. -М., 1983.

177. Шванцара И. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

178. Шилова Е.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. — М., 1995.

179. Штерн Э. «Серьезные игры» в юношеском возрасте // Журнал практического психолога. — 1999. — № 2.

180. Щелованов Н.М. Предисловие // Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста. — М., 1935.

181. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996.

182. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. — Л., 1990.

183. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

184. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996.

185. Adelman H.S., Taylor L. Toward Integrating intervention concepts, research and practice // S.I.Pfeiffer (ed.) Clinical Child Psychology. — N.Y., 1985.

186. Ainsworth M.D.S. etal. Patterns of Attachment. — N.Y., 1978. ISJ.Bandura A. Principles of Behavior Modification.—N.Y., 1969.

188. Binet A., Simon T. The Development of intelligence in Children. — Vineland., 1916.

189. Bowlby J. Attachment and Loss. — Vol. 1. Attachment. — N.Y., 1969.

190. Brent D.A., Kolko D.J. Psychotherapy: Definitions, mechanisms of action and relationship to etiological models // Journal of Abnormal Child Psychology. - 1998. - Vol. 26. - № 1.

191. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. — Cambridge, 1989.

192. Bruner J. S. Toward a Theory of Instructiom. — N.Y., 1966.

193. Burt С. Mental and Scholastic Tests. — L., 1947.

194. Caspi A., Henry В., McGeeR. 0., Moffitt Т.Е., Silva P. Temperamental Origins of Child and Adolescent Behavior Problems: From Age Three to Age Fifteen // Child Develop. — 1995. — Vol. 66.

195. Clarke A. M., Clarke D. B. Thirty years of child psychology: a selective review // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. — N.Y., 1986.

196. De Ribaupierre A. Structural Invariants and Individual Differences: On the Difficulty of Dissociating Developmental and Differential Processes // The New Structuralism in Cognitive Development. Theory and Research on Individual Pathways / Ed. by R. Case, W. Edelstein. — Basel, 1993.

197. De Ribaupierre A., Rieben L., Lautrey J. Developmental Change and Individual Differences: A Longitudinal Study Using Piagetian Tasks // Genetic, Social and General Psychology Monographs. — 1991.

198. Dunn J. Sisters and Brothers. — Harvard. Mass. 1985.

199. Encyclopedia of Psychology// H.J.Eysenck (ed.). — N.Y., 1972.

200. Ginott H. Group Psychotherapy with Children. — N.Y., 1961.

201. Gordon T. Parent Effectiveness Training. - N.Y., 1975.

202. Gordon R. Dying and Creating: A Search of Meaning. — N.Y., 1978.

203. Jacobsen Т., Edelstein W., Hofmann V. A Longitudinal Study of the Relation Between Representations of Attachment in Childhood and Cognitive Functioning in Childhood and Adolescence // Develop. Psychol. — 1994. — Vol. 30 (1).

204. Kagan J. The Nature of the Child. — N.Y., 1984.

205. Kadin A. E. Child psychotherapy: Developing and identifying effective treatment. — N.Y., 1988.

206. Kramer E. Art Therapy in a Children's Community. — Spriengfield, 1958.

207. Kratochwill T. R., Morris R.J. Handbook of Psychotherapy with Children and Adolescents. — Boston, 1993.

208. Lamb M., Campos J.J. Development in Infancy. — N.Y., 1982.

209. Luthar S.S., Cicchetti D., Becker B. Research on Resilience: Response to Commentaries // Child Development. — 1995. — Vol. 71.

210. March J. S., Curry J. F. Predicting the Outcome of Treatment // Journal of Abnormal Child Psychology. - 1998. - Vol. 26. - № 1.

211. Meichenbaum D. Cognitive behavior change // Behavioral Approaches to Therapy. G.Davison (ed.) — N.Y., 1976.

212. Moustakas C.E. Psychotherapy with children. — N.Y., 1970.

213. Naumburg M. Art Therapy: Its Scope and Function // The Clinical Application of Projective Drawings / Ed. by E. H. Hammer et al. — Spriengfield, 1958.

