Отклик на групповую вибрацию...............................................
2-й
Бесформенные
Духовная телепатия................
1-й
Буддхический
1.
Понимание.................................
7-й
2.
Целительство.............................
6-й
3.
Божественное видение............
5-й
4.
Интуиция....................................
4-й
5.
Идеализм....................................
3-й
Атмический....
1.
Блаженство................................
7-й
2.
Активное служение..................
6-й
3.
Осознавание..............................
5-й
4.
Совершенство...........................
4-й
5.
Всеведение.................................
3-й
В следующей таблице номера один, два, три, четыре и пять, рядом с названием каждого чувства, относятся к планам проявления, в соответствии с первой из вышеприведенных таблиц.
а. Первое чувство......... Слух.
1.
Физический слух.
2.
Яснослышание.
3.
Высшее яснослышание.
4.
Понимание (четырех звуков)
5.
Блаженство
б. Второе чувство........ Осязание, или Ощущение.
1.
Физическое осязание.
2.
Психометрия.
3.
Планетарная психометрия.
4.
Целительство.
5.
Активное служение.
в. Третье чувство......... Зрение.
1.
Физическое зрение.
2.
Ясновидение.
3.
Высшее ясновидение.
4.
Божественное видение.
5.
Осознавание.
г. Четвертое чувство.. Вкус.
1.
Физический вкус.
2.
Воображение.
3.
Различение.
4.
Интуиция.
5.
Совершенство.
д. Пятое чувство.......... Обоняние.
1.
Физическое обоняние.
2.
Эмоциональный идеализм.
3.
Духовное распознавание.
4.
Идеализм.
5.
Всеведение.
37. Эти способности являются препятствиями к наивысшему Духовному осознаванию, но служат в качестве магических способностей в объективных мирах.
325]Один факт, который постоянно подчеркивается в данном руководстве, посвященном духовному развитию, это то, что психические способности, высшие и низшие, являются помехами для наивысшего Духовного состояния, и человек, который научился функционировать полностью свободным от трех миров, должен оставить их позади. Стремящемуся трудно усвоить этот урок. Он склонен думать, что тенденция к ясновидению или яснослышанию есть признак прогресса и знак того, что его практика медитации начинает давать результат. Может произойти совсем противоположное и неизбежно 326] произойдет, если стремящийся будет увлечен, или привязан, к любой из форм психических способностей. Древний индусский автор по поводу этих способностей говорит:
«Ум человека, умственное вещество которого создает мысли о чрезвычайной желательности этих совершенств, подобен рожденному в бедности, который любую маленькую ценность считает грудой сокровищ. Но Йогин, чье вещество ума сосредоточено, должен избегать этих совершенств, даже обладая ими. Стремящийся к конечной цели жизни, к абсолютному освобождению от страданий в трех мирах, как может он иметь какую-то привязанность к этим совершенствам, которые уводят его от достижения цели?»
Двиведи говорит:
«Оккультные способности, описанные ранее, и те, что будут описаны далее, ...являются препятствиями, потому что становятся причинами отвлечения ума различными чувствами, которые они возбуждают. Но они не вовсе бесполезны, так как являются великими благими силами в моменты, когда Самадхи временно прекращается».
Стремящемуся полезно будет знать, что представляют собой эти способности, как ими управлять, но не быть управляемым ими, и как использовать их в служении своему брату и Иерархии, однако их следует считать инструментами, относящимися к формальной стороне. Необходимо сознавать, что они являются качествами, или способностями, оболочек, или аспекта формы, иначе им будет придаваться чрезмерное значение, они будут привлекать чрезмерное внимание и станут преградами прогрессу в раскрытии Души.
38. Освободившись от причин привязанности через их ослабление и понимая способ перемещения (выхода и вхождения), вещество ума (или читта) может войти в другое тело.
327]Вся наука Раджа Йоги основывается на понимании природы, цели и функций ума. Базовый Закон этой науки заключен в словах: «энергия следует за мыслью», а последовательность действий описывается следующим образом:
Мыслитель на своем собственном плане формулирует мысль, воплощающую некую цель или некое желание. Ум вибрирует в ответ на эту идею, одновременно вызывая соответствующую реакцию в камическом теле, теле желаний, или эмоциональном теле. Энергетическое тело, эфирная оболочка, вибрирует синхронно, мозг отзывается и энергетизирует нервную систему во всем плотном физическом теле таким образом импульс Мыслителя активизирует энергии физического плана.
Существует тесная связь между умом и нервной системой, так что мы имеем интересную тройку:
1. Ум,
2. Мозг,
3. Нервная система,
– и учащийся Раджа Йоги на начальной стадии работы должен уделять ей большое внимание. Впоследствии его внимание будет привлечено другой тройкой:
328] 1. Мыслитель,
2. Ум,
3. Мозг,
– но это произойдет после осуществления определенной работы.
Благодаря пониманию метода энергетизации нервов Мыслитель может побуждать свой инструмент к активности во время воплощения и аналогичным образом вызывать транс, Самадхи или смерть. То же базовое знание позволяет адепту оживлять мертвое тело, как это делал Христос в Палестине, или занимать проводник ученика в целях служения, как Христос занимал тело ученика Иисуса. Как нам говорится, это знание и его использование подчиняется великому Закону Кармы, Закону Причины и Следствия, и даже Сам Христос ни в первом, ни во втором случае не мог бы отменить Закон, если бы не было соответствующего «ослабления» причины, создающей зависимость.
39. При подчинении направленной вверх энергии Жизни (уданы) происходит освобождение от тернистого пути, из воды и трясины, после чего обретается возможность Вознесения.
Все тело пронизано совокупностью нервной энергии, называемой индусами праной. Она контролируется умом через мозг и является той жизненностью, которая приводит в активность органы чувств и делает возможной проявленную жизнь человека. Она распределяется посредством нервной системы через главные распределительные центры, называемые сплетениями, или лотосами. Нервные сплетения, ганглии, известные традиционной 329] медицине, - это отражения, или тени, более жизненных сплетений. Учащийся не слишком ошибется, если будет считать, что жизненное, или эфирное, тело состоит из общей суммы праны в человеческом теле. Эфирное тело целиком образовано потоками энергий и является субстратом из жизненной субстанции, который составляет основу плотной физической формы.
