Анализ чувствительности имеет целью определение степени влияния каждого из варьируемых факторов на результат деятельности предприятия. В качестве информационной базы используются данные потока денежных средств предприятия.
В ходе классического анализа чувствительности рассматривается последовательно-единичное влияние на конечный результат деятельности предприятия (его эффективность) только одного варьируемого параметра (фактора, переменной), проверяемого на риск, при сохранении неизменными всех остальных параметров.
Анализ чувствительности модели состоит из следующих шагов:
- выбор ключевого показателя, т.е. параметра, относительно которого производится оценка чувствительности (В качестве интегральных показателей, характеризующих результаты проекта, обычно рассматривают критерии проектной эффективности: чистый дисконтированный доход, внутренняя норма рентабельности, индекс доходности, период окупаемости);
- выбор факторов (уровень инфляции, степень состояния экономики и др.);
- расчет значений ключевого показателя на различных этапах осуществления проекта (закупка сырья, производство, реализация, транспортировка, капстроительство),
При проведении анализа чувствительности в качестве исследуемых показателей могут быть: объем поступлений (выручка от реализации продукции), рентабельность продукции, рентабельность продаж, чистая прибыль предприятия, размеры затрат (себестоимость производства и реализации продукции).
К факторам прямого воздействия можно отнести: показатели инфляции, физический объем продаж на рынке, доля предприятия на рынке, ставки налогообложения, продажная цена и тенденции ее изменения, переменные издержки и тенденции их изменения, постоянные издержки и тенденции их изменения, требуемый объем финансирования и стоимость привлекаемого капитала в зависимости от источников и условий его формирования.
Сформированные таким путем последовательности затрат и поступлений дают возможность определить финансовые потоки для каждого момента или отрезки времени, т.е. определить показатели эффективности.
Первоначально строятся диаграммы, отражающие зависимость выбранных результирующих показателей от величины исходных параметров. Сопоставляя полученные диаграммы, можно определить "ключевые" показатели, в наибольшей степени влияющие на оценку проекта.
Затем определяются критические для проекта значения ключевых параметров. Если проект финансируется за счет кредитов, то критическим значением будет та минимальная величина процентной ставки, при которой проект будет не в состоянии погасить задолженность. В дальнейшем может быть получено n-мерное (по числу критических точек) описание поля допустимых значений, в пределах которого проект оказывается состоятельным с финансовой и экономической точек зрения.
Анализ чувствительности позволяет специалистам по проектному анализу учитывать риск и неопределенность. Так, если цена продукции оказалась критическим фактором, то можно усилить программу маркетинга или снизить стоимость проекта. Если проект окажется чувствительным к изменению объема продукции проекта, то следует уделить больше внимания программе обучения персонала, менеджменту и другим мерам по повышению эффективности.
Вместе с тем анализ чувствительности имеет два серьезных недостатка. Он не является всеобъемлющим, т.к. не рассчитан для учета всех возможных обстоятельств; кроме того, он не уточняет вероятность осуществления альтернативных проектов.
В простейшем случае может рассчитываться «точка безубыточности», определяющая минимальный допустимый объем производства (продаж), при котором проект не приносит прибыли, но уже не оказывается убыточным. Главная цель анализа безубыточности состоит в нахождении объема реализации, необходимого для возмещения всех издержек.
Оценка степени риска
Степень риска – это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Ущерб имуществу выражается в натуральном виде (так называемый «физический ущерб»), т.е. в форме утраты или ухудшения свойств объектов. В дальнейшем при помощи определенной методики характеристики ущерба могут быть переведены в денежную форму («денежный ущерб»). Денежная форма выражения ущерба называется убытками.
Основной задачей методики оценки степени риска должна являться систематизация рисков и разработка комплексного подхода к определению степени риска, влияющего на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Алгоритм оценки рисков должен включать в себя: получение и обработку информации, выявление рисков, качественную оценку рисков, количественную оценку рисков и информации. Таким образом, на этапе принятия решения в управлении предприятием риск должен быть оценен с качественной и количественной стороны. Причем, методика качественной оценки рисков организации должна логически привести к количественному результату – стоимостной оценке выявленных рисков, их негативных последствий и «стабилизационных мероприятий».
Качественная оценка рисков подразумевает: выявление рисков, присущих реализации предполагаемого решения; количественной структуры рисков; выявление наиболее рисковых сфер в разработанном алгоритме принимаемого решения.
Основная цель данного этапа оценки – выявить основные виды рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность организации; определить количественную структуру рисков; выявить наиболее рискоопасные области принимаемых решений. Преимущество такого подхода заключается в том, что уже на начальном этапе руководство предприятия может наглядно оценить степень рискованности по количественному составу рисков и уже на этом этапе отказаться от реализации определенного решения.
