Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Итоговый тест. (Количество начисляемых баллов – 25).



Инструкция. Выберите один правильный ответ.

 

1. Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание: а) обеспечивает современные технологии; б) охватывает все уровни организации материи; в) влияет на мировоззрение человека; д) предотвращает глобальные катастрофы.
2. Естествознание – это: а) совокупность наук о природе; б) система наук о природе; в) сумма знаний о природе; г) основа современных технологий.
3. Единство естествознания и социально-гуманитарного знания проявляется в: а) единстве методов эмпирического познания; б) единстве методов теоретического познания; в) единстве принципов науки; г) в совместном изучении человека.
4. Естественнонаучная картина мира существует в сознании человека в виде: а) механистической картины мира; б) донаучной картины мира; в) квантово-релятивистской картины мира; г) эволюционной картины мира; д) электромагнитной картины мира.
5. Эксперимент как метод предназначен для: а) обнаружения у объекта новых свойств; б) исключения воздействий на объект природных сил и факторов; в) получения достоверных результатов о всех свойствах объекта; г) проверки существующих теорий.
6. Структурные уровни организации материи, которые изучает естествознание, это: а) макро-, микро- и мегамир; б) атомы, молекулы, вещества; в) твердая, жидкая и газообразная материя; г) элементарные частицы, катионы и анионы.
7. Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с: а) различием в мировоззрении; б) различием рационального и эмпирического стилей мышления; в) различием объектов и методов исследования; г) различием истории развития культур.
8. Специальная теория относительности А. Эйнштейна решает задачи: а) приспособления пространственно-временной метрики к случаям движения с большими скоростями и взаимодействия массы тела и энергии; б) точного исчисления абсолютных пространства и времени в движущихся инерциальных системах; в) синхронизации событий в системах, перемещающихся друг относительно друга; г) выявления тех секторов действительности, где не действуют законы физики.  
9. Системы, которые обмениваются со средой веществом, энергией и информацией, называются: а) нелинейными; б) открытыми; в) неравновесными; г) самоорганизующимися; д) динамическими.
10. Самоорганизация в системе осуществляется с помощью: а) механизма поддержания устойчивости; б) внешнего управляющего воздействия; в) канала обратной связи; г) нарастания энтропии; д) нарушения внутренней устойчивости.
11.Вакуум в физике – это: а) пустота; б) особое состояние электрического поля; в) особое состояние магнитного поля; г) особое состояние электромагнитного поля; д) особое состояние разряженного газа.
12. Самоорганизация – это: а) пребывание системы в термодинамическом равновесии; б) упрощение системы; в) взаимодействие элементов с образованием новых структур; г) процесс, протекающий в закрытой системе.
13. Учением о Вселенной как о целостном объекте занимается: а) астрономия; б) астрология; в) астрофизика; г) космогония.
14. Если известно положение частицы в пространстве, то остаётся неизвестным количество движения (импульс) и наоборот. Так формулируется: а) принцип неопределённости; б) принцип относительности; в) принцип континуальности; г) принцип каузальности.
15. Естественнонаучные направления, способствовавшие научно-технической революции XIX-XX вв. – это: а) анатомия и физиология; б) атомная физика и молекулярная биология; в) антропология и социология; г) астрономия и астрофизика; д) космология и космогония.
16. Периодический закон Д.И. Менделеева в современной формулировке связывает периодическую зависимость свойств элементов от: а) атомной массы элементов; б) количества элементарных частиц в ядре атома; в) заряда ядра элемента; г) количества электронов на орбитах; д) валентности элемента в химических реакциях и соединениях.
17. Американский астроном Эдвин Хаббл, открыв в 1929 г. «красное смещение» (эффект Доплера), подтвердил: а) расширение Вселенной по А.А. Фридману; б) «тепловую смерть» Вселенной; в) множественность вселенных; г) стационарность Вселенной.
18. Гравитационное поле эквивалентно ускоренному движению, влияющему на массу тела. Так формулируется: а) постулат общей теории относительности А. Эйнштейна; б) постулат специальной теории относительности А.Эйнштейна; в) принцип относительности Г. Галилея; г) первый закон И. Ньютона; д) закон всемирного тяготения.
19. Одна из гипотез возникновения жизни на Земле, считающая, что живое было занесено извне, называется: а) креационизмом; б) самопроизвольным зарождением; в) панспермией; г) гипотезой вечности жизни; д) биохимической эволюцией вещества.
20. Энтропия – это: а) количество теплоты, участвующей в термодинамическом взаимодействии; б) внутренняя энергия системы; в) часть внутренней энергии, которая не может совершать механическую работу; г) количество теплоты, которое система приобрела или потеряла со временем; д) количество теплоты, которое затрачивается на механическую работу.
21. Химические свойства элементов определяются: а) взаимодействием элементарных частиц в атоме; б) электронным строением атома; в) условиями проведения химической реакции; г) строением атомных ядер; д) скоростью движения электронов по орбитам.
22. Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу: а) каузальности и детерминизма; б) интегральности (континуальности); в) подобия части целому; г) дискретности (корпускулярности); д) бытия.
23. Корпускулярно-волновой дуализм как важнейшее универсальное свойство природы представляет собой: а) представление о кванте как универсальной единице материи; б) релятивистские составляющие теории относительности; в) представление о волновой и корпускулярной составляющих любого микрообъекта; г) способ описания движения тела в пространстве.
24. Пространственно-временной континуум – это: а) непрерывное единство пространственно-временных координат; б) пространство и время; в) совокупность всех точек в пространстве, существующая временно; г) совокупность временных отрезков, когда пространственные величины не менялись; д) область пространства, где в данное время находится объект.
25. Наиболее слабым видом взаимодействия в современной физике считают: а) силу взаимодействия между частицами атомного ядра; б) силу взаимодействия ядра и электронов; в) гравитацию; д) силу, связывающую атомы в молекулу.