Один из терминов, применяемых к этой энергии, – «жизненные флюиды». Прана пятерична в своем проявлении и соответствует, таким образом, пяти состояниям ума, то есть Пятому принципу. и пяти видоизменениям этого мыслящего принципа. В Солнечной системе прана проявляется как пять Великих состояний энергии, которые мы называем планами и которые являются посредниками сознания. Они таковы:
1. Атмический, или Духовный, план;
2. Буддхический, или Интуитивный, план;
3. Ментальный план;
4. Эмоциональный, Астральный, или Камический, план;
5. Физический план.
Пять дифференциаций праны в человеческом теле таковы:
1. Прана, распределяется от носа до сердца и имеет особое отношение ко рту и речи, к сердцу и легким.
2. Самана, распределяется от сердца до солнечного сплетения; она имеет дело с пищей и питанием тела с помощью еды и питья и имеет особое отношение к желудку.
3. Апана, контролирует область от солнечного сплетения до подошв ног; она имеет дело с органами выделения, воспроизведения, 330] имея к ним, таким образом‚ особое отношение.
4. Удана находится между носом и макушкой головы; она имеет особое отношение к мозгу, носу и глазам и при надлежащем контроле осуществляет координацию жизненных флюидов и правильное управление ими.
5. Вьяна – термин, применяемый к общей совокупности пранической энергии, равномерно распределенной по всему телу. Ее инструментами являются тысячи нади, или нервов, расположенных в теле, и она имеет особую отчетливую связь с кровеносными сосудами, венами и артериями.
В данной Сутре нам говорится, что при подчинении четвертого жизненного флюида достигаются определенные результаты, и их будет интересно узнать. Подчинение его становится возможно только при понимании и овладении системой Раджа Йоги, так как она предполагает умение функционировать в голове и контролировать всю природу из точки в мозгу. Когда человек поляризован в ней, то нервная сила, или энергия, находящаяся в верхней части головы, активизируется; при правильном контроле и подчинении ее становится возможным правильное направление пран тела и человек достигает освобождения; благодаря этому происходит прекращение контактов в трех мирах. В Сутре по необходимости использовался символический язык, и смысл ее не должен выхолащиваться материализацией ее подлинного значения. Левитация, способность ходить по воде и умение противостоять силе гравитационного притяжения Земли выражают ее низшее и наименее существенное значение.
331]1. Освобождение из воды это символическая фраза, означающая подчинение астральной природы и то, что великие воды иллюзии более не могут удерживать освобожденную Душу. Энергии солнечного сплетения более не доминируют.
2. Освобождение от тернистого пути относится к пути физической жизни и нигде не описывается прекраснее, чем Христом в Его притче о Сеятеле, когда Он говорит, что иное семя упало в тернии. Дается объяснение, что тернии – это заботы и бедствия мирского существования, которые заглушают Духовную жизнь и надолго скрывают Истинного человека. Тернистый путь выводит на Северный Путь, а тот, в свою очередь, – на Путь Посвящения. В одной из старых книг в Архивах Ложи имеются такие слова:
«Пусть ищущий истину избежит утопления и выберется на берег реки. Пусть обратится он к Полярной Звезде и встанет на твердую почву, повернув лицо к Свету. И пусть тогда Звезда ведет».
3. Освобождение из трясины относится к совокупной природе кама-манаса, желания и низшего ума, которая порождает уникальную проблему человечества. Кроме того, это символический способ описания великой иллюзии, которая так долго удерживает путника в западне. Когда стремящийся может идти в Свете, найдя Свет (Шекину) в Святая Святых своего существа, то иллюзия рассеивается. Учащемуся полезно проследить аналогию между тремя частями Храма Соломона и тремя частями «Храма Святого Духа», человеческого строения.
332]Внешний Двор соответствует энергиям и относящимся к ним органам, расположенным под диафрагмой. Святилище – это центры и органы в верхней части тела, от горла до диафрагмы. Святая Святых –это голова, где находится престол Бога, Трон Милосердия и осеняющая Слава.
Обретая эти три аспекта свободы, человек выходит из-под власти воды, трясины, или жизни физического плана, и обретает «возможность Вознесения». Он может вознестись на небо актом воли. Христос, или Духовный человек, может встать на Горе Вознесения, пройдя через четыре кризиса, или точки контроля, от Рождения до Распятия на кресте. Тем самым «удана», или направленная вверх Жизнь, становится контролирующим фактором, а направленная вниз энергия Жизни перестает доминировать.
40. Вследствие подчинения Саманы искра становится пламенем.
Эта Сутра – одна из прекраснейших в книге, и следует отметить ее перевод Чарльзом Джонстоном: «Когда подчиняешь связывающую жизнь, происходит сияние». Возможна и другая интерпретация: «благодаря контролю Саманы проявляется АУМ (Слово Славы)». Сердце – источник жизни, и жизненная энергия, называемая Саманой, управляет сердцем и жизненным дыханием через легкие. Когда тело очищено и его энергии направляются правильно, когда устанавливается ритм, тогда становится видна сияющая Жизнь.
333] Это не просто метафора, а происходит на самом деле, так как, когда жизненные потоки направляются Душой, сидящей на троне, через нервы и кровеносные сосуды, то только самые чистые атомы будут встраиваться в тело, и результатом будет сияние Света через всего человека. Не только голова будет излучать Свет, видимый ясновидящим как нимб, или круг, сверкающий разноцветный ореол, но и все тело будет сиять благодаря вибрирующим центрам электрической силы, распределенным по всему телу.
41. Благодаря однонаправленной медитации на связь между Акашей и Звуком развивается орган духовного слышания.
Для понимания этой Сутры важно понять определенные взаимоотношения – взаимоотношения между материей, чувствами и тем, кто получает опыт.
Христианин верит, что «все было создано Словом Божьим». Восточный верующий придерживается того, что Звук был создающим фактором в творческом процессе, и оба утверждают, что это Слово, или Звук, изображается как Второе Лицо божественной Троицы.
Этот Звук, или Слово, привел материю Солнечной системы в особую активность, а ему предшествовало дуновение Отца, которое создало первоначальное движение, или вибрацию.
Итак, сначала Дыхание (Пневма, или Дух) пронизывает изначальную субстанцию и устанавливает пульсацию, вибрацию, ритм. 334] Затем Слово, или Звук, заставляет пульсирующую, вибрирующую субстанцию принять форму, или образ, осуществляя тем самым воплощение Второго Лица космической Троицы, Сына Божьего, Макрокосма.
Этот процесс завершается на семи планах проявления, в сферах, в которых возможны семь состояний сознания. Все они характеризуются определенными качествами, отличаются друг от друга специфическими вибрационными свойствами и называются определенными терминами.