Качественную оценка рисков целесообразно представить в виде таблицы. По строкам таблицы представлен алгоритм действий при принятии решений, а по столбцам – фиксированные ранее риски. Так, например, при решении вопроса о размещении нового оборудования на предприятии оценка рисков может выглядеть следующим образом (табл. 4). После составления таблицы производится качественный анализ рисков, присущих реализации данного решения.
Таблица 4
Качественная оценка рисков
№
Алгоритм принимаемого решения по сферам деятельности организации
Вид риска
Региональный
Природно-климатический
Правовой
Законодательный
Организационный
Страховой
Маркетинговый
Ценовой
Технический
Технологический
Валютный
Кредитный
Инвестиционная
-выявление необходимости размещения оборудования
-привлечение оборотных средств
-организация сделки, покупка необходимого оборудования
и т.д.
+
+
+
+
+
+
+
Операционная
+
+
+
+
+
+
Финансовая
+
+
+
+
Для количественной оценки риска рекомендуется использовать методику, применяемую при проведении аудиторских проверок, а именно, оценку рисков по контрольным точкам финансово-хозяйственной деятельности. Использование данного метода, а также результаты качественного анализа позволяют проводить комплексную оценку рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Количественная оценка рисков проводится на основе данных, полученных при качественной их оценке, то есть оцениваться будут только те риски, которые присутствуют при осуществлении конкретной операции алгоритма принятия решения. Принятие решения является заключительной и самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности.
Так, на основании обобщения результатов исследований многих авторов по проблеме количественной оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий разработана и предлагается эмпирическая шкала риска, которую можно применять при его количественной оценке (табл. 5).
Таблица 5
Эмпирическая шкала риска
№
Величина риска (качество информации)
Наименование градаций риска
Характеристика
1.
0,1-0,2
(0,9-1,0)
Минимальный
Вероятность наступления отрицательных последствий чрезвычайно мала, отсутствуют факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (информация очень высокого качества). Решение принимается.
2.
0,2-0,3
(0,8-0,9)
Малый
Вероятность наступления отрицательных последствий достаточно мала (незначительна), отсутствуют факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (информация высокого качества). Решение принимается.
3.
0,3-0,4
(0,7-0,8)
Средний
Вероятность наступления отрицательных последствий незначительна, проявляются факторы, негативно влияющие на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (информация хорошего качества). Решение принимается.
4.
0,4-0,6
(0,5-0,7)
Высокий
Значительная вероятность наступления отрицательных последствий, реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия (информация удовлетворительного качества). Решение принимается после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов.
5.
0,6-0,8
(0,5-0,3)
Максимальный
Высокая вероятность наступления отрицательных последствий, реально существует значительное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, возникает опасность потери вложенных средств (информация низкого качества). Решение может приниматься после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов.
6.
0,8-1,0
(0,3-0,1)
Критический
Вероятность наступления отрицательных последствий очень высокая (критическая), существует максимальное количество факторов. Негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, реальная потеря вложенных средств и банкротство (отсутствие информации). Решение не принимается.
Для каждого зафиксированного риска составляется таблица оценки риска на основе данных, полученных из статистических, научных, периодических источников. А также на основе личного опыта руководителей. Данные таблицы оценки риска составлены таким образом, чтобы наиболее полно определить составляющие факторы риска. При использовании этого подхода достигается высокая оперативность качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Проблема субъективности при оценке может быть устранена применением метода Дельфи.
В составленных таблицах выбираются значения, наиболее близко соответствующие поставленным вопросам. В ряде случаев предлагается самостоятельно определять значение риска по десятибалльной шкале. После выбора значения риска при его уровне, превышающем 0,8, в соответствующей графе делается произвольная метка (+). Заключительным этапом заполнения граф таблицы является проставление значения качества информации, на основе которой принималось решение. В конце таблицы подводится итоговая количественная оценка как среднеарифметическое значение всех показателей составляющих риска. В качестве иллюстрации предлагается часть таблицы оценки организационного риска, заполненной в реальной ситуации (табл. 6).
Таблица 6
Сводная таблица оценки организационного риска (фрагмент)
№
Составляющие риска
Риск
Оцен-ка
Зна-чение
>=0,8
Ка-
чест-
во
инфор-
мации
9.
Глубина планирования деятельности:
-планирование не осуществляется;
-в течение дня;
-на неделю;
-на месяц;
-на год;
-более года
0,9
0,8
0,7
0,6
0,3
0,2
0,3
0,8
10.
Детализация планирования:
-степень проработки планов очень высока, корректируются и уточняются промежуточные цели, формализуются усилия и контроль работ;
-степень проработки планов заключается в определении промежуточных целей и конечного результата;
-детализация отсутствует.
0,2
0,4
0,9
0,9
+
0,9
11.
