Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Философия +     +    
2. Культурология   +        
3. Социология       +    

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОК-1- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-2- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные методы научного познания, этапы развития естествознания (ОК-1);

основные модели научных картин мира; основные концепции современного естествознания (ОК 2);

основные направления влияния естествознания на социальную жизнь общества (ОК-1);

влияние естественнонаучных открытий на социальные процессы в обществе (ПК-2).

Уметь:

анализировать содержание прежних картин мира и их влияние на мировоззрение общества (ОК-1);

обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в профессиональной деятельности в контексте различных моделей научных картин мира (ОК 2);

анализировать концепции современного естествознания и учитывать их при решении задач социального развития; учитывать перспектив развития естествознания с учётом их возможного воздействия на социальную сферу (ОК -1);

оценивать достижения естественных наук на основе анализа различных источников информации (ПК-2).

Владеть:

навыками верификации и фальсификации для оценки естественнонаучных сведений (ОК-1);

методиками анализа явлений и процессов в профессиональной деятельности в соответствии с выбранной моделью научной картин мира (ОК 2);

основными представлениями об историческом развитии и содержании базовых концепций современного естествознания; способностью прогнозировать и оценивать перспективы развития современного естествознания (ОК- 1);

навыками поиска и оценки естественнонаучной информации (ПК-2).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Всего учебным планом на изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» отводится 3 з.е. (108 часов). Промежуточная форма контроля – зачет.

Распределение отведенного времени по видам занятий представлено в приведенной ниже таблице 2.

Таблица 2

Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
     
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе: - - - - -
Лекции      
Практические занятия (ПЗ)      
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Занятия, проводимые в интерактивной форме      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)   -      
Расчетно-графические работы   -      
Реферат          
Другие виды самостоятельной работы
Индивидуальные задания      
Рабочая тетрадь      
Вид промежуточной аттестации - зачёт          
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
     

 

Таблица 3

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Семинары Самостоя-тельная работа Всего
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира    
2. Пространство, время, симметрия    
3. Структурные уровни и система организации материи      
4. Порядок и беспорядок в природе  
5. Панорама современного естествознания  
6. Биосфера и человек    
  Итого  

 