Нижеследующая таблица может оказаться полезной, если учащийся будет помнить, что первые три плана являются планами божественного проявления, а нижние три представляют собой отражение этого божественного процесса и являются тремя планами нашего обычного опыта. Обе триады, Бога и человека, соединяются средним планом, планом единства, или объединения, на котором Бог и человек делаются едины. На христианском языке это – план Христа, в восточной терминологии – Буддхический план.
БОЖЕСТВЕННЫЕ ПЛАНЫ
План I.
Логоический,
или Божественный
Море Огня
Бог-Отец
Воля
План II.
Монадический
Акаша
Бог-Сын
Любовь-Мудрость
План III.
Духовный,
или Атмический
Высший
Эфир
Бог-Дух Святой
Активное
Познание
335]
ПЛАН ЕДИНСТВА, ИЛИ ИСКУПЛЕНИЯ
План IV.
Христа, или
Буддхический
Воздух
Единство
Гармония
Единение
ПЛАНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО УСТРЕМЛЕНИЯ
План V.
Ментальный
Огонь
Отражение
Моря Огня
Человеческая воля
План VI.
Эмоциональный, или Астральный
Астральный Свет
Отражение
Акаши
Человеческая любовь
и желание.
План VII.
Физический
Эфир
Отражение
Высшего Эфира
Человеческая активность.
На всех этих планах проявляется сознание и создаются чувственные контакты, экзотерические и эзотерические.
План I.
Море Огня
Дыхание
II.
Акаша
Звук
Слух
Ухо
III.
Эфир
Вибрационный Отклик
Осязание
Кожа
IV.
Воздух
Видение
Зрение
Глаз
V.
Огонь
Различение
Вкус
Язык
VI.
Астаральный Свет
Желание
Обоняние
Нос
VII.
Физические соответствия их всех.
336]Другой метод их представления следующий:
VII.
Физический план
Обоняние
Эфир
VI.
Астральный
Вкус
Астральный Свет
V.
Ментальный
Зрение
Огонь
IV.
Буддхический
Осязание
Воздух
III.
Атмический
Слух
Высший Эфир
II.
Монадический
Ум
Акаша
I.
Логоический
Синтез
Ясно, что один метод выражает микрокосмическую точку зрения, другой – макрокосмическую, и поскольку стремящийся это тот, кто стремится функционировать «свободным в Макрокосме» и трансцендировать свои микрокосмические ограничения, мы сейчас будем иметь дело с первой из двух рассмотренных категорий.
Когда, благодаря пониманию природы планов, их символов и субстанции, рассматриваемая Сутра проясняется, то становится очевидно, что понимание человеком природы Слова и Второго аспекта приводит его к осознаванию слышания.
Стремящийся также может уловить это мистически, если осознает, что, когда голоса желания (астральные голоса, или вибрационный отклик на отражение Второго аспекта на трех нижних планах) сменяются Голосом Безмолвия, или Христом внутри, то узнается Слово, или Звук, и появляется контакт со Вторым аспектом Божества.
1. Акаша............. Слово... Звук......................... Второй аспект в манифестации.
2. Астральный... Свет...... Голоса желания.. Отражение Второго аспекта.
337] На всех планах слышится множество звуков, но на физическом плане они наиболее разнообразны. Стремящийся должен выработать способность различать:
— и эти градации символически передают проблему правильного слышания на различных планах и в различных состояниях сознания. Только истинный мистик и стремящийся постигнет природу этих различий.
Подобно тому, как всякая субстанция нашей проявленной Солнечной системы является дифференциацией Акаши, первой дифференциации изначального вещества, так все различные звуки являются дифференциациями единого Звука; все они божественны во времени и пространстве. Но все они должны быть правильно услышаны, и все в конечном итоге ведут и в сумме своей образуют АУМ, Слово Славы, Макрокосмическое Слово.
Для учащегося Раджа Йоги, однако, существует три основных голоса, или звука, с которыми он на данном этапе имеет дело:
1. Речь Земли, которой необходимо правильно пользоваться;
2. Голос Безмолвия, который должен быть услышан. Это голос его собственного внутреннего Бога, Христа;
338] 3. АУМ, Слово Отца, выражаемое через Сына, слышание которого приводит ученика в соприкосновение со Словом Божьим, воплощенным во всей природе.
Когда речь используется правильно и звуки Земли также удается успокоить, тогда может быть услышан Голос Безмолвия. Заметим, что яснослышание – это осознавание голоса великой иллюзии, дающее человеку способность слышать на астральном плане. Когда этой способности отводится надлежащее место и когда она контролируется свыше с помощью знания, тогда она позволяет слышать определенные аспекты божественного выражения в трех мирах. Это не божественное слышание, о котором говорится в данной Сутре. Ее суть прекрасно передается в комментарии Чарльза Джонстона:
«Телепатическая передача речи является самой простой и ранней формой «божественного слышания» Духовного человека, и по мере того как эта способность растет и Духовный человек все более полно овладевает ею посредством совершенно сосредоточенной медитации, он развивает способность слышать и ясно различать речь Старших Братьев, которые дают ему советы и поддержку на его Пути. Они могут говорить с ним либо без слов, мыслями, либо совершенно определенными словами и предложениями».
42. С помощью однонаправленной медитации на связь между телом и Акашей достигается Вознесение из материи (трех миров) и способность путешествовать в пространстве.
Акаша присутствует повсюду. В ней мы живем, движемся и существуем. Всё является единой субстанцией, и в человеческом теле 339] существуют соответствия ее различным дифференциациям.
Когда человек познает себя и становится осведомлен о взаимосвязях между энергиями, действующими через семь центров, и семью состояниями материи и сознания, он освобождается и, став свободным, может контактировать по своей воле и без всяких временных ограничений со всеми этими состояниями. Имеется связь между каждым из семи состояний материи и тем или иным центром. Каждый из центров является дверью на определенный план планетарных сфер. Когда ученик преуспел в своей жизни в правильном осуществлении различных средств Йоги, рассмотренных в предыдущей книге, ему доверяются определенные ключи и знание, определенные слова и формулы, которые при сосредоточенной медитации дают ему свободу на Небесах и право пройти через определенные врата в Царство Божье.
43. Когда то, что скрывает Свет, устраняется, тогда наступает состояние бытия, называемое развоплощенным (или бестелесным), которое свободно от видоизменений мыслящего принципа. Это состояние Просветления.
