Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.
Философия
+
+
2.
Культурология
+
3.
Социология
+
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ОК-1- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК-2- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
основные методы научного познания, этапы развития естествознания (ОК-1);
основные модели научных картин мира; основные концепции современного естествознания (ОК 2);
основные направления влияния естествознания на социальную жизнь общества (ОК-1);
влияние естественнонаучных открытий на социальные процессы в обществе (ПК-2).
Уметь:
анализировать содержание прежних картин мира и их влияние на мировоззрение общества (ОК-1);
обосновывать выбор теоретико-методологических основ исследования явлений и процессов в профессиональной деятельности в контексте различных моделей научных картин мира (ОК 2);
анализировать концепции современного естествознания и учитывать их при решении задач социального развития; учитывать перспектив развития естествознания с учётом их возможного воздействия на социальную сферу (ОК -1);
оценивать достижения естественных наук на основе анализа различных источников информации (ПК-2).
Владеть:
навыками верификации и фальсификации для оценки естественнонаучных сведений (ОК-1);
методиками анализа явлений и процессов в профессиональной деятельности в соответствии с выбранной моделью научной картин мира (ОК 2);
основными представлениями об историческом развитии и содержании базовых концепций современного естествознания; способностью прогнозировать и оценивать перспективы развития современного естествознания (ОК- 1);
навыками поиска и оценки естественнонаучной информации (ПК-2).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Всего учебным планом на изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» отводится 3 з.е. (108 часов). Промежуточная форма контроля – зачет.
Распределение отведенного времени по видам занятий представлено в приведенной ниже таблице 2.
Таблица 2
Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Всего часов / зачетных единиц
Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:
-
-
-
-
-
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Лабораторные работы (ЛР)
Занятия, проводимые в интерактивной форме
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:
-
-
-
-
-
Курсовой проект (работа)
-
Расчетно-графические работы
-
Реферат
Другие виды самостоятельной работы
Индивидуальные задания
Рабочая тетрадь
Вид промежуточной аттестации - зачёт
Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
Таблица 3
Учебно-тематический план дисциплины
№
п/п
Наименование
раздела дисциплины
Лекции
Практические
занятия
Семинары
Самостоя-тельная
работа
Всего
1.
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
2.
Пространство, время, симметрия
3.
Структурные уровни и система организации материи
4.
Порядок и беспорядок в природе
5.
Панорама современного естествознания
6.
Биосфера и человек
Итого
Таблица 4
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
Наименование раздела дисциплины
Содержание раздела
Компе-
тенции
1.
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Гуманитарная и естественнонаучная культуры. Отличия и сходство в выборе объектов изучения, характерных признаках объектов двух направлений научного знания, трактовке полученных результатов. Понятие концепции и её определение. Особенности гуманитарных и естественнонаучных концепций.
Понятие картины мира. Донаучная, вненаучная (религиозная), научная картины мира. Мистическая, религиозная, научная картины мира. Особенности картины мира: индивидуальность, фрагментарность, неполнота картины мира. Гуманитарная и естественнонаучная картины мира, их принципиальное сходство.
Различия и сходства методов двух наук. Методы изучения и описания мира. Наблюдение, анализ, синтез, эксперимент, систематизация и классификация как общие методы гуманитарных и естественных наук. Моделирование и системный метод как новые направления в развитие научной методики. Объяснение – назначение методов в естествознании. Достоинства и недостатки методов науки при составлении картины мира.
Развитие представлений о материи, движении и взаимодействии в античные времена, в механической картине мира, в электромагнетизме и релятивизме.
ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-1
2.
Пространство, время, симметрия
Понятие симметрии в физике. Симметрия как основа инвариантности законов физики при любых преобразованиях системы. Теорема Э. Нётер как обоснование законов сохранения. Законы сохранения. Универсальный характер законов сохранения и их философский смысл. Законы сохранения, симметрия и мировой баланс (глобальный баланс). Эволюция представлений о времени и пространстве в разных картинах мира. Представление о времени как последовательности событий в античной картине мира. Представление о пространстве как первичных местах, которые не могут двигаться. Абсолютные пространство и время в динамике И. Ньютона. Современные представления о времени и пространстве как атрибутах материи.
Специальная теория относительности (СТО) и её предпосылки. Пространственно-временной континуум и зависимость пространства и времени от состояния материи и энергии.
Релятивистские эффекты: относительность одновременности и расстояний, инвариантность причинно-следственных связей, эквивалентность массы и энергии (Е=Мс2), совместимость СТО и классической механики при малых скоростях движения.
Общая теория относительности (ОТО) и её основные выводы: эквивалентность гравитация и ускоренное движение, обусловленность гравитации искажением пространства, ответственность физических тел за геометрию пространства, равноценность систем отсчёта для описания физического мира.
ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-1
ОК-1
ОК-1
3.
Структурные уровни и система организации материи
Понятие микро-, макро- и мегамира. Атомно-молекулярная концепция материи и развитие квантовой физики. Парадоксы микромира и статистический характер описания микрообъектов. Принципы неопределенности, дополнительности и относительности. Значение принципов для гуманитарной и естественнонаучной культур. Понятие микро-, макро- и мегамира. Особенности физических миров по типу элементов и по проявлению физических законов.
Мегамир и его основные элементы. Структурные составляющие космоса: понятия вакуума, типы небесных тел и систем небесных тел. Солнечная система и её общая характеристика.
