Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В присутствии того, кто достиг совершенства в непричинении вреда, всякая вражда прекращается.



Когда достигнуто совершенство в правдивости по отношению ко всем существам, тогда эффект от слов и действий становится очевиден немедленно.

Достигнув совершенства в воздержании от воровства, Йогин может иметь все, что пожелает.

Благодаря половому воздержанию аккумулируется энергия.

Когда достигнуто совершенство в воздержании от алчности, появляется понимание Закона Перерождения.

118] 40. В результате внутреннего и внешнего очищения появляется неприятие формы, как своей собственной, так и всех других форм.

Благодаря очищению достигается также умиротворение, сосредоточенность, подчинение органов и способность видеть «Я».

В результате смирения достигается блаженство.

Благодаря огненному устремлению и устранению всякой нечистоты происходит совершенствование телесных сил и чувств.

Духовное чтение приводит к контакту с Душой (или божественным Единым).

Благодаря преданности Ишваре достигается цель медитации (или Самадхи).

Принятое положение должно обеспечивать устойчивость и спокойствие.

Устойчивость и спокойствие положения достигаются с помощью настойчивого легкого усилия и сосредоточения ума на бесконечном.

Когда это состояние достигнуто, пары противоположностей более не ограничивают.

После того как достигнуто правильное положение (асана), добиваются правильного контроля праны и правильного вдыхания и выдыхания.

Правильный контроль праны, или жизненных потоков, бывает внешним, внутренним и неподвижным; он зависит от места, времени, числа и бывает длительным или кратковременным.

Существует четвертая стадия, которая превосходит те, что относятся к внутренней и внешней фазам.

Когда ее достигают, то, что затмевает Свет, постепенно устраняется.

И ум становится подготовленным к сосредоточенной медитации.

Абстрагирование, или Пратьяхара, – это подчинение чувств мыслящим принципом и отвлечение их от восприятия объективного мира.

Результатом применения всех этих средств является полное подчинение органов чувств.

 


119]

КНИГА II

Шаги к Объединению

 

1. Йога действия, ведущая к единению с Душой, – это огненное устремление, духовное чтение и преданность Ишваре.

Будем помнить, что мы приступаем к изучению книги, в которой описывается практическая часть работы, даются правила, которым должен следовать стремящийся, если он надеется достичь раскрытия Духовного сознания, и которые указывают на методы его достижения.

В Книге I была сформулирована Цель. После её прочтения стремящийся, естественно, подумает: «Как желанно и как правильно все это. Но как жеэтого достигнуть? Что мне необходимо делать? С чего я должен начать?»

Патанджали начинает с самого начала и в этой, второй, книге указывает:

1. Основные требования к личности;

2. Помехи, которые должен учитывать усердный ученик;

3. Восемь «средств Йоги», или восемь видов активности, которые приведут к нужным результатам.

120] Предельная простота этого описания делает его чрезвычайно ценным; в нем нет путаницы, сложных умозаключений – только ясное, простое изложение требований.

Теперь нам стоит заняться рассмотрением различных «видов Йоги», с тем чтобы дать учащемуся ясное представление об их отличиях и таким образом развить его способность к различению. Основных видов Йоги три, все остальные так называемые «Йоги» относятся к одной из этих трех групп:

1. Раджа Йога – Йога Ума и Воли;

2. Бхакти Йога – Йога Сердца и Преданности;

3. Карма Йога – Йога Действия.

Раджа Йога самодостаточна. Ее не случайно называют Царской наукой среди этих трех видов Йоги и итогом всех остальных. Она является кульминационной и завершает работу развития в человеческом царстве. Это наука ума и целенаправленной воли, она приводит высшие оболочки человека в трех мирах в подчинение Внутреннему Правителю. Эта наука координирует всю низшую тройственную природу человека, принуждая его занять положение, в котором он является только проводником Души, Бога внутри. Она включает в себя другие направления Йоги и пользуется их достижениями. Она синтезирует работу эволюции и дает человеку царские атрибуты.

Бхакти Йога – это Йога сердца; она состоит в подчинении 121]всех чувств, желаний и эмоций Единому Возлюбленному, зримому и воспринимаемому сердцем. Это сублимация всех видов низшей любви и поглощение всех стремлений и желаний одним страстным желанием – познать Бога Любви и Любовь Бога.

Она так же точно была «царской», или венчающей, наукой четвертой коренной расы, Атлантической, как наука Раджа Йоги является великой наукой нашей, Арийской, цивилизации. Бхакти Йога делала своего последователя архатом и вела его к четвертому посвящению. Раджа Йога делает его адептом и ведет к порталу пятого посвящения. Обе ведут к освобождению, так как архат освобождается от цикла перерождения, но Раджа Йога освобождает его для совершенного служения, предоставляя свободу работать в качестве Белого Мага. Бхакти Йога является Йогой сердца, Йогой астрального тела.

Карма Йога имеет особое отношение к активности физического плана и проявлению всех внутренних импульсов в объективной манифестации. В своей древней простейшей форме это была Йога третьей, Лемурийской, коренной расы, и двумя ее самыми известными выражениями являются:

а) Хатха Йога,

б) Лайя Йога.

Первая специализируется на работе с физическим телом, его сознательными (но не подсознательными и автоматическими) функциями и включает всё разнообразие практик, дающих человеку контроль над различными органами и всем механическим аппаратом физического тела. Вторая предназначена для работы с эфирным телом, с расположенными в нем силовыми центрами, 122] или чакрами, с распределением силовых потоков и пробуждением огня Кундалини.

Отметим, что, если мы разделим корпус человека на три части, то можно утверждать:

Карма Йога приводит к пробуждению четырех центров под диафрагмой;

Бхакти Йога приводит к их трансмутации и переносу в два центра над диафрагмой, но все еще в пределах корпуса, – в сердечный и горловой.

Раджа Йога синтезирует все силы тела в голове и оттуда распределяет и контролирует их.

Раджа Йога, которую в основном и рассматривает Патанджали, включает в себя результаты всех других. Она возможна только тогда, как другие Йоги были освоены, но не предполагает работы с ними в настоящей жизни. Эволюция провела всех сынов человеческих (готовых быть чела, или учениками) через различные расы, и пока они находились в Лемурийской расе (или в предшествующей цепи, или в предыдущем большом цикле), все они были Хатха и Лайя Йогинами. Это привело к развитию и контролю двойного физического тела: плотного и эфирного.

Во времена Атлантической расы было развито желание, или астральное тело, и цветом этой расы были истинные сыны Бхакти Йоги, истинно преданные. Теперь высшее из трех тел должно полностью закончить свое развитие, чему призвана послужить Раджа Йога и что является целью работы Патанджали. Арийская 123] раса добавит это более полное развитие к общей структуре, и все человеческое семейство (за исключением тех, кто вошел в расу слишком поздно, чтобы успеть добиться полного расцвета Души) проявится как Сыны Божьи, раскрывшие в себе все силы Бога и сознательно использующие их на физическом плане и в физическом теле. Патанджали говорит, что это осуществится при наличии трех условий и в совокупности с соблюдением следующих методов и правил:

1. Огненное устремление, господствующее над физическим человеком, так что каждый атом его тела будет охвачен рвением и усердием;

2. Духовное чтение, которое касается способности ментального тела видеть то, что стоит за символом, или соприкасаться с субъектом, скрывающимся за объектом;

3. Преданность Ишваре, которая относится к астральному, или эмоциональному, телу, к сердцу, всецело изливающему любовь к Богу – к Богу в своем собственном сердце, к Богу в сердце своего брата и к Богу, видимому в каждой форме.