И вновь перед нами скорее вольный, нежели буквальный перевод, но взамен академической точности в нем сохранен подлинный смысл употребляемых древних терминов. Это станет видно, если привести некоторые из хорошо известных переводов. Они 340]правильные, но не имеют ясности, что неизбежно получается при буквальном переводе санскритских терминов.
«Внешняя нерегулируемая флуктуация является великим Развоплощением;как результат этого – уменьшение сокрытия яркости» Вудс.
«Наружное видоизменение (внутреннего органа) ...без мысли (называется) великим бестелесным (видоизменением); от него (происходит) разрушение затемнения просветления (разума)» Татья.
Вивекананда выражает Сутру в следующих терминах:
«Благодаря Саньяме на истинные видоизменения ума, которые являются находящимися вовне и называются великой бестелесностью, исчезает то, что скрывает Свет».
Большие трудности, стоящие в работе перед всеми переводчиками, очевидны, поэтому решено свободно пересказать этот фрагмент.
Данная Сутра должна передать две мысли. Первая относится к завесе, или покрову, препятствующему просветлению ума, вторая – к состоянию осознавания, которого достигает человек, освободившись от этой завесы. То, что скрывает Свет («сосуд», о котором упоминает Христос в Новом Завете, Матфей 5.15), представляет собой изменчивые, колеблющиеся оболочки, или тела. Когда они трансмутируются и трансцендируются, Свет Бога (Второй божественный аспект) затопляет низшего человека, и он узнает себя тем, кто он есть. Просветление происходит, и он узнает, что отличен от форм, через которые он функционирует. Он 341] более не центрирован, не поляризован в своих формах, но в действительности пребывает в состоянии бестелесности. Его сознание – это сознание человека, вышедшего за пределы воплощения, Истинного человека на его собственном плане, истинного развоплощенного Мыслителя. Как свидетельствуют несколько мыслителей, Св. Павел достигал такого состояния бытия. Об этом говорят его слова:
«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И я знаю о таком человеке, ... что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12.2,4).
«Третье небо» можно понимать двояко: во-первых, как ментальный план, где находится истинное обиталище Духовного человека, Мыслителя, но можно понимать и как более высокое состояние, присущее третьему, наивысшему из трех абстрактных уровней ментального плана.
44. Однонаправленная медитация на пяти состояниях, в которых находится каждый элемент, дает власть над всеми элементами. Эти пять состояний следующие: грубая природа, основной вид, качество, вездесущность и базовая цель.
Следует помнить, что эта Сутра содержит два смысла, имея отношение и к Макрокосму, и к микрокосму. В первом случае она относится к пяти планам монадической эволюции, или к пяти формам, 342] принимаемым каждым элементом на каждом плане, во втором случае в ней описывается умственное постижение и разновидности мыслящего принципа, а так как ум является пятым принципом, а человек – пятиконечной звездой он (как человек) может достичь лишь пятеричного просветления. Имеются, однако, две другие высшие формы мыслящего принципа и два других способа восприятия, а именно: интуитивное и духовное осознавание, но к ним данная Сутра не относится. Нужно помнить, что и головной центр по своей природе двойной и состоит из центра между бровями и высшей чакры, тысячелепесткового лотоса.
Изучение и понимание этой Сутры приведет белого оккультиста к полной оснащенности для всех форм магической работы. Учащиеся должны помнить, что она не касается элементов в общепринятом смысле, но относится к изначальной субстанции, из которой образованы все грубые формы. Согласно постулатам Вневременной Мудрости, существует пять видов состояния субстанции, наделенных определенными качествами. Эти пять видов субстанции образуют пять планов монадической эволюции; они составляют пять вибрационных сфер, в которых существует человек и сверхчеловек. Каждый из пяти планов обладает своим выдающимся качеством, и этим качествам соответствуют пять физических чувств.
План
Природа
Чувство
Центр
Земной
Физическая
Обоняние
Основание
Позвоночника
Астральный
Эмоциональная
Вкус
Солнечное Сплетение
Манасический
Ментальная
Зрение
Головной
Буддхический
Интуитивная
Осязание
Сердечный
Атмический
Духовная
Звучание
Горловой
343] Как указывалось в Трактате о Космическом Огне, степень раскрытия этих чувств и их соответствий зависят от точки эволюции человека, и то же самое утверждала Е.П. Блаватская в связи с перечислением принципов.
Таким образом, рассматриваемая Сутра применима как к овладению каждым планом, так и к власти над элементами, из которых данный план состоит. Она касается подчинения и использования всех тонких оболочек, через посредство которых человек контактирует с планом, или специфической скоростью вибрации.
Ганганатха Джха в своем компетентном комментарии говорит:
«Специфические качества, то есть звук и все остальные чувства, которые принадлежат земному плану, вместе со свойствами формы и всего остального, называются «грубыми». Это первый вид элементов. Второй вид – это их соответствующая общая характеристика: форма для земли, вязкость для воды, теплота для огня, скорость для воздуха и вездесущность для акаши. Особыми видами для этих общих видов являются звук и все остальные». Его перевод сорок четвертой Сутры аналогичен всем другим, за исключением перевода Джонстона, который гласит:
«Владычество над элементами приходит от Саньямы на грубости, характере, тонкости, сопутствовании и полезности».
1. Грубость, грубая природа.
Звук и другие чувства, как они выявляются на физическом плане. Мы должны помнить, что этот план является грубой совокупностью всех других. Дух есть материя в его наинизшей точке.
Базовая атомная субстанция любого из элементов. Та, что производит феноменальные следствия. Именно она лежит в основе всякого чувственного восприятия и в основе всех пяти чувств. Синонимом выражения «тонкая форма» является слово «танматра».
4. Сопутствование, или вездесущность.
Это всепроникающая природа каждого элемента; его неотделимость. Это общая сумма присутствия в нем трех гун: тамаса, раджаса и саттвы. Каждый элемент, в соответствии с его местом в проявленной схеме, характеризуется инертностью, активностью или ритмом. Они неотъемлемо присущи субстанции. Различается лишь скорость вибрации. Каждому элементу имеется соответствие на каждом плане.
5. Полезность, или базовая цель.
Это правильное использование каждого элемента в великой работе эволюции. Буквально, это могущество, скрытое в каждом атоме субстанции, которое движет его (через все царства Природы) к самовыражению и позволяет ему выполнять свою работу во времени и пространстве, направляясь к конечному осуществлению.
