Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Достигнутое объединение



И его результаты

1. Сосредоточение – это фиксация читты (вещества ума) на определенном объекте. Это состояние называется Дхарана.

Теперь мы подошли к разделу Йога Сутр, который непосредственно посвящен контролю ума и следствиям такого контроля. Первые пятнадцать Сутр относятся к контролю ума и учат как его добиться; остальные сорок Сутр касаются результатов, имеющих место при достижении этого контроля. Перечисленных результатов двадцать четыре, и все они связаны с расширением сознания и раскрытием психических способностей, как низших, так и высших.

Первый шаг к их раскрытию – это сосредоточение, или умение устойчиво, не отвлекаясь, удерживать ум на том, что избрано. 244] Этот первый шаг – одна из труднейших стадий медитативного процесса и предполагает способность постоянно, без перерывов возвращать ум назад к избранному стремящимся «объекту» сосредоточения. Сами стадии сосредоточения отчетливо разграничиваются и формулируются следующим образом:

1. Выбор определенного «объекта» сосредоточения;

2. Удаление ума-сознания от периферии тела, для того чтобы каналы внешнего восприятия и контакта (пять чувств) успокоились и сознание не было более направлено вовне;

3. Сосредоточение сознания и его удержание в голове, в точке между бровями;

4. Задействование ума, или умение обратить пристальное внимание на избранный объект сосредоточения;

5. Визуализация этого объекта, восприятие его образа и логическое размышление о нем;

6. Расширение ментальных концепций, которые формируются от конкретных и частных - к общим и универсальным, или космическим;

7. Попытка проникнуть к тому, что скрыто за рассматриваемой формой, или постичь идею, ответственную за существование этой формы.

Этот процесс постепенно расширяет сознание стремящегося, позволяя ему проникнуть от формальной к жизненной стороне проявления. Однако начинать он должен с формы, или «объекта». Объекты сосредоточения бывают четырех видов:

245] 1. Внешние объекты, такие как образы божества, картины или формы в природе,

2. Внутренние объекты, такие как центры эфирного тела,

3. Качества, такие как различные достоинства, с намерением пробудить желание добиться их раскрытия, чтобы включить их в содержание своей жизни,

4. Ментальные концепции, или те идеи, которые воплощают идеалы, скрытые за всеми оживляемыми ими формами. Они могут восприниматься в виде символов или слов.

В одной из Пуран прекрасно выражена идея сосредоточения. Стремящемуся говорится, что, после того как им были освоены первые пять средств Йоги (описанные в Книге II), он «должен локализовать вещество ума на некой благоприятной опоре», и такая локализация иллюстрируется описанием фиксации внимания на форме Бога.

«Воплощенная форма Величайшего не оставляет места желанию искать иную опору. Это следует понимать как фиксированное внимание, когда вещество ума фиксируется на этой форме. Что же это за воплощенная форма Хари, над которой следует размышлять, послушай, о Правитель Людей. Фиксированное внимание невозможно, если нет того, на чем его можно зафиксировать» (Вишну Пурана VI. 75-85.).

Затем следует описание воплощенной формы Высочайшего, которое заканчивается словами:

246]«...о Нем Йогин пусть размышляет; и растворится в Нем, сосредотачивая свой ум до тех пор, пока, о Повелитель, фиксированное внимание не сосредоточится лишь на Нем Одном. Когда Йогин добился этого или по своему выбору совершает какое-нибудь другое действие, в процессе которого ум его не блуждает, тогда он может полагать, что умение фиксировать внимание им обретено» (Нарадийя Пурана LXVII. 54-62.).

Осознание необходимости иметь «объекты» для сосредоточения – вот что порождает потребность в образах, священных скульптурах и картинах. Все эти объекты задействуют низший конкретный ум, что является необходимой предварительной стадией. Их использование приводит ум в контролируемое состояние, в котором стремящийся может делать только то, что решил. Четыре вышеупомянутых вида объектов постепенно ведут стремящегося вовнутрь, помогая ему переместить сознание с плотного физического плана в эфирный мир, оттуда – в мир желаний, или эмоций, и далее – в мир ментальных идей и концепций. Этот происходящий в мозге процесс приводит всего низшего человека в состояние однонаправленного, сконцентрированного внимания, сосредоточивая все части его природы на достижении фиксированного внимания, или концентрации всех ментальных способностей. Ум тогда перестает быть рассеянным, неустойчивым и направленным вовне, но становится полностью «фиксированным во внимании». Вивекананда переводит слово «дхарана» как «удерживание ума на одной мысли в течение 12 секунд».

Ясное, однонаправленное, неотрывное, спокойное восприятие объекта, когда в сознание не допускаются никакие другие объекты или мысли, – это труднейшее из достижений, и когда оно может длиться в течение 12 секунд, то достигается истинное сосредоточение.

 

2. Длительное сосредоточение (Дхарана) называется медитация (Дхьяна).

247]Медитация – это всего лишь продление состояния сосредоточения, и она вырастает из той легкости, которой достигает человек, научившись «фиксировать ум» по своему выбору на любом отдельном объекте. Медитация подчиняется тем же правилам и условиям, что и сосредоточение, и единственным отличием между ними является фактор времени.

Следующим шагом после достижения способности устойчиво фокусировать ум на объекте является развитие способности непоколебимо удерживать вещество ума (читту) занятым этой мыслью, или объектом, продолжительное время. В вышеупомянутой Пуране далее говорится:

«Непрерывная цепь являющихся идей во время полного погружения в Его форму, без желания чего-либо еще, о Повелитель, – это созерцание. Достигают его с помощью первых шести средств Йоги».

Слово «созерцание» здесь синоним слова «медитация». Эта медитация – все еще медитация с семенем, с объектом.

Двиведи в своем комментарии к Сутре говорит:

«...Дхьяна – это полное фиксирование ума на объекте размышления (вплоть до отождествления с ним). По сути ум в это время должен осознавать только себя и объект. Состояние человека теперь представляет собой чистое, фиксированное внимание; его физическое тело, его эмоции, окружение, все звуки и впечатления теряются из вида, и мозг осознает только объект, являющийся темой (или семенем) медитации, и мысли, которые формулирует ум в связи с этим объектом».

 

3. Когда читта абсорбирует Реальность (то есть ту Идею, которая воплощена в форме), и перестает быть осведомленной о своей индивидуальности, или личностном «я», то это состояние называется созерцание, или Самадхи.

248]Простейший способ понять эту Сутру – это осознать, что каждая форма, или объект, является проявленной Жизнью того или иного вида. На ранних стадиях медитативного процесса учащийся начинает понимать природу формы и свое отношение к ней. Два состояния, в которых он осознает себя и объект своей медитации, – состояния полностью ментальные; они существуют в пределах его ума.

За этими состояниями следует такое, при котором его сознание перемещается вовнутрь, на субъективный план, и человек становится осведомлен о природе Жизни, которая выражает себя через форму. Качество и субъективные отношения завладевают его вниманием, и аспект формы теряется из виду, но чувство отдельности, или двойственности, все еще остается. Он все еще осознает самого себя и то, что существует как «не-я». Однако сходство качества и отклик на аналогичную вибрацию уже имеются.