Огненное устремление – это сублимация Карма Йоги. Преданность Ишваре – это сублимация Бхакти Йоги, в то время как духовное чтение – это первый шаг на пути к Раджа Йоге.

«Преданность Ишваре» – широкий и общий термин, включающий в себя связь личностного «я» с высшим «Я», Ишварой, или принципом Христа, в сердце. Он обозначает также связь индивидуального Ишвары с мировым, космическим Ишварой; он относится к пониманию того, что Душа человека является неотъемлемой 124] частью Превышней Души. Результатом становится возникновение группового сознания, достижение которого является целью этой царской науки.

Преданность подразумевает ряд факторов, которые ученику полезно осмыслить:

1. Способность децентрализировать себя, изменить свою позицию с самоцентрированной и эгоистической на ту, что обращена к Возлюбленному. Все утрачивает значимость, если только объект преданности достигнут.

2. Послушание Возлюбленному объекту, как только этот Возлюбленный познается. В некоторых переводах оно названо «полным послушанием Учителю», и такой перевод является истинным и точным, однако ввиду того, что слово Учитель означает( для оккультного учащегося)одного из адептов, мы избрали для перевода слово «Ишвара», единый Бог в сердце человека, божественный Джива, или «точка божественной Жизни» в центре человеческого существа. Он один и тот же у всех людей, как у дикаря, так и у адепта; единственная разница заключается в степени проявления и контроля. Истинная наука Йоги никогда не учила полному послушанию любому гуру, или Махатме, в смысле полного подчинения воли. Она учит подчинению низшего человека воле внутреннего Бога, и все методы и правила предназначены для достижения этой главной Цели. Это нужно четко помнить. «Духовное чтение» для этого достижения – важнейшее и оккультное предварительное условие.

Каждая форма есть результат мысли и звука. Каждая форма скрывает за собой какую-то идею, или понятие. Каждая форма поэтому – всего лишь символ, или попытка воплотить идею; и это 125] справедливо на всех, без исключения, планах нашей Солнечной системы, где бы ни находились формы, созданы ли они Богом, человеком или дэвой.

Одна из целей обучения ученика состоит в том, чтобы сделать его способным постигнуть то, что кроется за любой формой в любом царстве природы, и выяснить природу Духовной энергии, которая вызвала ее бытие. Обширность этого космического символизма станет очевидна даже самому поверхностному мыслителю, и начинающий на Пути чела (ученика) должен научиться подразделять множество форм в определенные особые группы, соответствующие определенным базовым идеям. Он должен интерпретировать идеи, кроющиеся за определенными символами, и искать особые импульсы, скрытые в каждой форме. Он может практически приступить к этому в том месте и окружении, где он находится. Он может искать идею, которую скрывает форма его брата; он может искать Бога, пребывающего позади тела любого и каждого человека.

Таким образом, рассматриваемая Сутра обращает стремяще­гося к самой практической стороне жизни; она ставит его лицом к лицу с тремя базовыми вопросами, и, по мере того как он будет находить на них правильные ответы, он неизбежно оснастит себя для прохождения Пути. Вот эти три вопроса:

1. К какой цели направлены все страстные желания и устремления моей Души: к Богу или к вещам материальным?

2. Привожу ли я всю свою низшую природу под контроль Ишвары, или истинного Духовного человека?

3. Вижу ли я Бога за каждой формой и обстоятельством в моих ежедневных контактах?

 

2. Целью этих трех практик является обретение способности видеть мир Души и устранение препятствий.

126]Обратите внимание, что слова «видеть мир Души» предшествуют мысли об устранении помех, или препятствий, показывая, что ви/дение возможно даже для тех, кто еще не достиг совершенства. Видение приходит в моменты вдохновения и высокой устремленности, к которым восприимчивы большинство сынов человеческих, и дает нужный стимул, чтобы вызвать различение и настойчивость, необходимые для устранения препятствий. Слова «устранение препятствий», или, как иногда переводят, «преобразование помех», – это широкое и общее выражение, и индусские комментаторы указывают, что они подразумевают искоренение даже «семян» этих помех и их полное уничтожение, как при выжигании огнем. Подобно тому, как сожжённое или высушенное семя не способно больше к размножению, становится бесплодным и не может расти, так и «семена» препятствий для жизни Духа становятся бесплодными. Семена бывают трех групп, каждая из которых вызывает большой урожай помех, или препятствий, на трех планах человеческой эволюции, – семена, скрывающиеся в физическом теле, семена, создающие затруднения в астральном теле, и семена, кроющиеся в ментальном теле. Каждая группа также может состоять из трех видов, всего получается девять типов, или видов, семян:

1. Семена, принесенные с собой из предыдущих жизней;

2. Семена, посеянные в нынешней жизни;

127] 3. Семена, привнесенные на поле человеческой жизни из семьи или расы, к которой принадлежит человек.

Именно эти семена вызывают препятствия, или помехи, видению Души и свободному проявлению Духовной энергии. Патанджали говорит, что они бывают пяти видов, и продолжает их рассматривать конкретно. Некоторые комментаторы переводят слово «препятствия» как «рассеянность», но все три термина в равной степени правильны, так что можно пользоваться любым из них. Стоит, однако, указать, что:

Слово «препятствия» технически более правильно применимо к физическому плану;

Слово «помеха» более просветляющее, когда применяется к обстоятельствам, которые через посредство астрального тела мешают ви/дению мира Души.

Слово «рассеянность» большей частью относится к трудностям, которые одолевают человека, добивающегося успокоения ума и таким образом достигающего ви/дения царства Души.

 

3. Трудности, создающие препятствия, следующие: Авидья (неведение), чувство личности, желание, ненависть и чувство привязанности.

Вот пять ошибочных идей, или понятий, которые на протяжении эонов и множества жизней не позволяли сынам человеческим осознать, что они – сыны Божьи. Вот те понятия, которые заставляют людей отождествлять себя с низшим и материальным и предавать забвению божественные Реальности. Вот те неправильные представления, что делают человека блудным сыном божественной 128] Монады и посылают его в далекую страну, чтобы поедать мякину смертного существования. Вот то, что человек должен преодолеть и устранить, прежде чем он сможет «поднять глаза свои» и вновь увидеть Отца и Отчий дом и, таким образом, будет в состоянии сознательно прокладывать Путь Возвращения.

Укажем, что две помехи, Авидья и чувство личности, относятся к человеку, к его синтезу на физическом плане; что желание связано с его астральным телом, проводником чувств; и что ненависть и чувство привязанности вызываются чувством эгоизма (принципом Ахамкары), оживляющим ментальное тело. Таким образом, тройственная личность является полем для семян, а почва личностной жизни в трех мирах способствует размножению, цветению и росту этих семян, чем препятствует и мешает Реальному человеку. Эти семена должны быть истреблены, и их уничтожение приводит к трем обстоятельствам:

1. Отрабатывается Карма.

2. Достигается освобождение.

3. Совершенствуется видение Души.

 

4. Авидья (неведение) является причиной всех остальных препятствий, в том числе и скрытых, и нахо­дящихся в процессе устранения (преодоления), и действующих в полную силу.