214. Rogers С. Freedom to learn. — Columbus, 1970.

215. Saltier J.M. Assessment of Children's Intelligence and Special Abilities. — Boston, 1982.

216. Scan S. Developmental Theories for the 1990-s: Development and Individual Differences// Child Develop. — 1992. — Vol. 63.

217. Segal H. Klein. — Brighton, 1979.

218. Smitscamp H. The creative process in therapy // The Creative Process:

Part 1. - Neth., 1989.

219. Urban H. В., Ford D. H. Some historical and conceptual perspectives on psychotherapy and behavior change // Handbook of psychotherapy and behavior change / Ed. by A. F. Bergin. —N.Y., 1971.

220. Straight and Devious Pathways from Childhood to Adulthood / Ed. by L.N.Robbins, M. Rutter. - N.Y., 1990.

221.Van Fleet Rise. Filial Therapy: Strengthening Parent-Child Relationships through play. — Sarasota, Florida, 1994.

222. Watson R. A Clinical Method in Psychology. - N.Y., 1963.

223. WolffS. Children under Stress. — N.Y., 1983.

224. Zigler E., Valentine J. (eds.) Project Head Start: A legacy of the war and poverty. — N.Y., 1979.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.............................................................................................................................................................................. 3

Глава 1................................................................................................................................................................................................... 7

ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ: СПЕЦИФИКА ЗАДАЧ И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА 7

1.1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ....... 7

1.1.1. Становление консультативной практики................................................................................................................. 8

1.1.2. Психологические проблемы, связанные с ослаблением нервно-психического здоровья детей............ 10

1.1.3. Психологические проблемы детей, связанные с неблагоприятными особенностями социальной ситуации развития 13

1.1.4. Основные задачи психологического консультирования детей и подростков............................................. 19

1.2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ..................................................................................................................................................................................... 21

1.2.1. Основные положения отечественной возрастной психологии развития...................................................... 21

1.2.2. Понятие психологического диагноза...................................................................................................................... 28

1.2.3. Понятие психологического прогноза...................................................................................................................... 30

1.3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 33

1.3.1. Общие закономерности развития и индивидуальные формы их реализации............................................. 34

1.3.2. Типологический анализ онтогенеза: от возрастных особенностей развития к индивидуальным........ 38

1.3.3. Типологический подход в возрастной психологии развития........................................................................... 41

Глава 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА 52

2.1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОВОДУ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА............... 52

2.1.1. Проблема речевого развития ребенка.................................................................................................................... 52

2.1.2. Проблема достижения ребенком автономии действий...................................................................................... 55

2.1.3. Проблема ограничения самостоятельности и инициативы.............................................................................. 57

2.1.4. Проблема овладения навыками самообслуживания.......................................................................................... 58

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.......................................................................................... 60

2.2.1. Краткая характеристика дошкольного возраста................................................................................................ 60

2.2.2. Психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений....................................................... 62

2.2.3. Психологические проблемы дошкольников с ослабленным нервно-психическим здоровьем............... 73

2.3. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ............................................................. 79

2.4. ПРОБЛЕМЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............................................................................................. 84

2.4.1. Кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста....................................... 84

2.4.2. Классификация случаев обращения родителей детей младшего школьного возраста за психологической консультацией.......................................................................................................................................................................... 90

2.4.3. Особенности обследования психического развития младших школьников в ходе консультирования 92

2.4.4. Взаимоотношения психолога-консультанта со школой и медицинскими учреждениями...................... 99

2.5. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 101

Глава 3............................................................................................................................................................................................... 108

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ............................. 108

3.1. ПРИНЦИПЫ, ЭТАПЫ И ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА..... 108

3.1.1. Комплексное психологическое обследование ребенка................................................................................... 108

3.1.2. Основные этапы индивидуального психологического обследования ребенка........................................ 110

3.1.3. Правила проведения индивидуального психологического обследования ребенка................................ 112

3.2. ТЕСТОВОЕ И КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ................................................................................................. 114

3.2.1. Основные правила тестирования в рамках комплексного психологического обследования ребенка 114

3.2.2. Особенности стратегии клинического обследования ребенка...................................................................... 117