На двух стадиях: Дхараны и Дхьяны, сосредоточения и медитации, – ум является важным фактором и создает их в мозгу. Великий индусский Учитель Кечидхваджа выражает эту идею следующими словами:

«Душа имеет средства. Мышление является средством. Оно неживое. Исполнив свою обязанность в освобождении, сделав то, что ему надлежало сделать, мышление прекращается» (Из Вишну Пураны. VI. 7:90.).

249] Истинность этого делает любое описание или объяснение высшего состояния Самадхи, или созерцания, чрезвычайно трудным, так как слова и фразы являются не более чем попыткой ума дать мозгу личностного «я» то, что позволило бы ему охватить и понять процесс.

При созерцании Йогин теряет из виду:

1. Сознание своего мозга, или восприятие физического плана во времени и пространстве.

2. Свои эмоциональные реакции в отношении предмета своего медитативного процесса.

3. Свою ментальную активность, так что все «видоизменения» мыслительного процесса, все эмоциональные реакции проводника желания-ума (кама-манаса) укрощаются и Йогин перестает осознавать их. Однако он в высшей степени оживлен и восприимчив, позитивен и пробужден, так как мозг и ум удерживаются им в устойчивом состоянии и используются им без каких-либо помех с их стороны.

Буквально это означает, что независимая жизнь тех форм, через которые функционирует реальное «Я», замирает, успокаивается и подчиняется, и реальный Духовный человек, пробужденный на своем собственном плане, способен функционировать, полностью задействуя мозг, оболочки и ум низшего «я» в качестве своего проводника, или инструмента. Следовательно, он сосредоточен в самом себе, или в аспекте Души. Всякое чувство отдельности, или низшего личностного «я», теряется из виду, и он отождествляет себя с Душой той формы, что является объектом его медитации.

Без всяких помех со стороны материи ума или природы желания 250] он «входит» в состояние, которое имеет четыре выдающиеся характеристики:

1. Погруженность в сознание Души и, следовательно, осознание Души всех вещей. Форма более не видна, открывается видение Реальности, скрытой за всеми формами.

2. Освобожденность от трех миров чувственного восприятия, так что он знает только то и контактирует только с тем, что свободно от форм, желаний и низшей конкретной ментальной субстанции.

3. Осознавание единства со всеми Душами, дочеловеческими, человеческими и сверхчеловеческими. Эту идею отчасти выражает групповое сознание, подобно тому как отдельное сознание, или осознавание своей индивидуальной подлинности, характеризует сознание в трех мирах.

4. Просветление, или восприятие Светового аспекта проявления. Посредством медитации Йогин узнает себя как Свет, как точку Огненной сущности. Благодаря достигнутой в процессе медитации способности он может фокусировать этот Свет на любом избранном объекте и приходить «в соприкосновение» со Светом, скрывающемся в этом объекте. Тогда он узнает, что Свет тот в сущности Един с его собственным Центром Света, и постижение, сообщение и отождествление делаются возможны.

 

4. Когда сосредоточение, медитация и созерцание соединяются в одно последовательное действие, то достигается Саньяма.

Эту идею очень трудно выразить, поскольку у нас в языке нет 251] эквивалента санскритскому термину «саньяма». Этот синтез трех стадий медитативного процесса становится доступен только тому учащемуся, который благодаря учению овладел тремя степенями умственного контроля. Овладев ими, он достиг определенных результатов, а именно:

1. Он освободил себя из плена трех миров: ума, эмоций и физического плана существования. Они больше не привлекают его внимания. Он не сосредоточен на них и не поглощен ими.

2. Он может фокусировать свое внимание по своей воле и неограниченно долго поддерживать устойчивость ума во время интенсивной работы в ментальном мире, если таков его выбор.

3. Он может поляризовать, или сфокусировать, себя в сознании Эго, Души, или Духовного человека, и познать себя отдельно от ума, эмоций, желаний, восприятий и формы, составляющих низшего человека.

4. Он научился воспринимать этого низшего человека (общую совокупность ментальных состояний, эмоций и физических атомов) простым инструментом общения с тремя низшими планами, послушным его воле.

5. Он обрел способность созерцания, или позицию реальной Индивидуальности по отношению к царству Душ, и может смотреть на мир Души, также как человек, который пользуется своими глазами, чтобы видеть на физическом плане.

6. Он может передавать то, что видит, в мозг через контролируемый ум и может тем самым передавать знание самого «Я» и его царства человеку на физическом плане.

252] Это и есть совершенно сосредоточенная медитация, и способность к такой медитации в данной Сутре называется Саньямой. Именно достижение такой степени медитации является целью применения системы Раджа Йоги. Благодаря ей Йогин учится различать объект и то, что этот объект вуалирует, или скрывает. Он учится проникать через все покровы и соприкасаться с Реальностью внутри. Он достигает практического знания двойственности.

Имеется еще более высокое, чем это, состояние сознания: осознование, которое охватывается термином «Единство», но ученик его пока еще не достиг. Однако и Саньяма – это очень высокая стадия, которая создает в физическом человеке поразительные следствия и знакомит его с различными видами феноменов.

 

5. Как результат Саньямы проявляется сияние Света.

Различные комментаторы и переводчики пользуются здесь несколькими терминами, и интересно будет рассмотреть некоторые из них, так как из разных интерпретаций составится полное понимание санскритских терминов.

Говоря кратко, идея выражает то, что природа Души есть Свет и Свет тот является великим освободителем. Упорной практикой медитации Йогин достигает точки, когда по своей воле он может обратить Свет, излучающийся из самой его Сути, в любом направлении и озарить им любой объект. Поэтому ничто от него не может быть скрыто, и все Знание находится в его распоряжении. Эта способность описывается как:

253]1. Просветление восприятия. Свет Души изливается, и благодаря ему человек на физическом плане, в сознании своего мозга, становится способным воспринимать то, что прежде было темным и скрытым от него. Технически этот процесс описывается в следующих лаконичных терминах:

а) Медитация;

б) Поляризация в Душе, или эгоическом сознании;

в) Созерцание, или освещение Светом Души того, что требуется познать или исследовать;

г) Последующая передача знания, полученного в «потоке просветления», в мозг через Сутратму, нить Души, «серебряную цепочку», или магнетическую связь. Эта нить проходит через ум и просветляет его. Мысли, рождающиеся как автоматический отклик читты (или материи ума) на передаваемое по Сутратме знание, затем впечатляют мозг, и человек в своем физическом сознании познает то, что ведает Душа. Он становится просветленным.

По мере того как этот процесс происходит все чаще и более устойчиво, в физическом человеке происходят изменения. Он становится все более и более синхронизирован с Душой. Элемент Времени при передаче знания отступает на задний план, а просветление поля познания Светом Души и озарение физического мозга становятся одновременными событиями.

Свет в голове усиливается соответственно степени достижения, а Третий глаз раскрывается и начинает функционировать. Соответствующие «глаза» раскрываются на астральном и ментальном 254] планах, и тем самым Эго, или Душа, может озарять все три плана в трех мирах так же, как и мир Души.

2. Ясность сознания. Человек обретает ясное сознание и становится ясновидящим. Он сознает в себе растущее могущество, позволяющее ему объяснять и разрешать все проблемы, и это еще не все; он также начинает «внятно говорить», становясь, таким образом, одной из обучающих сил в мире. Всяким знанием, полученным сознательно путем самопросветления, необходимо делиться и в понятной форме передавать его другим. Это естественное следствие просветления.