Первое, что обращает на себя внимание в этой Сутре, – это то, как полно она отражает смысл. Она наводит мысль читателя на коренную причину всякого зла и, говоря о препятствиях, охватывает все возможные условия их существования. Эта Сутра обобщает 129] состояние любого человека, начиная от стадии дикаря, через все промежуточные состояния, и кончая стадией архата, на которой сбрасываются последние оковы неведения. В Сутре утверждается, что источник зла существует, источник эгоизма и всякого рода личных желаний очевиден и кроется в великом базовом состоянии, которое есть ограниченность самой формы, Авидья, или неведение.

Стремящемуся, прямо в начале его исследования законов духовного развития, напоминается, что он должен учитывать два факта, базирующихся в свою очередь на факте самого проявления:

1. Факт существования такого «не-я», к которому притягиваются божественные искры Духовной Жизни и которое в период эволюции поглощает их;

2. Факт ограничений, к которым вынуждает принятие формы.

Указанные два факта нужно признать истинными для Солнечного Логоса, Планетарного Логоса, человека или атома. Каждая форма божественной жизни, от бесконечно малой до бесконечно большой, таит в себе часть Духовной энергии. Результатом этого, для частицы Духовного существования, обязательно становятся замкнутость, изоляция и самоограничение, и только контакты самого существования и борьба Духовной единицы внутри формы могут принести ей конечное освобождение.

Во время существования, в процессе пребывания в воплощении, скрытая частица Жизни остается в неведении относительно того, что лежит вне ее самой, и постепенно должна пробивать себе путь вовне, ко все большей свободе и независимости от формы.

130] Первоначально сфера собственной формы является тем единственным, о чем она осведомлена, оставаясь в неведении обо всем, что находится вне ее. Контакты, вызываемые желанием, служат теми факторами, посредством которых неведение перерабатывается в знание, и человек (так как здесь речь идет лишь о человеческой единице, хотя базовые законы верны для всех форм божественной жизни) постепенно становится осведомленным о себе, как он есть, и начинает осознавать свою окружающую среду. Поскольку эта окружающая среда троична (физическая, астральная и ментальная) и он обладает тремя проводниками для контактов в трех мирах, его пробуждение охватывает огромный период времени. В связи с этим «Древний комментарий» гласит:

«В Зале Неведения известны три оболочки. Связь с солнечной Жизнью достигается в ее самой плотной точке, и человек становится полностью плотским».

Затем человек узнает нечто большее – ту группу, к которой он принадлежит, он узнает ее, находя собственную внутреннюю Реальность, скрытую в его личности. Он учится тому, что он, человеческий атом, является частью группы, или центра, в теле Небесного Человека, Планетарного Логоса, и что он должен развивать осведомленность о:

а) Своей групповой вибрации,

б) Своей групповой цели,

в) Своем групповом центре.

Эта стадия называется Путь Испытания или Путь Ученичества, она продолжается вплоть до Третьего посвящения.

«Древний комментарий» продолжает:

«В Зале Учения достигается связь с центральной мистерией. Видится метод освобождения, закон надлежаще исполняется, и человек становится почти адептом».

131] Наконец человек вступает в Зал Мудрости, в который он допускался изредка (но все чаще и чаще) после Первого Главного посвящения[2], и выясняет место, занимаемое его группой в планетарном плане, также улавливая проблески Космического Плана. Неведение (в нашем понимании), безусловно, отступает, однако нелишне вновь подчеркнуть, что остается множество неведомого даже адепту и что сам Христос, великий Мировой Учитель, не знает всего того, что составляет осведомленность Царя Мира. Йога Сутры Патанджали имеют дело, однако, только с преодолением неведения, которое удерживает человека в Колесе Перерождения и которое мешает ему раскрыть истинные способности Души. «Древний комментарий» об этой заключительной стадии говорит:

«В Зале Мудрости Свет полностью сияет на стезях адепта. Он знает и видит седьмую часть и прозревает Все оставшееся. Он сам семеричен и, выходя из этого Зала, становится Богом».

 

5. Авидья – это состояние, в котором постоянное, чистое, полное блаженства «Я» путают с непостоянным, нечистым, страдающим «не-я».

Состояние неведения, или «состояние авидьи», характерно для всех тех, кто еще не различает реальное и нереальное, смерть и бессмертие, свет и тьму. Следовательно, оно управляет жизнью в 132] трех мирах, так как соответствия авидье, которую испытывает человек в воплощении на физическом плане, существуют на всех планах. Это ограничение самого Духа и неизбежное следствие принятия формы. Духовная единица рождается слепой и бесчувственной. Она воплощается в форму на заре веков и циклов перерождения в состоянии полной неосведомленности. Она должна стать осведомленной об окружающем; и для этого должна сперва развить чувства, делающие возможными контакт и осведомленность. Метод и процесс, посредством которых человеческое существо развило пять чувств, или средств подхода к «не-я», хорошо известны, и в любом обычном учебнике по физиологии можно получить необходимую информацию. Три фактора должны быть учтены в связи с Духовной единицей:

1. Чувства должны быть развиты;

2. Затем должно последовать их распознавание и использование;

3. После чего наступает период, когда Духовный человек начинает употреблять чувства для удовлетворения своих желаний и тем самым отождествляет себя со своим аппаратом проявления.

Он слеп вдвойне, так как не только родился слепым и бесчувственным, но и ментально слеп и не видит себя и вещи такими, каковы они есть; он совершает ошибку, считая себя материальной формой и делая это на протяжении многих циклов. Он не обладает чувством различения истинных ценностей, или пропорции, и рассматривает преходящего, страдающего, нечистого, материального низшего человека (свои три оболочки в целом) как «Я» и Реальность. Он не в состоянии отделить себя от своих форм. Чувства – это часть форм; они не являются Духовным человеком, 133] обитателем формы. Они являются частью «не-я» и средством его контакта с планетарным «не-я».

Благодаря различению и бесстрастию, «Я», постоянное, чистое и блаженное, может наконец отделить себя от «не-я», которое непостоянно, нечисто и наполнено страданием. Когда это не осуществлено, человек находится в состоянии авидьи. Когда это находится в процессе исполнения, человек является последователем видьи, или знания, последователем четверичного пути. Когда познается Душа, как она есть, и «не-я» отсылается на свое законное место, как ее оболочка, проводник, или инструмент, тогда само знание трансцендируется и Познающий видится ясно. Это и освобождение, и Цель.

 

6. Чувство личности возникает вследствие отождествления Познающего с инструментами познания.

Эта Сутра является комментарием к предыдущей. Учащийся должен помнить, что Познающий, Духовный человек, располагает различными инструментами для контакта с окружающей его средой и таким образом начинает все более и более осознавать:

1. Три свои оболочки, или тела, являющиеся средствами контакта на трех планах:

а) Физическое тело,

б) Эмоциональное, или астральное, тело,

в) Ментальное тело.

2. Свои пять чувств, которые он имеет на физическом плане: слух, осязание, зрение, вкус и обоняние.

134] 3. Ум, великое шестое чувство, которое может использоваться тремя способами. Хотя для большинства людей он имеет всего лишь один способ использования.

