Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ



Арцишевская И.Л.

А88 Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2008. - 72 с. (Психоло­гическая служба.) 18ВЫ 978-5-216-00049-5

В пособии даны подробные конспекты занятий-тренингов, в ходе которых дети 5-6 лет отрабатывают необходимые для школь­ного обучения коммуникативные и поведенческие навыки, привы­кают к роли ученика, развивают познавательные процессы и мо­торику.

Приложение к пособию поможет специалистам оснастить за­нятия необходимым демонстрационным и раздаточным картин­ным материалом.

Адресовано психологам и педагогам, занимающимся подготов­кой детей к школе.

ББК 88.8

I8ВN 978-5-216-00049-5

© И.Л. Арцишевская, 2007 © Оформление. ООО Издательство «Книголюб», 2008

Серия «Психологическая служба» АРЦИШЕВСКАЯ Ирина Леонардовна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Конспекты занятий

Ответственный за выпуск - М. Вишневская Редакторы - Е. Алифанова, Т. Сазонова

Корректор - А. Сурженко

Оригинал-макет - Н. Руденко

Обложка - Д. Морозова

Подписано в печать 06.12.2007. Формат 60x90/16. Печать офсетная. Печ. л. 4,5. Тираж 1000 экз. Заказ № 2626.

ООО Издательство «Книголюб». 109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2. Тел.: (495) 950-57-08. Е-та11: тЪ@Ьш&о1иЪ.ги. Ут^.]<т§о1иЪ.ги

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в

ОАО «Домодедовская типография» г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1


Введение

В связи с введением четырехлетнего начального образова­ния многие дети переступают школьный порог уже в возрасте 6,5 лет Часто эти дети не попадают в подготовительную группу детского сада, их дошкольное образование ограничено программой старшей группы.

Данное пособие рассчитано на педагогов-психологов и призвано помочь воспитателям в подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, учитывая их возрастные особенности и познавательные способности.

Программа успешно апробировалась в течение нескольких лет и доказала не только свою эффективность, но и необходимость.

Последние исследования психологов показали, что о готовности ребенка к школе надо судить не только по его интеллек­туальным умениям (умению читать и считать), но также другим показателям.

Поведенческий показатель, то есть умение ребенка регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции: сидеть в течение учебного часа за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Далеко не все дети 6,5 достигают соответствующего уровня произвольной регуляции поведения, так как это зависит не только от воспитания, но и от темпов созревания коры головного мозга.

Мотивационный показатель, то есть желание ребенка учиться, принятие на себя «роли ученика», переход его внут­ренней позиции от дошкольника к школьнику. Чаще всего бенок личностно дозревает к семи годам: к этому времени игровая мотивация уступает место учебной, происходит созревание лобных долей мозга, что сказывается и на поведении дошкольника - оно становится более уравновешенным и целенаправ­ленным.

Показатель познавательного развития, который включает в себя знания об окружающем мире, а также уровень развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления и речи (способность к обобщению, сравнению, проведению аналогий как в наглядном, так и в речевом плане). Сюда можно отнести и уровень развития мелкой моторики, способность к зрительно-моторной и слухо-моторной координации, что на практике проявляется в способности ребенка без особых затруднений списать с доски или написать то, что говорит учитель.

Если ребенок к 6,5 годам способен сохранять внимание и работоспособность в течение 30 минут в коллективе сверстни­ков, подчинять свои игровые мотивы учебным, если его позна­вательная мотивация выходит за рамки дошкольного уровня, мы можем говорить о его готовности к школьному обучению. А недостаток знаний и умений, как правило, быстро ликвидиру­ется уже к концу первого класса, программа которого рассчи­тана на детей, не умеющих читать, считать и писать.

Авторская программа состоит из 27 занятий, приступать к которым следует в октябре, а заканчивать в апреле следующе­го года. Как показывает практика, проведение в сентябре и мае занятий, требующих от детей сосредоточенности и усидчивос­ти, затруднительно. Эти месяцы рекомендуется использовать для диагностической и индивидуальной работы.

Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Тем не менее, «занятия-уроки» вызывают у де­тей интерес, так как представляют для них новую форму рабо­ты: на них дети выполняют необычные задания, играют в под­вижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.

Большинство занятий не требует специального оборудова­ния. Однако перед началом работы следует изготовить необ­ходимые плакаты и пособия, представленные на рисунках в тексте, а также подготовить следующее оборудование и мате­риалы:

• колокольчик;

• доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел
или специальные фломастеры;

• магнитная доска с магнитами;

• указка;

• сшитая концами узкая лента длиной 6-9 метров;

• мяч средних размеров;

• листы бумаги формата А4;

• пуговицы или фишки (по количеству детей);

• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;

• разрезные картинки;

• тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей);

• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);

• наборы счетных палочек (по количеству детей);

• наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей).

