Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Народные движения в Турции в 16 – нач. 17 вв.



Первые вспышки антифеодальной борьбы в XVI в. еще имели не­мало общих черт с народным выступлением под руководством шейха Бедреддина Симави в 1416 г. В них ощущалось сильное влияние «ере­тических» религиозных идей, распространявшихся приверженцами крайних шиитских сект. Предводители повстанцев часто обращались к лозунгам социального и имущественного равенства, широко пропаган­дировали тезис о грядущем явлении «спасителя» — Махди. Нередко они выдавали себя за Махди, чтобы быстрее завоевать доверие угне­тенного народа. Широкий отклик получила шиитская пропаганда среди туркменских кочевников. Поэтому многие народные выступления пер­вой половины XVI в. известны как восстания кызылбашей, т. е. сторон­ников Сефевидов.

Одно из крупных восстаний кызылбашей происходило в 1510— 1511 гг. Во главе его стоял шиитский проповедник (баба) называвший себя Шах-кулу и известный среди местных феодалов как Шайтан-ку­лу1. В начале восстания у Шах-кулу было около 10 тыс. сторонников^. Основными лозунгами восставших были освобождение от' обремени­тельных налогов и прекращение произвола местных властей. К. восстамию примкнули многие сипахи, лишившиеся своих тимаров и недоволь-дые политикой султана. Известно также, что Шах-кулу направил не­сколько своих учеников (мюридов) в различные районы Румелии для пропаганды идей восстания. Отряды Шах-кулу взяли город Анталья и «садили провинциальный центр Кютахью. Отдельные группы восстав­ших доходили до Бурсы и побережья Мраморного моря. С большим трудом султанским войскам удалось оттеснить Шах-кулу к Сивасу, где и произошло решающее сражение. Силы восставших уступали в бое­способности правительственным войскам. Шах-кулу пал на поле боя. Повстанцы были разбиты, остатки разгромленных отрядов отступили .на территорию Ирана.

Новое восстание вспыхнуло в сельских районах между Иозгатом} .и Сивасом в 1520 г. Во главе движения встал шейх Шах Вели, сын из­вестного в тех местах шейха Джеляли. Объявив себя Махди, он со­брал около 20 тыс. сторонников из различных районов Анатолии от Киликии до Черноморского побережья и во главе их осадил Токат, угрожая нападениям на Сивас., После напряженной борьбы отряды .шейха были разбиты султанскими войсками. Шах Вели и другие руко­водители восстания попали в плен и были казнены. Хотя это восстание, как и другие, потерпело неудачу, оно настолько напугало османские власти, что в официальных отчетах народных повстанцев стали назы­вать «джеляли».В 1526—1529 гг. произошли восстания, в которых наряду с кре­стьянами участвовали туркменские и курдские кочевые племена, а также мелкие военные ленники. Наиболее мощное выступление про­изошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый «спаси­тель» — Календер. Восставшие, общая численность которых доходила , до 30 тыс., требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто при­мкнул к Календеру, было много мелких сипахи, права которых были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Быст­рые успехи восставших наводили страх на крупных землевладельцев и султанское правительство. Лишь после того как удалось отколоть от восставшего народа знать кочевых племен и мелких феодалов, кото­рым правительство обещало вернуть тимары, в лагере восставших воз­никли разногласия. Этим воспользовались султанские войска и нанесли Календеру решительное поражение.

- Во второй половине XVI в. число антиправительственных выступ­лений значительно возросло, одновременно стал более сложным состав их участников. Вся Анатолия оказалась охвачена серией крупных вос­станий, получивших в официальных документах название «джелялийской смуты».

Положение народных масс в анатолийских провинциях значительно осложнялось военными действиями на турецко-иранской границе, которые почти не прекращались. В годы войны на плечи райятов ложи­лись дополнительные повинности, связанные с обеспечением действую­щей армии провиантом и снаряжением. Для покрытия расходов прави­тельство стало регулярно собирать чрезвычайные военные налоги. Войска, непрерывным потоком шедшие на восточные границы, забирали последнее, что оставалось у крестьян. Не случайно разорившиеся и безземельные крестьяне составляли наиболее активную часть повстан­цев. Специфической чертой жизни городов того времени стало умножение числен­ности городского плебса, состоявшего из значительной массы покидав­ших деревни крестьян и обширного слоя лиц без определенных занятий в городах («лишние люди»).

