Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема теста: « История формирования концепций естествознания»



Подтемы:

1. Научный метод познания.

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

3. Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития).

4. Развитие представлений о материи.

5. Развитие представлений о движении.

6. Развитие представлений о взаимодействии.

(Знак • означает, что надо выбрать один вариант ответа, знак •• - не менее двух)

• 1. Установите соответствие между типами фундаментального взаимодействия и объектами, стабильность которых оно обеспечивает: а) гравитационное, б) электромагнитное, в) сильное. 1) ядра, тяжёлые элементарные частицы, 2) планетарные, галактические системы, 3) клетки, микроорганизмы, 4) атомы, молекулы.
• 2. Движение в электромагнитной картине мира рассматривается как…   1) перемещение тел в пространстве, которое фиксируется по отношению к системе отсчёта, 2) любые изменения, происходящие с материальным объектом в результате взаимодействия, 3) перемещение заряженных частиц и изменение создаваемых ими электромагнитных полей, 4) изменение взаимного расположения тел.
•• 3. В основе современной картины мира лежат принципы… 1) дополнительности, 2) дальнодействия, 3) универсального эволюционизма, 4) относительности Галилея.
• 4. В теоретическом исследовании… 1) применяются метод абстрагирования и мысленный эксперимент с идеализированным объектом, 2) законы, управляющие природными процессами, изучаются по их проявлению в непосредственно наблюдаемых эффектах, 3) в качестве основных методов применяются реальный эксперимент и реальное наблюдение, 4) возможно фиксирование только внешних общих признаков объектов и явлений, а их существенные внутренние признаки можно только угадать.  
• 5. Концепция, признающая объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы, называется… 1) объективностью, 2) индетерминизмом, 3) фатализмом, 4) детерминизмом.
• 6. Для редукционизма, как одного из подходов к взаимоотношениям системных уровней организации материи, свойственно…   1) стремление свести сложное в многообразных явлениях природы к совокупности простых элементарных процессов, 2) признание системной организации природы, где взаимосвязаны и зависимы друг от друга все уровни, 3) отрицание возможности объяснить сложное многообразие явлений природы, 4) объяснение сложных многообразных явлений природы присутствием в них особой нематериальной силы.
• 7. Расположите представления о движении в порядке их возникновения: 1) источник «естественного» движения – стремление, присущее самому телу, 2) кроме механического, существуют и другие, более сложные формы движения, например, биологическая форма движения материи, 3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени.
• 8. Примером интеграции естественных наук является… 1) физика ядра, 2) ботаника, 3) механика, 4) астробиология.
• 9. Материя в электромагнитной картине мира – это… 1) только непрерывное поле, 2) только дискретные частицы, 3) непрерывное поле и электрические заряды, 4) корпускулярно-волновые объекты.
• 10. Силы межмолекулярного взаимодействия в жидкостях обусловлены ______взаимодействием: 1) слабым, 2) электромагнитным, 3) гравитационным, 4) сильным.
• 11. Укажите определение, которое верно отражает суть детерминизма:   1) это состояние физической системы, полностью определяющее её дальнейшее поведение, 2) это концепция жёстких причинно-следственных связей между всеми явлениями природы и общества, 3) это теория, описывающая поведение системы с динамическим хаосом, 4) это теория, описывающая системы, устойчивые по отношению к внешним воздействиям.
• 12. В общечеловеческой культуре современного времени естествознание и гуманитарные науки… 1) являются несовместимыми друг с другом способами освоения человеком реальности, 2) чужды друг другу, каждая из составляющих обладает своей особой культурой, 3) не имеют общих методов познания, поэтому строго разделены, 4) имеют массу «пограничных» проблем, решение которых приводит их к сотрудничеству друг с другом.  
• 13. Для редукционизма, как одного из подходов к взаимоотношениям системных уровней организации материи, свойственно… 1) отрицание возможности объяснить сложное многообразие явлений природы, 2) стремление свести сложное в многообразных явлениях природы к совокупности простых элементарных процессов, 3) объяснение сложных многообразных явлений природы присутствием в них особой нематериальной силы, 4) признанием системной организации природы, где взаимосвязаны и зависимы друг от друга все уровни.
• 14. Выберите верное суждение о наблюдении как методе познания:   1) наблюдение позволяет устранить побочные факторы, затрудняющие процесс исследования, 2) при наблюдении природные процессы изучаются в естественных условиях с учётом воздействия факторов окружающей среды, 3) в ходе наблюдения человек играет активную роль, он не случайный зритель, а сам что-то делает для получения результата, 4) наблюдение предполагает создание особых условий, в которых изучаемый процесс максимально свободен от посторонних воздействий.
15. Расположите представления о движении в порядке их возникновения: 1) «естественное» движение небесных тел, где всё вечно, совершенно и неизменно, равномерное, круговое, 2) движение – не только перемещение частиц, но и изменение электромагнитного поля, 3) существует один вид движения – механическое перемещение тел в пространстве и времени.
• 16.Верифицируемость, как основной критерий знания, характерна для ____________ познания: 1) псевдонаучного, 2) лженаучного, 3) научного, 4) ненаучного.
• 17. Научной революцией называют… 1) изменение в структуре научного сообщества, 2) переворот в государственном управлении наукой, 3) трансформацию средств и инструментов научного познания, 4) скачок, переход от одной научной картины мира к другой.
• 18. Наличие строгой последовательности действий, приводящей к определённому результату, характерно для… 1) теории, 2) метода, 3) гипотезы, 4) концепции.  
• 19. Естественные науки характеризуются…   1) совпадением субъекта и объекта познания, 2) преобладанием качественных оценок, 3) затруднённостью эксперимента, 4) упором на строго объективную количественную оценку изучаемых объектов.
20. Расположите представления о движении в порядке их возникновения: 1) движение мельчайших частиц подчиняется законам квантовой механики, 2) материи чуждо движение: сама по себе она может пребывать лишь в покое, 3) атомы движутся по законам классической механики, и это движение позволяет объяснить все происходящие в мире явления.  