 

 

Вопросы для зачёта (Количество зачисляемых баллов – 15).

1. Определение картины мира.

2. Структура картины мира: донаучный, вненаучный, индивидуальный и научный компоненты.

3. Особенности гуманитарной картины мира: особенности ее концепций, методов изучения мира и используемых для изучения объектов.

4. Естественнонаучная картина мира: особенности концепций, изучаемых объектов и методики исследования природы.

5. Генезис картины мира: особенности знаний о мире в доисторическую эпоху.

6. Генезис картины мира: анимизм как способ познания мира.

7. Генезис картины мира: тотемизм, мифологизм и персонификация как начало научного знания о мире.

8. Генезис картины мира: появление протонаук и их значение для развития научной культуры в настоящее время.

9. Генезис картины мира: монотеистический период в развитии знаний о мире.

10. Генезис картины мира: дифференциация наук и методов естествознания.

11. Современное естествознание: структура наук, методы, теории и законы природы.

12. Общие и частные принципы естествознания и их содержание.

13. Принцип непрерывности времени и пространства и его современное состояние.

14. Принцип каузальности и детерминизма: значение причинности для современного естествознания.

15. Принцип дискретности и интегральности (квантово-континуальный принцип): редукционизм и холизм в описании природы.

16. Принцип становления и бытия: концепция движения в естествознании.

17. Принцип простого и сложного: закон подобия части целому, закон эмерджентности.

18. Системный подход и системный анализ как новые методы изучения природы.

19. Система: ее признаки, свойства, структура, динамика и судьба.

20. Законы системы: законы возникновения, развития и перестройки систем.

21. Концепция Вселенной: космогония древних культур.

22. Концепция Вселенной: современные представления о происхождении Вселенной.

23. Концепция Вселенной: модели Вселенной и перспективы Вселенной.

24. Концепция законов физики. Законы И. Ньютона.

25. Концепция поля и электромагнитная картина мира.

26. Принцип относительности, парадоксы квантовой физики.

27. Теория относительности А. Эйнштейна: специальная теория относительности.

28. Теория относительности А. Эйнштейна: общая теория относительности.

29. Концепция материи и вещества. Атомы, молекулы, окислительно-восстановительные реакции.

30. Концепция живого вещества и жизни. Особые свойства живого.

31. Гипотезы происхождения живого: сотворение, вечность живого, панспермия. Гипотеза А. Опарина-Холдейна.

32. Концепция эволюции: принцип элевационизма, идеи эволюционистов 18-го века.

33. Концепция эволюции: эволюционная гипотеза А. Уоллеса-Ч. Дарвина.

34. Концепция эволюции: синтетическая теория эволюции.

35. Концепция экосистемы: особенности экологии как новой науки.

36. Концепция экосистемы: строение и свойства экосистемы.

37. Концепция биосферы. Работы В.И. Вернадского.

38. Концепция биосферы: строение, функционирование и участие человека в жизни биосферы.

39. Концепция человека: антропосоциогенез, его причины и предполагаемая схема.

40. Концепция человека: социально-биологическая сущность человека.

41. Концепция человека: формы существования человека в биосфере (социумы, цивилизации, ноосфера).

42. Концепция человека: перспективы человека, идея коэволюции.

43. Перспективы науки: зарождение коэволюционно-синергетической парадигмы естествознания.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.