Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Реализация возможностей мозга ребенка



Цивилизации образуются и исчезают, одни существуют тысячелетия, как Древний Рим, другие – десятилетия, как Советский Союз, а третьи – годы, как «тысячелетний» немецкий «Третий Рейх».

Государство кажется могучим и вдруг исчезает. Почему так происходит? Каковы глубинные процессы, приводящие к этой внезапной катастрофе? Что мы должны делать, чтобы наше государство продолжало существовать, а мы были уверены в будущем наших детей?

В настоящее время наблюдается кризис европейской цивилизации. Европейские народы вымирают и постепенно замещаются пришельцами из Азии и Африки, которые в отдельных европейских странах уже составляют значительную часть населения.

В России русское население сокращается. Можно полагать, что лет через 20–30 белая европеоидная раса практически вымрет. Немецкий философ Освальд Шпенглер предсказывал неизбежность этой ситуации еще в начале прошлого века в своей книге «Закат Европы». Шпенглер писал: «Я назову далее упадок искусства, все усиливающиеся сомнения в ценности знания, тяжелые вопросы, вытекающие из победы мирового города над крестьянством, бездетность, уход от земли, кризис социализма, парламентаризма и рационализма, проблему собственности и зависящую от нее проблему брака…» Шпенглер противопоставлял понятию цивилизации понятие культуры. Культура всегда национальна, а поэтому условна, иррациональна, меж тем как цивилизация сугубо рациональна. Цивилизация растет в ущерб культуре, а это неизбежно приводит к деградации общества. Рост цивилизации неразрывно связан со снятием ограничений в поведении, что называют свободой. Можно наблюдать обратную зависимость между свободой и культурой, так как культура – это и есть система ограничений в поведении человека. Старик в сказке А. С. Пушкина говорит старухе, что она ни ступить, ни молвить не умеет, а поэтому не может стать царицей.

Культура чрезвычайно важна, жизнь при ее падении затухает. Элементы культуры поведения прослеживаются уже у высших животных. Описаны сложные ритуалы при сватовстве у птиц, такое сватовство может длиться целый год, например у галок. Благодаря этим культурным формам поведения для продления рода сближаются здоровые птицы, близкие по своей психике. Сложное поведение животного и тем более человека требует двустороннего и длительного воспитания, что достигается только при наличии семьи. Семья – это место, где ребенок чувствует себя защищенным, где нет ненужного напряжения, где можно ничего не бояться, где находящиеся в мозге зоны, вызывающие негативные эмоции, не активируются. В эксперименте стимуляция этих зон через введенный в мозг электрод вызывает болезни типа облысения, язвы желудка, гипертонии и в конце концов приводит к смерти животного. Распад семьи даже при самом благополучном быте, изобилии питания и т. п. вызывает рост заболеваний у ребенка – таких же, как в приведенном выше эксперименте, что вызвано отсутствием должного количества ласк, страхом остаться одному без защиты близких. Никакие бытовые удобства не могут снять этот страх. Один шведский психофизиолог говорил мне, что у голодающих детей Судана, живущих в крепких семьях, практически нет заболеваний неврозами, а в Швеции при распавшихся семьях ими страдает каждый второй ребенок. Ребенок, воспитанный вне семьи или в неполной семье, более стремится к бытовому благополучию, чем к созданию своего семейного круга, что и является причиной вымирания сытых и благополучных народов.

Как уже знает читатель, нами проводились опыты с записью у человека биотоков мозга, частоты которых меняются с возрастом. Напомню: у младенца частота колебаний биотоков низкая, 2–3 колебания в секунду, он не умеет говорить, но реагирует на обращение матери, имеет свой бессловесный уровень сознания. У ребенка 3–5 лет частота биоритмов выше – до 7 колебаний в секунду. Такого ребенка водят за руку, он еще не ориентируется в незнакомой местности. Такой уровень сознания мы назвали семейным. У взрослого человека частота достигает 12 колебаний в секунду и выше.

Удалось экспериментально установить факт сохранности у взрослого человека всех трех уровней сознания. Так, наши исследования показали, что у священника при молитве могут исчезать быстрые колебания биотоков мозга, а общая картина электрической активности мозга начинает напоминать таковую у трехмесячного младенца, при этом он в любую минуту может переключиться на социальный уровень сознания и поддержать общение. Человек после серьезной черепно-мозговой травмы может утратить контакт с посторонними людьми, но сохранить его со своими близкими. Электрическая активность мозга у него напоминает таковую у четырехлетнего ребенка, который не ориентируется вне семьи. Эти примеры доказывают, что первичный и семейный уровни сознания сохраняются и у взрослого человека.

Следует отметить, что этот первичный уровень сознания формируется при тесном контакте с матерью, особенно при тактильном контакте. Чрезвычайно важно носить ребенка на руках, гладить и целовать, желательно меньше пользоваться коляской, реже оставлять его одного. От этих контактов с матерью зависит созревание нервной системы, отвечающей за полноценное социальное поведение. Тактильный контакт с новорожденным важен не только для человека, но и для иных млекопитающих.