• 21. Наука, наряду с философией, религией, искусством и другими областями человеческого знания, является частью единой духовной культуры. Выберите верное утверждение: 1) наука, как и идеология, отражает интересы определённых слоёв общества, 2) наука, как и религия, опирается на веру, а не на чувственную реальность и разум, 3) наука, как и искусство, описывает мир через авторские позиции, 4) наука отличается от идеологии тем, что её истины общезначимы и не зависят от интересов определённых слоёв общества.
• 22. К характеристикам научного знания относится… 1) бездоказательность, 2) фальсифицируемость, 3) несоответствие фактам, 4) фрагментарность.
• 23. В современной научной картине мира материя и движение… 1) дополняют друг друга, 2) связаны друг с другом, 3) заменяют друг друга, 4) исключают друг друга.
• 24. Совокупность тел, относительно которых рассматривается движение, и выбранный способ измерения времени, называются… 1) системой отсчёта, 2) системой координат, 3) телом отсчёта, 4) точкой отсчёта.  
• 25. Основные виды материи – это…   1) пространство и время, 2) атомы и молекулы, 3) вещество, поле и физический вакуум, 4) движение и взаимодействие.
• 26. В классической механике состояние системы задаётся… 1) координатами и скоростями составляющих её материальных точек, 2) волновой функцией системы, 3) температурой, давлением и объёмом, 4) распределением зарядов и физических полей в системе.
• 27. Универсальным языком науки, на котором «написана великая книга природы», является… 1) география, 2) история, 3) математика, 4) физика.
• 28. Методологической основой учебного курса «Концепции современного естествознания» служит представление о том, что… 1) процесс дальнейшей дифференциации наук неизбежен и будет продолжаться бесконечно, 2) методология естествознания становится общенаучной, 3) законы биологии, физики и химии позволяют объяснить все закономерности развития как природы, так и общества, 4) грани между частными науками будут стёрты уже в 21 веке.
• 29. Особенностью гуманитарного знания от естественнонаучного, является… 1) экспериментальное обоснование теоретического знания, 2) обязательная фальсификация и верификация данных, 3) высокая степень объективности и достоверности, 4) нестрогий образный язык.
• 30. На теоретическом уровне научного познания частные следствия из научной теории получают методом…   1) интуиции, 2) дедукции, 3) индукции, 4) интерпретации.
• 31. Гуманитарное знание при изучении объектов исследования ориентировано на… 1) индивидуальное, неповторимое, 2) повторяющееся, общее, 3) эпизодическое, типичное, 4) универсальное, фрагментарное.
• 32. Эксперимент как элемент эмпирического уровня научного познания представляет собой: 1) наблюдение и измерение в заранее заданных условиях, 2) построение математической модели, 3) мыслительную оценку значимости наблюдаемых фактов, 4) объяснение и обработку ранее известных фактов.
• 33. В динамических теориях состояние системы задаётся ______ физических величин: 1) точными значениями, 2) средними значениями, 3) вероятностными значениями, 4) диапазоном изменений.
•• 34. К механистической картине мира относятся положения… 1) все виды энергии сводятся к энергии движения молекул и гравитационным взаимодействиям, 2) передача взаимодействия описывается принципом близкодействия, 3) законы микромира отличаются от законов макромира, 4) картина предполагает однозначные причинно-следственные связи.
•• 35. Континуальная программа Аристотеля основана на следующих идеях: 1) истинный мир – это мир идей, представляющий собой иерархически упорядоченную структуру, 2) каждая вещь – соединение непрерывной бескачественной материи и некоторой формы, 3) в природе нет пустоты, бесформенная материя занимает всё пространство, 4) атомы и пустота – два начала мироздания.
• 36. Научная теория, занимающаяся проблемами поиска человеком истинных фактов бытия в целом и природы в частности, называется… 1) космологией, 2) теорией познания, 3) теорией хаоса, 4) натуральной философией.
• 37. Смысл первого закона И. Ньютона состоит в том, что он… 1) установил существование инерциальных систем отсчёта, 2) отвечает на вопрос, как изменяется механическое движение тела под действием приложенных сил, 3) связывает равенством действие и противодействие, 4) рассматривает взаимодействие двух тел.
• 38. Любое прошлое или будущее событие можно точно и однозначно рассчитать, имея достаточно информации о настоящем. Таков смысл... 1) одного из положений универсального эволюционизма, 2) принципа причинности в современном понимании, 3) концепции механистического детерминизма, 4) принципа причинности в понимании древнегреческих атомистов.
• 39. Выберите верное суждение о наблюдении как методе исследования: 1) в процессе наблюдения человек может устранить побочные факторы, затрудняющие процесс исследования, 2) в ходе наблюдения объект может быть поставлен в исключительные, часто экстремальные условия; при этом удаётся обнаружить новые свойства объекта, 3) в космических исследованиях наблюдение является наиболее широко используемым методом, 4) наблюдение – это воздействие на предмет в специально подобранных условиях.
•• 40. Установите соответствие между концепциями передачи взаимодействия и их характеристиками: а) концепция дальнодействия, б) концепция близкодействия, в) квантово-полевой механизм передачи воздействия. 1) одностороннее воздействие движущего на движимое, воздействие передаётся только через посредника при непосредственном контакте, 2) воздействие передаётся только через материального посредника – физическое поле, и с конечной скоростью, 3) тело испускает виртуальные частицы-переносчики соответствующего взаимодействия, поглощаемые другим телом, 4) воздействие передаётся мгновенно на любые расстояния.
• 41. По принципу соответствия связаны друг с другом: 1) классическая термодинамика и теория относительности, 2) электродинамика и классическая механика, 3) классическая механика и специальная теория относительности, 4) классическая термодинамика и квантовая механика.
• 42. В механике модель материальной точки используется. Если… 1) скорость движения много меньше скорости света, 2) размеры тела много меньше размеров области пространства, в котором происходит движение, 3) масса тела равна нулю, 4) масса тела много больше массы элементарной частицы.
• 43. Свойство однородности пространства соответствует для инерциальных систем отсчёта… 1) симметрии относительно смены знака заряда, 2) симметрии относительно сдвига начала координат, 3) симметрии относительно поворота осей координат в пространстве, 4) симметрии относительно начала отсчёта времени.
• 44. В методологию натурфилософии входили… 1) наблюдение и умозаключение, 2) использование физических и математических моделей, 3) материализм и релятивизм, 4) наблюдение и эксперимент.
• 45. При зажигании спички формы движения материи сменяют друг друга в следующей последовательности: 1) механическая → химическая → тепловая, 2) механическая → тепловая → химическая, 3) химическая → тепловая → механическая, 4) тепловая → химическая → механическая.