Его первый и наиболее общий способ использования заключается в собирании информации о производимых контактах и передаче ее Эго, или Познающему, по существу, тем же способом, каким нервная система телеграфирует мозгу о своих внешних контактах. Именно такое использование ума вызывает в основном появление чувства личности, которое начинает постепенно ослабевать, как только становятся возможны другие способы применения шестого чувства.

Второй способ использования ума – тот, который осуществляется первыми пятью средствами Йоги, – это способность передавать в мозг мысли, желания и волю Эго, или Души. Это приносит в личностное «я» на физическом плане распознавание Реальности, и чувство отождествления с «не-я» неуклонно ослабевает.

Третий способ использования ума проявляется тогда, когда Душа использует его как орган видения, благодаря чему достигается контакт с самой Душой и знание ее царства. Это осуществляется с помощью последних трех средств Йоги.

Следует подчеркнуть, что указанный факт является особенно важным. Если стремящийся будет считать своей непосредственной задачей развитие и полное использование шестого чувства и помнить три цели, для которых оно предназначено, он совершит быстрый прогресс, чувство личности исчезнет и наступит отождествление с Душой. Чувство это является одной из величайших оков, что держат в плену сынов человеческих. Вот что имеют в виду, когда говорят: «Руби дерево на корню».

 

7. Желание – это привязанность к объектам удовольствия.

135]Это совсем не буквальный перевод, но он передает основную идею настолько ясно, что лучше эту Сутру не переведешь.

Объекты удовольствия включают в себя все привязанности, формируемые человеком, от стадии дикаря до продвинутых степеней ученичества. Они включают как желание обладать грубыми объектами на физическом плане, так и привязанность к предметам, занятиям и реакциям, которые достигаются эмоциональной или интеллектуальной деятельностью. Они охватывают всю гамму, весь диапазон чувственного опыта, от отклика дикаря на тепло и вкусную пищу до экстаза мистика. Желание – это обобщенный термин, выражающий направленность Духа вовне, к жизни в форме. Оно может означать наслаждение каннибала своей пищей, любовь человека к своей семье, проникновенную оценку художником прекрасной живописи или поклонение преданного Христу или своему гуру. Все это – того или иного рода привязанности, и прогресс Души видится в освобождении от одного объекта чувств, затем от другого, пока не настанет время, когда в одиночестве он вознесется назад к самому себе. Он исчерпал все объекты привязанности, и, кажется, даже его гуру оставил его одного. Остается одна только Реальность, та Духовная Реальность, которой является он сам, и тогда его желание перестает быть направленным вовне и обращается вовнутрь. Он находит царство Божье внутри. Тогда все желания оставляют его. Он вступает в контакты и продолжает 136] проявляться и работать на планах иллюзии, но он работает из центра, где обитает его божественное «Я», итог всех желаний, и ничто больше не соблазняет его сойти на второстепенные дороги удовольствия и страдания.

 

8. Ненависть – это отвращение к любому объекту, воспринимаемому чувствами.

Эта Сутра противоположна предыдущей. Истинный Йогин не испытывает ни отвращения, ни желания. Он сбалансировал эти пары противоположностей. Ненависть вызывает обособленность, в то время как Любовь раскрывает Единство, лежащее в основе всех форм. Ненависть – это результат такого сосредоточения на форме, когда забывается то, что проявляет (в той или иной степени) каждая форма; ненависть – это чувство отталкивания, и оно ведет к удалению человека от объекта ненависти; ненависть противоположна братству и, следовательно, является нарушением одного из базовых законов Солнечной системы. Ненависть отрицает Единство, приводит к возведению барьеров и порождает причины, ведущие к кристаллизации, разрушению и смерти. Это энергия, используемая на отвержение вместо синтеза, и поэтому она направлена против Закона Эволюции.

Ненависть, в действительности, – это результат чувства личности, а также неведения и злоупотребления желанием. Она является почти кульминацией этих трех проявлений. Именно чувство личности и крайнее неведение, вместе с желанием личной выгоды, вызвали ненависть к Авелю в сердце Каина и породили первое убийство, или разрушение формы брата. Это следует тщательно 137] продумать, поскольку в каждом человеческом сердце до некоторой степени есть место ненависти и отвращению. Однако только тогда, когда их полностью преодолеет Любовь, или чувство Единства, смерть, опасность и страх станут неведомы человеческому семейству.

 

9. Интенсивное желание существовать чувствуя – это и есть привязанность. Оно присуще каждой форме, является самоувековечивающим и не чуждо даже самым мудрым.

Эта форма привязанности является базовой причиной всякого проявления. Она присуща взаимосвязи двух великих противоположностей, Духа и Материи, являясь управляющим фактором в логоической манифестации; вот почему ей подвержены даже «самые мудрые». Эта форма привязанности является автоматической способностью, самовоспроизводимой и самоувековечивающейся, и следует помнить, что преодоление этой тенденции, даже доведенное до высшей степени адептом, – всего лишь относительное преодоление. До тех пор, пока Логос нашей Солнечной системы, Абсолютный Дух, воплощается через посредство Солнечной системы, эта тенденция будет присутствовать и в наивысшем планетарном Духе, и в самом возвышенном Духовном существовании. Все, что можно сделать, чтобы преодолеть привязанность, или искоренить желание, – это развить способность уравновешивать пары противоположностей на любом конкретном плане, с тем чтобы не держаться за формы этого плана, и тогда удаление становится возможным. Обычный учащийся придает самый второстепенный смысл словам: «привязанность», «желание», «их искоренение». Он интерпретирует их в терминах своего незначительного 138] достижения. Они представляют всего лишь слова, весьма неадекватно и чисто символически употребляемые в попытке выразить оккультную работу. Правильное понимание может прийти только в терминах Закона Притяжения и Отталкивания и через понимание системы оккультных вибраций.

Воля к жизни, или Воля к проявлению, – это частица импульса божественной Жизни и поэтому правильна. Воля к существованию, или воля к проявлению, на любом конкретном плане или посредством любой конкретной группы форм неправильна, когда эта сфера проявления себя исчерпала. И когда любой специальный набор форм послужил своей цели, обеспечивая средства для получения опыта и контактов, и больше не может ничему научить нас, появляется зло, так как тенденция ко злу – это всего лишь тенденция возврата к использованию форм и практик, которые внутренний Сущий уже перерос. Вот почему грубые животные грехи повсюду считаются злом, так как признано, что Сущий в человеческой форме перерос третье, или животное, царство.

Адепт, следовательно, не только трансцендировал привязанность к формам на трех планах (физическом, астральном и ментальном), но и искоренил на этих планах всякое тяготение к их формам. Когда Жизнь, или Дух, возвращается, форма, в оккультном смысле, умирает. Когда мысль Эго, или высшего «Я», занята своим собственным планом, тогда нет энергии, направленной к материи трех миров, поэтому и формообразование, и привязанность к формам становятся невозможны. Это согласуется с оккультным трюизмом «энергия следует за мыслью», а также с учением, что 139] тело, несущее принцип Христа (Буддхический проводник), начинает координироваться по мере того, как низшие импульсы отмирают. Кроме того известно, что Каузальный проводник, тело высшего «Я» на абстрактных уровнях ментального плана, приобретает красоту, величину и активность на стадиях ученичества быстрее, чем было возможно прежде во всем цикле предшествующих воплощений. Эгоическая энергия не только расходуется, но и направляется в большей степени на собственное саморазвитие. Привязанность к форме, или притяжение формы, для Духа является Великим Инволюционным импульсом. Отталкивание формы и ее последующий распад – это Великий Эволюционный импульс.

