Представленные ниже задачи предназначены для усвоения модели проведения психологического консультирования по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков. Дается краткое описание реальных случаев. Задачи предназначены для разбора на семинарских и практических занятиях и для самостоятельной зачетной работы студентов. Целесообразно использовать методы групповой дискуссии и деловой игры.
Общаясхема анализа представленных случаев включает следующие этапы работы:
1. Планирование содержания беседы с родителями с целью получения дополнительной анамнестической информации и информации о содержании и характере проблем. Обоснование формы беседы и последовательность вопросов (схемы интервью).
2. Выдвижение гипотез о возможных причинах трудностей ребенка. При формулировании гипотез следует исходить из предположения, что описанные проблемы соответствуют реальности и действительно существуют. Обосновать выдвинутые гипотезы (возрастно-психологическими особенностями ребенка, общими закономерностями развития в детском и подростковом возрасте, информацией, содержащейся в описании случая, ссылками на «прецедент» и т. д.). Гипотезы следует ранжировать в порядке от наиболее вероятной к наименее вероятной. Количество выдвигаемых гипотез следует ограничить одной-тремя.
3. Планирование диагностического обследования в соответствии с каждой из выдвинутых гипотез. Указать цели и задачи психологического обследования, поставив в соответствие каждой из задач конкретные методики. Определить круг используемых методик для работы с ребенком, родителями, педагогами/воспитателями. Обосновать последовательность диагностической работы с каждым из указанных участников обследования и порядок предъявления методик. Дать краткую характеристику каждой из методик, включенных в пакет диагностического обследования (цель, процедура, стимульный материал, параметры оценки, тестовый или клинический вариант). Обосновать целесообразность использования в конкретном случае избранной методики, показав ее преимущества перед аналогичными методиками. Описать, какие будут свидетельствовать в пользу выдвинутой гипотезы, а какие результаты — опровергать гипотезу. Определить общее время диагностического обследования с каждым из участников, внести в случае необходимости коррективы в план диагностического обследования, приведя его в соответствие с возрастом ребенка, его индивидуально-психологическими особенностями и реальными возможностями консультанта. Общий принцип коррекции плана диагностического обследования — максимальная эффективность при минимальных временных затратах. Определить количество встреч, необходимых для проведения диагностического обследования.
4. Составление схемы психологического заключения. Указать причины трудностей и механизм симптомообразования. Сформулировать условно-вариантный прогноз развития.
5. Формулировка системы психолого-педагогических рекомендаций для оказания психологической помощи ребенку. При формулировании рекомендаций следует исходить из предположения о том, что выдвинутые вами гипотезы подтвердились. Составить план коррекционной, профилактической и развивающей работы. Предусмотреть работу с ребенком, родителями, педагогами и воспитателями ребенка. Определить цели и задачи коррекции и профилактики. Обосновать выбранные методы коррекционной и превентивной работы (адекватностью проблемам и трудностям развития, возрастно-психологическими особенностями ребенка, его индивидуально-личностными особенностями, особенностями социальной ситуации развития, характеристиками самих коррекционных методов, организационными условиями и пр.). Определить и обосновать формы коррекционной работы — индивидуальная или групповая. Разработать план обеспечения переноса нового позитивного опыта ребенка из ситуации коррекционной занятий в реальную жизнедеятельность. Оценить временные затраты на проведение коррекционной работы. Составить прогноз эффективности коррекционно-профилактической работы на основе выделения благоприятных условий и факторов риска, определить критерии оценки эффективности коррекционной работы. Разработать план психологического сопровождения случая, указав продолжительность собственно коррекционной работы с ребенком и родителями, время «контрольных» встреч с ними, оговорив возможность их обращения в консультацию в случае необходимости.
Рекомендуется такая последовательность этапов усвоения студентами модели консультативной работы:
1. Задача: усвоение системы понятий, обеспечивающих проведение возрастно-психологического консультирования.
Методы: чтение обязательной и рекомендуемой литературы, обсуждение контрольных вопросов. Написание письменных работ по контрольным вопросам.
2. Задача: усвоение модели проведения психологического консультирования по проблемам психического развития и воспитания детей и подростков.
Методы: решение задач (анализ консультативных случаев). Проведение анализа случаев в соответствии с приведенной выше схемой. Групповая дискуссия и деловые игры.
Организационные формы: практические занятия, работа в общей группе и микрогруппах. Рекомендуемое число случаев для общего обсуждения 2—4 случая, для работы в микрогруппах с последующим обсуждением в общей группе — 2 — 3 случая.
Примерная продолжительность общего обсуждения — 4—6 ч, работы в микрогруппах — 6—8 ч (для каждой микрогруппы).
3. Задача: контроль усвоения модели проведения возрастно-психологического консультирования.
Методы: подготовка письменного отчета по анализу случаев. Рекомендуется работа в микрогруппах (2— 3 студента). Сообщение итогов проведенного анализа на группе. Групповое обсуждение. Предоставление руководителем семинара студентам обратной связи о правильности проведенного анализа, его достоинствах и недостатках.
Организационные формы: самостоятельная работа студентов в микрогруппах. Выступление на семинарских занятиях.
Примерная продолжительность времени для самостоятельных работ и подготовки отчета — 5—6 ч, доклад с последующим обсуждением — 1 — 2 ч.