Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

С семнадцати-восемнадцати лет



В этот период, также весьма важный, занятия не дают больших результатов[27].

Прежде всего меняется голос, поэтому утрачивается глав­ный цветок. Да и внешность становится угловатой, а потому теряет свою прелесть. [Юноша] падает духом, так как полно­стью переменяется образ его поведения в сравнении с тем про­стым оставшимся позади временем, когда даже голос блистал и цвел. Ежели в довершение всего он замечает, что публика потешается над ним, то — почитая сие за стыд — он начинает сильно томиться всем этим.

Занятия такой поры не могут быть не чем иным, как заня­тиями, когда — пусть даже подвергаешься насмешкам людей, указующих на тебя пальцем, но не обращая на то внимания,— запершись дома, и утром и вечером упражняешь голос в преде­лах доступного звукоряда; когда понимаешь, что вот она веха жизни, и возникают в глубинах сердца желание и силы во всю жизнь не отрешаться от [искусства] Но. Коли в этот момент отступиться, способности на том и остановятся.

Вообще говоря, хоть [владение] звукорядами и зависит от [возможностей] голоса, все же следует практиковать [в это вре­мя только] звукоряды восики-бансики[28]. Если очень увлечься [овладением] звукорядами, станешь человеком по облику вычур­ным. Это также приводит к тому, что с возрастом голос стано­вится никуда не годным.

 


Двадцать четыре—двадцать пять [лет]

Этот возраст является началом становления исполнитель­ского искусства[29] всей жизни, потому он — веха в учении[30].

Это время, когда и голос уже выправился, и все телесное устройство полностью определилось. И вот имеют место на на­шем пути два счастливых следствия кармы[31]: голос и внешность. Они, два эти свойства, в сей период приобретают закончен­ность, и рождается мастерство, подобающее расцвету лет.

При этих условиях другие [исполнители] скажут: «Ах, ка­кой мастер появился!» Да и взоры зрителей будут привлече­ны. Когда однажды, восхитительно играя благодаря цветку, расцветшему в нем в этот момент, [молодой лицедей] одержит победу в состязаниях даже со знаменитым соперником, он и во мнении людей поднимется, и сам начнет считать себя мастером.

Все это оборачивается поистине во вред для самого испол­нителя. Ведь и подобное мастерство не является истинным цветком. Этот цветок есть следствие расцвета лет и временно­го сердечного восторга зрителей. Обладающий подлинной си­лой зрения, должно быть, увидит и различит это.

Постыдно, когда сам юноша вообразит, будто пределом ма­стерства является цветок именно этого возраста — времени, ко­торое называют новоначалием[32], и поспешит утверждать свое­вольные приемы[33], уводящие от законов саругаку, и играть с видом несомненного мастера.

К примеру, пусть даже и люди тебя восхваляют, и ты одер­живаешь победу над знаменитостью, тебе следует уразуметь, что это — цветок преходящей дивности[34] и продолжать обучать­ся все более точному подражанию, еще упорнее предаваться занятиям, подробно расспрашивая об учении прославленных мастеров.

И поскольку так обстоит, то и сердце [человека], принимаю­щего временный цветок за истинный, является сердцем, явно уходящим от подлинного цветка. Ведь людям то, очарованным: этим временным цветком, и неведомо, что вскоре сей цветок будет утрачен.

То, что называют новоначалием, и есть эта пора.

И еще. [В этом возрасте] необходимо погружаться в созер­цательные размышления[35]. Коли вполне постигнешь высоту сту­пени[36] своего мастерства, то цветок обретенной высоты не утра­тится во всю жизнь. Когда же почитаешь себя стоящим на большей высоте искусности, чем есть, теряешь цветок и той сту­пени, на которой поначалу стоял.

[Все это] следует глубоко выносить в своем сердце.


 

Тридцать четыре — тридцать пять [лет]

Искусство этого возраста — вершина расцвета. Если в этот период глубоко уразуметь наставления этой кни­ги и в совершенстве овладеть мастерством, то непременно бу­дешь признан в Поднебесной и обретешь славу.