3.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.................................................................................................................................. 119

3.3.1. Понятие и значение психологического анамнеза............................................................................................. 119

3.3.2. Принципы составления психологического анамнеза...................................................................................... 120

3.3.3. Схема составления психологического анамнеза.............................................................................................. 122

3.4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ........ 126

Глава 4............................................................................................................................................................................................... 132

ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.............................................. 132

4.1. КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПОДХОДЫ................................ 132

4.1.1. Коррекция, интервенция и психотерапия............................................................................................................ 134

4.1.2. Определение целей и задач коррекции................................................................................................................ 137

4.1.3. Эффективность психологической коррекции..................................................................................................... 143

4.1.4. Этапы коррекционной работы с детьми.............................................................................................................. 147

4.2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ.......................................................................... 148

4.3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ..................................................................................................................... 159

4.3.1. Метод игротерапии.................................................................................................................................................... 160

4.3.2. Арттерапия как метод психологической коррекции........................................................................................ 184

4.3.3. Методы коррекции поведения. Поведенческий подход.................................................................................. 203

4.3.4. Метод социальной терапии. Статусная психотерапия................................................................................... 217

4.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТАТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......................................................................................................................................................... 219

Глава 5............................................................................................................................................................................................... 225

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.......................... 225

5.1. ОБЗОР МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРАКТИКЕ ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.......................................................................................................................................................... 225

5.1.1. Диагностика эмоциональных взаимодействий детей и родителей.............................................................. 234

5.1.2. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Бене—Антони.................................. 258

5.1.3. Проективная методика «Родительское сочинение» в практике психологического консультирования 273

5.1.4. Проба на совместную деятельность Обоснование необходимости использования............................... 287

5.2. ТРЕНИНГ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА С ПОДРОСТКАМИ КАК ДОПОЛНЕНИЕ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКИ ВОЗРАСТНОГО ПСИХОЛОГА.............................................................................................................................................. 305

5.2.1. Истоки методики.............................................................................................................................................................. 305

5.2.2. Принципы тренинга личностного роста с подростками................................................................................. 306

5.2.3. Упражнения на испытания как один из типов упражнений для тренинга личностного роста с подростками 312

5.3. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ИГРОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ............................................ 326

5.4. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА ПО ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ 345

БИБЛИОГРАФИЯ....................................................................................................................................................................... 357

 

 


[1] Данные приводятся по материалам выступления проф. В.М.Волошина на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[2] Данные приводятся по материалам выступления заместителя министра здравоохранения РФ О. В. Шараповой на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

[3] Данные приводятся по материалам выступления заместителя министра здравоохранения РФ О.В.Шараповой на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[4] Данные приводятся по материалам выступления проф. В. М. Волошина на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.)

 

 

[5] Данные приводятся по материалам выступления проф. И. Я. Гуровича на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[6] Данные приводятся по материалам выступления представителя Министерства образования РФ Г. Н. Тростанецкой на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[7] Данные приводятся по материалам выступления представителя Министерства образования РФ Г.Н.Тростанецкой на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[8] Данные приводятся по материалам выступления заместителя министра здравоохранения РФ О.В.Шараповой на Конгрессе по детской психиатрии (Москва, сентябрь 2001 г.).

 

[9] Справедливо заметить, что значительная часть приведенных выше проблем не менее актуальна и для определенных социальных групп во многих западных странах [79].

 

[10] В вопросе о соотношении периодизации психического развития и личностного развития ребенка наиболее убедительной нам представляется точка зрения В.В.Давыдова: «Развитие личности — это не какой-либо самостоятельный процесс. Оно включено в общее психическое развитие ребенка (поэтому развитие личности и не имеет какой-либо самостоятельной периодизации)» [46, с. 81].

 

[11] Не преодолены они до конца и в настоящее время, несмотря на значительное число исследований. Неслучайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следует избегать из-за медицинского, т.е. ориентированного на болезнь, значения [215]. При этом подчеркивается, что главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы помогать преодолевать трудности, обучать, реабилитировать детей, имеющих те или иные недостатки, тогда как «диагностические я

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.