Из этих примеров мы видим, что для формирования полноценного человека, способного продлить свой род, оставив также полноценное потомство, гораздо более важна полноценная социальная (семейная) организация, нежели совершенные бытовые условия. Такую социальную организацию можно назвать социальной экологией. От нее в значительной степени зависят здоровье человека, общества и сохранение жизни на Земле. Распад семьи и снижение внимания к ребенку, попытка вместо личного контакта дать ему различные продукты цивилизации ведут к социальной деградации человечества. Конечно, социальная деградация человека проходит не так прямолинейно, как, скажем, у отлученного от матери ягненка, о чем рассказывалось в первой части книги, но в странах Запада отчужденность между людьми растет, растет она и у нас в связи со старанием перенять западный образ жизни. Правда, последнее время мы перестаем восхищаться этим образом жизни, что, возможно, и спасет нас.

Считается, что рыночная капиталистическая система порождает отчужденность между людьми, однако в свете изложенных физиологических данных можно предположить, что капитализм способствует вначале распаду семьи, снижению контакта с младенцем, что приводит к его социальной деградации, а уж отсюда – к отчужденности. Если вдруг при капитализме удастся укрепить семью и нравственность, любовь к детям, обеспечить им полноценное развитие, то никакой отчужденности не будет. Отчужденность – это органический дефект мозга, а не социальная необходимость. Деградация европейского населения приводит к постепенному вытеснению его более полноценным иммигрантским контингентом. Естественно, что контакт с неполноценным человеком всегда затруднен, поэтому происходят конфликты между аборигенным и иммигрантским населением. Знание физиологических законов должно помочь нам организовать такие социальные условия, при которых люди будут в основном полноценными.

Человечество очень увлеклось личным обогащением, усовершенствованием быта, особо не задумываясь, зачем все это нужно. Вот и пошел сплошной человеческий брак.

В США правительство попросило ученых выяснить причины этого роста человеческой неполноценности. Ученые сказали, что надо навести порядок в школе, без этого все прочие мероприятия бессмысленны. С тех пор прошло уже много лет, но совершенно ничего не сделано. Почему так? Да потому, что эта политика поощрения разболтанности, прикрываемая ложными мнениями, что ребенка нельзя понуждать, нельзя физически наказывать, иначе он станет рабом, привела к снижению интеллекта, росту числа психических заболеваний. Это видно всем, но перешагнуть через свои масонские догмы политики не способны, воля утрачена. Однако время для действия может быть упущено.

Создав неполноценного человека посредством дефектного воспитания, люди начинают изучать его психологию и выявлять причины патологии поведения. Это напоминает приложение пластыря к деревянной ноге или припарки мертвому.

Срочно придумывается политиками множество разнообразных прав человека и правил поведения, но еще в Евангелии сказано: «Не мечи бисер перед свиньями». Неполноценный человек будет хитрить, создавать видимость соблюдения разных прав и правил, но, по сути, их не примет. Нормальному человеку не нужно придумывать правила поведения, он их усвоил с молоком матери, они стали его сущностью. Надо утвердить одно-единственное право – право ребенка на полноценную семью, право на ласку и любовь. Все остальное приложится.

Для дальнейшей социальной сохранности этого человека у детей следует воспитывать такие формы поведения, как патриотизм, порядочность, честь, гордость, нравственность, то есть прививать ему иррациональные понятия. Только такое воспитание может прекратить вымирание и избавить людей от СПИДа, гепатита и прочих заболеваний, связанных с нравственным вырождением.

В наше время на первое место люди стали ставить промышленность, науку, искусство, но не производство самих себя. Но если человек исчезнет, все достижения науки и искусства станут никому не нужны. Сохранение человека требует сохранения его социальной экологии. Швейцарский врач Любан-Плоцца пишет, что люди в Европе стали жить не просто хорошо, но зажиточно, появились прекрасные лекарства от болезней, но население вымирает, болезненность растет.

Здоровье человека определяется также его уверенностью в смысле жизни, его целеполагания. Скажем, показано, что после инфаркта дольше живет человек, увлеченный делом, чем ушедший в болезнь, хотя первый иной раз и нарушает режим, а второй его строго выполняет.

По данным ВОЗ 7 процентов здоровья зависит от медицинской помощи, 15 процентов – от экологии внешней среды, а остальные почти 80 процентов – от социальной гармонии. Однако следует отметить, что экология внешней среды также зависит от социальной гармонии. Крайне не рациональный, расточительный американский образ жизни ставит планету на грань экологической катастрофы. Пропаганда этого образа жизни в конце концов и приведет к этой самой экологической катастрофе. Планета погибнет, а вместе с ней погибнет и все так называемое прогрессивное человечество, виновное в случившемся.

