Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Типы и генезис региональных конфликтов в Европе.



 

В ходе расширения интеграционных процессов в Европе, внешне выступающей после конфликта в б. Югославии относительно стабильным регионом мира, до конца неурегулироваными остаются ряд региональных конфликтов, порождаемых тенденциями сепаратизма, экономическими, культурно-религиозными и другими причинами. Наличие в Западной Европе около сотни регионов, отличающихся укладом жизни, культурными традициями и языковыми особенностями, дает основание их жителям требовать особого статуса, а в отдельных случаях претендовать на политический суверенитет. Такое развитие событий является следствием политизации социально-культурных региональных движений, этнокультурные различия, сложная конфессиональная структура или различия в уровне экономического развития. Эти процессы являются следствием формирования национальных государств начиная с XVIII в. миграций населения в ХIХ-ХХ вв. и многочисленных изменений государственных границ в результате двух мировых войн. Вследствие их сформировались различные типы этнических меньшинств, которые:

· не были в состоянии создать национальное государство и вошли в состав крупных государств (баски, бретоньцы, словаки, силезцы и др.);

· стали национальным меньшинством в результате изменения государственных границ (венгры в Румынии, белорусы в Польше, австрийцы в Италии и т.п.);

· сформировались в итоге массовых экономических (трудовых) или политических миграций (турки в ФРГ, алжирцы во Франции, поляки в Великобритании, ФРГ и др.).

С учетом основных форм региональных и сепаратистских движений (конституционные и конфликтные), а также основных факторов их проявления (этнокультурные, религиозные, экономический уровень развития) можно свести их к нескольким типам (табл. 18).

В целом сепаратизм определяется как политическое движение, возникающее в территориально неоднородных (этнически, конфессионально, культурно, экономически и т.п.) государствах, направленное на выход части территории из состава единого государства с целью создания нового независимого государства (сецессия) или вхождения в состав другого государства (ирредентизм). С учетом географической близости, цивилизованно-культурных особенностей, исторического развития и уровня политической стабильности, исторического развития и уровня политической стабильности в европейском политико-географическом регионе выделяются два типа региональных движений (Заяц, 2004).

Западноевропейский тип сепаратизма, к которому относят очаги конфликтов в Северной Ирландии, Стране Басков, на Корсике и некоторые другие, характеризуется ведущей ролью этно-конфессонального и социально-экономического факторов.

Таблица 18

Типология региональных и сепаратистских движений в Европе

(Gorzelak, 1992)

Факторы Формы Этнические Экономические
язык/культура религия развитые отсталые
Конституцион- ные Децентрализация Румыния (венгры)      
  Автономия Верхняя Силезия   Великопольша Каталония Ломбардия Шотландия
Федерализация Бельгия (Фландрия)      
Конфликтные Сепаратизм Страна Басков Приднестровская Республика Северная Ирландия   Корсика
Анексия Молдавия      
Тупиковая Южная Осетия Нагорный Карабах    

Здесь преобладает высокая общественная мобилизация населения, не выплескивающаяся (за исключением Северной Ирландии, Корсики и Страны Советов) за пределы «цивилизованной» политической борьбы. Основными целями западноевропейских и региональных движений (в том числе в Уэльсе, Галиссии, Северной Италии, Сицилии) является не немедленное создание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих ныне государственных границ. Уровень внешнего вмешательства в конфликты незначителен, за исключением Северной Ирландии.

Националистические движения в Западной Европе действуют в условиях этнополитического плюрализма. Почти все они (за исключением крайне экстремистских – ЭТА в Стране Басков, ИРА в Северной Ирландии, ФНОК на Корсике) действуют легально, имея собственную атрибутику, а также печатные издания, теле- и радиостудии для пропаганды своих взглядов. В Западной Европе нет запрета на использование любых национальных языков в образовании, общественной жизни и местных органах управления. Основная часть населения как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма, как правило, трезво воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования.

Восточноевропейский тип сепаратизма (Косово, Чечня, Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах и др.) охватывает пространства Центральной и Восточной Европы (страны бывшей Югославии), европейской части СНГ, а также Кавказский регион (Северный Кавказ и Закавказье). Сюда входят постсоциалистические страны Европы и новые государства, образовавшиеся на территории б. СССР (за исключением Центральной Азии).