3. Вспышка прозрения. Она дает новый и наиболее важный взгляд на предмет. Она определяет умение «вглядываться» в форму, приходя к субъективной Реальности, которая сделала объективную оболочку такой, какова она есть. Прозрение – это нечто большее, чем понимание, сочувствование или осмысление. Они всего лишь его следствия. Прозрение является способностью проникать сквозь все формы, прозревая то, что они скрывают, потому что их Реальность тождественна Реальности в самом прозревающем.

4. Просветление интеллекта. До тех пор, пока ум, или интеллект, не может схватывать и передавать то, что знает Душа, тайны остаются необъяснимыми для физического мозга, и знание, которым обладает Душа, вынуждено оставаться не более чем прекрасной и недостижимой мечтой. Но как только интеллект просветляется, он становится способным передавать мозгу и запечатлевать в нем то скрытое, что известно лишь Сынам Божьим на их собственном плане. Отсюда необходимость в Раджа Йоге, 255] науке объединения посредством контроля и развития ума.

6. Это просветление происходит постепенно; оно развивается стадия за стадией.

Здесь рассматривается эволюционная природа всякого роста и раскрытия, напоминая стремящемуся, что ничего не делается сразу, но приходит только в результате долгих и упорных усилий.

Есть одно правило, которое каждый стремящийся к мистериям должен помнить: рост, постепенный и относительно медленный, является методом каждого природного процесса, и раскрытие Души в конце концов является всего лишь одним из Великих природных процессов. Все, что стремящийся должен сделать, – это обеспечить правильные условия. Нормальный рост тогда сам позаботится о себе. Постоянная настойчивость, терпеливая стойкость, маленькие каждодневные достижения более ценны для стремящегося, чем яростные рывки вперед и полное энтузиазма усердие эмоциональной и темпераментной личности. Чрезмерное форсирование развития заключает в себе некоторые весьма определенные и характерные опасности. Их можно избежать, если учащийся поймет, что Путь долог и что разумное понимание каждой стадии Пути более ценно для него, чем результаты, достигнутые с помощью преждевременного пробуждения психической природы. Рекомендация расти, как цветок, содержит в себе Великую оккультную истину. Совет, дающийся в Библии, передает ту же мысль: «Не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Екк. 7:16).

 

7. Три последние средства Йоги имеют более сокровенный субъективный эффект, чем предыдущие средства.

256]Первые пять средств Йоги ставят своей главной целью подготовить будущего Йогина. С помощью соблюдения Заповедей и Правил, благодаря принятию правильного положения и достижению ритмического контроля над энергиями тела, а также научившись удалять сознание и фокусировать его в голове, стремящийся получает возможность извлекать всю пользу из способности сосредоточения, медитации и созерцания и может безопасно ее развивать.

Достигнув контакта с субъективным в себе и став осведомленным о том, что скрыто, он может приступить к работе с внутренними, духовными, сокровенными средствами.

Все восемь средств Йоги сами по себе только подготавливают человека к тому состоянию Духовного сознания, которое превосходит мысль, которое отделено от любых семян мысли, которое не имеет формы и которое, хотя и неадекватно, описывается в терминах: всеединство, реализация, отождествление, нирваническое сознание и т. д.

Бесполезно неофиту пытаться постичь это состояние, пока он не разовьет внутренний инструмент постижения; бессмысленно мирскому человеку просить и добиваться, чтобы оно ему было показано, пока он не изволил (как в освоении любой науки) выучить азбуку и овладеть техникой.

257]Джонстон в своем комментарии говорит:

«...Ранее описанные средства развития касались освобождения Духовного человека от психических оков и покровов, тогда как эта тройственная способность должна быть раскрыта Духовным человеком, освобожденным таким образом, стоящим на ногах и глядящим на жизнь открытыми глазами».

 

8. Однако даже эти три средства являются объективными по отношению к истинной медитации без семени (или Самадхи), которая не основывается на объекте. Она свободна от воздействия различающей природы читты (или вещества ума).

На всех предыдущих стадиях Мыслитель осознавал как себя, познающего, так и поле познания. На ранних стадиях он осознавал тройственность по причине осознавания им еще и инструмента познания, который впоследствии необходимо было оставить за пределами осознаваемого и забыть. Теперь наступает последняя стадия, цель всех йогических практик, когда познается Единство и даже двойственность видится как ограничение. Не остается ничего, кроме осознавания «Я», того всеведущего, всемогущего Познающего, кто един со Всем и чья истинная природа – Осведомленность и Энергия. Как было замечательно сказано:

«Есть два типа восприятия: восприятие живущих и восприятие Жизни; восприятие механизма Души и восприятие самой Души».

Далее толкователь Йоги решил описать результаты медитации, (некоторые из них относятся к высшему психизму, остальные – 258] к низшему); поэтому семь последующих Сутр имеют дело с природой рассматриваемых объектов и с контролем ума во время попыток Реального человека сфокусировать свой просветляющий луч на них.

Изучая результаты медитации в психической сфере, надо иметь в виду, что практика восьми средств Йоги производит заметные изменения в низшей природе, проявляющиеся как определенные раскрытия и имеющие место прозрения; они приводят стремящегося в более сознательный контакт с внутренними планами трех миров. Это безопасный и необходимый процесс при условии, что он происходит в результате пробуждения Человека на своем собственном плане и сосредотачивания внимания ока Души через посредство ума и Третьего глаза на этих планах. Наличие низших психических способностей может, однако, означать и то, что Душа (с точки зрения физического плана) спит и не способна использовать свой инструмент и что, следовательно, эти прозрения являются результатом активности солнечного сплетения, приводящей к сознаванию астрального плана. Такой тип психизма является возвращением кживотному состоянию, к детской стадии человеческой расы. Он нежелателен и опасен.

 

9. Последовательность появления ментальных состояний следующая: ум реагирует на то, что видится; затем следует момент сдерживания ума. Далее наступает момент, когда читта (вещество ума) реагирует на оба эти фактора. Наконец они вытесняются, и воспринимающее сознание безраздельно правит.

Если учащийся посмотрит какой-нибудь из переводов Сутр, то 259] обнаружит, что эта Сутра переводится по-разному, и большинство переводов весьма туманны. Проиллюстрируем это на примере перевода Татьи:

«Когда из двух потоков самовоспроизводящей мысли, проистекающих из Вьюттханы и Ниродхи (соответственно), первый подавляется, а второй проявляется и в момент проявления внутренний орган (Читта) связан с обеими потоками, такие модификации внутреннего органа являются модификациями в форме Ниродхи».

Другие переводы еще более туманны, за исключением перевода Джонстона. Он дает нам следующую интерпретацию, проливающую больше света на рассматриваемую мысль:

«Контроль развивается в восходящей последовательности. Сперва – преодоление мысле-отпечатков возбуждения. Затем идет проявление мысле-отпечатков контроля. За моментом контроля появляется воспринимающее сознание. Таково развитие контроля».

Возможно, проще всего будет понять эту мысль, если осознать, что человек, пытаясь медитировать, в своем физическом мозге сознает три фактора:

1. Он сознает объект своей медитации, который активизирует, впечатляет его ум и приводит в активность «видоизменения мыслящего принципа», иначе говоря, стимулирует стремление ума к созданию мыслеформ и заставляет читту, или материю ума, принимать формы, соответствующие рассматриваемому объекту.

