Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 1. Предмет и методы исследования



Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

 

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры психофизиологии Декан факультета

и клинической психологии д-р б.н., проф. чл.-корр. РАО

Протокол № ___ Ермаков П.Н.

«_____»_____________2008г. «____» _____________200_г.

Зав. кафедрой д-р б.н., проф.

чл.-корр. РАО Ермаков П.Н. ______________________ «______»_____________200_г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ»

Цикла ОПД по специальности 030300 ПСИХОЛОГИЯ

Составитель:

Канд. психол. наук, доцент

Кайдановская И.А

Ростов-на-Дону

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Мышление и речь – один из курсов, входящих в комплекс фундаментальных учебных дисциплин по общей психологии. Он предназначен для формирования теоретических знаний, освоения методов эмпирического исследования и практической деятельности в этой предметной области.

Предметом «Общей психологии» является система психических функций и эмоциональных состояний человека, в которой различаются натуральные психические процессы и высшие психические функции. Первые рассматриваются как результат эволюционных изменений анатомических и нейрофизиологических структур, вторые, - как новообразования, возникающие в ходе культурно-исторического развития общества и человека в нём. Историческое наследие, в отличие от биологического, стало возможным благодаря развитию способов со-общения, средств коммуникации и передачи опыта из поколения в поколение.

Присвоение индивидом культурно-исторического опыта и развитие в этом процессе высших психических функций осуществляется, как пишет Л.С.Выготский, «через другого человека». Подражая другому, идентифицируя себя с ним, индивид овладевает собственной субъективностью и преобразует её в социально и личностно приемлемые формы. Направленность на осознание себя в мире и мира в себе становится неотъемлемым атрибутом человеческого способа существования. Эта способность, как пишет В.И. Слободчиков, определяет границу между натурально-природным и общественно-историческим способом бытия и освоения реальности.

Роль мышления в жизни человека и общества определяется его местом в системе психических функций. На ранних этапах этого процесса центральное место в системе психических функций занимает восприятие, позже этот статус приобретает память, ещё позже – мышление. Каждый их этих процессов оказывает обратное влияние на генетически исходные структуры таким образом, что вся система психических функций перестраивается в направлении

роста опосредованности, осознанности и произвольности. Мышление, проявляющееся на ранних этапах развития в форме практических преобразований непосредственно-воспринимаемой действительности, становится способом реорганизации умственных репрезентаций, пространственно-временные параметры которых определяются, с одной стороны, формами и масштабами внешних взаимодействий и коммуникаций, с другой, - глубиной их осознанности и рефлектирования опыта.

 

Цель курса – формирование системы знаний о природе, структуре, функциях, видах, закономерностях развития и типологических особенностях мышления человека.

 

Задачи курса

1. Определение специфики мышления и его места в системе психических

функций.

2. Ознакомление с методом и методическими приёмами исследования мышления.

3. Приобщение к опыту теоретических исследований по предмету.

4. Просвещение в области проблематики экспериментальных исследований мышления и его свойств.

5. Освоение опыта эмпирических исследований мышления.

6. Формирование знаний о структурно-функциональных особенностях и

видовых различиях мышления.

7. Анализ механизмов и закономерностей развития мышления.

9. Определение роли речи в развитии и функционировании мышления.

10. Осмысление проблемы отношений между мышлением и речью.

11. Обсуждение методов и результатов психолингвистических, психофизиологических и психологических исследований проблемы мышления и речи.

12. Формирование системы теоретических, эмпирических и практических знаний по предмету «Мышление и речь».

 

Место учебного курса в образовательной программе специальности

 

Успешное освоение курса «Мышление и речь» предполагает знание единиц анализа, структуры, видов и факторов развития феноменов ощущения, восприятия, памяти, внимания, а так же эмоциональных состояний человека как индивида и личности, субъекта деятельности и общения. Исходя из этого, курс «Мышление и речь» должен быть последним в ряду учебных дисциплин по общей психологии, эволюционному введению в психологию, антропологии и физиологии ВНД, и прорабатываться наряду с такими предметами, как «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития человека», «История психологии», «Логика».

Интеграция знаний по этим предметам способствует осмысленному освоению прикладных дисциплин и осознанному применению приобретённого опыта в профессиональной деятельности.

 

 

Учебно-тематический план дисциплины

Название модулей, разделов и тем Л П С Всего
Модуль 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Понятие о мышлении.  
Модуль 2. Теории мышления
Ассоциативная психоогия.    
Вюрцбургская школа.    
Функциональная психология и бихевиоризм.    
Гештальтпсихология.  
Культурно-исторический подход к исследованию мышления.
Конструктивистская психология.  
Деятельностный подход к исследованию мышления
Теория и метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Информационная парадигма и когнитивная психология.
Модуль 3. Структура мышления.
11. Ступени мышления (Г.Уоллес). Система ЭУС (Я.А. Пономарёв). Четырёхуровневая модель мышления (И.Н.Семёнов). Функциональное значение предметных действий операций и рефлексии. Интеллектуальная и личностная рефлексия. Объективные критерии смены уровня и рефлексивного выхода. Рефлексия как направленность на осознание собственных действий (Н.Г.Алексеев). Этапы развития рефлексивных способностей. Мышление как диалог. Семь «Я» теоретика (В.С.Библер).  
Модуль 4. Виды мышления
12. Практическое и теоретическое мышление (Аристотель). Исследование практического мышления в психологии (Б.М.Теплов, В.В.Давыдов). Критерии практического мышления. Эмпирическое мышление. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления. Методические приёмы исследования теоретического мышления (А.З.Зак). Интуитивное и аналитическое мышление. Критическое и творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Свойства дивергентного мышления и методические приёмы их исследовния (П.Торренс, Д.Гилфорд). Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Внешние и внутренние условия креативности (К.Роджерс).
Модуль 5. Развитие мышления.
Генетическая классификация видов мышления. Этапы развития мышления. Методы и результаты исследования наглядно-действенного мышления (П.Я.Гальперин, С.Новосёлова, Ж.Пиаже). Методические приёмы и результаты исследований наглядно-образного мышления (Н.Н. Поддьяков, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Словесно-логическое мышление, его особенности и методические приёмы исследования (Джон Дьюи, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Ж.Пиаже). Эмпирическая и логико-математическая абстракция. Математика как модель креативности. Условия, факторы и движущие силы развития мышления.
ИТОГО

 

Учебные модули

 

Модуль 1. Предмет и методы исследования

 

Комплексная цель модуля – определение мышления в его связях и отношениях с другими психическими процессами; выявление специфики мышления и, соответственно, методических приёмов его исследования, по сравнению с чувственными формами познания и использования знаний.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.