 

10. Эти пять помех, когда они досконально познаны, могут быть преодолены противоположным умственным настроем.

Слова «досконально познаны» можно перефразировать так: «когда осознаются Внутренним человеком»; и скрытая за этими словами мысль хорошо объясняется Двиведи в его Комментарии:

«Описав природу «рассеянности», автор указывает на способ ее пресечения. Она делится на два вида: тонкую и грубую. К первому относится та, что находится в дремлющем состоянии, в форме впечатлений, тогда как ко второму – та, что непосредственно воздействует на ум. Первая может быть полностью взята под контроль только при достижении господства над всей ее опорой, а именно, над мыслящим принципом».

140] Вот первое дело стремящегося к Йоге. Он должен понять природу препятствий и только затем взять курс на их преодоление, совершая всю работу с ментального плана. Важно добиться контроля над аппаратом мышления, затем научиться использовать этот аппарат; и тогда, когда это достигнуто, можно нейтрализовать помехи обратными потоками. Сами помехи являются результатом привычки неправильно мыслить и неправильно употреблять мыслящий принцип. Когда становится досконально известно, что помехи являются семенами, из которых вырастают «формы, создающие препятствия», их можно ликвидировать на скрытых стадиях. Для этого следует вырабатывать правильные привычки мышления. Это поможет овладеть средствами, ведущими к освобождению.

Неведение (Авидья) должно вытесняться истинной Видьей, или знанием, и, как хорошо известно, в четвертой расе, на четвертом глобусе и в четвертом круге четыре Видьи, Четыре Благородных Истины и четыре базовых элемента составили полную сумму этого знания.

Четыре Видьи индусской философии можно перечислть следующим образом:

1. Яджна Видья – Исполнение религиозных обрядов, с тем чтобы вызвать определенные результаты. Церемониальная магия. Она связана со звуком и, следовательно, с Акашей, или эфиром пространства. Яджна – это невидимое божество, наполняющее пространство.

2. Махавидья – Великое магическое знание. Оно выродилось в Тантрический культ. Связано с женским аспектом, или аспектом материи (матери). Основа Черной магии. Истинная Маха Йога 141] должна иметь дело с формой (2-й аспект) и ее приспособлением к Духу и его нуждам.

3. Гухья Видья – Наука мантрамов. Тайное знание мистических мантрамов. Оккультное могущество Звука, Слова.

4. Атма Видья – Истинная Духовная Мудрость.

Четыре Благородных Истины были провозглашены для нас в речах Будды и гласят:

«Тогда Благословенный обратился к собратьям:

«Не понимая сути Четырех Арийских Истин, не проникнув в нее, о братья, мы вращались и скитались в круговороте этого долгого – долгого странствия (или перерождения), и вы, и я. Каковы эти четыре?

Арийская Истина Страдания; Арийская Истина Возникновения Страдания; Арийская Истина Прекращения Страдания, Арийская Истина Пути, приводящего к Прекращению Страдания.

Но, братья, когда вы понимаете и проникаете в суть этих Четырех Арийских Истин, искореняется жажда существования, отсекается нить, что ведет к перерождению, и нет тогда больше очередного рождения».

Так произнес Благословенный. Когда Блаженствующий так сказал, добавил Учитель далее:

Слепы мы были к Четверичной Арийской Истине вещей

И слепы, чтобы видеть вещи, каковы они есть в действительности.

Мы долго странствовали через разные рождения.

Оканчивается жизненная цепь, коль видишь их.

Нет более перерождения и связанного с ним страдания, если корень страдания отсечен».

Четыре элемента были сформулированы для нас в Тайной Доктрине (I.95) следующими словами:

«Золотое Яйцо было окружено семью Элементами Природы, из которых четыре проявлены (земля, огонь, воздух, вода), три сокрыты».

142]

11. Их активность необходимо устранять в процессе медитации.

«Противоположный умственный настрой», о котором говорилось в предыдущей Сутре, имеетотчетливоеотношение к семенам, или скрытым тенденциям, в том виде, в каком они существуют в ментальном теле и в теле желаний. Этот умственный настрой должен стать одним из активных видов ментальной медитации и однонаправленной мыслью, при условии, что деятельность физического тела также будет подчинена аналогичному контролю. Большая часть того, что мы делаем, делается автоматически и является результатом повторявшихся много жизней эмоциональных и ментальных привычек. Подсознательно, от первичных наработок, приобретенных в древности, и вследствие подчинения миру вещественных форм, наша активность на физическом плане управляется пятью помехами. Они должны пресекаться, и в то же время нужно находить их скрытые семена и работать с ними, что достигается прекращением внешней активности. Устойчивое удержание противоположного умственного настроя помогает в этой работе. Медитация, которая задействует три фактора: Мыслителя, ум и физический мозг, развивает качества, противоположные пяти помехам, и об этом нельзя забывать, иначе теория не станет разумной практикой. Этот медитативный процесс рассматривается в Книге III, и нет нужды здесь о нем говорить.

 

12. Сама Карма имеет корни в этих пяти помехах и должна принести плоды в этой жизни или в какой-либо последующей.

До тех пор, пока человек на физическом плане будет подвергаться воздействию этих помех или управляться ими, он будет 143] создавать начало такой активности, которая будет вызывать неминуемые следствия. И по этой причине человек будет оставаться привязанным к Колесу перерождения и обречен на принятие формы. Учащийся должен обратить особое внимание на то, что эти пять помех – источник любой активности низшей личности, или низшего человека. Все, что он делает, основывается на той или иной из них, и нет ни одного действия среднего человека в трех мирах, которое не являлось бы результатом неведения и сопутствующих ему ошибочных отождествлений и реакций.

Когда помехи преодолеваются и неведение, причина их всех, замещается Божественной Мудростью, остается все меньше и меньше следствий, которые надо отрабатывать на физическом плане, и цепи, приковывающие человека к Великому Колесу физического проявления, рвутся одна за другой. Цепи эти тройные, так же как тройственно поле неведения, представляющее собой три великих плана сознания, которые являются полем человеческой эволюции. Когда поле неведения становится полем сознательного опыта и когда цепи начинают ощущаться как сковывающие и ограничивающие, это означает, что будущий чела сделал огромный шаг вперед в процессе освобождения. Когда он может перевести эту борьбу вовнутрь, в то, что Ганганатха Джха зовет «непроявленной жизнью», а мы обычно называем «тонкими планами», он вступает в Зал Учения и разрывает оковы, столь хитроумно выкованные камой (или желанием) и неправильным использованием ума. Позже он вступит в Зал Мудрости и будет обучаться определенным эзотерическим и оккультным методам ускорения процесса освобождения.

144]

13. До тех пор, пока существуют эти корни (или самскары), их плодами будут рождение, жизнь и опыт, как следствие переживания удовольствий и страданий.