Таким образом, социальное равенство народов мира, о котором столько лет говорили представители так называемого гуманистического направления, начиная от Вольтера и французских энциклопедистов и кончая современными демократами, оказалось мифом. Об этом тупике достаточно красноречиво сообщил А. Солженицын при получении большой премии Французской Академии моральных и аполитических наук. Солженицын пишет, что гуманизм теперь преобразился в обещательный глобализм. Однако, говорит Солженицын, нельзя добиться равенства людей, сочувствовать угнетенным, но при этом как-нибудь обойтись без Творца Мироздания. С этим трудно не согласиться.

В западном мире, среди представителей так называемого золотого миллиарда наблюдается очевидная деградация. Население вымирает, растет болезненность. В основе этих явлений лежит изменение морали данного общества.

Что же изменилось? Во-первых, произошла сексуальная революция, под лозунгом свободной любви и раскрепощения женщин. Борьбу за некие права женщин возглавили актриса Бриджит Бордо и писательница Франсуаза Саган. Заодно началась борьба и за свободу половых извращений, которые уклончиво назвали нетрадиционным сексом. Что же это за борьба, зачем она, и к чему же она привела?

Сексуальная революция способствовала распаду семьи, узакониванию внебрачного сожительства, что, в свою очередь, привело к социальной деградации и вымиранию населения. Женщины добились сомнительного права на внебрачное сожительство, на бездетность, на житье в одиночестве со случайными любовниками. Вот такой социальный прогресс. Этот «прогресс» не только не принес счастья женщине, но и привел к вымиранию всех «прогрессивных» народов. Таков результат отхода от морали, от законов отношения между полами.

В этих отношениях ритуал играет ведущую роль не только у человека, но и у животных. Так, например, ухаживание у галок длится целый год. У человека, естественно, в ритуале большую роль играют социальные и религиозные моменты.

Во-вторых, появились так называемые права человека. Так, имеется право на свободу перемещения, на выбор религии, на участие в выборе властей и другие, отменен налог на бездетность, что дало право не сохранять свой народ, однако получать пенсии, пользоваться плодами работы чужих детей, не платя за их воспитание. Свобода вероисповедания породила массу деструктивных сект, которые обманывают и грабят население, провоцируют массовые самоубийства.

На эти примеры обычно отвечают, что каждый волен поступать, как ему вздумается. Однако есть еще дети, которые нуждаются в опеке, в семье, которая не имеет права втягивать их в свои религиозные авантюры. Ни в одной стране нет узаконенного права ребенка на семью, на отца и мать, которые ему совершенно необходимы, чтобы вырасти нормальным человеком. Такое бесправие детей привело к катастрофическим последствиям. Среди них – рост детских самоубийств в 46 раз, миллион бездомных детей, умирающих в подвалах от болезней и наркотиков.

Детей стало мало, и население вымирает. И вымирает оно не из-за плохой экономики, не из-за нехватки денег (на Западе денег много, а население тоже вымирает). Самоубийства и вымирание происходят по причине нарушения основ биологического поведения человека. Поэтому всякие попытки заплатить за рождение детей, всякая пропаганда «здорового» образа жизни не приводят и не могут привести к положительным результатам.

Упомянутая сексуальная революция, отменив естественные для всего живого ритуалы, сделала жизнь скучной. Основной движитель жизни, придающий ей смысл, дающий радость и счастье, есть любовь. Что такое любовь? Это радость совместного влечения и существования людей разного пола, способствующая полноценности рождающихся у них детей. Именно разного пола, при одинаковом поле любовь не имеет биологического смысла, а все бессмысленное патологично. Все ритуалы и все этапы становления любви имеют один смысл – рождение полноценного потомства. Полноценность потомства обусловливается любовью между супругами, желательностью появления ребенка, любовью к нему, отсутствием стрессовых состояний у матери во время беременности. Естественно, на здоровье ребенка влияют и иные моменты, но то, что перечислено, – основное и зависит от самой семьи.

Как я уже говорил, по официальным данным у нас с 1991 по 2002 год в 46 раз возросло число самоубийств среди подростков. Чем же обусловлена эта страшная цифра? Можно полагать, что причиной этого является скука. Любовь умерла, семья распалась, а вместе с ней распалась вся дружная семейная жизнь, существенно заполняющая сознание и взрослого, и подростка. Эту пустоту взрослые еще как-то заполняют, а подросток прибегает к вандализму, наркотикам и самоубийству. Конрад Лоренц в своей статье «Об агрессии» вандализм подростков в западных странах объясняет нехваткой положительных эмоций. Есть положительные эмоции – есть и любовь к жизни. Основную массу положительных эмоций человек получает среди своих близких, во время семейных праздников, прихода гостей и т. п. Распад семьи лишил подростков значительной части необходимых для психического равновесия положительных эмоций. По нашим экспериментальным данным, которые я уже приводил, для здоровья необходимо получать на один негативный раздражитель три позитивных.

