Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Модуль 3. Структура поцеса мышления



 

Комплексная цель модуля – определение специфических особенностей процессуальных аспектов мышления.

 

 

Краткое проблемное изложение материала

Все высшие психические функции исследуются в двух аспектах – как процесс и как результат этого процесса. В психофизиологии процессуальные аспекты мышления исследуются с помощью аппаратурных технологий. В психологических исследованиях с этой целью используется метод тестов.

По результатам исследований разработано множество структурных моделей процесса решения задач, среди которых можно выделить линейные, уровневые, диалогические и системные. Последние строятся по аналогии с программным обеспечением компьютеров. Описание процесса осуществляется в терминах операций, стратегий, «системы продукции», «процедурного знания». Выделены идеальные, целостные, парциальные стратегии, последовательного и одновременного сканирования.

Одна из проблем в исследованиях такого рода – выявление специфических особенностей мышления по сравнению с процессами восприятия, припоминания или воображения. В этом плане наиболее перспективным является исследование уровней осознанности субъектом мышления процедурных знаний.

 

 

Проектное задание

1. Стратегия и тактика переработки информации.

2. Этапы, уровни и ступени мышления.

3. Процессуально-деятельностный подход к исследованию мышления.

4. Когнитивные стили.

5. Стратегии гениев.

 

 

Перечень рекомендуемой литературы

1. Андерсон Д. Когнитивная психология. – СПБ.: Питер, 2002.

2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2-х т. Т. 2. – М.: Смысл: Академия, 2006.

3. Дилтс Р. Стратегии гениев: В 3-х т. Т. 1, 2, 3. - М.: Класс, 1998.

4. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова.- М.: ПЭРСЭ, 2002.

5. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.: Тривола, 1996.

 

 

Модуль 4. Виды мышления

Комплексная цель модуля– определение видовых различий и методических приёмов дифференциации видов мышления.

 

 

Краткое изложение программного материала

Мышление – это фундаментальная и исключительно значимая для каждого человека способность. Фундаментальной она является потому, что именно в мышлении человек проявляется как родовое существо. Отражение этого факта в сознании каждого человека обусловливает социальную и личностную значимость мышления. Не случайно в народе бытует поговорка, что «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум».

Факт, что люди мыслят по-разному, очевиден и известен в древних времён. В философии Аристотеля этот факт зафиксирован терминологически в понятиях «практического» и «теоретического» разума. Практический рассматривался как неотъемлемое свойство телесной организации человека, а теоретический – не телу обязанный своим происхождением. Точка зрения Аристотеля давала повод для разделения человеческих способностей на две категории: низшие и высшие. В таком виде учение о способностях просуществовало около двух с половиной тысячелетий.

В 20 веке ситуация в психологии изменилась. В исследованиях практической деятельности полководцев Б.М.Теплов ввёл объективный критерий практического ума и продемонстрировал, каким высоким психологическим требованиям должен соответствовать человек на этом посту, возвысив тем самым одноимённый вид мышления. Вслед за тем В.В. Давыдов ввёл психологический критерий теоретического мышления, который до сих пор не утратил своей актуальности.

Представители гештальтпсихологии исследовали условия творческого мышления и сформулировали факторы, препятствующие и способствующие этому процессу, а известный специалист в этой области Эдвард де Боно вел в научный обиход понятие «латеральное мышление», занесённое в Оксфордский словарь современного английского языка. Такова история учения о видах мышления, которая пока ещё не имеет конца.

 

 

Проектное задание

1. Визуальное мышление.

2. Аутистическое мышлении

3. Пра-логическое мышление.

4. Эгоцентрическое мышление.

5. Житейское и научное мышление.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.