Основной работой изучающего оккультизм является манипулирование силой и вхождение в тот мир, где его силы активно приводятся в движение. Это является следствием их проявления на физическом плане. Нужно изучать и в процессе познания использовать на практике действие Закона Причины и Следствия. В дальнейшем следует перестать заниматься следствиями и сосредоточить свое внимание только на создающих их причинах. По отношению к себе это приводит к ясному пониманию, что первопричиной феномена его объективного существования в трех мирах является само Эго. А вторичными причинами – совокупность тех фундаментальных эгоических импульсов, которые привели к развитию отклика на чувственные контакты в трех планах. Эти импульсы вызвали следствия, которые (согласно Закону) должны были проявиться объективно на физическом плане. Поэтому самое большое значение придается необходимости установления прямого эгоического контакта через нить, или Сутратму, поскольку только таким способом стремящийся может выяснить причины, лежащие в основе всех проявлений его жизни, и начать иметь дело с самскарами, семенами своей будущей активности. Семена эти по природе своей являются кама-манасическими (то есть отчасти эмоциональными и отчасти ментальными), так как желание мощно в своих проявлениях и создает физический проводник в двух его аспектах:

а) Низший Манас, или конкретный ум, является базовым фактором в построении эфирного тела.

145]б) Кама, или желание, является ведущим фактором, вызывающим проявление плотного физического проводника.

Оба вместе они ответственны за проявленное существование.

Хорошо известно, что Древо Жизни изображается корнями вверх, а цветущей кроной вниз. В крошечном Древе Жизни Эго это символическое представление так же справедливо. Корни находятся на ментальном плане. Его прорастание в объективность и появление плодов видно на физическом плане. Поэтому стремящемуся необходимо «рубить дерево на корню», то есть обращаться к мыслям и желаниям, которые создают физическое тело. Он должен войти в субъективную сферу, если хочет иметь дело с тем, что может и далее удерживать его в Колесе перерождения. Когда семена искореняются, плодоношение невозможно. Когда корень отделяется от внешней части на любом из трех планов, то жизненная энергия более не течет вниз. Три слова: рождение, жизнь и опыт подводят итог человеческому существованию, они обозначают его объект, метод и цель, и нам нет нужды иметь с ними дела. Весь предмет Кармы, или Закон Причины и Следствия, рассматривается в данной Сутре, и он слишком обширен, чтобы о нем здесь распространяться. Достаточно лишь сказать, что, с точки зрения Йога Сутр, Карма бывает трех видов:

1. Скрытая Карма. Семена, или причины, которые еще не развиты и бездеятельны и которые должны будут принести плоды когда-либо в настоящей жизни или в последующих.

146]2. Активная Карма. Семена, или причины, которые находятся в процессе осуществления и для расцвета которых нынешняя жизнь призвана обеспечить нужную почву.

3. Новая Карма. Семена, или причины, которые порождаются в нынешней жизни и неизбежно будут управлять обстоятельствами в одной из будущих жизней.

Начинающий в науке Йоги может начать с рассмотрения своей активной Кармы, интерпретируя каждое событие жизни и каждое обстоятельство как условия, в которых для него обеспечивается возможность выработать определенные особые серии следствий. Он может стараться так следить за своими мыслями, чтобы не сеять новые семена и чтобы будущая Карма не могла принести плодов в одной из следующих жизней.

Неофиту труднее работать с семенами скрытой Кармы, и в этом случае Учитель может помочь ему, управляя его обстоятельствами и руководя отношениями с его окружением в трех мирах, с тем чтобы он мог быстрее выработать и изжить этот вид Кармы.

14. Эти семена (или самскары) вызывают удовольствие или страдание в зависимости от того, была ли породившая их причина добром или злом.

Укажем, что добром является то, что относится к Единому Принципу, к Реальности, пребывающей во всех формах, к Духу человека, открывающему себя через посредство Души, к Отцу, как Он проявляет себя через Сына. Зло относится к форме, к проводнику и к материи и в действительности касается отношения Сына к своему телу проявления. Если Сын Божий (космический или человеческий) ограничен, заточен и ослеплен своей формой, это означает, 147] что силы зла имеют над ним власть. Если он осведомлен о своем собственном «Я», не скованном формами и свободном от рабства материи, это означает победу сил добра. Полная свобода от материи вызывает блаженство, наслаждение, радость осуществления. Зло вызывает страдание, так как насколько Внутренний Правитель ограничен своим телом проявления, настолько он и испытывает страдание.

 

15. Просветленный человек всякое существование (в трех мирах) считает страданием, по причине воздействия гун. Их воздействие тройное и создает последствия, беспокойства и подсознательные предчувствия.

Три «гуны» – это качества самой материи: саттва, раджас и тамас, или ритм, активность и инертность, и они присущи всем формам. Учащемуся необходимо помнить, что каждая форма на каждом плане характеризуется наличием этих качеств, и это верно от самой высшей до самой низшей из форм. Проявление этих качеств различается лишь степенью.

Для человека, достигающего совершенства, становится очевидно, каким образом каждая форма, через посредство которой он, Божественный Духовный человек, проявляется, вызывает ограничения и трудности. Физический проводник адепта, хотя и выстроен из вещества, относится преимущественно к саттвической природе, выровненной и ритмичной. Тем не менее этот проводник продолжает заточать его в мире физических устремлений и ограничивает силы Истинного человека. Для уточнения можно сказать, что:

148]1.Атрибут инертности (или тамас) характеризует низшее личностное «я», оболочки тройственного низшего человека.

2. Атрибут активности является главным отличительным признаком Души, и именно это качество вызывает интенсивную активность и постоянный труд человека, когда он ищет опыта, и позже, когда он ищет служения.

3. Атрибут ритма, или равновесия, является качеством Духа, или Монады, и представляет собой то стремление к совершенствованию, которое вызывает эволюцию человека во времени и пространстве, а также тот фактор, который проводит всякую Жизнь через все формы к совершенству. Давайте, однако, не будем забывать, что эти три качества – есть качества субстанции, посредством которой тройственный Дух проявляется в нашей Солнечной системе. Природа самого Духа нам все еще неведома, поскольку мы не в состоянии думать иначе, как в понятиях формы, однако эти формы могут быть трансцендентными. Только те Души, которые достигли Высшего посвящения и могут выйти за пределы нашего Солнечного «не-преступи-кольца», знают кое-что о сущностной природе того, что мы называем Духом.

Приступая к вопросу о практическом проявлении гун в трех мирах (в отношении человека), отметим, что:

1. Атрибут равновесия, или ритма, характеризует ментальный проводник. Когда ментальное тело организовано и человеком управляет его ум, его жизнь стабилизируется, становится организованной и он ведет свои дела гармоничным образом.

2. Качество активности, или подвижности, является свойством 149] эмоциональной, астральной, природы, и когда оно преобладает, жизнь становится хаотичной, бурной, эмоциональной, подверженной любому настроению и чувству. Это, прежде всего, проявления желания жить.

3. Инертность – это качество, доминирующее в физическом теле, и конечная цель Эго состоит в том, чтобы разрушить эту инертность и привести свой низший проводник к активности, что вызовет желаемые результаты. Отсюда проистекает необходимость использования гуны подвижности, а также чрезмерная активность эмоциональной природы, или природы желания, на ранних стадиях устремления.

Страдание – это продукт всех форм активности, так как является результатом существующего различия между парами противоположностей, между Духом и Материей. Оба противоположных фактора находятся «в мире», по существу, до тех пор, пока не придут в соприкосновение, не начнут обоюдно сопротивляться друг другу, создавая трение и страдание, при соединении во времени и пространстве.

