1. Сосредоточение – это фиксация читты (вещества ума) на определенном объекте. Это состояние называется Дхарана.
2. Длительное сосредоточение (Дхарана) называется медитация (Дхьяна).
3. Когда читта абсорбирует Реальность (то есть ту Идею, которая воплощена в форме), и перестает быть осведомленной о своей индивидуальности, или личностном «я», то это состояние называется созерцание, или Самадхи.
4. Когда сосредоточение, медитация и созерцание соединяются в одно последовательное действие, то достигается Саньяма.
5. Как результат Саньямы проявляется сияние Света.
6. Это просветление происходит постепенно; оно развивается стадия за стадией.
7. Три последние средства Йоги имеют более сокровенный субъективный эффект, чем предыдущие средства.
8. Однако даже эти три средства являются объективными по отношению к истинной медитации без семени (или Самадхи), которая не основывается на объекте. Она свободна от воздействия различающей природы читты (или вещества ума).
9. Последовательность появления ментальных состояний следующая: ум реагирует на то, что видится; затем следует момент сдерживания ума. Далее наступает момент, когда читта (вещество ума) реагирует на оба эти фактора. Наконец они вытесняются, и воспринимающее сознание безраздельно правит.
10. В результате развития этой способности ума достигается устойчивость Духовного восприятия.
238] 11. В результате закрепления этой способности и обуздания склонности ума образовывать мыслеформы, обретается возможность Созерцать постоянно.
12. Когда сдерживающее ум усилие и обусловливающую воплощение Силу удается сбалансировать между собой, наступает состояние однонаправленности.
13. С помощью этого состояния познаются аспекты каждого объекта; познаются и осознаются его особенности (или форма), его символическая природа и его специфическое использование в условиях времени (стадия развития).
14. Особенности каждого объекта бывают проявленными, проявляющимися и скрытыми.
15. Стадия развития является причиной ряда видоизменений пластичной психической природы и мыслящего принципа.
16. Благодаря сосредоточенной медитации на тройственной природе каждой формы достигается откровение того, что было и что будет.
17. Звук (или Слово), то, что он обозначает (объект), и воплощенная Духовная сущность (или Идея) обычно смешиваются в уме Воспринимающего. Благодаря сосредоточенной медитации на этих трех аспектах достигается (интуитивное) понимание Звука, издаваемого всеми формами Жизни.
18. При раскрытии способности видеть мыслеобразы появляется доступ к знанию предыдущих воплощений.
19. Благодаря сосредоточенной медитации становятся очевидными мыслеобразы в умах других людей.
20. Однако, поскольку объект этих мыслей невидим Воспринимающему, он видит только мысль, но не объект. Медитируя, он не воспринимает то, что осязаемо.
21. Благодаря сосредоточенной медитации на различии между формой и телом, свойства тела, которые делают его видимым для человеческого глаза, сводятся на нет (или удаляются), и Йогин может сделать себя невидимым.
239] 22. Карма (или следствия) бывает двух видов: Карма безотлагательная и Карма будущая. Благодаря совершенно сосредоточенной медитации на них обеих Йогин узнает срок своего опыта в трех мирах. Это знание приходит также и через знаки.
23. Единение с другими должно достигаться с помощью однонаправленной медитации на трех состояниях чувств – сострадании, чуткости и бесстрастии.
24. Медитация, однонаправленно сконцентрированная на могуществе слона, пробуждает силу, которую он символизирует, или Свет.
25. Совершенно сосредоточенная медитация на пробужденном Свете помогает осознать то, что является тонким, скрытым и далеким.
26. Благодаря медитации, однонаправленно фиксированной на Солнце, приходит осознание (или знание) семи миров.
27. Знание всех лунных форм появляется благодаря однонаправленной медитации на Луну.
28. Сосредоточение на Полярной Звезде дает знание орбит планет и звезд.
29. Благодаря сосредоточению внимания на центре, называемом солнечным сплетением, приходит совершенное знание состояния тела.
30. При фиксации внимания на горловом центре прекращаются голод и жажда.
31. При фиксации внимания на канале, или нерве, расположенном ниже горлового центра, достигается уравновешивание противоположностей.
32. Достигших власти над собой можно видеть и контактировать с ними, фокусируя Свет в голове. Эта способность развивается однонаправленной медитацией.
33. Все, что существует, возможно познать в ясном Свете интуиции.
34. Понимание ума-сознания приходит благодаря однонаправленной медитации на сердечном центре.
35. Жизненный опыт, или познавание (пар противоположностей), происходит от неспособности Души различать между личностным «я» и Пурушей (или Духом). Объективные формы существуют для использования (и получения опыта) Духовным человеком. Благодаря медитации на этом возникает интуитивное восприятие Духовной природы (Пуруши).
240] 36. В результате приобретения этого опыта и медитации развиваются высшие слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, давая интуитивное знание.
37. Эти способности являются препятствиями к наивысшему Духовному осознаванию, но служат в качестве магических способностей в объективных мирах.
38. Освободившись от причин привязанности через их ослабление и понимая способ перемещения (выхода и вхождения), вещество ума (или читта) может войти в другое тело.
39. При подчинении направленной вверх энергии Жиз-ни (уданы) происходит освобождение от тернистого пути, из воды и трясины, после чего обретается возможность Вознесения.
40. Вследствие подчинения Саманы искра становится пламенем.
41. Благодаря однонаправленной медитации на связь между Акашей и Звуком развивается орган духовного слышания.
42. С помощью однонаправленной медитации на связь между телом и Акашей достигается Вознесение из материи (трех миров) и способность путешествовать в пространстве.
43. Когда то, что скрывает Свет, устраняется, тогда наступает состояние бытия, называемое развоплощенным (или бестелесным), которое свободно от видоизменений мыслящего принципа. Это состояние Просветления.
44. Однонаправленная медитация на пяти состояниях, в которых находится каждый элемент, дает власть над всеми элементами. Эти пять состояний следующие: грубая природа, основной вид, качество, вездесущность и базовая цель.
45. С помощью этой власти приобретается способность уменьшаться и другие сиддхи (или способности), а также телесное совершенство и свобода от всех препятствий.
46. Симметрия формы, красота цвета, сила и твердость алмаза составляют телесное совершенство.
47. Власть над чувствами обретается благодаря сосредоточенной медитации на их природе, присущих им атрибутах, эгоизме, вездесущности и полезной цели.
241] 48. В результате достижения совершенства в этом появляются быстрота действия, подобная быстроте ума, восприятие, не зависящее от органов, и власть над коренной субстанцией.
49. Человек, способный видеть разницу между Душой и Духом, обретает полную власть над всеми обстоятельствами и становится всеведущим.
50. Бесстрастным отношением к этому достижению и ко всем способностям Души тот, кто свободен от семян зависимости, достигает состояния изолированного Единства.
51. Необходимо полностью отвергнуть все обольщения всех форм бытия, даже небесных, так как продолжает существовать возможность возобновления свя-зей со злом.
52. Интуитивное знание развивается благодаря использованию различающей способности во время однонаправленного сосредоточения на мгновениях и их непрерывной последовательности.
53. Из этого интуитивного знания рождается способность различать (все существа) и определять их вид, качества и положение в пространстве.
54. Это интуитивное знание, которое является великим Освободителем, вездесущим и всеведущим, объединяет прошлое, настоящее и будущее в Вечном Сейчас.
55. Когда чистота объективных форм становится равной чистоте Души, то происходит Единение и наступает Освобождение.