Мышление и речь – один из курсов, входящих в комплекс фундаментальных учебных дисциплин по общей психологии. Он предназначен для формирования теоретических знаний, освоения методов эмпирического исследования и практической деятельности в этой предметной области.
Предметом «Общей психологии» является система психических функций и эмоциональных состояний человека, в которой различаются натуральные психические процессы и высшие психические функции. Первые рассматриваются как результат эволюционных изменений анатомических и нейрофизиологических структур, вторые, - как новообразования, возникающие в ходе культурно-исторического развития общества и человека в нём. Историческое наследие, в отличие от биологического, стало возможным благодаря развитию способов со-общения, средств коммуникации и передачи опыта из поколения в поколение.
Присвоение индивидом культурно-исторического опыта и развитие в этом процессе высших психических функций осуществляется, как пишет Л.С.Выготский, «через другого человека». Подражая другому, идентифицируя себя с ним, индивид овладевает собственной субъективностью и преобразует её в социально и личностно приемлемые формы. Направленность на осознание себя в мире и мира в себе становится неотъемлемым атрибутом человеческого способа существования. Эта способность, как пишет В.И. Слободчиков, определяет границу между натурально-природным и общественно-историческим способом бытия и освоения реальности.
Роль мышления в жизни человека и общества определяется его местом в системе психических функций. На ранних этапах этого процесса центральное место в системе психических функций занимает восприятие, позже этот статус приобретает память, ещё позже – мышление. Каждый их этих процессов оказывает обратное влияние на генетически исходные структуры таким образом, что вся система психических функций перестраивается в направлении
роста опосредованности, осознанности и произвольности. Мышление, проявляющееся на ранних этапах развития в форме практических преобразований непосредственно-воспринимаемой действительности, становится способом реорганизации умственных репрезентаций, пространственно-временные параметры которых определяются, с одной стороны, формами и масштабами внешних взаимодействий и коммуникаций, с другой, - глубиной их осознанности и рефлектирования опыта.
Цель курса – формирование системы знаний о природе, структуре, функциях, видах, закономерностях развития и типологических особенностях мышления человека.
Задачи курса
1. Определение специфики мышления и его места в системе психических
функций.
2. Ознакомление с методом и методическими приёмами исследования мышления.
3. Приобщение к опыту теоретических исследований по предмету.
4. Просвещение в области проблематики экспериментальных исследований мышления и его свойств.
5. Освоение опыта эмпирических исследований мышления.
6. Формирование знаний о структурно-функциональных особенностях и
видовых различиях мышления.
7. Анализ механизмов и закономерностей развития мышления.
9. Определение роли речи в развитии и функционировании мышления.
10. Осмысление проблемы отношений между мышлением и речью.
11. Обсуждение методов и результатов психолингвистических, психофизиологических и психологических исследований проблемы мышления и речи.
12. Формирование системы теоретических, эмпирических и практических знаний по предмету «Мышление и речь».
Место учебного курса в образовательной программе специальности
Успешное освоение курса «Мышление и речь» предполагает знание единиц анализа, структуры, видов и факторов развития феноменов ощущения, восприятия, памяти, внимания, а так же эмоциональных состояний человека как индивида и личности, субъекта деятельности и общения. Исходя из этого, курс «Мышление и речь» должен быть последним в ряду учебных дисциплин по общей психологии, эволюционному введению в психологию, антропологии и физиологии ВНД, и прорабатываться наряду с такими предметами, как «Социальная психология», «Психология личности», «Психология развития человека», «История психологии», «Логика».
Интеграция знаний по этим предметам способствует осмысленному освоению прикладных дисциплин и осознанному применению приобретённого опыта в профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план дисциплины
№
Название модулей, разделов и тем
Л
П
С
Всего
Модуль 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Понятие о мышлении.
Модуль 2. Теории мышления
Ассоциативная психоогия.
Вюрцбургская школа.
Функциональная психология и бихевиоризм.
Гештальтпсихология.
Культурно-исторический подход к исследованию мышления.
Конструктивистская психология.
Деятельностный подход к исследованию мышления
Теория и метод поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Информационная парадигма и когнитивная психология.
Модуль 3. Структура мышления.
11.
Ступени мышления (Г.Уоллес). Система ЭУС (Я.А. Пономарёв). Четырёхуровневая модель мышления
(И.Н.Семёнов). Функциональное значение предметных действий операций и рефлексии. Интеллектуальная и личностная рефлексия. Объективные критерии смены уровня и рефлексивного выхода. Рефлексия как направленность на осознание собственных действий (Н.Г.Алексеев). Этапы развития рефлексивных способностей. Мышление как диалог. Семь «Я» теоретика (В.С.Библер).
Модуль 4. Виды мышления
12.
Практическое и теоретическое мышление (Аристотель). Исследование практического мышления в психологии (Б.М.Теплов, В.В.Давыдов). Критерии практического мышления. Эмпирическое мышление. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления. Методические приёмы исследования теоретического мышления (А.З.Зак). Интуитивное и аналитическое мышление. Критическое и творческое мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Свойства дивергентного мышления и методические приёмы их исследовния
(П.Торренс, Д.Гилфорд). Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей и креативности. Внешние и внутренние условия креативности (К.Роджерс).
Модуль 5. Развитие мышления.
Генетическая классификация видов мышления. Этапы развития мышления. Методы и результаты исследования наглядно-действенного мышления
(П.Я.Гальперин, С.Новосёлова, Ж.Пиаже). Методические приёмы и результаты исследований наглядно-образного мышления (Н.Н. Поддьяков, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже). Словесно-логическое мышление, его особенности и методические приёмы исследования (Джон Дьюи, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Ж.Пиаже). Эмпирическая и логико-математическая абстракция. Математика как модель креативности. Условия, факторы и движущие силы развития мышления.
ИТОГО
Учебные модули
Модуль 1. Предмет и методы исследования
Комплексная цель модуля – определение мышления в его связях и отношениях с другими психическими процессами; выявление специфики мышления и, соответственно, методических приёмов его исследования, по сравнению с чувственными формами познания и использования знаний.