Наличие сценариев планирования деятельности предприятия:
-при разработке решения рассматривается обычно один сценарий действий;
-при разработке решения рассматриваются обычно два-три сценария действия;
-количество сценариев может быть и большим в зависимости от важности принимаемого решения
0,5
0,3
0,1
0,3
0,7
Итого
0,51
0,76
Для усиления внимания руководства к рискам, выявленным в результате оценки, и мобилизации ресурсного потенциала предприятия, рекомендуется построить «розу ветров» (рис. 2).
Принятие управленческого решения с учетом оценки риска состоит из трех этапов: предварительное принятие решения; анализ критических значений; принятие окончательного решения.
1,2,3… - виды исследуемых рисков.
Рис. 2. Роза рисков
Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения. На втором этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в нашем случае данная величина равна 0,8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.
В качестве примера принятия решения на 1 и 2 этапе предлагается фрагмент таблицы, которая составлена на основании планируемого решения предприятия на размещение нового оборудования (табл. 7).
Таблица 7
Оценка рисков при принятии решения (фрагмент)
№
Вид риска
Среднее
значение
(риск/
инфор-мация)
Критические значения составляющих риска (значения >=0,8)
-низкая платежеспособность вероятных покупателей;
-ценовая неэластичность (цена на уровне себестоимости);
-недостаточно изучены основные действующие рыночные фигуры и степень остроты рыночной конкуренции;
-на предприятии не планируются и не проводятся периодические маркетинговые исследования;
-нет преимуществ перед конкурентами по уровню качества и набору услуг.
Итого
0,42/0,66
Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений. Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности особое внимание отводится качеству информации. В этой связи предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл. 8). Данная таблица составлена на основе итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий.
Таблица 8
Риско-информационная таблица принятия решения
Риск
Информация
0,1
0,2
0,3
0,4
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
1,0
0,1
Риск
крити-
ческий
Риск максимальный
Риск
высо-кий
Риск высокий
Риск сред-
ний
Риск ма-лый
Риск
мини
маль
ный
0,2
Риск малый
0,3
Регион.
Произв.
Кредит.
Инвест.
Риск средний
0,4
Полит.
Личн.
Прир.
Имущ.
Маркет.
Расч.
Риск высокий
0,5
Риск
высо-кий
Транс.
Орган.
Риск высокий
0,6
Риск максимальный
0,7
0,8
Риск
выше
критического
Риск критический
0,9
1,0
Выводы по оценке риска принятия решения руководством предприятия на размещение и использование нового оборудования:
1. Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0,5).
2. Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных средств для реализации проекта.
3. Самая высокая степень риска потери (порчи) активов предприятия возникает при осуществлении операции по транспортировке (0,5).
4. Самая низкая степень риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки оборудования (0,39).
5. При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском.
6. Общая оценка риска решения составляет 0,44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю «высокий». Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов либо с применением других методов по управлению рисками.
7. Общая оценка качества информации при принятии решения составляет 0,73, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю «средний». При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства предприятия к принятию решений.
8. Исходя из пунктов 6 и 7 , предлагается вывод, что общий риск по решению будет определяться как «высокий/средний"»
Для количественной оценки важно численно измерять влияние факторов на показатели эффективности деятельности предприятия. Для этого при принятии решения необходимо оценить планируемые доходы и расходы предполагаемого мероприятия или деятельности предприятия
в целом. Таким образом, необходимо разработать бюджет предприятия и оценить вероятность выполнения бюджета предприятия с учетом рисков по отдельным видам доходов и статьям расходов. Оценка риска при формировании бюджета предприятия позволяет определить меру риска и стоимостную оценку возможных потерь.
Мерой риска (P) является интегральная степень влияния отдельных составляющих доходов и расходов, выраженная в процентах (в долях), ранжированная соответствующими рисками.
n m
P = ∑ Pdi ×Ydi + ∑ Prj ×Yrji=1 j=1
(13)
где Pdi - вероятность того, что i – ый доход будет получен в размере, меньше запланированного бюджетом;
Ydi - удельный вес i – го вида доходов в общем объеме доходов предприятия;
Prj - вероятность того, что j- я статья расходов превысит бюджетный уровень;
Yrj - удельный вес j – ой статьи расходов в общей сумме расходов предприятия в соответствии с бюджетом.
Стоимостная оценка возможных потерь от недополучения запланированных доходов и (или) превышения статей расходов при выполнении бюджета – цена риска (Ц) определяется оп формуле:
n m
Ц = ∑ Pdi ×Di + ∑ Prj ×Rj i=1 j=1
(14)
где Di – сумма планируемого i –го дохода;
Rj - сумма расходов по j-ой статье.
На основании проведенных расчетов осуществляется формирование бюджета предприятия, учитывающего возможные потери.
Расчет рисков в деятельности предприятия, учитывающий риск недополучения планируемых доходов и (или) превышения запланированного уровня расходов, может быть представлен таблицей 9.
