5. Помочь развить разнообразные умения, важные в работе с детьми.
6. Увеличить уверенность родителей в их собственных возможностях.
7. Помочь «открыть двери» общению с детьми и сохранять их открытыми.
8. Научить родителей работать вместе с детьми, в одной команде.
9. Усилить чувство тепла и доверия к детям.
10. Обеспечить безопасную атмосферу, в которой родители могут работать с собственными проблемами в отношении детей и своей родительской роли.
Кроме того, терапия ДРО направлена на устранение источника наличных проблем, развитие позитивного взаимодействия между родителями и детьми, а также умения общаться, решать проблемы и находить выходы из трудных ситуаций.
Длительные исследования процесса и результатов терапии ДРО обнаружили ее эффективность в решении проблем детей и увеличении степени родительского принятия. Было выявлено, что эффект терапевтического воздействия сохраняется по крайней мере в течение трех лет.
Курс обучения терапии ДРО включает последовательное прохождение ряда этапов:
а) диагностической оценки;
б) освоения основных умений;
в) первоначальных игровых сессий;
г) игровых сессий под наблюдением терапевта как супервизора;
д) перенесения игровых занятий в домашние условия;
е) обобщения умений;
ж) завершения терапевтической работы.
Игровые сессии, центрированные на ребенке
В соответствии с принципами игровой терапии ребенок сам решает, во что и как играть, сам выбирает игрушки. Терапевт демонстрирует принятие действий и чувств ребенка с помощью эмпатического слушания. Терапевт вводит несколько правил и ограничений с целью создания атмосферы, в которой ребенку удобно выражать свои истинные чувства. В случае необходимости терапевт устанавливает или усиливает ограничения таким образом, чтобы ребенок учился уважать границы и брать ответственность за свои действия. Терапевт вступает в игру, только если этого требует ребенок, и так, как он этого хочет.
Терапевт придерживается принципов недирективной терапии, центрированной на ребенке, которые сформулировала В. Экслайн, создает теплые, дружеские отношения с ребенком, в условиях которых очень быстро устанавливается раппорт, принимает ребенка таким, какой он есть, и др.
В терапии ДРО модель игровой терапии, центрированной на клиенте, используется по ряду причин:
1) ее преимущество заключается в относительной простоте освоения ее родителями;
2) она учит родителей проявлять эмпатию и одновременно устанавливать ограничения и осознавать их последствия;
3) использование терапевтами искусства эмпатического слушания в работе с родителями одновременно с пониманием и принятием их помогает снизить потенциал защитных механизмов поведения. Овладение родителями этими умениями сдерживает их стремление ускорять развитие ребенка и директивно управлять им;
4) родители способны научиться проводить игровые сессии, центрированные на ребенке, на уровне профессиональных терапевтов.
Выбор игрушек
Отбор игрушек для игровой комнаты, в которой проводятся терапевтические сессии, центрированные на ребенке, обусловлен стремлением облегчить выражение широкого спектра чувств и избегать игрушек и игр с заранее определенными правилами, требующими директивного управления игрой ребенка. Рекомендуется присутствие в игровой комнате игрушек, облегчающих выражение гнева и агрессии (приспособления для метания дротиков, мягкий резиновый нож, веревка и т.п.). В зоне досягаемости для ребенка должны быть также игрушки, ассоциирующиеся с выращиванием малыша (детские бутылочки, миски с водой, куклы) и семейной тематикой (игрушечный дом, мебель, посуда и само кукольное семейство, включающее всех возможных членов семьи).
Полифункциональные игрушки должны способствовать выражению стремления ребенка к конструированию, соревнованию и сотрудничеству (кубики, карточки, игрушечные деньги и т.п.).
Приемлемы также такие предметы, как детский медицинский набор, комплекты костюмов и масок, марионетки, а также различные средства художественного самовыражения: песок, бумага, фломастеры, краски...
Условия помещения различных предметов в игровую комнату связаны:
а) с безопасностью;
б) с их способностью обеспечивать выражение ребенком своих чувств;
в) с возможностью проективного, творческого применения, помогающего развитию воображения детей.