Таблица 4

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Компе- тенции
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира   Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Отличия и сходство в выборе объектов изучения, характерных признаках объектов двух направлений научного знания, трактовке полученных результатов. Понятие концепции и её определение. Особенности гуманитарных и естественнонаучных концепций. Понятие картины мира. Донаучная, вненаучная (религиозная), научная картины мира. Мистическая, религиозная, научная картины мира. Особенности картины мира: индивидуальность, фрагментарность, неполнота картины мира. Гуманитарная и естественнонаучная картины мира, их принципиальное сходство. Различия и сходства методов двух наук. Методы изучения и описания мира. Наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, систематизация и классификация как общие методы гуманитарных и естественных наук. Моделирование и системный метод как новые направления в развитие научной методики. Объяснение – назначение методов в естествознании. Достоинства и недостатки методов науки при составлении картины мира. Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в античные времена, в механической картине мира, в электромагнетизме и релятивизме.   ОК-1     ОК-2   ОК-1 ОК-2   ОК-1
2. Пространство, время, симметрия Понятие симметрии в физике. Симметрия как основа инвариантности законов физики при любых преобразованиях системы. Теорема Э. Нётер как обоснование законов сохранения. Законы сохранения. Универсальный характер законов сохранения и их философский смысл. Законы сохранения, симметрия и мировой баланс (глобальный баланс). Эволюция представлений о времени и пространстве в разных картинах мира. Представление о времени как последовательности событий в античной картине мира. Представление о пространстве как первичных местах, которые не могут двигаться. Абсолютные пространство и время в динамике И. Ньютона. Современные представления о времени и пространстве как атрибутах материи. Специальная теория относительности (СТО) и её предпосылки. Пространственно-временной континуум и зависимость пространства и времени от состояния материи и энергии. Релятивистские эффекты: относительность одновременности и расстояний, инвариантность причинно-следственных связей, эквивалентность массы и энергии (Е=Мс2), совместимость СТО и классической механики при малых скоростях движения. Общая теория относительности (ОТО) и её основные выводы: эквивалентность гравитация и ускоренное движение, обусловленность гравитации искажением пространства, ответственность физических тел за геометрию пространства, равноценность систем отсчёта для описания физического мира. ОК-1   ОК-2   ОК-1     ОК-1   ОК-1     ОК-1
3. Структурные уровни и система организации материи   Понятие микро-, макро- и мегамира. Атомно-молекулярная концепция материи и развитие квантовой физики. Парадоксы микромира и статистический характер описания микрообъектов. Принципы неопределенности, дополнительности и относительности. Значение принципов для гуманитарной и естественнонаучной культур. Понятие микро-, макро- и мегамира. Особенности физических миров по типу элементов и по проявлению физических законов. Мегамир и его основные элементы. Структурные составляющие космоса: понятия вакуума, типы небесных тел и систем небесных тел. Солнечная система и её общая характеристика. Концепция Вселенной. Донаучные представления о Вселенной в некоторых культурах. Понятие «ничто», хаос как предшественники современного представления о первичном состоянии мира. Внешние силы в донаучном и научном представлении. Модель возбужденного хаоса и сингулярной точки. Гипотеза Большого взрыва и особенности первых материальных объектов. Звездная последовательность. Гипотеза Канта-Лапласа и ее достоинства. Работы А.А. Фридмана и их влияние на создание новых вариантов концепции Вселенной. Эволюция Вселенной и ее варианты: схлопывающаяся Вселенная и расширяющаяся Вселенная.   ОК-1     ОК-2     ОК-2     ОК-2
4. Порядок и беспорядок в природе Понятия жёсткого детерминизма и индетерминизма. Влияние детерминизма на культуру модернизма. Понятие динамических теорий. Примеры динамических теорий. Возвращение в науку понятия хаоса в термодинамике XIX века. Энтропия как мера беспорядка. Энтропия в природных объектах (энтропия газа, жидкости, кристаллов). II принцип термодинамики, его универсальное значение и проявления в неживом мире, социальных, экономических и политических процессах. Негэнтропийные процессы в живых организмах. Особенности живого как способность противостоять беспорядку (энтропии). Статистические теории и понятие вероятностности. Примеры вероятностных теорий. Эволюционизм, квантово-волновой дуализм, принцип неопределённости Гейзенберга. Открытые системы и их неравновесное состояние. Универсальность открытых систем в природе. Примеры открытых систем и способы вымывания беспорядка. Законы открытых систем и их универсальный характер: принцип эмерджентности, закон необходимого разнообразия, закон иерархии систем, правило диссипации, принцип Ле-Шателье-Брауна. Понятие самоорганизации. Самоорганизация как способ понижения энтропии (беспорядка). Универсальность эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации сложных систем. Примеры самоорганизации в природных, социальных и иных открытых системах. Понятия бифуркации и флюктуации и их значение для биологических, социальных, политических систем и для индивида.   ОК-2   ОК-1     ОК-2   ОК-2     ОК-1   ОК-1 ОК-2
5. Панорама современного естествознания Понятие фундаментальных и частных естественных наук. Примеры фундаментальных и частных наук. Дифференциация и интеграция наук. Примеры интегральных наук. Пограничные проблемы естественных и гуманитарных наук. Космология и космогония как обязательная часть любой культуры. Примеры космологических и космогонических представлений в некоторых культурах. Современная космология и космогония. Планета Земля и её особенности. Геологическая история Земли. Эволюция Земли, её коры и тектонических плит. Геологические оболочки Земли (атмосфера, литосфера, гидросфера). Гипотезы о происхождении жизни. Гипотеза биохимической эволюции (гипотеза Опарина-Холдейна). Особенности живого. Адаптация и дезадаптация в природной и социальной средах. Опасности дезадаптации и способы её преодоления медико-социальными технологиями. Понятие анаэробов-прокариот. Возникновение автотрофии и особенности автотрофов. Аэробы и эукариоты как важный этап эволюции живого. Эволюция живого и её механизмы: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Универсальность эволюции в природных и социальных системах. Филогенез и онтогенез как исторический и индивидуальный пример эволюции. ОК-1     ОК-2   ОК-1     ОК-2     ОК-2   ОК-1     ОК-2  
6. Биосфера и человек Надорганизменные системы и их типы: популяции, сообщества, экосистемы. Экологические факторы и их значение для биосистем. Экологические связи и их мутуалистический эффект. Понятие биосферы как суперэкосистемы. Значение биосферы для эволюции Земли и для поддержания жизни на планете. Структурные элементы биосферы и их значение для живого. Геохимические циклы как механизм существования биосферы. Понятие незамкнутости геохимических циклов и его значение для хозяйственной деятельности человека. Человек в биосфере. Гипотезы происхождения человека и их место в культуре. Антропогенез как основная гипотеза естествознания. Предполагаемые этапы антропогенеза и их последствия. Гипотезы о появлении интеллекта: гипотеза трудовой деятельности, коммуникативная гипотеза, гипотеза «эффекта Маугли». Понятие негенетического наследования культуры в форме обучения и его значение для общества. Понятие экологического кризиса как последствия воздействия человека на биосферу. Понятие неолитической революции как первого экологического кризиса. Глобализация воздействия человека на природу. Понятие глобальных экологических проблем и их примерный перечень. Понятие экологического кризиса как обратимого состояния в системе «общество-природа». Предполагаемые способы выхода из экологического кризиса и их последствия для культуры, общества, экономики и политики. Понятие ноосферы как перспективы во взаимоотношениях человека и биосферы. Идея коэволюции: её культурные, социальные, биологические и другие последствия. Универсальный эволюционизм как общекультурное и эволюционное понятие. Коэволюционно-синергетичекая парадигма как вероятная картина мира в будущем. ОК-1     ОК-2   ОК-1 ОК-2   ОК-2     ОК-1   ОК-1  

Таблица 5

Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.

№ п/п Номер раздела дисциплины Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия   Задания для подготовки студентов к занятию
1. 1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира   Групповое тестирование по разделу дисциплины. Работа с учебной литературой, рабочей тетрадью и другими рекомендованными источниками информации. Подготовка к тестированию по приведённым ниже тестам.
2. 2,3,4,5. Пространство, время, симметрия. Структурные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания Защита индивидуальных работ. Подготовка индивидуальных заданий в печатном виде и устного доклада на 3-5 минут.
3. 6. Человек и биосфера Дискуссия о социально-значимых последствиях некоторых направлений естествознания: о возможностях синергетики в социально-экономической сфере; о содержании и путях решения глобальных экологических проблем. Использование Интерент-ресурсов для поиска полемических материалов по теме дискуссии

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.