260] 2. Затем он начинает сознавать необходимость укротить это стремление и для этого приводит в действие волю, успокаивая и беря под контроль материю ума, так чтобы она прекратила видоизменяться и принимать форму.

С помощью постоянных, настойчивых усилий последовательность в возникновении этих двух состояний сознания постепенно исчезает, и со временем они появляются одновременно. Распознавание объекта и немедленный контроль отозвавшейся читты происходят молниеносно. Это состояние технически называется «ниродха». Следует помнить что, как говорит Вивекананда:

«Если некое видоизменение побуждает ум выплеснуться через чувства и Йогин старается его контролировать, то этот контроль сам по себе будет являться видоизменением».

Воздействие воли на ум естественно ведет к тому, что ум принимает форму того, что его контролирует, и становится заключен в видоизменении, которое зависит главным образом от достигнутой стремящимся точки эволюции, направленности его повседневных мыслей и степени его эгоического контакта. Это не истинная и не высшая форма созерцания. Это всего лишь одна из ранних стадий, но она намного выше, чем сосредоточение и медитация с семенем в их обычном понимании, поскольку за ней неизбежно следует третья стадия, наиболее интересная.

3. Продолжая усердно медитировать он внезапно выскальзывает из низшего состояния сознания и осознает свое тождество с Воспринимающим, Мыслителем на его собственном плане, и поскольку ум контролируется, а рассматриваемый объект не вызывает 261] отклика, истинная Индивидуальность способна воспринять то, что до сих пор было скрыто.

Однако необходимо уяснить, что Воспринимающий на своем собственном плане всегда был осведомлен о том, что распознается теперь. Разница в том, что инструмент, ум, находится теперь под контролем, поэтому Мыслитель получает возможность передавать впечатление о воспринимаемом в мозг при помощи контролируемого ума. В результате человек на физическом плане также воспринимает, и впервые становятся возможны истинная медитация и созерцание. Вначале это произойдет лишь на мгновение. Вспышка интуитивного восприятия, момент прозрения и просветления – и все прошло. Видоизменения ума снова возобновляются, ввергая его в активность, видение теряется из поля зрения, озарение проходит, и дверь в мир Души как бы внезапно захлопывается. Но обретается уверенность; проблеск Реальности зарегистрирован в мозге как осознанная гарантия будущих достижений.

 

10. В результате развития этой способности ума достигается устойчивость Духовного восприятия.

С помощью постоянного повторения точка равновесия между активизацией и сдерживанием ума достигается все чаще, пока не приобретается способность стабилизации ума. Когда это достигается, происходят два события:

262] 1. Мгновенное сдерживание ума актом воли, что делает:

а) Неподвижным ум, освобождая его от мыслеформ;

б) Спокойным, отзывчивым мозг.

2. Схождение в физический мозг сознания Воспринимающего, или Души.

Этот процесс с течением времени становится более ясным, более информативным и все реже прерывается. В результате между Душой и человеком физического плана устанавливается ритмический отклик. Ум и мозг тогда полностью подчиняются Душе.

Следует помнить, что это состояние ума и мозга является позитивным, а не негативным состоянием.

 

11. В результате закрепления этой способности и обуздания склонности ума образовывать мыслеформы, обретается возможность Созерцать постоянно.

Ввиду ясности этой Сутры нам остается добавить немногое. По сути своей она суммирует содержание предыдущих Сутр.

Она передает идею о необходимости научиться постоянно находиться в состоянии медитации. Хотя периодическое выполнение этой работы в определенные, точно установленные часы имеет чрезвычайную ценность, особенно на ранних стадиях раскрытия Души, идеальным считается пребывание в состоянии осознавания постоянно, в течение всего дня. Умение привлекать актом воли ресурсы Эго, постоянное осознавание себя Сыном 263] Божьим, воплощенным на физическом плане, и умение, в случае необходимости, привлекать могущество и силу Души – вот что будет в конечном итоге достигнуто каждым стремящимся! Но вначале, однако, должна быть закреплена привычка постоянно осуществлять контроль, а также развит навык мгновенно обуздывать видоизменения мыслящего принципа, что обеспечит достижение этого желанного состояния бытия.

 

12. Когда сдерживающее ум усилие и обусловливающую воплощение Силу удается сбалансировать между собой, наступает состояние однонаправленности.

Употребляемый здесь санскритский термин трудно объяснить ясно. Представление о рассматриваемом состоянии ума до некоторой степени передают термины: однонаправленное, целеустремленное, фиксированное, синтезированное, совершенно сосредоточенное.

Стремящийся преднамеренно в это время не сознает все состояния ума, относящиеся к трем мирам. Его внимание сосредоточено на определенном объекте и главным образом на той Реальности, или субъективной Жизни, что скрыта формой объекта. Он также не сознает себя, Мыслителя, или Познающего, и только то, что созерцается, осознается в истинном смысле. Это негативный аспект этого состояния.

Однако будем помнить, что само это ментальное состояние очень активно, так как воспринимающее сознание осведомлено об изучаемом объекте самым исчерпывающим образом. Ему открываются как сумма качеств, аспектов объекта и его вибрация, так и Сущностная Центральная энергия, которая вызвала к проявлению 264] именно этот объект. Это открывается просветляющим Светом ума, устойчиво направленным на данный объект. Воспринимающее сознание понимает также свою тождественность с Реальностью, находящейся за этой формой. Это истинно оккультное осознование, но не столько осознавание самого объекта, сколько осознавание Единства, или тождественности, с Жизнью, которую он скрывает.

Само по себе это состояние двойственно, но не в общепринятом смысле. Однако существует и еще более высокое состояние сознания, когда осознается Единство Жизни во всех формах, а не только единство с Жизнью в одном отдельном объекте.

13. С помощью этого состояния познаются аспекты каждого объекта; познаются и осознаются его особенности (или форма), его символическая природа и его специфическое использование в условиях времени (стадия развития).

Каждая форма божественного проявления имеет три аспекта и потому воистину создана по образу Божьему, со всем божественным потенциалом. В человеческом царстве это узнается, но это одинаково справедливо по отношению ко всем формам. Истинно сосредоточенный Йогин улавливает эту тройственную природу, он видит все три аспекта как они есть, в то же время понимая, что они составляют единое целое. В своем комментарии Джонстон описывает рассматриваемые идеи так:

«...мы получаем двойственное видение объекта, видя одновременно все его индивидуальные особенности и его сущностный 265]характер, род и вид; мы видим его, каким он является сам по себе, и в соотношении с Вечным».

Эти три аспекта любопытным образом охватывают три аспекта уравнения времени, или отношения объекта со своим окружением.

1. Особенности формы. Эта фраза подразумевает вещественные, внешние аспекты рассматриваемой формы. Имеется в виду материальная сторона проявляющейся идеи; то, с чем можно контактировать с помощью чувств, вначале рассматривается, а затем оставляется без внимания. Форма является результатом прошлого, и обусловленные точкой эволюции ограничения распознаются. Каждая форма несет в себе свидетельство предыдущих циклов, что можно видеть в:

а) Скорости ее вибрации,

б) Природе ее ритма,

в) Объеме Света, которому она позволяет проявиться,

г) Ее оккультном цвете.

