Реформы Акбара : 1. продолжил линию на укрепление служебного владения типа джагира ( = икт), начатую до него Шер-шахом. Джагир стал подвергаться строгому контролю гос-ва. Клеймение коней и регулярные смотры. Неизбежно обнаружилась необходимость точного подсчета джагирдаров. Была начата перепись земель, охватившая центральные области гос-ва и некоторые другие важнейшие районы. Обработка вменялась в обязанность общинников, но размер налогообложения умеренный , основанный на производительность сельского хоз-ва и соответствующий платежеспособности общинников. Для основных областей налог устанавливался 1/3 урожая, с малоплодородных земель 1/7 урожая. С центральных областей Акбар требовал выплаты деньгами. Довольно ограниченным был товарообмен между городом и деревней. В результате регламентации , проведенной Акбаром джагир стал весьма ограниченной формой феодального владения. Обязанности джагирдара по содеражнию конного отряда точно определялись доходностью владения и лишь незначительные сумма джагирдар имел право потратить на иные нужды, сам он налог не собирал, его доверенный получал от государственного сборщика налог в готовом виде. Время владения джагиром было ограничено несколькими годами, после чего им назначались новые джагиры в совершенно другом конце гос-ва. Внешне получение джагира выглядело как получение права на оговоренную сумму дохода, а не права на территорию. Эта внешняя форма породила у Акбара иллюзию , что можно упростить процедуру , выдавая определенное пожалование прямо из казны, но соц. психология феодалов, право хоть и эфемерное на населенную территорию. Кроме того, формальное отсутствие у джагидаров прав в отношении насления на самом деле не означало , что фактически это было так , различные поборы сверх твердо установленных государством податей – абвабы. Акбар запрещал взимать несанкционированные поборы , но потерпел неудачу. С целью регламентации размера доходов и обязанностей чиновников и феодалов Акбар ввел своеобразную табель о рангах. Все представители госаппарата и военачальники рассматривались как лица, состоящие на военной службе и получали соответствующий мансаб ( ранг). Система мансабдари была основана на представлении о сугубо военной организации государственной машины. Это свидетельствует об архаичности системы , примитивности. Но в задуманном виде реформа мансабдари просуществовало недолго. Тенденция к централизации гос-ва постепенно стала затухать. Политика Акбара была целенаправленно ориентирована на всемерное укрепление личной власти. В этом плане Акбар искал путей расширения ее социальной базы. Привлечение на могольскую службу раджпутских феодалов, индуистов. До этого –неравноправное положение, теперь наоборот привилегии. Недовольство мусульманских военачальников-феодалов, но в итоге им пришлось смириться. Религиозная политика: веротерпимость , планы создания новой религии , которая объединила бы всех его подданных под духовной властью пророка, в качестве которого выступал бы сам. С этой целью он выделил определенные элементы религиозных учений в исламе и индуизме и сконструировал искусственную религию под названием дин-и-иляхи ( божественная вера). Нельзя сказать, что замысел был совершенно беспочвенным, необходимость реформы религии уже назревала, но придуманная Акбаром религия имела правительственное, а не народное происхождение, не нашла социальной опоры. Новая религия встретила равнодушие индуистов и сопротивление мусульман. . Но гуманистическая напрвленность религиозной реформы Акбара , имевшей в виду создание в Индии атмосферы религиозного мира и терпимости. Последующие правители - мусульманский фанатизм.
Государственная организация и социальная структура державы Сасанидов.
Религиозно-идеологическая ситуация и народные движения в державе Сасанидов.
Социально-политическое положение Ирана под властью Газневидов и Сельджукидов.