Патанджали указывает, что страдание это является всеобъемлющим, охватывая прошлое, настоящее и будущее:

1. Последствия. Страдание возникает как результат предшествующей активности и является отработкой Кармы, так как оно помогает в урегулировании ошибок, являясь расплатой за них. Улаживание обязательств и долгов прошлого – всегда скорбный процесс. Некоторые события прошлого неизбежно влекут за собой такие нынешние условия, как наследственность, окружение и даже тип тела. В результате и форма проводника, и форма групповых отношений являются болезненными для Души, заключенной в них.

150] 2. Беспокойства. Они относятся к настоящему и иногда переводятся как «опасения». Если учащийся исследует этот термин, то заметит, что он охватывает не только боязнь зла, заключенного в страдании, но также и страх неудачи в духовном росте и в служении. Это вызывает боль и уныние, но в то же время способствует пробуждению Реального человека к осознанию своего наследия.

3. Подсознательные предчувствия относятся к будущему и касаются тех предчувствий смерти, страдания и нужды, которые овладевают столь многими из сынов человеческих. Это страх неизвестности с ее возможными несчастьями, когда мы боимся за себя и за других, и это, в свою очередь, вызывает страдание.

16. Страдание, которое должно возникнуть, но еще не возникло, можно предотвратить.

Санскритский текст содержит здесь две идеи. Во-первых, он означает, что определенных видов будущей «скорби» (как говорится в некоторых переводах) можно избежать путем правильного урегулирования энергий человека, чтобы с изменением позиции ума болезненные реакции больше не могли возникнуть и, благодаря трансмутации желаний, прежние «боли» стали бы невозможны. Во-вторых, он означает, что жизнь в настоящем необходимо проживать так, чтобы не вызывать причин для возникновения болезненных следствий. Оба вывода приводят к двойной дисциплине в жизни Йогина, которая включает направленную решимость практиковать непривязанность и неустанную сдержанность низшей природы. Это ведет к ментальной активности такого характера, что прежние влечения, стремления и желания теряют 151] свою привлекательность и человек перестает позволять себе активности, создающие последующую Карму, или результаты.

Только теперь прошлое может быть изжито; и тому виду Кармы, что приносит боль, скорбь и страдание со всеми их последствиями, должно быть позволено истечь своим чередом. Карма настоящего, или проявление следствий, которые Эго планирует отработать в настоящем жизненном цикле, в равной степени должна сыграть свою роль в высвобождении Души. Однако Духовный человек в состоянии так управлять низшим человеком, что кармические события (или следствия, отрабатываемые в физическом объективном мире) не вызовут страдания или уныния, так как они будут обнаружены и правильно встречены Йогином, обладающим непривязанностью. В дальнейшем он не допустит возникновения причин, вызывающих страдание.

 

17. Иллюзия того, что Воспринимающий и воспринимаемое по сути одно и то же, является причиной (приносящих страдание следствий), которую необходимо устранить.

Эта Сутра возвращает нас непосредственно к Великой базовой двойственности проявления, единству Духа и Материи. Именно их взаимодействие создает все формопроизводящие модификации, или виды активности, на различных планах и является причиной ограничений, наложенных на себя чистым сознанием. В таком коротком комментарии, как этот, невозможно дальше углубиться в данный предмет. Мы можем затронуть его лишь в той мере, в какой он касается самого человека. Сформулируем рассматриваемую тему следующим образом: вся боль и скорбь 152] создается Духовным человеком, отождествляющим себя со своими объективными формами в трех мирах и сферой явлений, в которой эти формы проявляют активность. Когда он может отделить себя от царства чувств и познать себя как «того, кто невидим, неосязаем и неслышим», тогда он способен освободиться от всех ограничений форм и стоять в стороне как Божественный Воспринимающий и актер. Он будет использовать формы по своему желанию для достижения определенных конкретных целей, однако не станет впадать в заблуждение, отождествляя их с собой. Учащимся необходимо помнить, что в трех мирах (которые есть все, с чем имеет дело стремящийся на этой стадии) он является наивысшим фактором в хорошо известных тройственностях:

Воспринимающий.................... Восприятие........................ Воспринимаемое

Мыслитель.................................. Мышление......................... Мыслеформы

Познающий................................. Знание................................. Поле познания

Зрящий......................................... Зрение................................. Зримое

Наблюдатель............................. Наблюдение...................... Наблюдаемое

Зритель........................................ Ви/дение............................. Представление

– и многих других, столь же хорошо известных.

Великой целью Раджа Йоги является освобождение Мыслителя от видоизменений мыслящего принципа, так что он более не поглощается великим миром мысленных иллюзий и не отождествляет себя с тем, что является чисто феноменальным. Он становится свободным и бесстрастным и использует мир чувств как поле своей разумной активности, но уже не как поле своих эксперементов и усилий в приобретении опыта.

153] Следует помнить, что средствами восприятия являются шесть чувств: слух, осязание, зрение, вкус, обоняние и ум – и что все шесть необходимо трансцендировать и познать, как они есть. Средства восприятия открывают Великую Майю, или мир иллюзии, который состоит из форм всевозможных видов, выстроенных из субстанции, атомное и молекулярное строение которой, а также базовые элементы, придающие этой субстанции свои особые отличия и качества, должны быть изучены. При изучении учащемуся будет полезно помнить, что он должен исследовать природу следующих факторов, которые, в силу их полярной противоположности Духу, мы называем материей:

1. Атомы,

2. Молекулярная материя,

3. Элементы,

4. Три Гуны, или качества,

5. Таттвы, или дифференциации сил, в их семи формах.

Тогда, благодаря пониманию природы и отличий материи, он придет к постижению мира форм, который так долго удерживал узником его Дух. На это Патанджали указывает в следующей Сутре.

 

18. То, что воспринимается, имеет три качества: саттву, раджас и тамас (ритм, подвижность и инертность); оно состоит из проявленных элементов и элементов органов чувств. Благодаря пользованию ими обретается опыт и возможность освобождения.

Это одна из важнейших Сутр в книге, так как она в нескольких лаконичных словах подытоживает для нас природу субстанции, 154] ее состав, цель и причину. Можно уделить немало времени рассмотрению каждого предложения, и слова «качества», «элементы», «чувства», «эволюция» и «освобождение» выражают полную совокупность факторов, имеющих отношение к росту человека. Эти пять слов отражают то, в чем человеческая единица принимает самое деятельное участие, и охватывают продвижение человека с момента, когда он впервые принял воплощение, через долгий цикл жизней вплоть до того времени, когда он проходит через различные Врата посвящения в большую Жизнь Космоса.

Вначале егоотличает инертность, и формы его по своей природе столь тяжелы и грубы, что потребуется множество интенсивных контактов, прежде чем он станет осведомлен о своем окружении и впоследствии будет разумно его оценивать. Великие элементы: земля, вода, огонь и воздух – играют свою роль в строительстве его форм и включаются в само его существо. Различные органы его чувств медленно активизируются; сперва пять чувств, а затем, когда второе качество – раджас, или активность, основательно разовьется, начинает развиваться также шестое чувство – ум. Позднее он начинает постигать во всем окружающем его мире явлений те же качества и элементы, которые есть и в нем самом, и его знание быстро растет. Теперь он отличает себя, Воспринимающего, от того, что осознается им как его формы и мир их бытия. Шестое чувство начинает все сильней доминировать и в результате попадает под контроль Истинного человека, который после этого переходит в саттвическое состояние, где он пребывает 155] в гармонии с собой и, следовательно, со всем, что его окружает. Его проявление ритмично и созвучно с Великим Целым. Он смотрит на все как на представление и видит, что формы, через которые он действует в мире явлений, должным образом контролируются и что вся его деятельность находится в гармонии с Великим Планом.