2. Символическая природа. Каждый объект – это всего лишь символ Реальности. Различие в развитии форм, которые символизируют, или воплощают, эту Реальность, является гарантией того, что когда-нибудь в будущем все символы достигнут цели своей миссии. Символ – это воплощенная идея, детальная проработка в объективном существовании какой-либо Жизни. Это аспект сознания, и в каждом символе, или форме, скрыты два великих откровения:

266]а) Откровение полного осознавания, или появление отклика на контакт. Этот отклик в одних формах еще не проявился, в других проявился частично, но в результате он может принести и принесет раскрытие полного осознавания.

б) Откровение того, что, в свою очередь, скрывается за Аспектом Сознания (вторым аспектом). Раскрытие Души ведет к проявлению Единой Жизни. Проявление Сына Божьего ведет к познанию Отца. Излияние Света высшего «Я» через посредство низшего «я» вызывает откровение Божественного, или Духовного, «Я». Порода содержит алмаз, и когда порода обнаружит спрятанную драгоценность и работа по огранке и шлифовке будет завершена, то великолепие драгоценности станет очевидным. Когда растущий лотос достигает зрелости, цветок распускается, и в центре его лепестков становится видна «Драгоценность в Лотосе» (Ом Мани Падме Хум).

Символический аспект существует во всех формах, и будь он символом атома вещества, минерала или дерева, животного или «формы Сына Божьего», в нем будет найдена скрытая драгоценность Первого Аспекта. Она обнаружит свое присутствие через качество сознания в том или ином из его многочисленных состояний.

3. Специфическое использование в условиях времени. Когда Йогин однонаправленно сосредотачивается на форме, или объекте, медитирует на его качество (субъективный аспект, или символическую природу) и созерцает Жизнь, скрытую формой, но свидетельствующую о себе как причина существования сознания, 267] он становится осведомлен о нынешней стадии развития этого объекта, и, следовательно, с помощью интуиции, прошлое и настоящее интуитивно узнаются.

Теперь даже начинающему ученику будет ясно, что если медитация в трех ее вышеупомянутых стадиях проводится правильно, то вся совокупность Знания становится доступна Йогину, Вечное Сейчас осознается как факт природы и разумное сотрудничество с эволюционным Планом в процессе познания становится возможным. Служение тогда базируется на полном Понимании.

 

14. Особенности каждого объекта бывают проявленными, проявляющимися и скрытыми.

В этой Сутре проясняется почти та же идея,что и в предыдущей. Все особенности имеют относительное значение во времени и в пространстве. Цель одна, первопричина одна, однако, ввиду разницы в скорости вибрации Семи Великих Дыханий, или потоков божественной энергии, каждая Жизнь, порожденная ими, отличается от других и является особой. Стадии развития Семи Владык Лучей неодинаковы. Раскрытие Жизни различных Планетарных Логосов, или Семи Духов перед Престолом Господним, неодинаково, и поэтому атомы Их тел, или Монады, из которых состоят Их проводники, также неодинаковы в степени своего развития.

Тема эта обширна и здесь может быть лишь слегка затронута. В поисках информации учащимся будет интересно исследовать другие представления Единой Истины о Великих Жизнях, Кем мы 268] «живем и движемся и существуем». Их можно изучать под следующими именами:

1. Семь Лучей,

2. Семь Духов перед Престолом,

3. Семь Планетарных Логосов,

4. Семь Великих Владык,

5. Семь Вечностей,

6. Семь Эманаций,

7. Семь Праджапати, –

а также под другими, менее известными терминами, и много Света можно привлечь таким способом.

В рассматриваемой форме (учитывая специфическую точку развития или отсутствие развития) познающему открываются:

а) Общая сумма приобретенного. То, что дало прошлое. Полный аккорд, который Душа рассматриваемого объекта способна пока издать.

б) Особый диапазон качеств из этой суммы приобретенного, проявляемый Жизнью посредством данной конкретной формы. В достигнутом аккорде это нота настоящего, которую решила озвучить Душа объекта.

в) То, что скрыто и возможно. Двойное знание, открывающее, во-первых, пока еще скрытые возможности, которые должны раскрыться посредством созерцаемой формы, и, во-вторых, скрытые возможности, способные раскрыться в нынешнем мировом цикле посредством ряда различных форм. Это относится к будущим достижениям, которые позволят и самому Йогину издать совершенный аккорд в конце великого эволюционного цикла.

 

15. Стадия развития является причиной ряда видоизменений пластичной психической природы и мыс-лящего принципа.

269]Это самый общий пересказ рассматриваемой идеи, и, по сути, он подытоживает весьма трудные для понимания идеи, выраженные предыдущими Сутрами. В последующих Сутрах (до конца Книги III) приводятся результаты медитации. В предыдущих Сутрах рассматривались помехи и трудности, которые надо преодолеть, прежде чем будет возможна истинная медитация. Эта Сутра дает ключ к их преодолению и проясняет разницу между стремящимися на Пути. Определение своего приблизительного места на лестнице эволюции и осознание своих достоинств и недостатков – вот одно из самых полезных действий, какое только может совершить потенциальный стремящийся. Понимание достигнутой стадии и следующего шага, который должен быть предпринят, чрезвычайно важно для всякого истинного прогресса.

Джонстон переводит эту Сутру словами: «Разница в стадии служит причиной разницы в развитии», – и далее говорит: «Первая стадия – это саженец, гусеница, животное. Вторая стадия – растущее дерево, куколка, человек. Третья – роскошная сосна, бабочка, ангел...».

16. Благодаря сосредоточенной медитации на тройственной природе каждой формы достигается откровение того, что было и что будет.

270] Рассматриваемая Сутра суммирует предыдущие идеи, и интересно отметить, как этот первый значительный результат медитации возвращает нас непосредственно к истинным фактам божественного проявления, подчеркивая три аспекта, через которые выражает себя каждая Жизнь (от атома субстанции до Солнечного Логоса). Великий Закон Причины и Следствия и весь процесс Эволюционного раскрытия распознаются, и то, что есть, видится как результат того, что было. Аналогично, то, что произойдет в будущем, признается осуществлением причин, приведенных в действие в настоящем. Тем самым цикл развития видится как единый процесс в трех стадиях.

Три стадии в трех мирах человеческого раскрытия соответствуют трем измерениям, и учащимся будет интересно обнаружить эти аналогии применительно к различным тройственностям, помня, что Третий аспект (познающая субстанция), Святой Дух, или аспект Брахмы, соответствует прошлому (тут имеется намек относительно природы Зла), что Второй аспект (сознание), Христос, или аспект Вишну, связан с настоящим, и что только будущее откроет природу Духа, Высший аспект, или аспект Отца. Благодаря сосредоточенной медитации мышление в этом направлении прояснится, а чувство пропорции и истинных ценностей применительно к настоящему моменту времени возрастет. Появится также распознавание связи всех Жизней друг с другом, а жизнь стремящегося стабилизируется и упорядочится таким образом, что прошлая Карма урегулируется, а возможная будущая Карма нейтрализуется и процесс освобождения пойдет быстро.

17. Звук (или Слово), то, что он обозначает (объект), и воплощенная Духовная сущность (или Идея) обычно смешиваются в уме Воспринимающего. Благодаря сосредоточенной медитации на этих трех аспектах достигается (интуитивное) понимание Звука, издаваемого всеми формами Жизни.

