Лингвистической относительности гипотеза– гипотеза Э.Сепира и Б.Уорфа об обусловленности восприятия и мышления структурами языка.
Мысль- единица, «клеточка» мышления.
Мышление – психический процесс, обеспечивающий познание и творческое преобразование действительности.
Наглядно- действенное мышление – вид мышления, возникающий в раннем детстве, проявляющийся в непосредственно воспринимаемой ситуации, основным средством которого является действие.
Наглядно- образное мышление – вид мышления, возникающий в дошкольном детстве, означающий способность решать проблемы (задачи) в непосредственно воспринимаемой или наглядно представленной ситуации, основным средством которого является образ. Возникновение этого вида связано с формированием символической функции.
Натуральные психические функции – понятие, введённое Л.С.Выготским означающее непроизвольное, непосредственное и неосознанное отражение действительности.
Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и отношений между ними. Операция мышления, в результате которой выделяются чувственно не воспринимаемые (группа, класс) на основе скрытого от чувственных форм познания признака.
Образное мышление - один из видов мышления, продуктом и средством которого является образ.
Операция ( с лат.) – единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней, воображаемой или мыслимой) ситуации (А.Н. Леонтьев); обратимое интериоризированное действие (Ж.Пиаже).
Оперантное обусловливаемое– способ формирования знаний или навыков, при котором подкрепляется любое движение вжелаемом направлении.
Парадигма( с греч.) – система научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская деятельность учёных в данной области знаний и в определённый исторический период.
Понимание – постижение значения или смысла чего-либо.
Понятие– форма знания, отображающая единичное, особенное и всеобщее, выступающая и как форма отражения объекта и как средство его мысленного воспроизведения.
Пралогическое мышление– термин, введенный Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, на котором существование причинно- следственных связей уже осознанно, но сущность их выступает в мистифицированной форме.
Прегнантность( с лат.) – одно из основных понятий гештальтпсихологии, означающее содержательную насыщенность, завершенность и уравновешенность гештальтов.
Закон прегнантности определяется как стремление к «хорошей форме», характеризующейся простыми, замкнутыми, отчётливо выраженными границами, симметричностью и чёткой внутренней структурой.
Псевдопонятие- вид дополнительного обобщения; по содержанию – комплекс как совокупность образов, связанных по законам ассоциаций и скреплённых общим эмоциональным знаком.
Проблемная ситуация( с греч. и лат.) – соотношение условий и обстоятельств, в которых разворачивается деятельность индивида (группы), содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения.
Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) – процесс познания собственных психических процессов и состояний; направленность на осознание собственных действий и их содержательных оснований.
Реципрокность– один из принципов организации операциональных структур интеллекта.
Речь –исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Речь эгоцентрическая– обращенная к самому себе, регулирующая собственные действия или деятельность.
Семантика – раздел языкознания, изучающий лексические значения слов, выражений, грамматических форм; раздел символической логики, исследующей отношения между формальными выражениями и отраженным в них реальным содержанием.
Семантика –наука о знаках и уловных системах .
Сенсуализм– учение о том, что внутренний мир человека слагается из чувственных впечатлений, являющихся единственным источником познания.
Суждение– общезначимая словесная форма, благодаря которой чувственному опыту придаётся абстрактная всеобщность.
Сравнение– одна из операций мышления, в результате которой выявляется общее и различное в предметах или отношениях между ними.
Субъективное семантическое пространство(с лат.) – модель категориальной структуры индивидуального сознания, на основе которой осуществляется классификация объектов, понятий, путём анализа их значений.
Синкретизм(с греч.) – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития; проявляется в тенденции мышления связывать между собой различные явления без достаточных на это оснований.
Схема– пространственно-временная организация движений, действий или операций, развивающаяся в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Трансцендентальный– выходящий за границы обычного сознания и достигающий уровня «чистого сознания», свободного от внешней и внутренней реальности.
Умозаключение– одна из логических форм мышления; способ получения знаний без обращения к чувственным предпосылкам (см. «индукция» и «дедукция»).
Умственные действия– действия, выполняемые во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе внешнюю речь.
Фрейм(с анг.)- рамка, остов, скелет; минимальное описание явления, факта или объекта, достаточное для опознания или идентификации; элементарная структура, с помощью которой человек осознает воспринимаемое, понимает речь, повествование.
Центрация(с лат.) – сосредоточение на объекте, в следствие чего возможна частичная деформация воспринимаемого; характеристика речи и мышления (см. «эгоцентризм»).
Эвристика – теория и практика организации внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования внутренних (интериоризированных структур).
Энтропия– количественная мера неопределённости объекта; одно из основных понятий теории информации.
Язык –система знаков физической природы, с помощью которой осуществляется общение и мышление; одним из собственных проявлений языка является речь.
Перечень рекомендуемой литературы:
Раздел I
Тема 1.
1. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995
3. Годфруа Ж. Что такое психология? – М.: Мир, 1992
Раздел II Тема 2 –10
4. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ
5. Веккер Л.М. Психические процессы. – М.: изд-во ЛГУ. Том 1-ый
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика. Том 1-ый