Когда посредством сосредоточенной медитации на пяти различных видах всех элементов познающий достигает знания всех их качеств, характеристик и природы, то он может разумно сотрудничать с Планом и стать Белым магом. В настоящее время большинство из стремящихся способны достичь знания лишь трех из 345] указанных видов, и в «Свете на Пути« об этом упоминается в словах: «Вопрошай у земли, у воздуха и у воды, какие тайны они хранят для тебя. Твои пробужденные внутренние чувства сделают тебя способным вопрошать».
45. С помощью этой власти приобретается способность уменьшаться и другие сиддхи (или способности), а также телесное совершенство и свобода от всех препятствий.
В конце каждой из данных трех книг трактата по Раджа Йоге есть Сутра, подытоживающая результаты и дающая преданному, познающему стремящемуся видение возможного. Вот они:
«Так сознание Йогина расширяется от бесконечно малого до бесконечно большого, от ану (атома, или частицы) до Атмы (или Духа) его знание становится совершенным» (Книга I, Сутра 40.).
«Результатом применения всех этих средств является полное подчинение органов чувств.» (Книга II, Сутра 55.).
«С помощью этой власти приобретаются способность уменьшаться и другие сиддхи (или способности), а также телесное совершенство и свобода от всех препятствий» (Книга III, Сутра 45.).
Из них становится ясно, что сначала приобретается видение и внутреннее осознание Бога; затем – полное подчинение низшей природы и контроль чувств и их органов, так что это осознание становится фактом в опыте физического плана, и наконец достигается проявление этого контроля через раскрытие определенных способностей.
346] Вся четвертая книга рассматривает великое достижение, происходящее из трех вышеуказанных результатов и вызывающее:
1. Прекращение страданий и тяжестей Пути. (Сутра 30).
2. Обретение всей совокупности Знания, существующего в Бесконечности. (Сутра 31).
3. Переход в Вечность. (Сутра 33).
4. Возвращение сознания к Центру, его породившему. (Сутра 34).
В связи с рассматриваемой нами Сутрой отметим, что восемь сиддхи, или психических способностей, часто называются восемью совершенствами, и вместе с двумя другими составляют десять совершенств, относящихся к низшему человеку. Способности эти следующие:
1. Способность становиться мельчайшим ...анима. Способность Йогина уменьшать свое «Я» до размеров атома, отождествлять себя с мельчайшей частью Вселенной, узнавая, что «я» атома едино с ним. Она объясняется тем, что Анима Мунди, или Душа Мира, простирается повсюду, охватывая все аспекты божественной Жизни.
2. Способность становиться огромным… махима. Способность расширять свое сознание, тем самым входя в большее Целое так же, как и в его мельчайшую часть.
3. Способность становиться тяжелым… гарима. Она относится к весу, массе и имеет дело с Законом Тяготения, аспектом Закона Притяжения.
4. Способность становится легким… лагхима. Способность, 347] лежащая в основе феномена левитации. Это умение адепта нейтрализовать силу притяжения планеты и покидать Землю. Она является противоположностью третьей сиддхи.
5. Способность достигать цели... прапти. Умение Йогина добиваться своей цели, направлять свое осознание в любое место, достигать всего, чего он хочет, и пребывать там, где хочет. Ясно, что она применяется на всех планах в трех мирах, впрочем, как и все сиддхи.
6. Способность демонстрировать несгибаемую волю. . . пракамья. Иногда она описывается как верховная власть и является той неодолимой силой, которой обладает каждый адепт, благодаря которой он осуществляет свои планы, достигает желаемого и совершает то, что наметил. Именно это качество является отличительным признаком как Черного, так и Белого мага. Но неотвратимо и с наибольшей силой оно демонстрируется на том плане в трех мирах, который отражает Аспект Воли Божества, то есть на ментальном плане. Когда Йогин употребляет силу Воли, все элементы подчиняются ей.
7. Творческая способность... ишатва. Это способность адепта управлять элементами в их пяти видах, создавать с их помощью объективную реальность и тем самым творить на физическом плане.
8. Способность повелевать… васитва. Когда маг контролирует изначальные силы природы, он использует эту способность. Она лежит в основе Мантра Йоги, Йоги Звука, или творческого Слова. Творческая способность, седьмая сиддхи, касается элементов и такого их оживления, что они становятся «причинами, создающими 348] следствия». Восьмая сиддхи касается способности Слова приводить строительные силы природы в такую согласованную активность, в результате которой создаются формы.
В результате раскрытия восьми способностей появляется девятая, телесное совершенство, так как адепт может выстроить проводник для своих нужд и может сделать его таким, как пожелает, и посредством этого добиться исполнения своей задачи. И наконец десятая способность предстает в ее полном проявлении, и никакая форма уже не представляет помех, или препятствий, при исполнении воли Йогина. Он освобождается от формы и ее качеств.
46. Симметрия формы, красота цвета, сила и твердость алмаза составляют телесное совершенство.
Хотя многие комментаторы придают этой Сутре чисто физическое толкование, заключающаяся в ней концепция гораздо шире. В тщательно подобранных терминах (при их буквальном переводе не хватает выразительности, чтобы полностью передать идею) она описывает для нас состояние Третьего Аспекта, или аспекта формы, через который проявляется Второй Аспект, или аспект Христа. Третий Аспект сам по себе троичен, хотя и образует одно связное целое. Поэтому и употребляется четыре термина для выражения этого низшего личностного «я». Оккультист никогда не считает важным плотный физический проводник. Он считает эфирное тело истинной формой, а плотное – просто материалом, используемым для заполнения этой формы. Эфирное тело является истинной реальной формой, каркасом, строительной арматурой, которой неизбежно соответствует плотное тело. 349] Эта форма должна быть симметричной, то есть построенной в строгом соответствии с расчетом и замыслом, и ее основным отличием должна быть геометрическая точность всех ее частей. Хорошо известно, что эмоциональное, или астральное, тело отличается цветовой насыщенностью, и в зависимости от стадии раскрытия цвета/ его будут или прекрасными, чистыми и прозрачными, или же грязными, темными и мутными. Когда астральное тело адепта исполнено сияющей красоты и в нем отсутствуют цвета низких вибраций, тогда высший аспект личностного «я», ментальное тело, начинает вибрировать в ответ на высший Аспект Духа – Волю, Могущество или Силу – любое из этих слов удовлетворяет. Сила, красота и форма – это отражения Могущества, Любви и Активности и являются характеристиками тела проявления каждого Сына Божьего, вступившего в Его царство. Тогда становится ясно, что четвертое определение передает идею Единства, согласованности трех, так что они могут действовать не раздельно и независимо, а составлять единое целое. Тем самым человек, будучи «созданным по образу Божию», является Тремя в Одном и Одним в Трех, как и Отец его Небесный.