Если этого соотношения не было, возникали заболевания типа психосоматики. У животного в этом случае наступали невротическое состояние, выпадение волос, истощение, агрессивность и другие проявления. Несмотря на хорошее питание, бытовые условия в промышленно развитых странах мы наблюдаем те же болезненные явления у населения, что и в наших экспериментах на животных при дефиците стимуляции структур мозга, вызывающих позитивные эмоциональные состояния. Мы видим повышенную агрессивность у подростков, в том числе и агрессивность в отношении самого себя, рост депрессии, нарушение сна, резкий рост потребления антидепрессантов, снотворных и наркотиков. В плане компенсации нехватки положительных эмоций начинается мифотворчество, рост числа деструктивных сект, распространение различных гаданий, колдовства, астрологических прогнозов, психических заболеваний.

Дети, рожденные в неполной семье, нежеланные, недостаточно любимые матерью, которая сразу после родов идет работать, вырастают социально неполноценными, что и является основной причиной вымирания и социального распада населения промышленно развитых стран. Ягненок, которого мать не смогла облизать после родов, как уже не раз отмечалось, перестает играть с другими ягнятами, всегда стоит в стороне. Человек также развивается по тем же законам, хотя и сильно усложненным. Младенцу необходимы тактильный контакт с матерью, ее ласки и любовь, ему необходимо иметь добрую и заботливую мать, а для этого нужна добрая и заботливая семья.

Постоянный цинизм, разрушающий обычаи, способы общения, приводит к озлоблению и агрессии. Европейцы пытаются смягчить отчуждение некоей словесной эквилибристикой. Инвалид уже не инвалид, а человек с ограниченными возможностями, слепой стал незрячим, идиот стал нормальным, просто другим, не таким, как все, педераст теперь человек с нетрадиционным сексом. Зачем все это? Тем более что вся терминология нелепа и глупа. Люди все с ограниченными возможностями, с безграничными возможностями только Бог, педерастия не традиция, а патология, так как традиция, обычай – это формы приобретенного поведения. У каждого народа они различны, но половые отношения у всех одинаковы, и отклонение от них – область внимания медицины, а не этнопсихологии. Идиот не является другим, он не с Марса, он такой же человек, как и все мы, но он умственно недоразвит и нуждается в опеке. Если умственная отсталость не столь велика, значит, надо помочь человеку и приспособить его к посильному делу.

Все эти словесные выверты только усугубляют социальную патологию.

Есть и другой аспект, вокруг которого множество дурно пахнущих спекуляций. Это проблема смертной казни. Сторонники ее отмены выдвигают аргументы, которые не выдерживают никакой критики. Это то, что пожизненное заключение хуже смерти. Так ли это? Один американец был приговорен к 57 годам, он умер, просидев 53 года. За это время он изучил орнитологию, проделал массу экспериментов по изучению поведения голубей у себя на окошке и даже получил Нобелевскую премию по орнитологии. Он умер, довольный своей жизнью, на так называемой свободе ему было бы хуже. Наш народоволец Морозов просидел 25 лет, тоже в одиночке, написал многотомную книгу «Иисус Христос», выучил 6 древних языков (халдейский, арамейский, хеттский и др.). Что могла бы ему дать «свобода»? Одна знакомая моей матери говорила, что, когда ее и других выпустили из лагеря, им не хотелось уходить. Таких примеров масса. Таким образом, смерть все же намного хуже тюрьмы. Смерть не оставляет надежды, тюрьма ее дает. Я, конечно, не хочу сказать, что в тюрьме очень хорошо. Нормальному человеку, конечно, нужна свобода поведения, речь только идет о мере наказания изувера. Тем более что по закону через 20 лет возможен пересмотр приговора, возможно, его выпустят, и тогда, как уже бывало, он сможет повторить свое зверское преступление.

Я работал судебно-психиатрическим экспертом, видел многое и полагаю, что надо в первую очередь думать о жизни ребенка, нормального человека, а не преступника.

Второй аргумент «гуманистов» – это то, что смертная казнь не влияет на число убийств. Это уж явная ложь. В США много раз пытались отменить смертную казнь, после чего число убийств росло в разы. После отмены смертной казни для женщин убивали женщины, после отмены для слабоумных – убивали они и т. д.

Третий аргумент – что в тюрьме преступник уже не опасен. Это тоже ложь, так как смертная казнь нужна не столько для самого преступника, сколько для тех, которые еще только думают, как совершить злодеяние. Пусть же они думают подольше, зная, что их ждет.

Четвертый аргумент «гуманистов» – это то, что могут быть ошибки. Самая большая ошибка (скорее, намеренное действие) – это оставить преступника живым. Иные ошибки можно почти полностью избежать отсрочкой казни на 2–3 года, что делают в США.

Все, что я написал, не секрет. Так почему же смертная казнь по-прежнему отменена? Власть бережет себя: на всякий случай надо обезопаситься.

