Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Коэффициент интеллекта – показатель уровня развития умственных способностей человека.



Лингвистической относительности гипотеза– гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка.

Мысль- единица, «клеточка» мышления.

Мышление – психический процесс, обеспечивающий познание и творческое преобразование действительности.

Наглядно- действенное мышление – вид мышления, возникающий в раннем детстве, проявляющийся в непосредственно воспринимаемой ситуации, основным средством которого является действие.

Наглядно- образное мышление – вид мышления, возникающий в дошкольном детстве, означающий способность решать проблемы (задачи) в непосредственно воспринимаемой или наглядно представленной ситуации, основным средством которого является образ. Возникновение этого вида связано с формированием символической функции.

Натуральные психические функции – понятие, введённое Л.С.Выготским означающее непроизвольное, непосредственное и неосознанное отражение действительности.

Необихевиоризм –учение о «промежуточных переменных «, опосредствующих стимул – реактивную связь.

Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и отношений между ними. Операция мышления, в результате которой выделяются чувственно не воспринимаемые (группа, класс) на основе скрытого от чувственных форм познания признака.

Образное мышление - один из видов мышления, продуктом и средством которого является образ.

Операция ( с лат.) – единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней, воображаемой или мыслимой) ситуации (А.Н. Леонтьев); обратимое интериоризированное действие (Ж.Пиаже).

Оперантное обусловливаемое– способ формирования знаний или навыков, при котором подкрепляется любое движение вжелаемом направлении.

Парадигма( с греч.) – система научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская деятельность учёных в данной области знаний и в определённый исторический период.

Понимание – постижение значения или смысла чего-либо.

Понятие– форма знания, отображающая единичное, особенное и всеобщее, выступающая и как форма отражения объекта и как средство его мысленного воспроизведения.

Пралогическое мышление– термин, введенный Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на котором существование причинно- следственных связей уже осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме.

Прегнантность( с лат.) – одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее содержательную насыщенность, завершенность и уравновешенность гештальтов.

Закон прегнантности определяется как стремление к «хорошей форме», характеризующейся простыми, замкнутыми, отчётливо выраженными границами, симметричностью и чёткой внутренней структурой.

Псевдопонятие- вид дополнительного обобщения; по содержанию – комплекс как совокупность образов, связанных по законам ассоциаций и скреплённых общим эмоциональным знаком.

Проблемная ситуация( с греч. и лат.) – соотношение условий и обстоятельств, в которых разворачивается деятельность индивида (группы), содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – процесс познания собственных психических процессов и состояний; направленность на осознание собственных действий и их содержательных оснований.

Реципрокность– один из принципов организации операциональных структур интеллекта.

Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

Речь эгоцентрическая– обращенная к самому себе, регулирующая собственные действия или деятельность.

Семантика – раздел языкознания, изучающий лексические значения слов, выражений, грамматических форм; раздел символической логики, исследующей отношения между формальными выражениями и отраженным в них реальным содержанием.

Семантика –наука о знаках и уловных системах .

Сенсуализм– учение о том, что внутренний мир человека слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.

Суждение– общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придаётся абстрактная всеобщность.

Сравнение– одна из операций мышления, в результате которой выявляется общее и различное в предметах или отношениях между ними.

Субъективное семантическое пространство(с лат.) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация объектов, понятий, путём анализа их значений.

Синкретизм(с греч.) – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития; проявляется в тенденции мышления связывать между собой различные явления без достаточных на это оснований.

Схема– пространственно-временная организация движений, действий или операций, развивающаяся в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Трансцендентальный– выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», свободного от внешней и внутренней реальности.

Умозаключение– одна из логических форм мышления; способ получения знаний без обращения к чувственным предпосылкам (см. «индукция» и «дедукция»).

Умственные действия– действия, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе внешнюю речь.

Фрейм(с анг.)- рамка, остов, скелет; минимальное описание явления, факта или объекта, достаточное для опознания или идентификации; элементарная структура, с помощью которой человек осознает воспринимаемое, понимает речь, повествование.

Центрация(с лат.) – сосредоточение на объекте, в следствие чего возможна частичная деформация воспринимаемого; характеристика речи и мышления (см. «эгоцентризм»).

Эвристика – теория и практика организации внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних (интериоризированных структур).

Энтропия– количественная мера неопределённости объекта; одно из основных понятий теории информации.

Язык –система знаков физической природы, с помощью которой осуществляется общение и мышление; одним из собственных проявлений языка является речь.

 

 

Перечень рекомендуемой литературы:

Раздел I

Тема 1.

1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995

3. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Мир, 1992

 

Раздел II Тема 2 –10

4. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ

5. Веккер Л.М. Психические процессы. – М.: изд-во ЛГУ. Том 1-ый

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика. Том 1-ый

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Москва-Томск, 1997

10.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. –М.:

Педагогика. Том 1-ый

11.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.:МГУ.

Тема 2.

12. Вундт В. Введение в психологию. – С.-П.: Питер, 2002

Тема 4.

13. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991

14. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. – М.-Л.: Госизд-во,1926

15. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления/ Под ред. Н.Д. Виноградова. – М.: Совершенство, 1997.

Тема 6.

17.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии /Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика. Собр. соч. Т.2.

Тема 7.

18. Пиаже Ж. Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969 г.

19. Пиаже Ж., Инельдор Б. Генезис элементарных логических структур. – М.: Изд-во эксмо- Пресс, 2002

20. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии/ Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской, 2001

Тема 9.

21.Гальперин П.Я Психология как объективная наука. / Под ред. А.И. Подольского. – Москва – Воронеж, 2003

Тема 10.

23. Соло Р.Л. . Когнитивная психология.- тривола,1996

Раздел III

24. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления. –М.,1990; Психология творчества. – М., 1980

25. Психология творчества (Общая, дифференциальная, прикладная).- М.: Наука,1990

Раздел IV

Тема 12

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.