 

6.4. Контрольные вопросы для текущего контроля к темам №№ 4, 5, 6.

При подготовке к ответу можно использовать рекомендованные и иные информационные ресурсы.

(Количество начисляемых баллов – 5).

1. Приведите примеры фундаментальных теорий, созданных в естествознании в 19-м веке.

2. Почему системные законы считаются более универсальными, чем физические?

3. Почему существование природных объектов более выгодно в форме сложных систем, а не отдельных физических тел?

4. Какие общие черты характеризуют космологические представления в разных культурах?

5. Приведите подтверждение тому, что современная космогония основана на теории относительности.

6. Какое значение для космогонии имеют работы А.А. Фридмана?

7. Какое значение для предполагаемого будущего вселенной имеет представление об энтропии?

8. Каким образом шло образование химических элементов и как направлена химическая эволюция?

9. Почему окислительно-восстановительные реакции считаются основой существования жизни на Земле?

10.От чего зависит динамика химических процессов?

11.Какими особыми свойствами характеризуется живое вещество?

12.В чем суть гипотезы панспермии в объяснении происхождения живого?

13.Какие признаки и свойства экосистемы считаются в экологии наиболее важными?

14.Приведите примеры глобальных экологических проблем и раскройте их содержание.

15.Дайте определение эволюции, исходя из гипотезы А. Уоллеса-Ч. Дарвина.

16.Каковы механизмы эволюции по А. Уоллесу-Ч. Дарвину?

17.В чем особенности синтетической теории эволюции?

18.Каковы возможные причины антропосоциогенеза?

19.Приведите примеры синтеза биологического и социального в природе человека.

20.Чем отличается социум от других надорганизменных систем?

21.Какими представляются некоторые возможные перспективы человека в биосфере?

22.Чем отличается современная биосфера от предполагаемой в будущем ноосферы?

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.