Конрад Лоренц в своей книге «Агрессия. Так называемое зло» говорит о необходимости агрессии как нормы поведения. Надо защищать и семью, и родину, и своих друзей (друзья – это люди, между которыми снижается уровень агрессии). В наших опытах при агрессивных реакциях, вызванных стимуляцией определенных структур мозга, наблюдалось снижение порогов позитивных структур мозга. Таким образом, агрессия может быть вполне позитивной реакцией, то есть реакцией, повышающей иммунитет, полезной для организма.

Нелепым выглядит этакая пляска вокруг собак. Собаки кусают и загрызают насмерть, но собак нельзя убивать, так как они мучаются. Чудовищное лицемерие. Можно убивать коров и свиней. Они что – не мучаются? А ведь это тоже высшие плацентарные животные. Можно убить волка, который живет моногамно с волчицей, воспитывает потомство, не устраивает свальных собачьих свадеб, его не спаривают искусственно, как собаку. Собака – домашний скот, а волк – личность. Тратится масса денег на шизофреническое мероприятие по кастрации собак, а по подвалам живут бездомные дети, на которых уже денег не осталось; кастрация собак важнее жизни ребенка. Таким чудовищным становится наше общество. Кстати, почему-то коров, овец и других высших плацентарных млекопитающих спокойно убивают без всякой кастрации. Идет демонстрация протеста против ношения меха. Я спрашиваю парня: какая кожа, натуральная или искусственная, на его ботинках? Он презрительно отвечает, что искусственную кожу не носит. Значит, с одних можно сдирать шкуру, а с других нельзя. Вот он – расизм в чистом виде. Безнравственность подобного поведения очевидна. Даже среди животных проводят привычную сегрегацию. Надо учиться логически мыслить, чтобы не впадать в фашистскую идеологию, не делить людей и животных на чистых и нечистых, на избранных и неизбранных. Кривое мышление уродует психику человека. Человек с изуродованной психикой опасен для всего общества, в том числе и для политиков, его породивших.

На основании сказанного можно сделать вывод, что политизация биологии вещь антинаучная и вредная, так как политические цели преследуются не с помощью научных данных, а вопреки им. Как сказал Шатобриан: «Действия, которые не опираются на знание, это преступление».

Так что же это за действия, которые не опираются на знания, а опираются на нелепые политические догмы, не вытекающие из биологических законов и социальной целесообразности? К таким действиям можно отнести все, что мешает человеку стать нормальным, то есть биологически полноценным человеком. Надо сказать, что по генотипу человек становится человеком уже от рождения, то есть у него уже есть все предпосылки стать человеком – говорить, ходить на двух ногах, заниматься самоусовершенствованием, читать и писать и т. д. Однако без направленного обучения заложенные в мозге предпосылки к развитию человеческих качеств не реализуются или, если обучение не соответствует природе человека, реализуются в искаженном, уродливом виде. Я уже писал ранее о девочках, которых воспитывали волки. В результате этого воспитания их человеческие качества не развились, и они стали волками. Все попытки сделать из этих волков людей имели только частичный успех. Притом выжившая девочка всегда предпочитала волков и собак людям.

Мы видим, что наши человеческие качества сами по себе не развиваются, история с Маугли – чистый вымысел. Только воспитание определяет процесс становления человека, поэтому ему надо уделять очень большое внимание. Из этих рассуждений ясно, почему вымирает европеоидная раса. Раса теряет свои человеческие качества из-за неправильного воспитания детей. Что действительно лежит в основе правильного воспитания – так это любовь. Любовь между супругами, желанность рождения ребенка, любовь к ребенку, бережное отношение к матери во время её беременности. Чтобы достичь такого идеала, необходимо с детства воспитывать будущих супругов в духе биологически правильного поведения.

Обезьяна, принявшая за свою мать куклу, впоследствии так же неподвижно, как та кукла, сидела рядом со своими детьми. Таким образом, чтобы ребенок вырос нормальным, матери надо сидеть первые годы с ребенком и ласкать его. Ласки очень важны в любом возрасте, но в детском – особенно. Нарушая естественные формы поведения, мы не сможем формировать нормальных людей, причем последующее исправление уже сформировавшегося порочного поведения весьма затруднительно. К сожалению, вся система социального регулирования, вся законодательная база стран европейской цивилизации направлена не на воспитание нормальных и здоровых детей, а на создание системы поведения для взрослых, не связанного какими-либо нравственными рамками.

Благодаря этой системе резко возросла социальная энтропия, снизилась информационность, структурность общества, что крайне пагубно сказалось на качестве и количестве воспроизводства населения. Началась совершенно необоснованная биологически дискуссия о том, какой должна быть семья. Единственно биологически целесообразная семья, где отец и мать живут вместе с детьми и совместно воспитывают их, любят их и учат жить, объявлена отмирающей. Однако если такая семья отмирающая, то и нация отмирающая, поскольку природа человечья не изменилась, а изменилась только психологическая ситуация.