Данный тип отличается от западноевропейского недавней актуализацией очагов сепаратизма (1980-х –1990-х гг.). Здесь существует целый ряд непризнанных государств, имеющих многие атрибуты государственности, которые в литературе получили названия «зон транзитной государственности» или «институализированных псевдогосударств»: Чечня, Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Сербская. Эти территориально-политические образования, имея вооруженные формирования контролируют свою территорию. Здесь действуют самопровозглашенне конституции, существуют органы исполнительной и судебной власти, проводятся парламентские и президентские выборы.

В отличие от Западной Европы, восточноевропейские националисты отдают предпочтение требованиям политического характера, хотя экономическое развитие большинства стран этого региона имеет невысокий уровень. Трудности экономики не дают возможности сконцентрироваться на решении проблем повышения уровня жизни национальных меньшинств, что активизирует их протестные действия.

В Восточной Европе уровень толерантности по отношению к этническим и конфессиональным меньшинствам ниже, чем на Западе. Развитие культуры меньшинств некоторыми слоями господствующего этноса воспринимается как вызов доминирующей нации. Это приводит к дополнительным осложнениям в общественно-политической жизни восточноевропейских государств.

Для восточноевропейских очагов конфликтов характерна повышенная ожесточенность, которая проявляется в большом количестве жертв как среди противостоящих вооруженных формирований, так и мирного населения. Особенно этим отличаются конфликты, локализованные на Кавказе и Балканах, приведшие к тысячам жертв, преимущественно среди мирного населения.

В рамках восточно-европейского типа наиболее выражена роль этно-конфессионального, социально-экономического и геополитического факторов сепаратизма (табл. 19).


Таблица 19

Основные очаги региональных движений и сепаратизма в Европе (Заяц, 2004)

 

№ п/п Очаг сепаратизма Государство Этническаяконфессиональн. и/или общественнополитическая группа – носитель сепаратистских настроений Основная цель сепаратистского движения Дата начала открытой стадии конфликта Территория очага сепаратизма, тыс. кв.км. % от территории единого государства Население очага сепаратизма, тыс. человек (год) % от населения единого гсударства Факторы внешнего вмешательства Форма протекания конфликта (на середину 2003 г.)
Западноевропейский тип
Фарерские острова Дания Фарерцы Государственная независимость 1,4 3,1і (2003) 0,9 - Парламентская борьба
Шотландия Великобритания Шотландцы Государственная независимость конец 1960-х гг. 78,8 32,2 (2003) 8,6 - Парламентская борьба
Северная Ирландия Великобритания Ирландцы-католики, боевики ИРА Присоединение к Ирландии 14,1 5,8 (2003) 2,9 - Отдельные террористические акты
Фландрия Бельгия Фламандцы Государственная независимость 1970-е годы 13,5 44,3 (2002) 57,9 - Парламентская борьба
Валлония Бельгия Валлоны Государст.неза–висимость или присоединение к Франции 1970-е годы 16,8 55,1 (2002) 32,6 - Парламентская борьба
                         

Продолжение таблицы 19

Страна Басков Испания, Франция Баски, боевики ЭТА Государственная независимость 1970-е годы 25,2 Исп. 3,5 Фр. 1,4 (2003) Исп. 6,3 Фр. 1,0 - Отдельные террористические акты
Каталония Испания Каталонцы Государственная независимость 1970-е годы 32,1 6,4 (2003) 15,7 - Парламентская борьба
Корсика Франция Корсиканцы, Фронт национального освобождения Корсики Государственная независимость 1960-е годы 8,7 1,6 (2003) 0,4 - Отдельные террористические акты
Восточноевропейский тип
Республика Сербская Босния и Герцеговина Боснийские сербы Признание государственной независимости или присоединение к Сербии (2003) 35,8 ООН, НАТО, Сербия, Хорватия, США, Россия , страны ЕС, мусульман. страны Строит. на террит. страны двух формально независ. государств – Мусульмано-хорватской федерации и Респ. Сербской
Черногория Сербия и Черногория Черногорцы Разрыв конфедерации с Сербией и достижение полной государст–венной независим. 1998-1999 13,8 13,5 (2003) 6,5 Страны ЕС, США Высказывание местной правящей элитой недовольства в адрес политики федер. властей

