Параметры действий. Типы ориентировочной основы действий. Планирование формирующего эксперимента. Организация исполнительных и контрольных действий. Виды контроля. Этапы формирования. Проработка речевого действия. Принципы, стратегии и тактика формирования.
Тема 10. Информационная парадигма и когнитивная психология.
Мышление как процесс переработки информации. Математическое и компьютерное моделирование мышления. Определение количества информации, содержащейся в сообщении. Мышление как процесс снижения исходной неопределённости задачи. Вход и выход из процесса. Мышление как процесс выработки и проверки гипотез. Стратегия переработки информации. Виды стратегий. Условия формирования понятий (Д.Брунер). Категориальные структуры и коммуникативные процессы. Семантические сети и пространства. Понятия базового уровня. Глобальные когнитивные модели.Восприятие и порождение речи (Н.Хомский, А.А.Леонтьев). Концепция двойного кодирования. Мышление для речи и речь для мышления. Модели умозаключений. Виды знаний. Значение и смысл. Метапознание и творческое воображение.
Проектное задание
1.Культурно-исторический подход к исследованию высших психических функций
2.Категориальный принцип организации семантического пространства
3.Мышление как познавательная деятельность.
4. Мышление как диалогический процесс.
5. Язык и сознание.
Тесты рубежного контроля знаний
1. Метод, разработанный К.Бюлером для исследования мышления
а) аналитической интроспекции, б) толкования фраз и пословиц,
1.Андерсон Дж. Когнитивная психология. – СПб.: Питер,2002
2. Веккер Л.М. Психические процессы. – М.: изд-во ЛГУ, 1976. Том 2-ой
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2-х т.
Т.2. – М.: Смысл: Изд. Центр «Академия», 2006.
4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление / общ. ред. С.Ф. Горбова,
В.П.Зинченко. – М.: Прогресс,1987.
5. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. – М.: Педагогика.
Собр.соч. Т. I.
6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. / Под ред. А.И.
Подольского. – М. – Воронеж, 2003.
7. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 2.- -М.: Педагогика,1983.
9. Лихи Т. История современной психологии.- СПб.: Питер, 2003.
10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
11. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 2.- -М.: Педагогика, 1989.
12. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. Тексты. – М.: Мгу, 1986.Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение,1967.
13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология мышления.- М.: Школа-Пресс,
1995.
14. Тихомиров О.К. Психология мышления – М.: МГУ, 1984. Глава 10.