Проблема «лишних людей», получивших в османских документах название левендов, решалась Портой путем их привлечения к участию в завоевательных войнах в качестве стрельцов — тюфенкчи. Со вре­менем отряды левендов превратились в грозную мятежную силу, угро­жавшую порядку в Османской империи. Отказываясь сдавать оружие по возвращении из походов, левенды большими и малыми группами расходились по анатолийским и балканским провинциям в надежде найти место в военной свите того или иного крупного феодала или гу­бернатора. Те, кто не смогли обрести себе такое пристанище, легко пре­вращались в разбойников. В конце XVI в. число последних выросло настолько, что слово «левенд» обрело значение мятежного человека, разбойника.

Действия отрядов левендов переплетались с волнениями крестьян, протестовавших против феодального гнета и вымогательств местных феодалов и султанских чиновников. Борьба сельского -населения допол­нялась выступлениями софт — учащихся медресе и других представи­телей городского плебса, очень чутко реагировавших на рост цен на продукты питания и предметы первой необходимости, выпуск испорчен­ных денег, введение новых поборов.

Руководителями восстаний были, как правило, мелкие феодалы — сипахи, недовольные действиями центрального правительства и пытав­шиеся использовать народное возмущение, чтобы силой вернуть отоб­ранные у них земли. Принимали участие в антиправительственных вы­ступлениях также и отдельные провинциальные наместники — бейлер-беи и санджакбеи, но их своекорыстные замыслы не имели ничего об­щего с целями народного движения.

Особенно острая ситуация сложилась к 1596 г., когда недовольство действиями султанских властей охватило значительную часть Малой Азии, Северный Ирак и Сирию. Толчком к перерастанию недовольства в открытое восстание послужила очередная проверка сипахийского ополчения, когда 30 тыс. тимариотов были лишены своих кормлений по обвинению в дезертирстве. Среди пострадавших были два брата — Абдулхалим по прозвищу Кара Языджи и Дели Хасан, ставшие руко­водителями восстания. Отряды повстанцев установили свой контроль в Восточной Анатолии. Кара Языджи стал рассылать свои указы, на­значать на административные и духовные посты своих ставленников, собирать налоги и контрибуции на содержание своего войска. Многие феодалы перешли на его сторону, надеясь сохранить свои посты и иму­щество.

После смерти Кара Языджи в 1602 г. руководство восстанием пе­решло к Дели Хасану, которому удалось объединиться с другими по­встанческим вождями. 30-тысячное войско вооруженных противников Дели Хасана овладело Токатом и осадило Кайсери. Суровая зима 1602/1603 г. затруднила положение восставших, но все же они представляли грозную силу для султанских войск. Однако переход мелких и средних феодалов на сторону противника внес дезорганизацию в ряды восставших. Сам Дели Хасан, прельщенный обещанием правительства дать ему должность паши Боснии, прекратил борьбу и сложил оружие. Воспользовавшись разбродом в лагере восставших, султанские войска сумели разгромить джеляли. В 1605 г. Дели Хасан был казнен.

Несмотря на жестокие репрессии, народное движение в Анатолии не было подавлено. Почти во всех районах Малой Азии действовали отряды повстанцев, насчитывавшие от нескольких десятков до несколь­ких тысяч человек. Наиболее опасным для султанского правительства было восстание во главе с Календер-оглу. Он начал действовать еще в 1592 г. во главе группы в 80 человек, а в 1607 г., когда его отрядам удалось захватить Бурсу, в них действовало 30 тыс. человек. Сторон­ники Календер-оглу контролировали большую территорию от Анкары до побережья Эгейского и Мраморного морей. Лишь в 1608 г. опытно­му военачальнику Мурад-паше удалось нанести поражение восстав­шим. Календер-оглу вместе с остатками своих войск вынужден был уйти в Иран.

После разгрома восстания Календер-оглу Мурад-паше понадобилось еще около двух лет, чтобы ликвидировать повстанческое движе­ние в Анатолии. Для устрашения крестьян было приказано выклады­вать пирамиды из отрезанных голов и тел повстанцев. Жестокие кара­тели не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. По разным сведе­ниям, за три года было казнено от 65 до 100 тыс. человек. Однако и эти кровавые меры не принесли полного успокоения.

Напуганная огромным размахом выступлений джеляли, правящая верхушка Турции вынуждена была пойти на некоторые уступки. В ок­тябре 1610 г. султан издал специальный ферман, получивший название «Указ справедливости». В нем султанское правительство обращало внимание местных властей на чрезвычайно тяжелое положение райи и требовало смягчения феодального гнета и ограничения произвола ро­стовщиков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.