Вот только следует знать: если в это время и признания в Поднебесной не обрел, и славой не обладаешь в должной ме­ре, то, хоть какой будь искусник, значит, все же являешься ситэ[37], еще не овладевшим истинным цветком. А если [в этом возрасте] не обладать истинным цветком, то после сорока лет дарования померкнут и дальнейшее станет тому свидетельст­вом.

Итак, рост [мастерства] отмечен периодом до тридцати четы­рех — тридцати пяти лет, после сорока наступает спад.

Повторю и повторю вновь: в этот период нельзя думать, что достиг полного мастерства, покуда не получил признания в Поднебесной.

В эту пору подобает быть вдвойне осмотрительным: это вре­мя осознания прошлого и время осмысления манеры игры на грядущие годы. Если в тридцать четыре — тридцать пять лет не достичь вершин мастерства, уж потом обрести признание в Поднебесной станет несравненно трудно.

 


Сорок четыре—сорок пять [лет]

С этого времени необходимо во многом переменить способ [игры] в Но.

К примеру, пускай даже ты признан в Поднебесной и достиг Закона[38] в мастерстве, все же следует заручиться хорошим [ис­полнителем] ваки-но ситэ[39]. Ведь даже когда мастерство твое не снижается, ты утрачиваешь очарование внешности и способ­ность пробуждать ею восхищение зрителей, ибо уходят силы и годы постепенно начинают клониться к закату.

Не знаю, как редкой красоты человек, но вот человек [про­сто] приятной наружности, будучи в годах, уже не смотрится в пьесах хитамэн-но саругаку[40] — это прежде всего. Так что отпадает [возможность] исполнять такие пьесы.

Что до тонкого мономанэ, то начиная с этого периода едва ли требуется столь уж прибегать к нему. В целом лучше выби­рать [пьесы] присущего тебе стиля, играть легко и покойно, без [видимого] усилия. Лучше позволить ваки-но ситэ нести свой цветок[41], а самому исполнять намного меньшее число пьес, чем играет собрат [ваки-но ситэ].

Так, даже в случае, когда не располагаешь [исполнителем] ваки-но ситэ, выступать в пьесе, которая требует многообразно полного приложения телесных усилий[42], вовсе не следует. Что тут ни делай — в глазах зрителей цветка не родится.

Но коли до этого возраста хранишь в себе цветок неутра­ченный, он-то и есть цветок истинный. И уж тот ситэ, что на подступах к пятидесяти годам обладает неутраченным цветком, несомненно обретает славу в Поднебесной, еще не достигнув, сорока лет.

И вот: даже ситэ, получивший признание в Поднебесной, да­же мастер подобной меры — поскольку явственно знает собственные свои [физические] возможности — все более пестует ва-ки-но ситэ и не исполняет пьес, которые требуют ловкости и выносливости и в которых могут быть замечены его затруднения. Вот и выходит: тот, кто знает собственную плоть, является мудрым в сердце своем.

 


За пятьдесят [лет]

С этого времени, в общем, едва ли есть иной способ [игры], кроме способа недействия[43]. Недаром говорят: «В старости и единорог хуже осла»[44].

И все же: коли являешь собою поистине мудрого мастера, цветок сохраняется в тебе, пусть даже ты теряешь [способность исполнять] многие и многие пьесы, и — так или инач е— умаляется число того, что достойно в тебе любования.

[Вспоминаю] о покойном отце. Он умер в 52 года в девят­надцатый день пятой луны. В четвертый день этой луны он ис­полнил хораку[45] перед святилищем Сэнгэн, что в провинции Су-руга[46]. Представление того дня было по-особенному прекрасным, и зрители — высокие и низкие — все в один голос возносили ему хвалу.

Как раз около того времени он передал новичку[47] многие пьесы. И хотя легких пьес становилось [для него] все меньше, их он тоже умел расцветить, и оттого его цветок виделся еще более превосходным.

Поскольку [отец] обладал воистину мудрым цветком, талант его не иссякал — так, случается, не опадают цветы и с одряхлевшего дерева, почти лишенного веток и листьев.

Таково бывшее перед моими глазами свидетельство цветка, что хранился и в старом теле.

Вот в чем состоят занятия, сообразные течению лет.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.