Для передачи идеи сконцентрированной связующей силы переводчики используют два слова:алмаз и молния. Человеческое существо, принявшее высшее из всех наших планетарных посвящений, зовется «Алмазной Душой» – это человек, способный в совершенстве передавать чистый белый Свет и, кроме того, в равной степени отражать все цвета радуги, семь цветов спектра. 350] Его личность при этом зовется так же, так как она стала передатчиком внутреннего Света, или Сияния.
Термин «молния» столь же выразителен, присущим ей качеством передавая идею электрической силы. Все, что мы можем знать о Боге или человеке – это качество его энергии, демонстрирующееся в силе и активности, поэтому в Тайной Доктрине Высший аспект Божества называется Электрическим огнем.
47. Власть над чувствами обретается благодаря сосредоточенной медитации на их природе, присущих им атрибутах, эгоизме, вездесущности и полезной цели.
Сутра 44 главным образом рассматривала объективность и природу пяти состояний, которые принимает каждый элемент. Эта Сутра описывает субъективный, тонкий механизм, при помощи которого достигается контакт с формой и направление ее на определенные цели. Здесь мы имеем дело с Индриями, или чувствами, которые индусские философы подразделяют на десять, а не на пять. Они подразделяют пять чувств на две группы: сами органы чувств, как например, глаз, нос и т.д., и способности, дающие возможность глазу видеть, а носу обонять.
Таким образом, рассматривая эти чувства, учащийся исследует их в пяти аспектах, а также связь с их соответствиями на астральном и ментальном планах. Пять подразделений следующие:
1. Их природа. Он изучает каждое чувство в двух его состояниях: как внешний инструмент и как внутреннюю способность этого 351] инструмента отзываться на определенные вибрационные толчки. Он знает почему, например, орган чувств, называемый глазом, вибрирует в ответ на те толчки, которые создают состояние видения, но не в состоянии отзываться на вибрации, которые создают запах, или аромат. Следовательно, он различает чувства и учится тем самым прослеживать вибрационный импульс назад к его источнику, идущий по тому или иному из пяти возможных путей, и делает он это сознательно, а не просто вслепую.
2. Их особые атрибуты. Затем он исследует качество чувств, придавая значение не столько конкретному рассматриваемому чувству (это обсуждалось выше), сколько конкретному атрибуту этого чувства и тому, к чему оно дает ключ в Макрокосме.
3. Эгоизм относится к способности образовывать «Я», которая столь разительно отличает человеческое существо и тем самым создает шестое чувство, ум, в качестве интерпретатора и синтезатора остальных пяти. Это способность человеческого существа говорить: «Я вижу», «Я чувствую», – чего не может осознавать животное.
4. Вездесущность. Все чувства обладают свойством бесконечного проникновения, и каждое чувство, при сознательном исследовании и использовании, может вести человека в трех главных направлениях:
а) К центру всех вещей, назад к сердцу Бога.
б) К тесной связи со своими собратьями, обеспечивая контакт с ними по желанию.
в) К контакту со всеми формами.
352]Для среднего человека существует только то, что он может слышать, трогать, видеть, пробовать на вкус и обонять, только эти пять способов получения знания. Для него возможны только пять видов отклика при контакте с вибрацией любого рода, а в нашей Солнечной системе нет ничего, кроме вибрирующей энергии, Бога в активном движении. Эти пять методов приводят его в контакт с пятью элементами, и когда стремящийся осознает их, перед ним открываются беспредельные возможности. Позже, когда продвинутый человек может использовать ум не только как объединитель пяти чувств, но и как шестое чувство, ему открывается другой, более высокий диапазон вибраций. В этом состоит цель всей практики Раджа Йоги. Как посредством чувств достигается контакт с объективным миром, так же точно посредством ума познается сфера Души.
5. Полезная цель. При понимании связи пяти чувств с пятью элементами, при изучении и овладении Законом Вибрации адепт может обратить на полезные цели все способности своей природы. Он не только может войти в контакт со всеми частями нашей Планетарной системы, но с различением и мудростью может использовать все части своей природы, которые тесно связаны с природой Бога, проявленной в Макрокосме, являясь ее соответствием.
48. В результате достижения совершенства в этом появляются быстрота действия, подобная быстроте ума, восприятие, не зависящее от органов, и власть над коренной субстанцией.
353] Мы уже рассмотрели многие результаты медитативного процесса, которые появляются по мере достижения совершенства в нем, и теперь подходим к описанию главного достижения. Видящий достиг завершения процесса выравнивания. Его тройственное личностное «я» очищено, отрегулировано и контролируется. Каждое из трех тел вибрирует в унисон с нотой Эго, или высшего «Я», которое, в свою очередь, находится в процессе синхронизации с Монадой, или божественным «Я», Духом на его собственном плане. Великий «Сын Ума», Мыслитель на высших уровнях ментального плана, теперь является доминирующим фактором, и результат его господства тройственный, каждое следствие проявляется на всех трех планах, хотя преимущественно – на каком-либо одном из них. Эти следствия следующие:
1. Быстрота действия, подобная быстроте ума. Выражение «быстрый как мысль» часто используется, когда нужно передать наивысшую скорость. У Йогина его действия на физическом плане настолько синхронизированы с его мыслительными процессами, его решения настолько молниеносны, а цели достигаются так быстро, что его жизнь на физическом плане характеризуется самой поразительной активностью и самыми изумительными результатами. В какой-то степени о нем можно сказать так, как говорят о Творце: «Бог медитировал, визуализировал, говорил, и создавались миры».
2. Восприятие, не зависящее от органов. Адепт не зависит от органов чувств для приобретения знания, не зависит он и от шестого чувства – ума.
Его интуиция развилась в надежный инструмент, давая ему привилегию и право на прямое постижение любого знания, вне 354] зависимости от логических способностей или действия рационального ума. Ему больше не нужен ум, чтобы постигать Реальность, ему больше не нужны чувства, чтобы быть посредниками в контактах. Он будет употреблять все шесть, но в другом качестве. Ум будет использоваться как передатчик в мозг желаний, планов и целей Единого Учителя, Внутреннего Христа; пять чувств будут передатчиками различных видов энергии для исполнения намеченных замыслов, и здесь заинтересованному исследователю открывается широкое поле изучения. Глаз является одним из наиболее мощных передатчиков энергии, и именно знание этого в былые времена породило веру в дурной глаз. Многое предстоит открыть относительно зрения, так как изучение это будет включать не только физическое зрение, но и развитие третьего глаза, ясновидение, совершенное духовное зрение, вплоть до раскрытия той непостижимой сейчас тайны, что скрывается за терминами «Всевидящее Око» и «Глаз Шивы».
