В теории права иол термином «источник права» традиционно понимается собственно форма права, которая представляет собой способ внешнего выражения и закрепления содержания норм права. Воззрения науки гражданского права разделяют данную точку зрения. «Под именем источников права, — писал русский цивилист Г. Ф. Шершеневич, — следует понимать формы выражения положений права, которые имеют значение обязательных средств ознакомления с действующим правом».
Таким образом, источник гражданского права — это объективированная форма выражения и закрепления содержания гражданско-правовых норм вовне.
Различают следующие источники гражданского права:
нормы международного права и международные договоры РФ (ст. 7 ГК РФ);
Конституция РФ;
гражданское законодательство — ГК РФ и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК РФ);
иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права — указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК РФ), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3), нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3);
обычаи делового оборота (ст. 5 ГК РФ).
Все перечисленные источники гражданского права подпадают под классификацию романо-германской системы права, так как их можно разделить на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и правовые обычаи — источники ненормативного характера (обычаи делового оборота).
Правовые нормы, которые в совокупности образуют гражданское право, имеют различные формы выражения и существования. В гражданском праве выделяют систему гражданского права и систему гражданского законодательства. Это две самостоятельные категории, которые характеризуют гражданское право и соотносятся между собой как содержание и форма. Система гражданского права как его содержание - это внутренняя структура права, которая соответствует характеру общественных отношений. Это строение права, деление его на подотрасли, институты. Система гражданского законодательства - внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Гражданское законодательство - внешняя форма выражения норм гражданского права, совокупность изданных компетентными государственными органами официальных актов, устанавливающих, изменяющих или отменяющих гражданско-правовые нормы. Система гражданского права органически связана с системой гражданского законодательства, т.к. в законодательстве правовые нормы получают своё реальное, внешнее проявление. Но между ними существуют определённые различия: 1. первичным элементом системы права является- норма, а первичным элементом системы законодательства - нормативно-правовой акт, т.е. внутреннее строение системы права и системы законодательства различно. 2. система права носит объективный характер, а система законодательства подвержена субъективному фактору и зависит во многом от воли законодателя. Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Расположенные с учетом единства и дифференциации нормы гражданского права находят свое выражение в статьях различных правовых нормативных актов (в дальнейшем - нормативные акты или правовые акты), которые принято именовать источниками гражданского права. Указанные нормативные акты в совокупности образуют гражданское законодательство. Вместе с тем следует иметь в виду, что в ГК понятие «гражданское законодательство» используется в узком смысле.
Статья 3 ГК включает в понятие «гражданское законодательство» только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Иные акты, содержащие нормы гражданского права, выведены за пределы понятия «гражданское законодательство». Обусловлено это, по-видимому, тем, что принятие законов является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать.
Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ названы «иные правовые акты», а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти» Гражданское право.Т.1 / Отв. ред. Суханов Е. А. - М., 1998.- С. 72.
Понятие «гражданское законодательство» используется также в широком смысле, охватывающем не только законодательные, но и иные нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Именно в таком смысле используется понятие гражданского законодательства в ст. 71 Конституции РФ.
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значительный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затрудняет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым и в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера.
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы (например, в 1992 г. Центральным банком РФ было принято Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, заменившее собой ряд ранее действовавших банковских инструкций, которое, однако, утратило силу с введением в действие второй части ГК РФ). Достоинством консолидации является возможность некоторой «расчистки» законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.