271]Это одна из самых важных Сутр в книге и она содержит ключ к цели всего медитативного процесса, которая заключается в том, чтобы раскрыть Воспринимающему, или Духовному человеку, истинную природу «Я», Второй аспект, и соответствия второму аспекту во всех дочеловеческих формах жизни, а также установить связь между ним и вторым аспектом во всех сверхчеловеческих формах. Следовательно, она касается субъективной стороны всего проявления и имеет дело с силами, которые составляют аспект сознания в каждой форме, и относятся к принципу Христа, или Буддхическому принципу, являясь прямой причиной объективного проявления и откровения Духа через посредство формы.

Это АУМ. Вначале дуновение Жизни, затем Слово – и возникло все Сущее.

И пока Великое Существование, являющее собой совокупность всех форм и всех состояний сознания, продолжает произносить космическое АУМ, до тех пор и будет существовать объективная материальная Солнечная система.

Чтобы прояснить эту мысль, необходимо помнить следующие синонимы:

I. Духовная Сущность II. Звук, или Слово III. Объект
1. Дух. 1. Душа. 1. Тело.
2. Пневма. 2. Психэ. 2. Форма.
3. Отец. Шива. 3. Сын. Вишну. 3. Дух Святой. Брахма.
4. Монада. Единый. 4. Космический Христос. 4. Проводник жизни и воплощения.
5. Вечная Воля, или Цель. 5. Вечная Любовь-Мудрость. 5. Вечная Активность и Познание.
6. Единое великое Дыхание. 6. АУМ. 6. Миры.
7. Жизнь. 7. Аспект Сознания. 7. Аспект Активности.
8. Синтезирующая Энергия. 8. Сила Притяжения. 8. Материя.
9. Первый Аспект. 9. Второй Аспект. 9. Третий Аспект.

 

В уме человека эти три аспекта смешиваются, и то, что является внешним и объективным, обычно расценивается как Реальность. Это великая Майя, или иллюзия, и она может рассеяться только тогда, когда Воспринимающий сможет различать три Великих аспекта в каждой форме, включая свою собственную. Когда Второй аспект, Душа, средний, или посредничающий, принцип, станет известен, когда природа формы также станет известна, то можно будет сделать вывод о сущностной природе Духа. Однако непосредственное поле познания, которым должен овладеть Йогин, – это поле Второго аспекта. Он должен проникнуть к Звуку, или Слову, которое вводит в проявление каждую форму и которое является результатом дыхания Сущности, или Духа.

273] «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё через Него начало быть...» (Иоанн 1:1,3.).

В этой фразе в Библии христиан, содержится суть всего учения, а в значении трех букв Священного Слова АУМ находится ключ ко всему космическому процессу. Когда процесс медитации проводится регулярно и правильно, то раскрывается Второй аспект, или аспект Души, и Звук, или Слово (Голос Безмолвия), может быть услышан.

Когда он услышан и работа упорно продвигается вперед, Царство сознания открывается, и Йогин устанавливает связь со Вторым аспектом своей собственной природы и со вторым аспектом каждой формы. Это составляет основу всей науки о Душе, ведущей человека к знанию его собственной Души, или психэ, а также Души в каждой форме божественной Жизни. Это является основой всей науки психологии, как в высшем, так и в низшем ее аспектах.

Когда человек является низшим психиком, он осознает и откликается на аспект души материальных форм, и третий аспект, аспект Брахмы (тело), доминирует, так как каждый атом материи имеет душу. Это относится ко всем дочеловеческим формам.

Когда он откликается на высшее соответствие этого, на Реальность, для которой низшее – всего лишь тень, он соприкасается с сознанием Христа, с Душой своего существа, единой с Душой всех сверхчеловеческих царств.

В связи с этим надо помнить два момента. Если он низший психик, то он контактирует со вторым аспектом низшего человека, 274] астральным телом, средним принципом в низшем человеке, связывающим ментальное тело с эфирным. Поэтому он находится в связи со всем, с чем можно контактировать на этом плане.

Если же он является высшим психиком, то он находится в связи со Вторым аспектом божественной манифестации, с Эго, или Душой на ее собственном плане, занимающей положение посредника и связывающей Монаду с личностью, Дух с телом.

Здесь интересно отметить, что ключ к истинности этого утверждения можно найти в таких проявлениях низшего психизма, какие наблюдаются на обычном медиумическом сеансе и в обычного вида спиритизме. Контакт с астральным планом производится через главный центр, солнечное сплетение, который связывает три высших центра с низшими. Этим объясняется и тот факт, что материализации цветов отводится столь важное место на этих сеансах, так как растительное царство среди трех дочеловеческих царств: минерального, растительного и животного, является средним. Здесь находится также объяснение распространенности индийских учений, которые на тонких уровнях являются оболочками и могущественными мыслеформами, оставленными второй из трех чисто человеческих рас: Лемурийской, Атлантической и Арийской. Лемурийских оболочек, или мыслеформ, уже не осталось, однако все еще обнаруживаются многие атлантические оболочки, сохранившиеся в следствие употребления некоторых форм атлантической магии.

В результате сосредоточенной медитации на различии между этими аспектами человек слышит Голос Безмолвия и достигает контакта с собственным Вторым аспектом. Он узнает себя как «Слово, ставшее плотью», и распознает себя как АУМ.

275]Когда это произойдет, он услышит Слово в других единицах человеческого семейства и пробудится к распознаванию Звука, эманирующего от всех форм всех царств природы. Царство Души распахнется перед ним, и это, включая распознавание Звука во всех четырех царствах, приведет его к распознаванию себя как Учителя. Знание Души и способность работать с Душой всех вещей в трех мирах является отличительным признаком Адепта.

 

18. При раскрытии способности видеть мыслеобразы появляется доступ к знанию предыдущих воплощений.

Значение этой Сутры весьма велико, так как она дает базис для получения знания прошлого опыта. Основа этого чисто ментальная, и только те, кто ментально поляризован и способен удерживать ум под контролем, могут воспользоваться этим знанием, если пожелают. Способность видеть мыслеобразы приходит только после достижения контроля над умом, а контролировать ум может только Реальный, или Духовный, человек. Поэтому только люди сфокусированные в Эго могут действительно получать это знание. Здесь следует спросить: а что же видят люди эмоциональные, а не ментальные, когда заявляют, что знают, кто они такие, и рассказывают о прошлых жизнях своих друзей? Они читают хроники акаши, но, ввиду неадекватности своего умственного контроля и оснащения, они не могут ни различить, ни точно удостовериться в том, что они видят.

276] Хроники акаши напоминают грандиозную фотопленку, регистрирующую все желания и земной опыт нашей планеты. Воспринимающие видят на ней отображенными:

1. Жизненные опыты каждого человеческого существа от начала времен;

2. Реакции на опыт всего животного царства;

3. Скопление мыслеформ камической природы (основанных на желании) каждой человеческой единицы на протяжении всего времени ее существования. Вот тут-то в хрониках и кроется большой подвох. Лишь тренированный оккультист способен отличить отпечатки действительного опыта от астральных клише, созданных воображением и сильным желанием;

4. Планетарного «Жителя Порога» со всем, что относится к этому понятию, и всеми скоплениями форм, которые находятся в его окружении.

