1. Отличие современного естествознания от классического заключается в том, что современное естествознание:
а) обеспечивает современные технологии;
б) охватывает все уровни организации материи;
в) влияет на мировоззрение человека;
д) предотвращает глобальные катастрофы.
2. Естествознание – это:
а) совокупность наук о природе;
б) система наук о природе;
в) сумма знаний о природе;
г) основа современных технологий.
3. Единство естествознания и социально-гуманитарного знания проявляется в:
а) единстве методов эмпирического познания;
б) единстве методов теоретического познания;
в) единстве принципов науки;
г) в совместном изучении человека.
4. Естественнонаучная картина мира существует в сознании человека в виде:
а) механистической картины мира;
б) донаучной картины мира;
в) квантово-релятивистской картины мира;
г) эволюционной картины мира;
д) электромагнитной картины мира.
5. Эксперимент как метод предназначен для:
а) обнаружения у объекта новых свойств;
б) исключения воздействий на объект природных сил и факторов;
в) получения достоверных результатов о всех свойствах объекта;
г) проверки существующих теорий.
6. Структурные уровни организации материи, которые изучает естествознание, это:
а) макро-, микро- и мегамир;
б) атомы, молекулы, вещества;
в) твердая, жидкая и газообразная материя;
г) элементарные частицы, катионы и анионы.
7. Противоречия, которые разделяют гуманитарную и естественнонаучную культуры, связаны с:
а) различием в мировоззрении;
б) различием рационального и эмпирического стилей мышления;
в) различием объектов и методов исследования;
г) различием истории развития культур.
8. Специальная теория относительности А. Эйнштейна решает задачи:
а) приспособления пространственно-временной метрики к случаям движения с большими скоростями и взаимодействия массы тела и энергии;
б) точного исчисления абсолютных пространства и времени в движущихся инерциальных системах;
в) синхронизации событий в системах, перемещающихся друг относительно друга;
г) выявления тех секторов действительности, где не действуют законы физики.
9. Системы, которые обмениваются со средой веществом, энергией и информацией, называются:
10. Самоорганизация в системе осуществляется с помощью:
а) механизма поддержания устойчивости;
б) внешнего управляющего воздействия;
в) канала обратной связи;
г) нарастания энтропии;
д) нарушения внутренней устойчивости.
11.Вакуум в физике – это:
а) пустота;
б) особое состояние электрического поля;
в) особое состояние магнитного поля;
г) особое состояние электромагнитного поля;
д) особое состояние разряженного газа.
12. Самоорганизация – это:
а) пребывание системы в термодинамическом равновесии;
б) упрощение системы;
в) взаимодействие элементов с образованием новых структур;
г) процесс, протекающий в закрытой системе.
13. Учением о Вселенной как о целостном объекте занимается:
14. Если известно положение частицы в пространстве, то остаётся неизвестным количество движения (импульс) и наоборот. Так формулируется:
а) принцип неопределённости;
б) принцип относительности;
в) принцип континуальности;
г) принцип каузальности.
15. Естественнонаучные направления, способствовавшие научно-технической революции XIX-XX вв. – это:
а) анатомия и физиология;
б) атомная физика и молекулярная биология;
в) антропология и социология;
г) астрономия и астрофизика;
д) космология и космогония.
16. Периодический закон Д.И. Менделеева в современной формулировке связывает периодическую зависимость свойств элементов от:
а) атомной массы элементов;
б) количества элементарных частиц в ядре атома;
в) заряда ядра элемента;
г) количества электронов на орбитах;
д) валентности элемента в химических реакциях и соединениях.
17. Американский астроном Эдвин Хаббл, открыв в 1929 г. «красное смещение» (эффект Доплера), подтвердил:
а) расширение Вселенной по А.А. Фридману;
б) «тепловую смерть» Вселенной;
в) множественность вселенных;
г) стационарность Вселенной.
18. Гравитационное поле эквивалентно ускоренному движению, влияющему на массу тела. Так формулируется:
а) постулат общей теории относительности А. Эйнштейна;
б) постулат специальной теории относительности А.Эйнштейна;
в) принцип относительности Г. Галилея;
г) первый закон И. Ньютона;
д) закон всемирного тяготения.
19. Одна из гипотез возникновения жизни на Земле, считающая, что живое было занесено извне, называется:
а) количество теплоты, участвующей в термодинамическом взаимодействии;
б) внутренняя энергия системы;
в) часть внутренней энергии, которая не может совершать механическую работу;
г) количество теплоты, которое система приобрела или потеряла со временем;
д) количество теплоты, которое затрачивается на механическую работу.