Руки являются мощным фактором во всей магической целительной работе, и использование чувства осязания является эзотерической наукой. Сублимация чувства слуха и его использование для того, чтобы слушать Голос Безмолвия или Музыку сфер, представляет собой сокровенную область оккультного учения, и те адепты, которые специализировались в науке зрения и науке звука, являются одними из самых ученых и продвинутых в Иерархии.
Другие чувства также способны к глубокому раскрытию, но эта информация особенно оберегается в мистериях посвящения, и 355] больше об этом здесь сказать невозможно. Три чувства: слух, осязание и зрение – представляют собой три характерные черты трех человеческих рас и три плана наших трех миров.
1. Слух
Лемурийская
Физический план
Ухо
Отклик на звук
2. Осязание
Атлантическая
Астральный
план
Кожа
Отклик на прикосновение, или
вибрацию
3. Зрение
Арийская
Ментальное тело
Глаз
Отклик на видение
Третье из указанных чувств в основном относится к нашей расе, отсюда слова пророка: «без откровения свыше народ необуздан». В развитии зрения и достижении Духовного прозрения состоит великая задача нашей расы, а также задача Раджа Йоги. Мистики называют ее «просветлением», окультисты – «чистым видением», но это одно и то же.
Остальные два чувства все еще не раскрыты; их истинное значение раскроется в шестой или седьмой расах, которые последуют за нашей, и природа их относится к Буддхическому и Атмическому планам.
3. Власть над коренной субстанцией. Коренная субстанция – это Прадхана, и иногда ее называют корнем всего, изначальной субстанцией и коренной материей. В переводе и комментарии Рама Прасада имеются такие слова: «Власть над Прадханой означает 356] способность контроля над всеми видоизменениями Пракрити. Эти три достижения ...обретаются подчинением независимых проявлений пяти инструментов чувствования».
Интересно отметить, что эти три достижения демонстрируют:
а) Неспособность материи и формы удерживать Йогина в заточении;
б) Невозможность субстанции препятствовать Йогину в познании любого аспекта проявления по его желанию;
в) Беспомощность материи в противостоянии воле Йогина.
Эти три фактора объясняют, как получается, что адепт может творить по своей воле, а его свобода от ограничений материальных форм составляет базис всей Белой магии.
В заключение укажем, что эта способность сама по себе относительна, так как адепт свободен от ограничений только в трех мирах человеческих устремлений. Учитель обладает совершенной свободой действий в трех мирах и в Буддхическом царстве, тогда как Христос и те, кто принял такое же, как Он, посвящение, имеют свободу в пяти мирах человеческой эволюции.
49. Человек, способный видеть разницу между Душой и Духом, обретает полную власть над всеми обстоятельствами и становится всеведущим.
Состояние человека, способного это сделать, хорошо описано 357] в комментарии к этой Сутре Чарльза Джонстона, и приведенные ниже слова передают красоту его мысли:
«Духовный человек запутан в паутине эмоций: желания, страха, честолюбия, страсти – и сдерживается ментальными формами обособленности и материализма. Когда эти путы разрываются, а препятствия полностью преодолеваются, то Духовный человек вступает в свой собственный обширный мир сильным, могучим и мудрым. Он употребляет божественные способности, с божественным размахом и энергией трудясь вместе с божественными Собратьями. К такому человеку обращены слова: "Отныне ты ученик, способный стоять, способный слышать, способный видеть, способный говорить, победивший желание и достигший самопознания, увидевший Душу свою в ее расцвете и узнавший ее, и слышавший голос Безмолвия"».
Нигде синтез учения не выражен столь изумительно и ясно, как в этой Сутре. Описанная здесь точка достижения имеет более высокий порядок, чем та, о которой говорится в Книге II, Сутре 45, и является промежуточной между отраженным в ней состоянием и тем, о котором говорится в Книге IV, Сутрах 30-34.
В Книге I, Сутре 4 мы находим Истинного человека запутавшимся в сетях психической природы, и Свет в нем еще сокрыт. Учась различать между истинным «Я» и низшим личностным «я», он выбирается из пут, Свет в нем проявляется, и он освобождается. Когда он достигает Освобождения, развивает способности Души и обретает Могущество, перед ним открывается еще более обширное поле опыта и осознавания. Он расширяет свое сознание 358] от планетарного до солнечного, а групповое сознание развивается в сознание божественное. Первый шаг к этому сформулирован в обсуждаемой нами Сутре, но более полно эта тема раскрывается и объясняется в последней книге. Правила для достижения такого расширения не даются, поскольку они касаются развития Учителей и раскрытия самого Христа до наивысшего состояние бытия, какое для Него возможно, но четвертая книга касается подготовительных стадий и намекает на дальнейшие возможности. Сейчас мы обратили внимание на первое базовое требование, умение отличать Душу, Христа внутри, и Дух, или аспект Отца. Познающая Активность, основанная на раскрытии природы Любви, уже была продемонстрирована. Теперь аспект Духа, или Воли, может безопасно развиваться, и Могущество передается в руки Христа.
Три термина послужат тому, чтобы пролить свет на процесс раскрытия.
Первым великим осознанием, которого стремящийся должен достичь, является осознание вездесущности; он должен осознать свое Единство со всем и Единство своей Души со всеми другими Душами. Он должен найти Бога в своем собственном сердце и в каждой форме жизни. Затем, уже как посвященный, он достигает всеведения, или всезнания, и Дворцы Учения и Мудрости вручают ему свои секреты. Он становится Христом, знающим все, знающим то, что находится в сердце Отца и в сердцах людей. И наконец он может достичь всемогущества, всесилия, когда ключи Небес будут вручены Сыну Человеческому и все Могущество будет принадлежать ему.
50. Бесстрастным отношением к этому достижению и ко всем способностям Души тот, кто свободен от семян зависимости, достигает состояния изолированного Единства.
359]Изолированное Единство, о котором здесь говорится, означает полную отделенность от всех аспектов формы и достижение духовного Единства. Это отчужденность от материального сознания и жизнь в духовном сознании. Это гармония с Духом и дисгармония с материей. Оно включает отождествление с Отцом Небесным и истинное понимание слов Учителя всех Учителей: «Я и Отец – одно».