Тренированный видящий должен уметь разбираться в том, что принадлежит к его собственной ауре, а что – к ауре планеты (которая в действительности является хроникой акаши). Он должен быть способен различать между хрониками:

а) Планетарными,

б) Иерархическими, или принадлежащими к работе двенадцати Творческих Иерархий по мере осаждения ими плана Логоса.

в) Воображаемыми формами, результатом активности желания-мысли мириадов людей, которые оживлены желанием того или иного вида опыта.

277]г) Историческими хрониками, относящимися к расам, нациям, группам и семьям в двух их огромных подразделениях: на плане физическом и на плане астральном. Следует помнить, что каждое человеческое существо принадлежит к физической семье, представляющей его связь с животным царством, а также к астральной семье. Благодаря такой принадлежности на восходящей дуге он связан со своей эгоической группой, а на нисходящей дуге – с растительным царством.

д) Астрологическими хрониками, или формами, принимаемыми на астральном плане под влиянием планетарных сил. Они делятся на две большие группы:

1. Формы, или картины, созданные в акаше притоком Солнечной силы через планеты.

2. Формы, или картины, созданные притоком Космической силы от того или иного знака Зодиака, то есть от соответствующего ему созвездия.

Эти пункты перечислены для того, чтобы показать, сколь безответственно было бы предположить, что большинство заявлений, касающихся прошлых воплощений, правдивы. Они являются результатом пылкого воображения и уверенности, что проблески астрального зрения, высвечивающие мимолетные кадры акашической хроники, отражают именно то, что имеет отношение к видящему их. Это подобно тому, как если бы люди и события, увиденные из любого окна в большом городе, демонстрировали наблюдателю события, происходившие с ним самим, с его родственниками и друзьями.

Для получения знания, о котором говорится в Сутре, существует три способа:

1. Прямая способность видеть хроники по желанию. Эта форма приобретения знания употребляется редко, за исключением случаев, когда посвященные и адепты помогают своим принятым ученикам.

278] 2. Прямое знание групповой активности и связей собственного Эго человека. Однако этот способ относится только к тому временному циклу, который начинается при вступлении человека на Путь Испытания. При достижении этой стадии все ранее пережитое имеет не больше жизненного значения, чем та минута в жизни старого человека, когда он ретроспективно просматривает свою долгую жизнь. Выделяются лишь события и происшествия, но не каждый час и день.

3. Через инстинктивную жизнь. Этот способ основывается на памяти, на приобретенных способностях и возможностях, а также на обладании теми качествами, которые входят в оснащение Эго. Эго знает, что обладание способностью делать что-либо в трех мирах является непосредственным результатом прошлого опыта, и знает также, что определенные следствия могут быть достигнуты только благодаря определенным причинам. Человек осознает их с помощью сосредоточенной медитации.

Мыслеобразы, о которых он становится осведомлен, это те, что:

1. Находятся в его ауре во время медитации;

2. Находятся в непосредственно вокруг него;

3. Принадлежат его нынешней семье, группе и расе;

4. Относятся к его нынешнему жизненному циклу;

5. Относятся к его эгоической группе.

Таким образом, через процесс исключения он постепенно прокладывает свой путь от одного класса мыслеобразов к другому, пока не достигнет слоя мысленных впечатлений содержащего мыслеобразы, которые его интересуют. Следовательно, это не 279] просто восприятие определенных аспектов хроники, но строго научный процесс, известный только тренированным оккультистам.

 

19. Благодаря сосредоточенной медитации становятся очевидными мыслеобразы в умах других людей.

Будем помнить, что цель восьми средств Йоги – создание Йогина, тренированного Познающего. А это тот, кого интересуют причины, а не следствия. Он воспринимает то, что вызывает появление осязаемого, то есть мысли, которые приводят в движение силы субстанции и в конечном счете приводят к уплотнению этой субстанции.

Использование обсуждаемой здесь способности читать в умах других людей позволяется Йогину лишь в тех случаях, когда ему необходимо понять причины, лежащие в основе определенных событий, и только для того, чтобы в процессе познания вырабатывать планы Иерархии и Эволюции. Эта способность подобна телепатии, но не тождественна ей. Телепатия влечет за собой сонастройку одного ума с другим и требует, чтобы они находились в согласии. Данная же способность тренированного Видящего по сути ближе к акту воли и заключается в манипуляции определенными силами, посредством которых он может без задержки увидеть то, что находится в любой ауре в любое время.

Предмет его исследования может быть ему созвучен, а может и не быть; при помощи интенсивной медитации и использования силы воли мыслеобразы открываются ему. Применение этой способности сопряжено с опасностью и дозволяется только тренированным ученикам.

20. Однако, поскольку объект этих мыслей невидим Воспринимающему, он видит только мысль, но не объект. Медитируя, он не воспринимает то, что осязаемо.

280]Все, к чему он «пробужден» в своей медитации, – это субстанция мысли, его собственная читта (или материя ума) и читта других людей.

Именно присущая читте активность вызывает возможность появления объективных и осязаемых форм на физическом плане.

Все, что появляется, существует как результат субъективных событий. Все, что есть, существует в уме Мыслителя, но не в общепринятом смысле, а в том смысле, что мысль приводит в движение определенные потоки сил. Эти потоки постепенно развертываются в очертания форм, соответствующие идее Мыслителя, и формы эти существуют до тех пор, пока ум Мыслителя удерживается на них, и исчезают, когда он «отвлекает свой ум» от них.

Именно природа силы мысли, или потока мысли, воспринимается посредством сосредоточенной медитации. Видящего не интересует форма, которая в конечном итоге образуется. Зная причину, он знает, каким будет неизбежный результат.

 

21. Благодаря сосредоточенной медитации на различии между формой и телом, свойства тела, которые делают его видимым для человеческого глаза, сводятся на нет (или удаляются), и Йогин может сделать себя невидимым.

Эта Сутра – одна из наиболее трудных для западного мыслителя, поскольку затрагивает некоторые понятия, чуждые Западу. 281] Это подразумевает главным образом осознание существования эфирного, или жизненного, тела и его функции как магнетической силы, удерживающей плотный физический проводник в форме. Благодаря этой эфирной основе физическое тело представляет собой связное целое, а его объективность возможно наблюдать. С точки зрения оккультиста, именно жизненное тело является истинной формой, а не плотная осязаемая оболочка.

Посредством сосредоточения и медитации Йогин обретает способность фокусировать свое сознание в истинном, или Духовном, человеке и контролировать мыслящий принцип. Оккультный закон гласит, что «каковы мысли в Душе его, таков и он», и так же оккультно верно, что «где мысли его, там и он». Актом воли тренированный Видящий может удалить свое сознание с физического плана и сфокусировать его на ментальном. Силой воли он может «погасить свет», и когда это происходит, видимость тела сводится на нет, и (для человеческого глаза) оно исчезает. Его также становится невозможно ощутить при помощи осязания и обнаружить при помощи слуха. Этот факт доказывает реальность гипотезы о том, что не существует ничего, кроме энергии того или иного рода, и что энергия эта тройственна; на Востоке природу энергии подразделяют на саттвическую, раджасическую и тамасическую. Эти термины переводятся следующим образом:

Саттва....................... ритм..................................... Дух....................... жизнь

Раджас...................... подвижность..................... Душа.................... свет

Тамас......................... инертность......................... Тело..................... субстанция

Все они являются дифференциациями во времени и пространстве Единой Вечной Изначальной Духовной Сущности. Подсказкой 282] послужит то, что их современные западные соответствия выражаются в терминах:

Энергия.................................................................... Дух....................... жизнь

Сила.......................................................................... Душа.................... свет

Материя................................................................... Форма.................. субстанция

Выдающимся свойством Духа (или Энергии) является Жизненный принцип, то таинственное нечто, что заставляет все вещи быть и продолжать существовать. Выдающимся свойством Души (или Силы) является Свет. Он делает существующее видимым.