Концепция Вселенной. Донаучные представления о Вселенной в некоторых культурах. Понятие «ничто», хаос как предшественники современного представления о первичном состоянии мира. Внешние силы в донаучном и научном представлении. Модель возбужденного хаоса и сингулярной точки. Гипотеза Большого взрыва и особенности первых материальных объектов. Звездная последовательность. Гипотеза Канта-Лапласа и ее достоинства. Работы А.А. Фридмана и их влияние на создание новых вариантов концепции Вселенной. Эволюция Вселенной и ее варианты: схлопывающаяся Вселенная и расширяющаяся Вселенная.
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-2
4.
Порядок и беспорядок в природе
Понятия жёсткого детерминизма и индетерминизма. Влияние детерминизма на культуру модернизма. Понятие динамических теорий. Примеры динамических теорий. Возвращение в науку понятия хаоса в термодинамике XIX века. Энтропия как мера беспорядка. Энтропия в природных объектах (энтропия газа, жидкости, кристаллов). II принцип термодинамики, его универсальное значение и проявления в неживом мире, социальных, экономических и политических процессах. Негэнтропийные процессы в живых организмах. Особенности живого как способность противостоять беспорядку (энтропии).
Статистические теории и понятие вероятностности. Примеры вероятностных теорий. Эволюционизм, квантово-волновой дуализм, принцип неопределённости Гейзенберга.
Открытые системы и их неравновесное состояние. Универсальность открытых систем в природе. Примеры открытых систем и способы вымывания беспорядка. Законы открытых систем и их универсальный характер: принцип эмерджентности, закон необходимого разнообразия, закон иерархии систем, правило диссипации, принцип Ле-Шателье-Брауна.
Понятие самоорганизации. Самоорганизация как способ понижения энтропии (беспорядка). Универсальность эволюционизма. Синергетика как теория самоорганизации сложных систем. Примеры самоорганизации в природных, социальных и иных открытых системах. Понятия бифуркации и флюктуации и их значение для биологических, социальных, политических систем и для индивида.
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-1
ОК-2
5.
Панорама современного естествознания
Понятие фундаментальных и частных естественных наук. Примеры фундаментальных и частных наук. Дифференциация и интеграция наук. Примеры интегральных наук. Пограничные проблемы естественных и гуманитарных наук.
Космология и космогония как обязательная часть любой культуры. Примеры космологических и космогонических представлений в некоторых культурах. Современная космология и космогония.
Планета Земля и её особенности. Геологическая история Земли. Эволюция Земли, её коры и тектонических плит. Геологические оболочки Земли (атмосфера, литосфера, гидросфера).
Гипотезы о происхождении жизни. Гипотеза биохимической эволюции (гипотеза Опарина-Холдейна). Особенности живого. Адаптация и дезадаптация в природной и социальной средах. Опасности дезадаптации и способы её преодоления медико-социальными технологиями. Понятие анаэробов-прокариот. Возникновение автотрофии и особенности автотрофов. Аэробы и эукариоты как важный этап эволюции живого. Эволюция живого и её механизмы: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Универсальность эволюции в природных и социальных системах. Филогенез и онтогенез как исторический и индивидуальный пример эволюции.
ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-2
6.
Биосфера и человек
Надорганизменные системы и их типы: популяции, сообщества, экосистемы. Экологические факторы и их значение для биосистем. Экологические связи и их мутуалистический эффект.
Понятие биосферы как суперэкосистемы. Значение биосферы для эволюции Земли и для поддержания жизни на планете. Структурные элементы биосферы и их значение для живого. Геохимические циклы как механизм существования биосферы. Понятие незамкнутости геохимических циклов и его значение для хозяйственной деятельности человека.
Человек в биосфере. Гипотезы происхождения человека и их место в культуре. Антропогенез как основная гипотеза естествознания. Предполагаемые этапы антропогенеза и их последствия. Гипотезы о появлении интеллекта: гипотеза трудовой деятельности, коммуникативная гипотеза, гипотеза «эффекта Маугли». Понятие негенетического наследования культуры в форме обучения и его значение для общества.
Понятие экологического кризиса как последствия воздействия человека на биосферу. Понятие неолитической революции как первого экологического кризиса. Глобализация воздействия человека на природу. Понятие глобальных экологических проблем и их примерный перечень.
Понятие экологического кризиса как обратимого состояния в системе «общество-природа». Предполагаемые способы выхода из экологического кризиса и их последствия для культуры, общества, экономики и политики.
Понятие ноосферы как перспективы во взаимоотношениях человека и биосферы. Идея коэволюции: её культурные, социальные, биологические и другие последствия. Универсальный эволюционизм как общекультурное и эволюционное понятие. Коэволюционно-синергетичекая парадигма как вероятная картина мира в будущем.
ОК-1
ОК-2
ОК-1
ОК-2
ОК-2
ОК-1
ОК-1
Таблица 5
Содержание практических занятий, семинарских занятий и др.
№ п/п
Номер раздела
дисциплины
Тема практического занятия, семинарского занятия и др., содержание занятия
Задания для подготовки студентов к занятию
1.
1. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Групповое тестирование по разделу дисциплины.
Работа с учебной литературой, рабочей тетрадью и другими рекомендованными источниками информации.
Подготовка к тестированию по приведённым ниже тестам.
2.
2,3,4,5. Пространство, время, симметрия.
Структурные уровни организации материи. Порядок и беспорядок в природе. Панорама современного естествознания
Защита индивидуальных работ.
Подготовка индивидуальных заданий в печатном виде и устного доклада на 3-5 минут.
3.
6. Человек и биосфера
Дискуссия о социально-значимых последствиях некоторых направлений естествознания: о возможностях синергетики в социально-экономической сфере; о содержании и путях решения глобальных экологических проблем.
Использование Интерент-ресурсов для поиска полемических материалов по теме дискуссии