Под правотворчеством понимается деятельность государства по изданию, изменению или отмене нормативно правовых актов.
Правотворчество представляет собой:
· Монопольную деятельность гос-ва, т.к. все нормы издаются государством.
· Государственный характер деятельности, т.к. она направлена на регулирование общественных отношений, совершенствование действующего законодательства, установление новых порядков, вытеснение нежелательных для общества отношений.
· Созидательно-интеллектуальный характер деятельности-т. к. она связана с изучением, познанием, анализом явлений и процессов деятельности.
· Процессуальный характер деятельности, т.к. в ходе правотворчества происходит выявление общесоциальных интересов; согласование акта с заинтересованными органами и лицами, с действующей системой законодательства и права; оформление принятого решения; придание ему государственно-властного характера.
ПРИНЦИПЫ:
· Законности. Принятие нпа только теми субъектами которые на это уполномочены; оформление определенной процедурой; форма акта должна соответствовать содержанию; акт не должен противоречить конституции.
· Демократизма. Возможность принятия наиболее важных актов с помощью народного голосования-референдума; проекты НПА публикуются в СМИ; обсуждаются научной общественностью в общ.объединениях; Работа законодательных органов транслируется по ТВ; существует возможность обращения в законодательные органы с предложениями, проектами и поправками.
· Научности. Разработка научно обоснованной стратегии правотворчества в стране; планирование приоритетности принимаемых актов; прогнозирование социальных последствий действия новых нпа; учет достижений юр. Науки в процессе правотворчества.
· Профессионализма. Этот вид деятельности требует специальных знаний ,навыков ,умения в сжатой лаконичной форме сформулировать правила поведения
· Гласности. Все принимаемые правотворческими органами акты подлежат обязательному опубликованию ,т.е. доведению до населения. Неопубликованные законы не применяются.
· Системности. Вновь принимаемые акты должны вписываться в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования.
ВИДЫ (подразделяются в зависимости от субъекта):
· Законотворчество. Самый распространенный вид правотворчества. Представительные законодательные органы гос-ва, осуществляется избираемыми населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юр.силы – законы. Законы составляют исходную правовую базу правовой системы, все другие виды правотворчества не должны противоречить законам, должны приниматься на основание и во исполнение законов.
· Подзаконное правотворчество. Реализуется органами исполнительной власти. Предназначено для конкретизации, детализации законов, решения вопросов ,требующих оперативного реагирования. Регулируется специальными актами президента, правительства и др.исп.орг.власти.
· Непосредственное правотворчество (референдум). Относится к самостоятельному виду правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого выражения воли народа по проектам ключевых законов (решения реф. Обладают высшей юр. Силой, не нуждаются в утверждении, для отмены необходимо провести другой референдум, основывается на принципах свободы и справедливости
· Делегированное правотворчество. Правотворчество органов м/с ,они не входят в государственную систему, но наделены правом принимать НПА на местном уровне. Это право делегировано им государством.
· Чрезвычайное правотворчество. Принятие законов и других НПА для регулирования общественных отношений, связанных с экстремальными, кризисными ситуациями в стране,т.е. в условиях режима чрезвычайного положения. нпр «о мобилизационной подготовке и мобилизации»
· Договорное правотворчество. Договоры нормативного содержания, нпр. Конституционные, внутрифедеральные, у правленческие заключаются между различными государственными органами на добровольной основе и служат базой для принятия других правовых актов и совершения юридических действий.
· Локальное правотворчество. Реализация полномочий на издание нпа отдельными учреждениями, организациями коммерческого и иного характера. Этими актам регулируются производственные или иные управленческие задачи.
Правотворческие ошибки:
· Принятие акта органом, неуполномоченным на данное действие;