Выдающимся свойством живой материи является то, что она составляет «подоснову» (то есть находится позади) объективного тела, являясь истинной формой. Следует помнить, что основа всего оккультного учения и всех явлений заключается в словах:

«Материя является проводником для проявления Души на этом плане существования. Душа является Проводником на высшем плане для проявления Духа» (Тайная Доктрина I. 94.).

Когда Душа (или Сила) удаляет себя из материального аспекта (осязаемой объективной формы), эта форма становится невидимой. Она исчезает и временно рассеивается. В наше время Видящий может правильно выполнить это посредством сосредоточения своего сознания в Эго, Духовном человеке, или Душе, и – через использование мыслящего принципа и акта воли – удаления эфирного тела из плотного физического. Данный процесс именуется «абстрагированием» и влечет за собой:

283] 1. Собирание жизненных, или витальных, сил тела в нервные центры на физическом плане, расположенные вдоль позвоночника;

2. Направление этих сил вверх по позвоночнику к голове;

3. Их сосредоточение там и последующее абстрагирование по нити, или Сутратме, через шишковидную железу и брахмарандру;

4. Теперь Видящий находится в своей истинной форме, эфирном теле, которое невидимо человеческому глазу. По мере развития у людей эфирного зрения, чтобы стать невидимым будет необходимо дальнейшее абстрагирование, и тогда Видящий аналогичным образом должен будет удалять витальный и световой принципы (качества саттвы и раджаса) из эфирного тела и находиться в своем камическом, или астральном, теле, став, таким образом, невидимым даже эфирно. Однако это время еще далеко.

В. К. Джадж в своем комментарии приводит ряд интересных замечаний к этой теме:

«Здесь указывается на другое принципиальное отличие этой философии от современной науки. Нынешние школы утверждают как истину, что если здоровый глаз смотрит в направлении лучей света, отражающихся от объекта – такого, как человеческое тело, – то оно будет видимым, и никакое действие ума человека, на которого смотрят, не может помешать функционированию зрительных нервов и сетчатки наблюдателя. Но древние индусы утверждают, что все вещи видимы по причине такой дифференциации Саттвы – одного из трех великих качеств, составляющих все вещи, – которая проявляется как светосила, действующая в сочетании с глазом, также являющимся проявлением Саттвы в другом аспекте. Оба должны сочетаться. Если светосила будет отсутствовать 284] или же будет отъединена от глаза смотрящего, произойдет исчезновение. И поскольку энергия, производящая светосилу, находится полностью под контролем аскета, он может, при помощи изложенного процесса, удалить ее и тем самым отсечь от глаза другого человека неотъемлемый элемент ви/дения любого объекта».

Весь процесс возможен только в результате сосредоточенной и однонаправленной медитации и, следовательно, недоступен человеку, не достигшему с помощью дисциплины и тренировок контроля над мыслящим принципом и установления прямого выравнивания и функционирования, которые возможны при выравнивании и координации Мыслителя на его собственном плане с умом и мозгом через Сутратму, нить, или магнетическую серебряную цепочку.

 

22. Карма (или следствия) бывает двух видов: Карма безотлагательная и Карма будущая. Благодаря совершенно сосредоточенной медитации на них обеих Йогин узнает срок своего опыта в трех мирах. Это знание приходит также и через знаки.

Рассматриваемая Сутра до некоторой степени прояснится, если читать ее сопоставляя с Сутрой 18 Книги III. Карма, о которой здесь говорится, относится, главным образом, к нынешней жизни стремящегося, или Видящего. Он знает, что каждое событие в этой жизни является следствием причины в прошлом, инициированной им самим в прежних воплощениях; он знает также, что каждое действие в нынешней жизни должно создать следствие, которое придется 285]отрабатывать в другой жизни, но может быть и так, что:

1. Следствие наступает быстро и кульминирует в пределах нынешней жизни;

2. Следствие не имеет Кармы, так как действие было выполнено в результате неэгоистических побуждений и при полной отстраненности. Тогда желаемое следствие производится в соответствии с Законом, и не несет последствий для него самого.

Когда Видящий воплощается в жизни, в которой ему остается отработать лишь немногие следствия, и когда все, что он предпринимает, свободно от Кармы, тогда он может сам установить срок своего жизненного опыта и знает, что день его освобождения в его власти. С помощью медитации и умения функционировать как Эго он может достигать мира Причин и благодаря этому знать, какие действия он должен предпринять, чтобы освободиться от тех немногих следствий, которые еще остались. Строго следя за мотивом, лежащим в основе каждого действия в своей жизни, он не создает неизбежных следствий, которые тем или иным способом привязали бы его к Колесу возрождения. Тем самым он сознательно и с пониманием приближается к своей цели, и каждый поступок, действие и мысль управляются прямым знанием и никаким образом не сковывают его.

Упомянутые в Сутре знаки, или знамения, относятся главным образом к ментальному миру, в котором обитает Реальный человек. Благодаря пониманию:

а) Чисел,

б) Цветов,

в) Вибраций

Видящий становится осведомлен о том, что его аура свободна от 286] следствий, «создающих смерть». Он знает, что в хрониках, с помощью символов, не записано больше ничего, что могло бы вернуть его назад в три мира, и, следовательно, «по знакам» видно, что его Путь очищен.

В древних писаниях, хранящихся в архивах Учителей, это выражено для нас следующим образом:

«Когда пятиконечная звезда сияет чистотой и никакие формы не видны внутри ее лучей, – Путь чист.

Когда треугольник не содержит ничего, кроме Света, – Путь для прохождения пилигрима свободен.

Когда в ауре пилигрима все множество форм отмирает и видятся три цвета, – Путь свободен от того, что может препятствовать.

Когда мысли не взывают к формам и тени не отбрасываются, нить обеспечивает прямой Путь от окружности к центру».

Из этой точки покоя возвращение уже невозможно. Срок необходимого опыта в трех мирах подходит к концу. Нет больше Кармы, которая могла бы привлечь освобожденный Дух обратно к земле для получения дальнейших уроков или отрабатывания ранее созданных причин. Однако он может продолжить или, прервав, затем возобновить свою работу служения в трех мирах, в действительности никогда не покидая свой Истинный дом в тонких мирах и высших сферах сознания.

 

23. Единение с другими должно достигаться с помощью однонаправленной медитации на трех состояниях чувств – сострадании, чуткости и бесстрастии.

Определенное понимание придет, если учащийся сравнит эту 287] Сутру с Сутрой 33 из первой книги. Единение, о котором здесь говорится, отмечает дальнейший шаг вперед, по сравнению с предыдущим достижением. При этом личность стремящегося приучается к гармоничному, мирному общению со всеми, кто ее окружает. Он учится отождествлять себя со всеми другими «я» посредством сосредоточения на так называемых «трех чувствах». Эти чувства такие:

а) Состра




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.