Таблица 9
Расчет рисков в планировании деятельности предприятия
№ п/п
Наименование
статьи бюджета
План без учета риска
Удельный вес статьи в общей сумме доходов или расходов, %
Риск недополучения дохода (или превышения расходов)
Сумма возможных потерь доходов или увеличения расходов, тыс. руб.
ДОХОДЫ, всего
1.1
Выручка от реализации продукции
1.2
Выручка от реализации иного имущества
1.3
Полученные авансы
1.4
Бюджетные ассигнования
1.5
Кредиты, займы
1.6
Прочие доходы
РАСХОДЫ, всего
2.1
Инвестиции
2.2
Производственные издержки
2.3
Погашение кредита и процентов
2.4
Налоги и прочие бюджетные платежи
2.5
Прочие расходы
На основании анализа данных таблицы приводятся необходимые выводы.
5. Разработка плана превентивных мероприятий
Для наиболее значимых рисков предприятия детально рассматриваются методы компенсации и снижения риска, т.е. неблагоприятных событий или ослабления их негативного эффекта (диверсификация, страхование, лимитирование, самострахование, распределение риска).
Неизбежность возникновения рисковых ситуаций и проявление их последствий требуют разработки и применения на практике соответствующих методов предупреждения и реагирования на них с целью исключения и (или) снижения убытков, ущербов. Способами снижения степени риска являются: информационное обеспечение деятельности предприятия (проекта), маркетинговые исследования, финансовое прогнозирование, юридическая поддержка проекта, диверсификация риска, лимитирование, страхование рисков, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов (самострахование), управление запасами и резервами.
Приобретение дополнительной информации о выборе и результатах позволяет сделать более точный прогноз реализации проекта и снизить риск. Стоимость полной информации может быть рассчитана как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная. Информационным обеспечением может также считаться практически используемая аналитиками информация о различных методиках противодействия рискам.
Проведение маркетинговых исследований позволяет снизить степень стратегического риска, поскольку на основании результатов исследований принимается решение о стратегическом развитии предприятия.
Положительный результат маркетинговых исследований обуславливает необходимость в финансовом обеспечении деятельности предприятия или реализации проекта. В ходе финансового прогнозирования решается задача формирования финансовой стратегии на основе расчета денежных потоков с учетом ряда внешних воздействий. Цель финансового прогнозирования – разработать несколько возможных вариантов финансовой деятельности и выбрать тот из них, который позволяет достичь максимальных результатов.
При подписании контрактов взаимоотношений организаций-участников особое внимание следует уделять урегулированию прав, обязанностей и ответственности сторон как в стандартных, так и в особых ситуациях в процессе реализации совместной деятельности.
Распределение риска по различным видам деятельности предприятия позволяет диверсифицировать ущерб в соответствии с их возможностями по управлению риском и финансовой компенсации последствий их проявления. При распределении риска между участниками реализуемого проекта предполагаемым участникам проекта необходимо быть информированными друг о друге, оценить финансовое состояние партнера, обеспечить обязательность контрагента, заручиться поддержкой коммерческих структур.
Лимитирование представляет собой установление лимита, т. е. предельных сумм вложения капитала в инвестиционный проект каждым их участников проекта с целью минимизировать возможные убытки при неблагополучном стечении обстоятельств реализации проекта; либо установления предельных сумм выдачи кредита или продажи товаров в кредит.
Целью управления запасами и резервами является избежание или снижение ущерба из-за неожиданных сбоев в поставках ресурсов, отсутствия денежных средств для расчетов по кредитам и за выполненные работы, а также из-за срыва по любой причине сроков исполнения контрактных обязательств. Таким образом, управление запасами и резервами снижает риск в сферах маркетинга, финансов и производства.
План превентивных мероприятий анализируемого предприятия формируется в виде таблицы 10. (Пример разработанного плана превентивных мероприятий представлен в приложении 5).
Таблица 10
План превентивных мероприятий
Виды рисков
Место возникновение риска
Причины возникновения риска
Мероприятия по устранению или снижению степени риска
Выбор того или иного способа снижения риска должен базироваться на оценке экономической эффективности мероприятий по следующему алгоритму:
1) определение риска, способного оказать наибольшее влияние;
2) расчет повышенных затрат с учетом вероятности наступления неблагоприятного события;
3) разработка перечня мероприятий, способствующих уменьшению вероятности и опасности рискового события;
4) определение затрат на реализацию предложенных мероприятий;
5) оценка выделенного резерва на непредвиденные расходы с точки зрения достаточности для осуществления предложенных мероприятий по снижению риска;
6) принятие решения о выполнении или отказе от противорисковых мероприятий;
7) сопоставление вероятности и последствий рисковых событий с затратами на мероприятия по их снижению.