Детей надо воспитывать в восприятии нормы. Волк в мультфильмах не должен становиться другом поросят, поскольку он помоями не питается, а поросята – не друзья, а еда. Слон не должен быть розовым или голубым, слон серый. Реальное восприятие действительности очень важно для формирования правильного представления ребенка об окружающем его мире. Необходимо жить и функционировать в реальном мире, общаться с реальными людьми.

При анализе прохождении стимулов в мозге у экстравертов и интровертов мы видим существенную разницу. По данным физиолога Н. Смит, в мозге при прохождении стимула, идущего от одной структуры мозга к другой, может просматриваться так называемое фазовое лидерство, при котором в области прихода стимула наблюдаются ранние фазы колебания ЭЭГ. Возможно запаздывание волны ЭЭГ, имеют место поздние фазы ЭЭГ. Участки опережения условно названы «фокусами», а участки запаздывания – «воронками».

Для мужчин различия в динамике бегущей волны в основном касаются фазового лидерства, а для женщин – скорости распространения волн. Следует отметить, что картина распределения фазовых структур в разных отделах коры мозга у мужчины также сильно различается в зависимости от уровня экстраверсии.

Наиболее ярко различия между экстравертами и интровертами в распределении «фокус» и «воронка» проявляются в лобных отделах правого полушария и затылочных отделах левого полушария. У интровертов «фокусов» в лобных отделах правого полушария существенно больше, чем у экстравертов. В затылочных отделах левого полушария участков опережения больше у экстравертов. Данные различия сильнее выражены у мужчин, чем у женщин.

Мы видим, что информация в большей мере поступает в правое полушарие (больше «фокусов»). Лобные отделы мозга связаны с иными отделами коры и интегрируют результаты их деятельности, то есть пользуются уже имеющейся информацией. У экстравертов больше опережений в затылочных отделах, то есть в отделах, куда поступает информация из внешней среды по зрительным каналам.

Таким образом, интроверты более замкнуты в себе, а экстраверты более открыты внешнему миру.

Показана положительная взаимосвязь между уровнем рефлективности и степенью межполушарной асимметрии, фазового опережения, а также между уровнем активности и лабильностью направлений распространяющихся волн в лобных отделах. Наблюдаются положительные соотношения между величиной фазового опережения и показателем «настроение» в левом полушарии, и отрицательные – между показателем фазового опережения и показателем «самочувствие» в правом.

Таким образом, чем выше значения фазового опережения в левом полушарии, тем выше показатель «настроение». В правом полушарии при высоких значениях показателя фазового опережения наблюдается снижение значений параметра «самочувствие». Мы видим, что соотношения эмоционального состояния испытуемых, полученные в результате анализа распространения волн в левом и правом полушариях, могут быть противоположными. Имеются положительные соотношения между уровнем реактивности и личностной тревожности и лабильностью направления изменения фазовых соотношений при разных эпохах анализа, они наблюдаются в лобных отделах левого полушария у интровертов и не наблюдаются у экстравертов.

Мы видим, что многие, казалось бы, чисто психологические особенности поведения человека имеют под собой достаточно жесткую физиологическую основу. Эта основа во многом, как можно предположить, зависит от воспитания, то есть от образа жизни в детские годы. В данной работе было показано, что воспитанные у волков девочки так и не смогли обрести человеческое поведение. Значение путей формирования внутримозговых связей в раннем детстве определяет во многом последующее поведение. Конечно, на примере с девочками-волками мы видим, что кое-чего в плане их очеловечивания все-таки удалось добиться, но, прямо скажем, немногого. Каковы же механизмы и пути формирования видового поведения?

Можно полагать, что в основе наблюдаемых изменений корковой активности при разных формах поведения лежит различное соотношение корковых и таламических влияний, то есть подкорковое воздействие на формирование поведенческих реакций. Сам создатель учения об экстравертах и интровертах Айзенк предполагал, что экстравертам свойственны более высокие пороги активности ретикулярной формации – образования, тонизирующего кору за счет аккумуляции возбуждения, поступающего через органы чувств из внешней среды. У интровертов пороги активности ретикулярной формации более низкие.

Вследствие этого интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные, то есть приходящие извне раздражители, а экстравертам требуется постоянный приток стимулов от органов чувств для поддержания необходимого активационного тонуса коры головного мозга. Поэтому становится ясным, почему у экстравертов происходит распространение альфа-волн от затылочного полюса ко лбу. Это обусловливается существенным влиянием притока сенсорной импульсации в зрительные зоны от подкорковых отделов зрительной системы. Такой приток необходим для тонизации коры, но он же несет существенную информацию об окружающей среде, что у интровертов происходит в меньшей мере. У интровертов преимущественное распространение волн альфа-ритма от теменных долей в сторону затылочной области свидетельствует о преобладании корковой генерации альфа-ритма.