Когда это так, он является частью Целого, но уже свободным от контроля мира форм, элементов и чувств. Он пользуется ими – они же его более не используют.

 

19. Гуны (или качества материи) делятся на четыре вида: конкретные, неконкретные, указанные и недосягаемые.

Интересно отметить, что гуны, или качества (общая сумма атрибутов и аспектов субстанции нашей Солнечной системы), существуют четырех видов. В их семеричном подразделении имеется аналогия с семеричностями, присущими нашей проявленной Вселенной. Во-первых, мы имеем три главных аспекта мыслящей субстанции:

1. Саттвическая субстанция..................... ритм, равновесие, гармония

2. Раджасическая субстанция.................. подвижность, активность

3. Тамасическая субстанция.................... инертность, устойчивость

Эти три аспекта подразделяются на:

1. Конкретные............................................... проявленные элементы, форма

2. Неконкретные........................................... чувства, реакции сил, танматры

3. Указанные................................................. первичная субстанция, таттвы,

атомная материя

4. Недосягаемые........................................... Великое Существование, которое

является общей суммой их всех.

156]Данная Сутра призвана открыть техническую сторону формального аспекта проявления, будь то человеческий атом или Солнечное Божество, и доступно показать естественную тройственность субстанции, ее семеричную природу и всевозможные видоизменения. Она выражает природу того Аспекта Божественной Жизни, который называется Брахмой у индусов и Святым Духом у христиан. Он представляет собой третий аспект Тримутри, или Троицы, аспект материи активного познания, из которой должно быть выстроено тело Вишну, или космического Христа, с тем чтобы Шива, Отец, или Дух, мог иметь средство для откровения. Поэтому будет полезно привести синонимы этих трех гун и затем указать природу их четырех подразделений.

Три Гуны:

1. Качества материи;

2. Аспекты мыслящей субстанции, или Универсального Ума;

3. Атрибуты силы-материи;

4. Три потенции.

Эти тройственности должны быть внимательно изучены, так как именно благодаря им сознание, в его различных степенях, становится возможным. Здесь мы имеем дело с великой иллюзией форм, с которой Реальный Человек, на свое горе и страдание, отождествляет себя в течение долгого цикла проявления и от которой он должен 157] наконец освободиться. Подразумевается и еще более обширная мысль: об ограничении жизни Солнечного Логоса в форме Солнечной системы, Его эволюционном развитии посредством этой формы, а также конечном совершенстве и избавлении этой Жизни от формы по завершении Великого Солнечного цикла. Меньший цикл человека включается в больший, и его достижение и природа его освобождения только относительна в связи с бо/льшим Целым.

1. Конкретное подразделение гун.

Это конкретное, или специализированное, подразделение гун содержит шестнадцать разновидностей, которые относятся главным образом к человеческим реакциям на материальный объективный мир.

а) Пять элементов: эфир, воздух, огонь, вода и земля. Они представляют собой прямые следствия неконкретного, или субъективного, Звука или Слова.

б) Пять органов чувств: ухо, кожа, глаз, язык и ноздри – те физические органы, или каналы, посредством которых становится возможным отождествление с материальным миром.

в) Пять органов действия: голос, руки, ноги, органы выделения и органы воспроизведения.

г) Ум. Шестое чувство, орган, который синтезирует все остальные органы чувств и в конце концов делает их использование ненужным.

Эти шестнадцать способов восприятия и активности человека в феноменальном мире служат каналами для Реального Мыслителя; они демонстрируют его активную Реальность и представляют общую сумму физических фактов, относящихся к каждому 158] воплощенному сыну Божьему. Подобным образом в космическом соответствии они являются общей суммой фактов, демонстрирующих Реальность космического воплощения. «Слово стало плотью» как в смысле индивидуальном, так и космическом.

2. Неконкретное подразделение гун.

Состоит из шести разновидностей, и они касаются того, что находится позади конкретного; они имеют дело с субъективным и нематериальным, с проявлением силы, которая создает конкретные формы.

Технически в индусских книгах они называются танматрами. Они связаны больше с сознанием, чем с формой, и являются «особыми модификациями Буддхи, или сознания» (Ганганатха Джха). Вот они:

1. Элемент слуха, или первооснова слуха, создающая ухо;

2. Элемент осязания, или первооснова осязания, создающая механизм осязания, кожу и пр.;

3. Элемент зрения, или то, что создает глаз;

4. Элемент вкуса, или то, что создает механизм вкуса;

5. Элемент обоняния, или то, что создает механизм обоняния.

Позади этих пяти лежит шестая танматра, или разновидность принципа сознания, так называемое «чувство личности», сознание «я есмь я», принцип Ахамкары. Именно он производит ощущение личной реальности и пребывания отдельной единицей 159] сознания. Он составляет основу великой «ереси обособленности» и является причиной того, что Реальный, или Духовный, человек соблазняется великой иллюзией. Именно он заставляет человека на долгие эоны отождествлять себя с объектами чувств, и он же в конце концов приводит его к поиску освобождения.

3. Указанные.

Позади шестнадцати специализированных разновидностей и шести неспециализированных лежит то, что является причиной их всех, то, что в индусских книгах именуется Буддхи, или Чистым Разумом, интеллектом отделенным, что иногда называется Интуицией, и чьей природой является Любовь-Мудрость. Это есть Жизнь Христова, или принцип Христа, который, как мы знаем, проявляется в процессе воплощения, или принятия формы, в качестве конкретного и неконкретного. Для большинства людей этот принцип еще – только «указанное». Мы лишь догадываемся, что это такое. Работа Раджа Йоги – перевести смутную догадку в полноценное знание, с тем чтобы теория стала фактом и чтобы то, что скрыто и в существование чего мы верим, смогло стать признанным и известным в своей сути.

4. Недосягаемые.

Наконец мы подходим к четвертому виду Гун, или аспектов, к Тому, «Кем мы живем и движемся и существуем», недосягаемому, или неведомому, Богу. Это Великая Форма существования, в Которой находятся наши маленькие формы. Это общая сумма мыслящей субстанции, частью которой являются наши маленькие умы; это целостное проявление Бога через посредство Космического Христа, частью которого является каждый малый Сын Божий. 160] Это недосягаемое и неведомое пока еще непостижимо человеческому уму.

 

20. Видящий является Чистым Знанием (гнозисом). Благодаря чистоте он смотрит на представленную Идею через посредство ума.

Мы уже упоминали превосходный перевод этой Сутры, сделанный Джонстоном, который гласит: «Видящий суть чистое видение. Благодаря чистоте он смотрит через покров ума». Ганганатха Джха проливает дальнейший свет на нее словами: «Зритель является абсолютной чувствительностью, и благодаря чистоте он безмолвно созерцает идеи разума». Сутра сообщает мысль о том, что Истинный Человек, Зритель, Воспринимающий, или Мыслитель, является общей суммой всякого восприятия, будь то восприятие посредством чувств или же посредством низшего ума; сам по себе он является знанием, чистым ви




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.