Данный раздел содержит краткие сведения об исследуемом предприятии, особенностях организации процесса управления рисками и стратегиях, которых придерживается предприятие в управлении рисками (прил.1). Необходимо изложить суть инвестиционных решений, принятых или проектируемых на данном предприятии, применительно к которым студент должен рассматривать все последующие вопросы расчетно-графической работы.
Выявление потенциальных рисков и оценка убытков
На начальном этапе исследования рисков и разработки программы управления рисками необходимым является определение конкретных рисков и их группировка по основным видам (прил. 2). Методами выявления потенциальных рисков на предприятии являются: опросные (оценочные) листы, метод структурных диаграмм, карты потоков или потоковые диаграммы, анализ финансовой и управленческой отчетности. В результате использования данных методов на предприятии выявляются основные риски, сопутствующие его деятельности.
Для комплексной оценки рисков, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, важное значение имеет этап получения и обработки информации. Требования, предъявляемые к качеству информации, должны быть следующими: достоверность (корректность), объективность, полнота, релевантность, актуальность и значимость и т.д.
Источниками и методами получения информации являются:
1) документированная информация;
2) пресса и печатные издания;
3) данные операторов партнеров;
4) использование косвенных признаков (метод сопроцессов).
5) агентурные данные.
Предлагается установить взаимосвязь между риском и качеством информации, по которой идет его оценка. Большая вероятность возникновения риска соответствует минимуму качественной информации. Для оценки качества информации предлагается использовать табл. 1.
Таблица 1
Оценка используемой информации
Характеристика
Критерий оценки (качество)
Достоверность (корректность) информации
Объективность информации
Однозначность
Порядок информации
Полнота информации
Релевантность
Актуальность информации
Количественная
оценка качества информации как среднеарифметическое значение (+ 10)
Наиболее ценным видом получения информации для менеджера по рискам является документированная информация. Он может выявить потенциальные риски и убытки, основываясь на изучении и анализе технической документации, первичных документах управленческой и финансовой отчетности, данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов, статистической и бухгалтерской отчетности, на основе составления и анализа карт технологических потоков производственных процессов, диаграммы организационной структуры фирмы, а также на основе информации, полученной по результатам инспекционных посещений структурных подразделений фирмы.
Для получения исходной информации о производственном объекте менеджер может использовать опросные (оценочные) листы – универсальные (стандартизированные) и специализированные (прил. 3). Универсальный опросный лист, как правило, содержит перечень вопросов общего характера и может использоваться для разных типов производства. Специализированный опросный лист содержит перечень вопросов, ориентированных на конкретный объект производства или вид деятельности.
Обычно универсальный опросный лист включает следующие сведения:
§ общую информацию;
§ финансовые и административные сведения;
§ данные об управлении предприятием;
§ сведения о территориальной структуре и расположении объекта;
§ сведения о персонале и проживающем вблизи населении;
§ описание технологии производства;
§ перечень имущества и транспортных средств;
§ данные о страховании объектов;
§ информацию об убытках в результате непредвиденных обстоятельств;
§ данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях;
§ дополнительные сведения.
Содержание специализированных опросных листов должно быть связано с тем классом убытков, который анализируется менеджером. Например, если менеджер анализирует риски и убытки, связанные с персоналом, то соответствующие листы должны содержать перечень вопросов, ответы на которые будут характеризовать подверженность риску и убытку этих аспектов деятельности фирмы (нетрудоспособность работников, уход на другое место, недобросовестное отношение к работе).
Метод структурных диаграмм предназначен для анализа особенностей предприятия и вытекающих из этого рисков. Данные, полученные при использовании данного метода, полезны для оценки внутренних предпринимательских рисков, связанных с качеством менеджмента, организацией сбыта и рекламы, коммерческих рисков.
Структурные диаграммы, представляя собой схему организационной структуры предприятия и организационной структуры управления, позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование функций в аппарате управления, жесткую зависимость подразделений и концентрацию риска.
Карты потоков или потоковые диаграммы графически отображают отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Карты потоков позволяют выявить критические области производственного процесса, оценить масштабы «узких мест» определить, таким образом, технические, технологические и производственные риски.
Еще одним из методов выявления рисков является анализ финансовой и управленческой отчетности. В связи с тем, что в процессе управления рисками менеджер должен обеспечить сохранение и увеличение капитала предприятия, улучшение его финансового состояния, необходимо привести результаты анализа финансовой и управленческой отчетности. Анализ финансового состояния предприятия позволяет определить некоторую группу факторов риска, порождаемых состоянием финансовых средств предприятия и перспективами его изменения. Эти факторы могут как оказывать влияние на возможные колебания будущих доходов предприятия в целом, так и приводить к его банкротству и ликвидации.
Наиболее важные критерии оценки финансового состояния предприятия – это ликвидность активов и платежеспособность, которые рассматривают с учетом долгосрочных и краткосрочных перспектив, а также ликвидность самого предприятия. В долгосрочной перспективе важную роль играют показатели оценки финансовой устойчивости предприятия. Эффективность деятельности предприятия оценивают показатели прибыльности, рентабельности и деловой активности.
Одним из важных моментов в исследовании рисков является оценка убытков, наступивших вследствие определенных рисков.
По признаку тесноты зависимости ущерба (убытка) от причины его возникновения все убытки можно разделить на прямые и косвенные. Для прямых убытков характерно то, что они являются прямым следствием реализации риска, к таким убыткам относятся:
Ø ущерб, нанесенный недвижимости и имуществу;
Ø ущерб, нанесенный здоровью и безопасности рабочих и служащих;
Ø убытки, связанные с ответственностью товаропроизводителя;
Ø убытки, связанные с потерей ключевых специалистов и руководителей.
Косвенные убытки, как и прямые, являются следствием реализации риска, но опосредованным; косвенному убытку предшествует прямой убыток. Примером косвенных убытков могут быть:
Ø потеря доходов (прибыли) фирмы вследствие полной или частичной остановки производства вследствие аварий, недопоставок и др. причин;
Ø дополнительные расходы, связанные с приведением системы в первоначальное, готовое к производству, состояние;
Ø уплата штрафов, пени, неустоек по невыполненным договорам, не вовремя произведенной продукции;
Ø потеря репутации фирмы в деловом мире и т. д.
По результатам исследований строится профиль рисков в финансовой отчетности (прил. 4).