Правильное чувство ценностей установлено, и все развитые способности, все обретенные восприятия видятся имеющими в себе «семена зависимости», поэтому с ними истинный Йогин не отождествляет себя. Актом воли и в служении он будет воспринимать то, что ему необходимо; актом воли и в служении он применяет оккультные способности, но сам остается назависимым и свободным от всех кармических ограничений.
51. Необходимо полностью отвергнуть все обольщения всех форм бытия, даже небесных, так как продолжает существовать возможность возобновления связей со злом.
Перевод Рамы Прасады является просветляющим, и его стоит здесь процитировать. Он гласит:
«Когда управляющие божества манят, не должно быть ни привязанности, ни улыбки удовлетворения, ведь связь с нежелательным существованием возможна опять».
В интерпретации Двиведи идея раскрывается несколько иначе:
«Нужно обладать совершенным различением удовольствия или гордости, когда силы из различных мест влекут, так как возможно повторение зла».
Йогин, или ученик, достиг осуществления своей цели. Он освободился (благодаря бесстрастию и различению) от сетей формы и стал свободным. Но он должен быть начеку, так как: «Посему, кто думает, что он стои/т, берегись, чтобы не упасть». Жизнь форм еще манит к себе, и обольщения великой иллюзии всегда присутствуют. Освобожденная Душа должна отвернуть свой взгляд от влекущих «управляющих божеств» (тех жизней, которые в трех мирах образуют полную совокупность Жизни плана) и фиксировать его на более духовных аспектах, которые составляют Жизнь самого Бога.
Видя, что даже царство самой Души и так называемый «Голос Богов» скрывают в себе семена привязанности, и потому отвернувшись от всего, чего он добился, оставив позади все мысли о достигнутых совершенствах и развитых способностях, Сын Божий, Христос в проявлении, вновь устремляется вперед, к более высокой Цели. На каждой стадии Пути звучит приказ: «забывая заднее и простираясь вперед» (Филипп. 3.13), – и каждое новое 361] посвящение знаменует собой только начало нового цикла устремления.
Комментаторы этой Сутры указывают, что имеются четыре класса чела, или учеников:
1. Те, в ком Свет только начинает светить. Их зовут «исполняющими правила», и они только вступают на Путь. Это испытуемые, стремящиеся.
2. Те, в ком пробуждается интуиция и кто демонстрирует соответствующее развитие психических способностей. Это стадия большой опасности, потому что такие ученики склонны искушаться возможностью обрести могущество, которое появляется при обладании психическими способностями. Они склонны заблуждаться, считая эти психические способности признаками духовного роста и раскрытия. Однако это не так.
3. Те ученики, кто преодолел все влечения чувств и кого не может пленить аспект формы в трех мирах. Они покорили чувства и являются победителями природы формы.
4. Те, кто превзошел все перечисленное и твердо пребывает в истинном Духовном сознании. Это Просветленные, успешно прошедшие через семь ступеней просветления. (Смотри Книгу II, Сутру 27).
Если учащийся вникнет в Сутру 26 Книги III и изучит комментарий к ней, он составит себе некоторое представление о природе миров формы и об управляющих ими божествах, чьи голоса пытаются совлечь стремящегося с Пути и заманить в мир иллюзии. Ему будет небезынтересно сопоставить и сравнить первые 362] четыре класса перечисленных в ней духов с четырьмя типами учеников. Всё в трех мирах – это отражение того, что находится в небесных сферах, и многое можно понять благодаря осознанию великого герметического афоризма: «Как наверху, так и внизу». Это отражение и есть то, что является злом; эта обратная сторона Реальности формирует великую иллюзию, и сыны Божьи не должны касаться ее. Она становится злом только в отношении их, но ни в каком ином смысле. Формы жизни в этих мирах и жизни, оживляющие эти формы, хороши и правильны сами по себе и следуют своему собственному эволюционному пути, однако их непосредственная задача и их состояние сознания не синхронизируются с задачей и состоянием сознания эволюционирующего ученика, поэтому ему с ними не по пути.
52. Интуитивное знание развивается благодаря использованию различающей способности во время однонаправленного сосредоточения на мгновениях и их непрерывной последовательности.
Уже говорилось о том, что полное понимание Закона Циклов приводит человека к высокой степени посвящения. Закон Периодичности лежит в основе всех природных процессов, и его изучение выводит человека из мира объективных следствий в мир субъективных причин. Также было сказано, что само время – это просто цепь состояний сознания, и это справедливо в отношении и атома, и человека, и Бога. Именно эта истина лежит в основе великих систем ментальной науки и Христианской Науки на западе, а 363] также многих восточных философий. Данная Сутра дает ключ к связи между материей и умом, или между субстанцией и наполняющей ее Душой, и эту связь можно осознать, вникнув в слова индусского комментатора. Он говорит:
«Мгновение – это предельно малый отрезок времени, так же как атом – это предельно малый элемент субстанции. Иными словами, мгновение – это такой промежуток времени, за который атом покидает занимаемое им положение в пространстве и переходит в следующую точку. Последовательная цепь мгновений является этой непрекращающейся активностью».
Когда мы сможем осознать, что атом и мгновение это одно и то же и что позади них находится Осознающий, или Познающий, их обоих, мы получим ключ ко всем состояниям самого сознания и к природе энергии. Мы также достигнем понимания Вечного Сейчас и точно определим значение прошлого, настоящего и будущего. Как нам говорится в данной Сутре, этого можно добиться сосредоточенной медитацией на времени и единицах его измерения.
Уместно будет обратить здесь внимание на то, что различные виды сосредоточения, рассмотренные в третьей книге, подходят не каждому и могут применяться не всеми типами стремящихся. Существует семь основных типов людей, с их отличительными особенностями и природой, с определенными качествами, предрасполагающими их к неким определенным методам Пути Возвращения. Некоторые типы учащихся с математическим складом и склонностью к божественной геометрии, пространственным и временным концепциям будут мудро следовать методу развития 364] интуитивного знания, о котором говорится в данной Сутре; другим же это покажется слишком трудным, и они мудро обратятся к понятным им формам сосредоточенной медитации.
53. Из этого интуитивного знания рождается способность различать (все существа) и определять их вид, качества и положение в пространстве.
Трудностей с пониманием этой Сутры удастся избежать, если привести ее свободный пересказ.
«Благодаря развитию интуиции возникает точное знание источников проявленной жизни, ее характеристик, или качеств, и ее местонахождения внутри целого».
Благодаря изучению Йога Сутр становится ясно, что божественные тройственности находятся повсюду и что каждая форма, одушевленная