21. Химические свойства элементов определяются:
а) взаимодействием элементарных частиц в атоме;
б) электронным строением атома;
в) условиями проведения химической реакции;
г) строением атомных ядер;
д) скоростью движения электронов по орбитам.
22. Методологический подход на основе восприятия целостности изучаемого объекта вместе с его окружением соответствует принципу:
а) каузальности и детерминизма;
б) интегральности (континуальности);
в) подобия части целому;
г) дискретности (корпускулярности);
д) бытия.
23. Корпускулярно-волновой дуализм как важнейшее универсальное свойство природы представляет собой:
а) представление о кванте как универсальной единице материи;
б) релятивистские составляющие теории относительности;
в) представление о волновой и корпускулярной составляющих любого микрообъекта;
г) способ описания движения тела в пространстве.
24. Пространственно-временной континуум – это:
а) непрерывное единство пространственно-временных координат;
б) пространство и время;
в) совокупность всех точек в пространстве, существующая временно;
г) совокупность временных отрезков, когда пространственные величины не менялись;
д) область пространства, где в данное время находится объект.
25. Наиболее слабым видом взаимодействия в современной физике считают:
а) силу взаимодействия между частицами атомного ядра;
б) силу взаимодействия ядра и электронов;
в) гравитацию;
д) силу, связывающую атомы в молекулу.
Вопросы для зачёта (Количество зачисляемых баллов – 15).
1. Определение картины мира.
2. Структура картины мира: донаучный, вненаучный, индивидуальный и научный компоненты.
3. Особенности гуманитарной картины мира: особенности ее концепций, методов изучения мира и используемых для изучения объектов.
4. Естественнонаучная картина мира: особенности концепций, изучаемых объектов и методики исследования природы.
5. Генезис картины мира: особенности знаний о мире в доисторическую эпоху.
6. Генезис картины мира: анимизм как способ познания мира.
7. Генезис картины мира: тотемизм, мифологизм и персонификация как начало научного знания о мире.
8. Генезис картины мира: появление протонаук и их значение для развития научной культуры в настоящее время.
9. Генезис картины мира: монотеистический период в развитии знаний о мире.
10. Генезис картины мира: дифференциация наук и методов естествознания.
11. Современное естествознание: структура наук, методы, теории и законы природы.
12. Общие и частные принципы естествознания и их содержание.
13. Принцип непрерывности времени и пространства и его современное состояние.
14. Принцип каузальности и детерминизма: значение причинности для современного естествознания.
15. Принцип дискретности и интегральности (квантово-континуальный принцип): редукционизм и холизм в описании природы.
16. Принцип становления и бытия: концепция движения в естествознании.
17. Принцип простого и сложного: закон подобия части целому, закон эмерджентности.
18. Системный подход и системный анализ как новые методы изучения природы.
19. Система: ее признаки, свойства, структура, динамика и судьба.
20. Законы системы: законы возникновения, развития и перестройки систем.
21. Концепция Вселенной: космогония древних культур.
22. Концепция Вселенной: современные представления о происхождении Вселенной.
23. Концепция Вселенной: модели Вселенной и перспективы Вселенной.
24. Концепция законов физики. Законы И. Ньютона.
25. Концепция поля и электромагнитная картина мира.
26. Принцип относительности, парадоксы квантовой физики.
27. Теория относительности А. Эйнштейна: специальная теория относительности.
28. Теория относительности А. Эйнштейна: общая теория относительности.
29. Концепция материи и вещества. Атомы, молекулы, окислительно-восстановительные реакции.
30. Концепция живого вещества и жизни. Особые свойства живого.
31. Гипотезы происхождения живого: сотворение, вечность живого, панспермия. Гипотеза А. Опарина-Холдейна.
32. Концепция эволюции: принцип элевационизма, идеи эволюционистов 18-го века.
33. Концепция эволюции: эволюционная гипотеза А. Уоллеса-Ч. Дарвина.
34. Концепция эволюции: синтетическая теория эволюции.
35. Концепция экосистемы: особенности экологии как новой науки.
36. Концепция экосистемы: строение и свойства экосистемы.
37. Концепция биосферы. Работы В.И. Вернадского.
38. Концепция биосферы: строение, функционирование и участие человека в жизни биосферы.
39. Концепция человека: антропосоциогенез, его причины и предполагаемая схема.
40. Концепция человека: социально-биологическая сущность человека.
41. Концепция человека: формы существования человека в биосфере (социумы, цивилизации, ноосфера).
42. Концепция человека: перспективы человека, идея коэволюции.