Преобладание участков опережения в правом полушарии для суммарной ЭЭГ является весьма важным показателем, поскольку этот результат подтверждается многими исследованиями происхождения альфа-ритма; выявлялось также и значительное фазовое опережение правого полушария.

Преобладание участков фазового опережения в каком-либо центре мозга свидетельствует о существовании в этом месте области активации. Следует отметить, что преобладание опережения в правом полушарии наиболее часто встречается, по данным многих авторов, у неконтактных детей с чертами социальной отстраненности. По опроснику Айзенка, подобное поведение свойственно крайнему проявлению интроверсии. Именно в подобных случаях в работе Натальи Смит выявлено значимое преобладание участков опережения в передних отделах правого полушария.

В настоящее время несколько пересмотрено положение, согласно которому положительные эмоции соотносились с деятельностью левого полушария мозга, а негативные – с активностью правого. Кроме этого обычного левоправого разделения эмоциональных состояний определено также переднезаднее направление изменения эмоциональных состояний при исследовании их нейрофизиологических соответствий. Каждое из этих подразделений (как переднезаднее, так и левоправое) имеет свой особый оценочный смысл относительно функции эмоций. Первое несет оценочную, а второе – переживательную функцию. По данным значительного числа исследователей, это положение подтверждается, и процессы восприятия, оценки и интерпретации эмоциональной информации ассоциируются преимущественно с задними отделами коры, а переживание эмоций – с правым и левым полушариями и их лобными областями. Естественно, что эмоции могут вызываться активацией как со стороны органов чувств преимущественно зрительными и слуховыми сигналами, поступающими из внешней среды, так и из центров памяти. У экстравертов преобладают участки активации в затылочных зонах, что можно связать с тем, что эмоциональный фон у них поддерживается в основном за счет внешней информации. Это и проявляется преобладанием участков опережения волн по фазе.

У интровертов большую роль играет переживание эмоций. При этом внешнее проявление эмоций может быть слабым. Это переживание и отражается в ярко выраженной лобной асимметрии и в соответствующем распределении участков коры с фазовым опережением и запаздыванием.

Все полученные различия физиологических показателей у экстравертов и интровертов объясняются с позиции теории Айзенка тем, что у экстравертов тонус коры головного мозга обеспечивается в основном за счет внешних стимулов из окружающей среды. Это вызвано тем, что характер распространения волн у экстравертов изменяется в зависимости от изменения характера внешней стимуляции. У интровертов же стабильная картина фазового лидерства является видимым проявлением функционирования внутренних источников активации коры.

Таким образом, можно со значительной долей вероятности утверждать, что имеется различие в переработке зрительной и вообще сенсорной информации у интровертов и экстравертов. У экстравертов переход от состояния покоя к выполнению какого-либо зрительно-пространственного задания сопровождается изменением характера распределения центров фазового опережения. Можно полагать, что происходит перестройка временных функциональных образований, включающих в себя задействованные в этом процессе участки коры. Между тем у интровертов подобной перестройки не происходит. У них процесс переработки зрительной информации осуществляется за счет изменения скорости передачи сигналов между входящими в соответствующие функциональные объединения участками.

Наиболее ярко различия в изменении скорости распространения волн между интровертами и экстравертами проявляются при мысленном воспроизведении картины с закрытыми глазами.

Можно утверждать, что изменение скорости распространения волн у интровертов свидетельствует об изменении взаимосвязей между ассоциативными зонами коры в отсутствие притока извне сенсорных стимулов.

Как уже говорилось, важной задачей общества является разграничение людей по полу и в обязанностях, и в одежде. Такое разграничение должно способствовать здоровью нации, предотвращать возникновение всяческих поведенческих уродств. Собственно говоря, во все времена и у всех народов такое разграничение было. Оно всячески благословлялось различными религиями. И это естественно, так как религии, как правило, в своих правилах и обрядах не идут вразрез с правилами биологического поведения человека. Борьба так называемых гуманистов за некие права человека, идущие вразрез с его биологической сутью, привела к вымиранию населения. В книге уже приводились примеры важности разделения обязанностей между полами (конечно, не все разделяется, есть и много общего). Но в последнее время, при современной технике эксперимента удалось показать и нейрофизиологические механизмы, специфичные для мужского и женского пола.

Так, согласно гипотезе Леви, мужской мозг характеризуется более фокальным (то есть более сфокусированным) представительством элементарных функций, а женский – более диффузным (рассеянным). У мужчин подобная локализация функций может отражаться в присущем каждому испытуемому характерном расположении структур фазового лидерства. Причем у интровертов эта картина будет устойчивой, а у экстравертов – изменчивой вследствие различной чувствительности к внешним воздействиям. Большая картина стабильности фазового лидерства у мужчин-интровертов по сравнению с женщинами может объясняться предположением о том, что мужчины имеют более высокий уровень неспецифической активации коры больших полушарий мозга.