Продолжение таблицы 19

Косово Сербия и Черногория Косовские албанцы, боевики ОАК Государственная независимость или присоединение к Албании 10,9 10,7 (2003) 19,9 ООН, НАТО, страны ЕС, Албания, мусульманские страны Построение независимого моноэтнического албанского Косово
Западная Македония Македония Албанцы Присоединение к Албании 6,8 (2001) 26,6 ООН, НАТО, страны ЕС, Албания, мусульманские страны Общественно политические акции, рост межэтнической напряженности
Приднестровье Молдавия Жители Приднестровья (молдаване, русские, украинцы) Признание государственной независимости, либо учреждение федерации с широкими правами региона   4,2 12,5 (2002) 15,4 Россия, Румыния, Украина, ЕС Начало двухстороннего диалога
Крым Украина Русские Крыма, часть крымских татар Присоединение к России или российско-украинский кондоминиум   27,0 4,5 (0221) 4,2 Россия Парламентская борьба, общественно-политические акции

 

Продолжение таблицы 19

Татарстан Россия Татары Расширение самостоятельности республики вплоть до независимости   68,0 0,4 (2002) 2,6 Мусульманские страны Общественно-политические акции
Абхазия Грузия Абхазцы и некоторые др. этносы Абхазии (армяне, греки, русские и др.) Признание государственной независимости или конфедерация с Грузией 8,7 12,5 (2002) 9,4 Россия, ООН, Турция Перемирие в боевых действиях
Южная Осетия Грузия Осетины Широкая федерация с Грузией, либо присоединение к Северной Осетии (в составе РФ)   3,9 5,6 60-70 (1998) 1,2 Россия Начало двухстороннего диалога
Чечня Россия Чеченцы Достижение государственной независимости, построение мусульманского государства 15,1 0,09 (2002) 0,8 Грузия, Азербайджан, мусульманские страны, страны ЕС Отдельные вооруженные столкновения, террористические акты

 

Окончание таблицы 19

Дагестан Россия Часть чеченцев-аккинцев, представители др. этнических групп, мусульмане экстремистских направлений Государственная независимость или объединение с независимой Чечней 50,3 0,3 (2002) 1,8 Мусульманские страны Парламентская борьба, отдельные террористические акты
Нагорный Карабах Азербайджан Карабахские армяне Признание государственной независимости или присоединение к Армении 13,1і 5,1 (2002) 2,1 Армения, страны ЕС, США Примирение в боевых действиях
Лезгистан Азербайджан Лезгины Вхождение в состав Российской Федерации 4,9 6,2 44, (2000) 2,4 Россия Общественно-политические акции
Всего 251,7        

 

По размерам территории очагов сепаратизма западноевропейский тип в 1,3 раза меньше восточноевропейского типа, однако, в 1,6 раза превышает его по численности населения. При этом общая численность населения очагов сепаратизма превышает 42 млн. человек, что значительно больше численности многих европейских государств. Приблизительные оценки численности погибших в конфликтах на территории только б. СССР в 1988 – 1996 гг. превышают 100 тыс. человек (в том числе – 24 тыс. – в карабахском, 36 тыс. – в чеченском), а число покидавших места постоянного проживания – около 5 млн. человек (из них 2,4 млн. выехали в страны СНГ, более 1 млн. – получили статус беженцев). Всё это ставит проблемы сохранения территориальной целостности ряда новых независимых государств и укрепления мира и стабильности в европейском регионе в число первоочередных проблем политического и экономического развития.

 

Тема 12. Политико-географическая структура Азии и

региональные конфликты

 

Крупный по размерам регион мира, занимающий 27,7 тыс. км2 с населением около 3,7 млрд человек, представляет Зарубежная Азия. Политико-географическая структура региона включает 38 суверенных государств (без стран СНГ)и формирующуюся Палестинскую автономию. Политическая карта Азии формировалась на протяжении многих столетий, но еще в начале ХХ в. независимые государства занимали всего 1/2 часть континента.В начале прошлого века здесь сложились обширные колониальные владения Великобритании (включая Индию, Пакистан, Бирму и др.), Франции (страны Индокитая),Нидерландов (Индонезия), США (Филиппины), а также небольшие владения Португалии (табл. 20).

Таблица 20

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.