Аутизм – состояние человека, которое характеризуется слабо развитой речью и резким сокращением количества контактов с окружающими.
Бессознательное- совокупность психических явлений, не осознаваемых субъектом.
Бихевиоризм - (от англ. behaviour, beheviour - поведение) – наука о поведении, одно из ведущих направлений в американской психологии.
Вдохновение– своеобразный подъём духовных сил человека, наблюдаемый в процессе творческой деятельности.
Визуальное мышление – познавательный процесс, который осуществляется посредством манипулирования зрительными образами.
Внутренняя речь– беззвучная, скрытая вербализация, возникающая в процессе мышления «про себя».
Воображение – психический процесс создания новых образов или представлений путём переработки продуктов восприятия и памяти, полученных в предшествующем опыте.
Вюрцбургская школа – группа исследователей во главе с О.Кюльпе, приступивших в начале XX века к изучению мышления посредством лабораторного эксперимента в сочетании с видоизмененным методом интроспекции.
Гештальт(нем.) – целостная уравновешенная структура, форма, образ или идея.
Дедукция(лат.) – выведения следствия из посылок, рассуждение в направлении от более общего к менее общему, частному.
Действие– единица деятельности; произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели.
Децентрация(лат.) – механизм преодоления эгоцентризма.
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в ходе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных образом отношений субъекта в предметной деятельности.
Диагностика (греч.) – вид практической деятельности, направленный на определение уровня развития индивидуальных особенностей мышления человека.
Диалог (с греч.) – обмен высказываниями или суждениями двух или более людей.
Дооперациональное мышление – стадия развития, начало которой связано с появлением символической функции и характерной особенностью которой является центрация на чувственно воспринимаемых свойствах вещей.
Женевская школа генетической эпистемологии– современное направление в исследовании интеллекта, созданное Ж.Пиаже.
Житейское понятие– донаучное понятие, образующих при усвоении детьми значений слов вне специального обучения.
Задача– объект мышления, включающий требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе.
Знак– предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления или процесса; средство овладения собственным поведением.
Значение– обобщенная форма отражения субъектом общественно- исторического опыта, приобретённого в процессе совместной деятельности и общения. Носителями значений являются знаковые системы: язык (естественный или искусственный), а также схемы, карты, формулы, чертежи, символы.
Зона ближайшего развития- понятие, введённое Л.С. Выготским, положенное в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребёнка.
Индукция – рассуждение или познание как движение от единичного или менее общего к более общему.
Импрессивная речь(с лат.) – восприятие и понимание речи.
Инертность – качество мышления (поведения), выражающееся в затрудненном, замедленном переключении с одного вида деятельности на другой.
Инсайт (с англ.) – постижение, озарение; внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание (осознание) существенных отношений и структуры в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.
Интеллект(с лат.) – относительно устойчивая структура познавательных способностей индивида, определяющая формы взаимодействия субъекта с окружающей ( предметной и социальной) средой.
Интериоризация(с лат.) – перенос общественных представлений в сознание индивида; процесс формирования высших психических функций; процесс формирования внутренней речи и умственных действий.
Интроспективная психология– направление, в рамках которого считается, что сознание- это совокупность феноменов, познаваемых только посредством интроспекции, т.е. самонаблюдения.
Интуиция( с лат.) – эвристический процесс, состоящий в приобретении знаний или решении проблем без осознания условий и способов, результат которого воспринимается субъектом как непосредственная данность сознания, как внезапное усмотрение.
Когнитивная психология (лат. cognitio - знание, познание) – одно из основных направлений в современной психологии, предметом которого являются познавательные процессы, а также происхождение и развитие знаний.