Поэтому именно у мужчин-интровертов ярко проявляется картина фазового лидерства к внешним влияниям. Также существует предположение, что для женщин характерно более тесное взаимодействие корково-подкорковых структур. Это может объяснить влияние внешних стимулов на скорость распространения суммарной ЭЭГ при открывание глаз и при выполнении зрительно-пространственных заданий у женщин-интровертов.

На основании данных корреляционного анализа (корреляция – взаимосвязь, взаимозависимость), показателем хорошего настроения является активация передних отделов левого полушария, свидетельством которой служит большое число пунктов с фазовым опережением в данной области. Ну а показателем плохого настроения является активация передних отделов правого полушария. Это подтверждается данными многочисленных исследований ряда авторов.

Картина соотношений между уровнем тревожности по тесту Спилберга-Ханина и лабильностью (подвижностью) направления векторов у интровертов близка к переживанию положительного эффекта, поскольку повышенная лабильность направления векторов в левой лобной зоне может также являться свидетельством относительной активации. Однако существуют сведения, что относительная левополушарная активация лобных отделов коры больших полушарий мозга является ЭЭГ соотношением с оценкой тревожных опасений. Теория тревожности, разработанная Греем, предполагает участие определенных компонентов лимбической системы в совокупности с фронтальными отделами коры и их связи со стволом мозга. Степень лабильности распространения волн в лобных отделах коры может отражать взаимосвязи корковых и подкорковых компонентов системы, отвечающей за уровень тревожности, которые различаются у экстравертов и интровертов.

Мы видим, что различные формы поведения основываются на достаточно основательных и стабильных нейрофизиологических сдвигах в мозге человека. Формирование этих сдвигов происходит при воспитании в процессе жизни, но в основном – в ранние детские и молодые годы. Разброс этого воспитания может быть очень велик, вплоть до воспитания человека волками. Мы видим, что эти нейрофизиологические конструкции, определяющие наше поведение, весьма устойчивы и никогда не могут быть изменены радикальным образом. Возможна не полная, а только частичная перестройка мозговых механизмов поведения, причем она носит достаточно непрочный характер и стремится при изменении условий вернуться в прежнее состояние. Человек может подделаться под иную культуру, но внутренне, как правило, остается тем, каким его воспитали в детстве. Американцы называли раньше свое общество плавильным котлом, но вскоре заметили, что слияния разных народов не происходит, и назвали свое общество винегретом. В винегрете все овощи вместе перемешаны, но все же сохраняют свою индивидуальность.

Распад семьи снизил роль воспитания, что привело к изменению личности нового поколения. Эта новая личность, выросшая вне семьи, не могла впитать в себя любовь ни к своему народу, ни к своим детям. Семья и дети для этого нового человека обуза, он не видит в них счастья и смысла.

Основным недостатком западной цивилизации является пренебрежение к биологическим закономерностям формирования человека. То, что инстинктивно делает любое дикое животное, должен разумно делать и человек, в значительной степени утративший свои врожденные инстинкты. Нельзя забывать, что мы смертны, что нашей основной заботой должны быть не развлечения взрослых людей, а рождение и воспитание детей. Мы должны помнить, что имеются чисто биологически неосознанные моменты в этом воспитании. Это ласка, любовь, уход. Ребенок должен быть важнее борьбы за разные социальные права взрослых и, тем более, важнее их карьеры, обогащения или развлечений. Газеты наполнены рекламой противозачаточных средств, услуг лечения импотенции и прочего, что связано с жизнью взрослого человека. Рекламируются медицинские товары и лекарства для детей. Однако все это не столь важно, так как живет человек не ради лекарств и даже не ради половых отношений, а ради любви к своему человеку, то есть к своей семье. Однако эту любовь нельзя рекламировать. Это будет примерно то же, что среди слабоумных рекламировать гениальный ум или среди безногих говорить о преимуществе ходить на ногах, а не передвигаться на коляске или тележке. Человека надо создавать, а уж ежели вырос социальный урод, то реклама нормы ему не поможет.

Мы должны помнить, что, как и овца облизывает ягненка, так и человек должен ласкать своего (подчеркиваю – своего) ребенка, но человек это должен делать во много раз дольше, чем овца. Конечно, если нет законных родителей, то пусть будет другой человек, чем не будет никакого. Для формирования человека из младенца, а не волка или еще кого, нужны забота и любовь, а не пусть даже самые дорогие игрушки. Нет ничего важнее, чем родить ребенка, а потом сделать его человеком.

Мы, кажется, входим в царство уродов, утративших основные биологические основы человеческого бытия. Однако такое царство недолговечно, его не спасут никакие достижения науки и искусства. Сторонники такого царства хотят спасти его посредством искусственного размножения в пробирке, за счет клонирования, продления жизни, совершенствования медицины, но все, что не соответствует нашей природе, обречено на смерть. И эта мысль подтверждается на практике, вымирают все народы, которые не хотят жить по-человечески.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.