Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура как основной критерий свободы человека



К нам в лабораторию на обследование приходят подростки и юноши, больные «игорной» болезнью. Эти дети получили свободу действий, компьютерные клубы, игорные дома и тому подобное. Эта свобода от культуры превратила детей в рабов, причем не в тех рабов, которых понуждают бичом, а они только и думают, как бы сбежать, а в рабов внутренних – их не надо охранять, их держат крепкие цепи внутримозговых связей. Новый раб вял, анемичен, безволен, все человеческое ему чуждо. Слово «семья» вызывает у него ужас, работа его не интересует, все деньги он проигрывает, друзей у него нет, играет он с игровым автоматом. Больной понимает, что его поведение патологично, но понимает в основном формально, он понимает, что без родителей не проживет, просит помочь, со всем соглашается, но поведения не меняет.

Мы отмечали, анализируя данные ЭЭГ у практически здоровых детей, замедление развития мозга в том случае, если они предпочитали пассивное восприятие информации через телевизор чтению книг. Мозг надо тренировать, как и мышцы, поэтому упрощенные издания русских классиков, упрощенные издания сказок для детей способствуют снижению их интеллекта, а отсюда и их склонность к примитивному времяпрепровождению (просмотр телевизора, компьютерные игры, игровые автоматы, питье пива и так далее).

Таким образом, свобода предусматривает способность в нужный момент переключиться на другую форму поведения, вести себя иначе, поскольку этого требуют обстоятельства. Человек, понимающий, что надо менять поведение, но не способный на это, не может считать себя свободным. Способность достичь свободы вырабатывается в процессе воспитания дома, в школе и, наконец, посредством самосовершенствования. Отсюда важна не раскрепощенность в поведении, а способность заставить себя вести так, как требуется в данный момент. Знаменитый кораблестроитель академик А. Н. Крылов в своих воспоминаниях, которые мы уже цитировали, так описывает свое учение во французской школе: «Преподаватель держал учеников в постоянном напряжении, не давал им ни на секунду отвлекаться, всякого, кто отвечал невпопад или смотрел в сторону, он жестоко наказывал, а после урока заставлял переписывать французский толковый словарь». Так учитель-француз вырабатывал у учеников способность сосредоточиться на текущей деятельности. Это давалось детям нелегко, но они этому обучились. Академик Крылов не раз впоследствии с благодарностью вспоминал своего учителя, который «не хотел есть хлеб даром». Через три месяца они все свободно говорили и читали по-французски. Так учитель обучал детей придерживаться нужного в данный момент поведения и тем самым делал их свободными.

Дисциплина, способность выбрать нужную в данный момент форму поведения не только способствуют успешности в работе, но и укрепляют здоровье. Известно, что больные, перенесшие инфаркт миокарда и полностью углубившиеся в свою болезнь, скрупулезно выполняющие все предназначения врача, живут в среднем меньше тех больных, которые уделяют больше внимания какому-то иному делу, а не своей болезни.

Следует отметить, что если человек, как уже сказано, уделяет внимание своей работе, это способствует выздоровлению, но если человеку дается для прослушивания сумбурный текст из слогов, не образующих слова, то даже здоровый человек может отреагировать на эти звуки весьма негативно, а больному может стать совсем плохо. В экспериментах с предъявлением набора слогов испытуемым мы в ряде случаев получали резко агрессивную реакцию или эпилептиморфные разряды на ЭЭГ.

При многочисленных экспериментах может наблюдаться привыкание к таким звукам и даже их позитивное восприятие. Агрессию сумбурные звуки вызывали своей неинформативностью, испытуемый пытался понять их смысл и, естественно, не мог, что и раздражало. При привыкании прекращался поиск смысла, а звуки способствовали через активирующую систему мозга тонизированию его коры, и это воспринималось положительно.

Клинические исследования показывают, что неоперабельные больные раком живут дольше, если они верят в Бога и молятся.

В проводимых нами экспериментах было показано, что длительная стимуляция негативных структур мозга, обеспечивающих ограничение мотивации, у животного вызывает различные заболевания типа облысения, язв на коже, повышения кровяного давления, невротизации и так далее. Продолжение подобных опытов могло привести к смерти животных. Проводя опыты с различными сочетаниями стимуляций позитивных и негативных структур мозга, нам удалось найти сочетание, при котором не отмечалось каких-либо психосоматических заболеваний и в то же время животное сохраняло достаточную активность. На одно отрицательное раздражение приходились три положительных. Чтобы сохранить свое здоровье, человек должен стремиться к указанному балансу эмоций.

Человек всегда колеблется между индивидуальным и общественным поведением. Способность переключиться с одной формы поведения на другую чрезвычайно важна для общественного развития человека и человечества. Мы все стремимся побольше работать ради накопления вещей, большинство которых нам не нужно, без них вполне можно, а иной раз и нужно обойтись. Эта погоня за вещами поглощает то время, которое надо уделять детям. Только непосредственное общение с родителями может научить ребенка быть человеком, то есть любить своих близких: родителей, сестер и братьев, родственников, чувствовать себя членом рода, семейного клана; жалеть своих близких и помогать им в трудную минуту, причем искренне, а не «сидеть и думать про себя, когда же черт возьмет тебя». Уважение близких и любовь к ним помогут предостеречь от пагубных привычек, помогут устроиться в жизни.

Основная трагедия теперешней Европы и вообще западной цивилизации – это утрата истинной любви, любви к ближним, той любви, которая заложена в нас природой, которая есть даже у высших животных. А у нас матери бросают своих детей, отцы перестают кормить семью, дедушки и бабушки предпочитают собак своим внукам.

В 2003 году в России было почти 700 тысяч бездомных детей, то есть целый огромный концлагерь, почище сталинских, но концлагерь демократический, без охраны. Вот такая свобода – свобода жить в подвале, свобода голодать и оставаться безграмотным, свобода проституции, в том числе детской. Проституция – это самая страшная форма унижения человека, отрыва его от своих биологических корней. Это насилие над своей природой, над любовью и материнством страшней любого иного насилия.

Таким образом, свободен тот, кто может сосредоточиться на главном, ибо только так можно что-то создать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.