Занятия продолжительностью 25-30 минут рекомендует­ся проводить во второй половине дня один раз в неделю с под­группой из 8-10 человек. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр. Примерная продолжительность каждого уп­ражнения указана в пособии, но следует помнить, что многие задания можно изменять, дополнять - словом, проявлять твор­ческую инициативу.

Успешной работы!

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДЕТСКОГО САДА К ШКОЛЕ

Занятие №1

Задачи:

v развитие групповой сплоченности и положительного эмо­ционального отношения участников друг к другу;

v знакомство со школьными правилами;

v развитие произвольного поведения;

v диагностика тонкой моторики, произвольности и зритель­но-моторной координации.

Материалы:

мяч, колокольчик, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «До­мик», подписанные листы бумаги формата А4, простые ка­рандаши.

Ход занятия

 

( 5 – 7 мин.) Упражнение «Вежливые слова»

Все встают в круг.

Психолог, передавая мяч стоящему справа от него ребенку, вежливо говорит что-нибудь, например: «С добрым утром Витя!». Ребенок берет мяч и передает его соседу, произнося при этом любые «вежливые слова».

В ходе игры детям нужно вспомнить как можно больше вежливых или просто добрых слов.

После того, как каждый ребенок выполнит задание, психолог звонит в колокольчик и произносит:

- У меня в руках звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сядем,

Баловство свое оставим,

Нет, игрушки не бери,

Нам нужнее «Буквари»!

Дети садятся за столы.

(2-3 мин.) Упражнение «Школьные правила»

Психолог читает рифмовку:

- Учитель входит - надо встать,

Когда он сесть позволит - сядь.

Ответить хочешь - не спеши,

А только руку подними.

Затем дети, произнося слова рифмовки, выполняют описы­ваемые в ней действия.

(4-5 мин.) Игра «Трутень и пчелы»

Психолог говорит:

- Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умее­те ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы - пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза - значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза - значит, появил­ся медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произволь­ном порядке.

( 2-мин.) Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел:

Ключик, видно, не нашел

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

(7 мин.) Задание для диагностики тонкой моторики,произвольности и зрительно-моторной координации

Дети садятся за столы.

Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок:

 

Заключительный этап

По окончании занятия психолог звонит в колокольчик и го­ворит:

- Вот опять звенит звонок

И кончается урок.

Все мы славно потрудились,

И чему-то научились.

А теперь пора домой,

Все устали: ой-ой-ой!

Всем спасибо, все были сегодня молодцы! Не спеша встаем из-за столов, оставляем на них листики, задвигаем стульчики и дружно друг за другом идем в группу. До свидания!

Занятие 2

 

Задачи:

v повторение школьных правил;

v развитие произвольного поведения;

v развитие внимания и мышления;

v развитие зрительно-моторной координации, пространс­твенного восприятия и тонкой моторики.

Материалы:

мяч, колокольчик, фишки, подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши, плакат «Фигурки из счетных палочек - 1» (из демонстрационного материала), наборы счетных палочек.


Ход занятия

(3 мин.) Упражнение «Вежливые слова - вежливые ответы»

Все встают в круг.

Психолог поочередно бросает детям мяч и произносит слова, требующие какого-либо вежливого ответа, например: «Спасибо! - Пожалуйста!», «Извините! - Ничего страшного!», «Здравс­твуйте! — Здравствуйте!», «Апчхи! - Будьте здоровы!» и т.д.

Ребенок ловит мяч, произносит нужные слова и возвращает мяч психологу.

По окончании психолог звонит в колокольчик, дети садят­ся за столы.

( 2 мин.) Упражнение «Школьные правила» (см. Занятие 1)

 

( 2 мин.) Упражнение «Отгадывание загадок»

Психолог предлагает детям отгадать загадки:


 

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (Замок)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Вот так дом:

Одно окно,

Каждый день

В окне кино. (Телевизор)

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.

(4 - 5 мин.) Игра «Пол - нос - потолок»

Психолог говорит:

- Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я ста­ну произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы - указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я на­зываю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

(1-2-мин.) «Физкультминутка» (см. Занятие 1)

( 4 – 5 мин.) Упражнение «Фигурки из счетных палочек — 1»

На столе каждого ребенка - набор счетных палочек. На до­ске - плакат «Фигурки из счетных палочек - 1».

Психолог объясняет, что с помощью счетных палочек мож­но не только считать, но и выложить фигурки.

Дети выкладывают фигурки, а затем считают, сколько па­лочек использовано в каждой из них.

(7-10 мин.) Диагностическое задание «Рисунок человека»

Психолог раздает детям подписанные листы бумаги фор­мата А4, простые карандаши и просит их нарисовать любого человека.

Если кто-то из детей справился с заданием быстрее осталь­ных, можно предложить ему нарисовать что-нибудь на оборот­ной стороне листа.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.