Для успешного освоения эмпирического материала по психологии мышления следует обратить внимание на методы и процедуру экспериментальных исследований, которые в значительной степени предопределяют результат.
Важное значение имеет понимание того, как гипотеза исследования связана с теоретической позицией автора. Для усвоения теоретических оснований экспериментальных исследований рекомендуется метод сравнительного анализа концепций с целью выявления общего и особенного в каждой из них. Полезно знать, какие концепции являются альтернативными (и в какой степени), а какие - производными, дополняющими или развивающими существующую парадигму. Уровень знаний определяется умением конкретизировать общие понятия курса и обобщать эмпирические факты.
Процедура практических занятий предполагает: краткие и лаконичные сообщения по вопросам, которые предусмотрены в тематических планах, дополнительные вопросы, возникающие по ходу сообщений, обсуждение эмпирических и теоретических материалов и заключение по обсуждаемой теме. Основные контрольные вопросы: как формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования? Какие факты были получены в результате исследования? Какие были сделаны выводы? В рамках какой парадигмы проводилось исследование? Существует ли альтернативная точка зрения в решении исследуемой проблемы?
Основная литература по курсу
1. Брунер Дж. Психология развития.- Прогресс, 1977
2. Выготский Л.С. Собр.соч. Т.2- Педагогика, 1982
3. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., -Педагогика, 1972;
4. Проблемы развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- С.-П. «Питер», 1999
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Смысл, 1999.
7. Исследование проблем психологии творчества. –Наука, 1983;
8. Психология творчества (общая, дифференциальная, прикладная).- Наука,
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- Педагогика, 1983., Том 2-й.
10. Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ, 1979; Феникс, 1998.
11. Ж.Пиаже Психология интеллекта. В кн.: Избранные психологические труды. М., Просвещение , 1969.
17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -МГУ, 1975; Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., Просвещение, 1988.
18. Теплов Б.М. Избранные труды.- М.: Педагогика, 1985.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? – Мир, 1992, т.1.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики.- Политиздат, 1987 .
5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997.
6. История зарубежной психологии. Тексты.- МГУ, 1986.
7. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление «Прогресс», 1974 .
8. Пиаже Ж. Речь мышление ребенка.- С.-П.,1997.
9. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение. –С.-П., 1997.
10. Принцип развития в психологии. – Наука, 1978.
11. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М.- Ростов, 1996
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие о мышлении. Специфика мышления по сравнению с другими
психическими процессами.
2. Методы исследования мышления.
3. Дифференциация наук, изучающих мышление.
4. Мышление как ассоциация идей. Значение ассоциативной психологии.
5. Основные идеи структурной психологии (В.Вундт).
6. Основные положения функциональной психологии (У.Джемс, Д. Дьюи).
7. Исследование мышления в вюрцбургской школе.
8. Основные положения и понятие о мышление в гештальтпсихологии.
9. Исследование М.Вертгеймера. Факторы понимания.
10. Мышление как поведение. Значение бихевиоризма.
11. Понятие о промежуточных переменных в бихевиоризме.
12. Значение как единица анализа мышления (Л.С.Выготский).
13. Исследование Л.С.Выготского- Сахарова.
14. Исследование житейских и научных понятий.
15. Проблема мышления и речи. Лингвистические и психофизиологические исследования.
16. Проблема соотношения внешнего и внутреннего действия, по А.Н. Леонтьеву.
17. Живое движение как прототип действия (Н.Бернштейн, В.П. Зиченко ).
18. Метод поэтапного формирования и возможности его применения.
19. Структура и качественные характеристики действия по Гальперину П.Я.
20. Этапы формирования действия (П.Я. Гальперин).
21. Способы формирования и типы ориентировки, по Гальперину П.Я.
22. Исследование эгоцентрической речи и мышления.
23. Понятие структуры концепции Ж.Пиаже. Генез интеллектуальных структур.
24. Происхождение и развитие умственного образа. Виды образов (Ж.Пиаже).
25. Этапы развития интеллекта, по Ж.Пиаже.
26. Формирование понятий как процесса переработки информации (Дж.Брунер).
27. Исследование семантических полей.
28. Исследование мышления как процесса (модель Д.Уоллеса).
29. Структурная организация мышления (система ЭУС).
30. Четырехуровневая модель мышления.
31. Понятие о воображении. Виды воображения.
32. Информационно- кибернетический подход к исследованию мышления.
33. Психолингвистические модели мышления в зарубежной психологии.
34. Процесс порождения речевого высказывания (А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев).
35. Процесс понимания речи и смысла сообщений.
ГЛОССАРИЙ
Абстракция (лат.) – один из основных процессов умственной деятельности человека, позволяющий вычленять и превращать в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, стороны или состояния предмета.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Аккомодация (лат.) – изменение сенсо-моторных и когнитивных структур поведения в связи с необходимостью приспособления к новому объекту или ситуации.
Актуализация (лат.) – воспроизведение знаний, умений, навыков, а также образов, представлений и мыслей; перевод их из потенциального состояния в актуальное.
Анализ – расчленение мысленное или реальное предмета или явления на составные части; процедура, обратная синтезу.
Анимизм -верование в одухотворенность живых и неживых объектов природы.
Антиципация (лат) - предвосхищение, предвидение.
Антропогенез (греч.) – происхождение и развитие человека.
Апперцепция – свойство психики, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта субъекта и обеспечивающее ясное, отчетливое и осознанное видение воспринимаемого содержания.
Ассоциация(лат) – закономерная связь двух или несколько ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и т.п., выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других.